Налоговая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 05:51, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение и оценка существующей налоговой политики РБ.
Перед автором были поставлены следующие задачи:
изучение теоретических и методологических основ существования и функционирования налоговой политики,
- раскрытие сущности налоговой политики, выявлены основные цели и задачи, которые она призвана решать, определены условия ее разработки и осуществления;
- рассмотрены основные ее виды и временные аспекты ее реализации;
- раскрыта связь налоговой политики с налоговым механизмом, их взаимодействие.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Основные аспекты налоговой политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Сущность, значение и цели налоговой политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Виды налоговой политики, стратегия и тактика. . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .8
1.3 Взаимосвязь налоговой политики с налоговым механизмом. . . . . . . . . . . . .12
2 Особенности налоговой политики РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.1 Анализ основных направлений развития налоговой политики Республики Беларусь . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 16
2.2 Оценка результативности реализации налоговой политики
Республики Беларусь.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.3 Экономико-правовая оценка налогового контроля как составляющей части налоговой политики РБ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.4 Меры по улучшению применяемой налоговой политики с целью преодоления бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .34
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа состоит из  8 файлов

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 32.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Глава 2.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)
le="text-align:justify">2        возобновление устойчивого экономического роста (2001-2005гг.);

3        активная структурная перестройка (2006-2010гг.);

          4  приближение к европейским стандартам уровня и качества жизни (2011-2015гг.).

Поэтапное развитие непосредственно связано с преобразованием финансовой системы, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную систему и систему цен. В связи с этим формирование налоговой политики должно отвечать особенностям каждого этапа развития национальной экономики. Налоговая политика должна соответствовать основным направлениям социально-экономического развития республики и обеспечивать устойчивый экономический рост. Она также должна способствовать расширению экспорта и повышению конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, росту реальных денежных доходов населения и социальной стабильность.

Вышеприведенный анализ проводимых мероприятий в области налогообложения за последние годы показал, что осуществляемые действия в области реализации налоговой политики РБ, несомненно, соответствуют общей программе реформирования налогообложения.

В республике Беларусь за последние три года наблюдался устойчивый рост ВВП, отраженный в таблице 1, причем достигнута положительная динамика.

Таблица 1 -  Динамика ВВП РБ

Показатель

ВВП РБ

года

2007

2008

2009

Денежный эквивалент, трлн.р.

97,2

128,8

140,0

Темп прироста, %

 

32,5

8,7

Примечание – Источник: собственная разработка на основе статистических данных

 

Анализируя представленную таблицу, можно сделать следующие выводы, что в 2008г. размер ВВП превысил на 32,5% аналогичный показатель в 2007г., что в денежном эквиваленте составило 31,6 трлн. р. (128,8 трлн.р. - 97,2трлн.р.). В 2009г. темпы прироста снизились в сравнении с ростом в 2008г., однако положительная тенденция устойчиво сохранилась, что говорит о эффективности взятого курса реформации налоговой политики республики Беларусь.

Вторым важным показателем адекватности мероприятий налоговой политики государства является размер налоговых доходов и налоговой нагрузки. Налоги занимают основное место в системе государственного дохода, так как данная финансовая категория, бесспорно, составляет наибольшую часть дохода государственного бюджета.  Данные для проведения оценки за последние три года представлены в таблице 2.

Таблица 2 -  Динамика налоговой нагрузки в Беларуси с 2007 по 2009г.

Показатель

Года

2007

2008

2009

Налоговые доходы, трлн.р.

34,2

46,8

41,5

Налоговая нагрузка, %

35,2

36,3

29,6

Примечание – Источник: собственная разработка на основе статистических данных

 

Из представленных данных видно, что за последние три года налоговая нагрузка, как и налоговые доходы, имели тенденцию как к повышению, так и снижению. Однако, если связать данные таблицы 2 и таблицы 1, то взаимосвязь темпов роста ВВП и сложившейся картиной в области налоговых поступлений, говорит об эффективности выбранной налоговой политики. Снижение фискального бремени за счет стимулирования инвестиции, сбережений населения, инноваций, а также приоритетных отраслей национальной экономики, не только обеспечит их рост, но и придаст новый импульс развитию национальной экономики в целом.

Эффективность мероприятий в области налогообложения можно оценить по уровню централизации финансовых ресурсов в консолидированном бюджете РБ. Данные для анализа представлены в таблице 3.

Таблица 3 -  Уровень централизации финансовых ресурсов в консолидированном бюджете РБ

Показатель

Года

2007

2008

2009

Уровень централизации финансовых ресурсов государства, %

48,85

48,81

44,47

В т.ч. ФСЗН, %

11,84

11,44

10,65

Примечание – Источник: собственная разработка на основе статистических данных

 

Таким образом, наглядно видно снижение фискальной нагрузки до определенного программными документами, разработанными законодательными органами РБ, уровня в размере 45% к ВВП, достигло лишь при осуществлении решительных действий в области налоговой политики в 2008-2009гг. Следует отметить, что правительство и в 2010г. не снизило темпов по преобразованию структуры налогового бремени в консолидированном бюджете республики. В частности, объем отчислений в ФСЗН с января 2010г. снизился с 35% до 34%.

При оценке мероприятий по эффективности проведения налоговой политики РБ необходимо учесть и положение реального сектора экономики. Реальный сектор в условиях рыночной экономики может функционировать только при самообеспечении финансовыми ресурсами.  Основываясь на статистические данные, наблюдается следующая тенденция, представленная в таблице 4.

Таблица 4 -  Финансовые результаты деятельности предприятий РБ

Показатель

Года

2007

2008

2009

Прибыль до налогообложения, % к ВВП

15,1

16,8

17,4

Рентабельность реализованной продукции, %

13,6

13,8

14,2

Просроченная кредиторская задолженность, %

5,2

4,9

4,7

Примечание – Источник: собственная разработка на основе статистических данных

 

Из таблицы 4 видно, что увеличение прибыли до налогообложения, привело к снижению кредиторской задолженности и увеличению рентабельности продукции. В свою очередь, данная положительная тенденция создает условия для формирования собственной ресурсной базы, увеличивает поступление налога на прибыль в бюджет, а также повышает конкурентоспособность предприятий реального сектора за счет уменьшения влияния косвенных платежей как ценового фактора.

1 января 2004 года вступила в силу Общая часть Налогового Кодекса Республики Беларусь. Она установила: основные принципы налогообложения; состав участников налоговых правоотношений; виды налогов, сборов (пошлин); порядок введения, изменения и прекращения действия налогов, сборов и пошлин; права и обязанности плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц; общие подходы к определению налогового обязательства, его исполнения и проведения налогового контроля.

Вступление в силу с 1 января 2010г. Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь позволяет Налоговому Кодексу стать единым налоговым законом, который объединяет в себе все вопросы налогообложения, в том числе порядок применения каждого из республиканских и местных налогов, сборов (пошлин), специальных режимов налогообложения. По каждому налоговому платежу в ней устанавливаются все обязательные элементы налогообложения: состав плательщиков, объект налогообложения; налоговая база; размеры налоговых ставок; перечни налоговых льгот; порядок исчисления налогов, сборов (пошлин); сроки уплаты; сроки предоставления налоговым органам налоговых деклараций (расчетов) о суммах, подлежащих уплате в бюджет.

Подводя итоги оценки результативности реализации налоговой политики Республики Беларусь, обобщая вышепредставленные расчеты и данные Министерства по налогам и сборам РБ, можно сделать следующие выводы:

1.                 В период с 2007г. по 2009г. было отменено 18 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы были включены в состав государственной пошлины. Снижение налоговой нагрузки на экономику позволило увеличить конкурентоспособность отечественной предприятий, уменьшить просроченную кредиторскую задолженность, а также наметить устойчивую положительную тенденцию ВВП.

2.                 С вступлением Особенной части Налогового Кодекса РБ с 1 января 2010г. налоговая система страны будет приближена к условиям налогообложения большинства государств, станет понятна любому иностранному инвестору, представителю бизнеса.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А.doc

— 31.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.doc

— 31.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Содержание.doc

— 23.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

титульник.doc

— 39.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Налоговая система РБ