Налоговая политика РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:30, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.

Содержание

Введение 3

1. Налоговая политика: понятие, сущность, основные цели и задачи 5
2. Методы и инструменты налоговой политики 13
3. Налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе, основные направления и пути её совершенствования 23

Заключение 32

Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

налоговая политика в рб dcty.docx

— 83.64 Кб (Скачать документ)

      Следует отметить, что сложившаяся налоговая  система в РБ достаточно дифференцирована. Она содержит целый ряд налогов, апробированных мировой практикой  и рекомендовано мировым сообществом  в качестве  наиболее приемлемых форм перераспределения средств  общества в условиях рыночных отношений.

      В РБ взимается до 30 различных налогов  и отчислений. Я хочу рассмотреть  лишь некоторые из них, так как  невозможно в одной курсовой работе рассмотреть все вопросы, связанные  с налогообложением субъектов хозяйствования Республики Беларусь.

Налог на добавленную стоимость

      У нас применяется отличная от общеевропейской  методика  взимания НДС (основной источник дохода бюджета ). Плательщиками налога на добавленную стоимость являются юридические лица, включая предприятия  с иностранными инвестициями и иностранные  юридические лица, филиалы, представительства  и другие структурные подразделения  юридических лиц, имеющих обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий) счет, участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение  общих дел или получившие выручку  от этой деятельности до ее распределения, и физические лица.

      Объектом  налогообложения является стоимость, которую предприятие (как в сфере  производства, так и обращения) добавляет  к стоимости сырья, материалов или  товаров при производстве и реализации продукции, товаров, выполнении работ  и оказании услуг, а также стоимость  ввозимых на территорию Республики Беларусь товаров.

      Ставки  налога на добавленную стоимость  устанавливаются в следующих  размерах:

      а) 10 процентов на с/х продукцию;

      б) 20 процентов - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные  товары.

      Товары, реализуемые за пределы Республики Беларусь, кроме государств-участников Содружества Независимых Государств, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Акцизы

      Высоким остаётся и удельный вес таких  косвенных платежей, как  акцизы, абсолютная сумма которых возрастает вследствие увеличения производства подакцизных  товаров и роста  их цен.

      В соответствии с Законом РБ "Об акцизах" плательщиками акцизов  являются предприятия, их филиалы, представительства  независимо от подчиненности и форм собственности, исключая иностранные предприятия, а также физические лица, которые осуществляют производственную и коммерческую деятельность в РБ, производящие, импортирующие для реализации товара, на которые установлены ставки акцизов. Устанавливаются акцизы по тем товарам, которые имеют высокий спрос и высокие цены при низкой себестоимости.

      Объектом  налогообложения является выручка  товаропроизводителей и импортеров, полученная от реализации произведенной  или  импортированной подакцизной  продукции.

      Под реализацией понимается продажа, обмен, безвозмездная передача товаров, использование  на собственные нужды, не связанные  с основным производством, передача товаров в чью-либо собственность  по ценам, применяемым предприятием на момент совершения операции.

      Акцизы  уплачиваются в процентах к выручке  от реализации по ставкам, утверждаемым Верховным советом Республики Беларусь на следующие товары:

        Спирт (кроме спирта, реализованного  для производства водки, вина  и т.д.), водка, ликеры, наливки,  настойки. - 75%

      Плодово-ягодные  крепленые и ликерные вина, коньяк - 50%

      Пиво, другие алкогольные напитки, полученные методом сбраживания, слабоалкогольные напитки - 40%

      Табачные  изделия  55 (50)%

      Изделия из натурального меха (песца, норки, соболя, лисицы, горностая, бобра) 20%

      Ювелирные изделия (включая изделия с бриллиантами), бриллианты 30%

      Огнестрельное и газовое оружие и боеприпасы к нему 30%

      Бензин  автомобильный 10%

      Нефть сырая 25%

      Перечень  товаров и ставки акцизов ежегодно определяет Верховный Совет РБ.

      Товары, на которые установлены акцизы, реализуемые  за пределами РБ, освобождаются от уплаты акцизов.

Налог на доходы и прибыль

      В системе прямых платежей юридических  лиц первостепенное значение имеет  налог на прибыль и доходы.  В  основу  его  определения  положен принцип равноправного  обложения  предприятий  всех  форм собственности. Налог на доходы взимается по дифференцированным ставкам  с таких видов деятельности,  как брокерская,  биржевая, проведение зрелищных мероприятий, лотерей, аукционов  и т.п. Плательщиками налогов на доходы и прибыль являются юридические  лица, участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел по этой деятельности или получившие выручку от этой деятельности до ее распределения.

      Плательщиком  налогов на доходы и прибыль юридических  лиц, имущество которых принадлежит  полностью на праве собственности одному лицу, может выступать по инициативе собственника или уполномоченного им органа любое из данных лиц в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.

      Льготы, предусмотренные Законом Республики Беларусь "О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций", при исчислении налога на прибыль по совместной деятельности не предоставляются.

        Объектом обложения налогом на  доходы являются дивиденды и приравненные к ним доходы.

      Дивидендом  для целей налогообложения признается часть прибыли предприятия, хозяйственного общества или хозяйственного объединения, выплачиваемая соответственно собственнику (собственникам) данного предприятия либо участникам хозяйственного общества или хозяйственного объединения в связи с правом собственности на имущество предприятия либо участием в хозяйственном обществе или хозяйственном объединении.

      К дивидендам для целей налогообложения приравниваются доходы от соглашений (долговых обязательств), предусматривающих участие в прибылях.

      Взимание  налога происходит по следующим ставкам:

      1. Дивиденды и приравненные к  ним доходы, начисленные предприятием, облагаются по ставке 25 процентов.  Налог взимается у источника  дохода из сумм начисленных дивидендов и приравненных к ним доходов.

      2. Прибыль предприятий облагается налогом по ставке 25 процентов.

      При осуществлении видов деятельности, определяемых Кабинетом Министров Республики Беларусь, предприятиям могут устанавливаться фиксированные суммы налога на прибыль. Фиксированные суммы налога на прибыль по таким видам деятельности устанавливаются областными и Минским городским Советами депутатов либо по их поручению соответствующими исполнительными и распорядительными органами.

Налог на недвижимость

      За  счет прибыли уплачивается налог  на недвижимость. Плательщиками налога являются юридические лица независимо от формы собственности (включая  совместные и иностранные предприятия), включая филиалы, представительства  и другие подразделения, физические лица (уплачивают этот налог на здания, принадлежащие им).

      Объектом  налогообложения является остаточная стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, являющихся собственностью предприятия или  находящиеся во владении плательщиков.

      Годовая ставка налога для юридических лиц  составляет 1% от остаточной стоимости  основных средств. Налог уплачивается из прибыли.

      Для физических лиц за здания и надворные  постройки, а также по зданиям, принадлежащим  жилищно-строительным и гражданско-строительным кооперативам налог на недвижимость 0.75%.

      В число налогов, относимых на себестоимость  продукции входят: плата за землю ( земельный налог ),  налог на использование  природных ресурсов, чрезвычайный налог  для ликвидации последствий катастрофы на  ЧАЭС ( все юридические лица уплачивают в размере 4% фондов оплаты труда ).

Земельный налог

        Уплачивают земельный налог юридические  и физические лица, включая иностранные,  которым земельные участки предоставлены  во владение, пользование (арендаторы), собственность( на основе акта  на право личной собственности  на землю).

      Объектом  налогообложения является земельный  участок, который в установленном  порядке предоставлен во владение. Распоряжение или в собственность: земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов (городов, сел), промышленности, транспорта, связи, обороны, лесного, водного  фондов.

      Размер  земельного налога зависит от качества земли согласно кадастровой оценки земель и местоположения земельного участка.

Налог на топливо

      Законом РБ "О налоге на топливо" предусмотрено: плательщиками являются юридические  лица и предприниматели, реализующие  бензин и дизельное топливо.

      Под реализацией понимается передача в  собственность, продажа, обмен, безвозмездная  передача.

      Не  платят налог на топливо сбытовые организации, продающие нефть, бензин, дизтопливо Министерству с/х, колхозам, совхозам, фермерам, овощным фабрикам, птицефабрикам, экспериментальным  базам, конзаводам, рыбхозам, т.е сельскому  хозяйству и организациям Нефтесбыта РБ. Налог включается в цену топлива.

Транзитный  налог

      Законом РБ "О транзитном налоге" предусмотрен транзитный налог для юридических  и физических лиц - владельцев и пользователей  транспортных средств, проживающих  за пределами территории Республики Беларусь. Ставки налога зависят от вида транспорта, его класса, грузоподъемности.

      Граждане, проживающие в РБ и юридические  лица, осуществляющие хозяйственную  и коммерческую деятельность ?

Подоходный  налог с граждан

      Среди налогов с населения наиболее  весомым  остается  подоходный налог  с  граждан,  которым  облагаются  все их доходы по прогрессивным ставкам. Одинаковым является подход к обложению  доходов  разных  слоев граждан, применяется ряд льгот для  малоимущих,  нетрудоспособных граждан. Однако значительным остается уровень  обложения  высоких  доходов, что  значительно снижает стимулы  к труду,  соответственно и высоким  заработкам.

Плательщики налога

      Плательщиками подоходного налога в соответствии с Законом являются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Республики Беларусь.

        Доходы, подлежащие налогообложению

      Объектом  налогообложения у граждан, имеющих постоянное местожительство в Республике Беларусь, являются доходы в денежной (национальной и иностранной валюте) и натуральной форме, полученные на территории Республики Беларусь, а также за ее пределами в случаях, предусмотренных законодательством.

      Доходы, образующиеся в результате предоставления гражданам за счет средств предприятий, учреждений и организаций материальных и социальных благ, также включаются в облагаемый доход.

      К доходам, подлежащим налогообложению, относятся также суммы, зачисляемые на лицевые счета работников и других граждан, как в национальной, так и в иностранной валюте.

      Доходы  граждан, временно проживающих в Республике Беларусь, подлежат обложению налогом, если эти доходы получены из источников в Республике Беларусь.

      Предусмотрен  ряд льгот по налогу для отдельных  категорий плательщиков (ветераны ВОВ, инвалиды, ликвидаторы аварии на ЧАЭС, герои социалистического труда  и т.д.). При исчислении подоходного  налога льготируется заработная плата  и другие выплаты, связанные с  выполнением трудовых обязанностей и суммы доходов от занятия предпринимательской деятельностью, выполнения договоров гражданско-правового характера, авторские вознаграждения в размере десяти минимальных заработных плат в месяц (120 минимальных размеров заработных плат в год).

      Резкое  увеличение  доли  отчисления  во  внебюджетные фонды очень  наглядно показывает не только уже  изначальную  низкую  проработанность  введенной системы налогообложения, но и тот же чисто произвольный подход к ее последующим корректировкам.

Информация о работе Налоговая политика РБ