Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 05:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и оценка существующей налоговой политики РБ.
Перед автором были поставлены следующие задачи:
изучение теоретических и методологических основ существования и функционирования налоговой политики,
- раскрытие сущности налоговой политики, выявлены основные цели и задачи, которые она призвана решать, определены условия ее разработки и осуществления;
- рассмотрены основные ее виды и временные аспекты ее реализации;
- раскрыта связь налоговой политики с налоговым механизмом, их взаимодействие.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Основные аспекты налоговой политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Сущность, значение и цели налоговой политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Виды налоговой политики, стратегия и тактика. . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .8
1.3 Взаимосвязь налоговой политики с налоговым механизмом. . . . . . . . . . . . .12
2 Особенности налоговой политики РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.1 Анализ основных направлений развития налоговой политики Республики Беларусь . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 16
2.2 Оценка результативности реализации налоговой политики
Республики Беларусь.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.3 Экономико-правовая оценка налогового контроля как составляющей части налоговой политики РБ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.4 Меры по улучшению применяемой налоговой политики с целью преодоления бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .34
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3 активная структурная перестройка (2006-2010гг.);
4 приближение к европейским стандартам уровня и качества жизни (2011-2015гг.).
Поэтапное развитие непосредственно связано с преобразованием финансовой системы, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную систему и систему цен. В связи с этим формирование налоговой политики должно отвечать особенностям каждого этапа развития национальной экономики. Налоговая политика должна соответствовать основным направлениям социально-экономического развития республики и обеспечивать устойчивый экономический рост. Она также должна способствовать расширению экспорта и повышению конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, росту реальных денежных доходов населения и социальной стабильность.
Вышеприведенный анализ проводимых мероприятий в области налогообложения за последние годы показал, что осуществляемые действия в области реализации налоговой политики РБ, несомненно, соответствуют общей программе реформирования налогообложения.
В республике Беларусь за последние три года наблюдался устойчивый рост ВВП, отраженный в таблице 1, причем достигнута положительная динамика.
Таблица 1 - Динамика ВВП РБ
Показатель | ВВП РБ | ||
года | 2007 | 2008 | 2009 |
Денежный эквивалент, трлн.р. | 97,2 | 128,8 | 140,0 |
Темп прироста, % |
| 32,5 | 8,7 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе статистических данных
Анализируя представленную таблицу, можно сделать следующие выводы, что в 2008г. размер ВВП превысил на 32,5% аналогичный показатель в 2007г., что в денежном эквиваленте составило 31,6 трлн. р. (128,8 трлн.р. - 97,2трлн.р.). В 2009г. темпы прироста снизились в сравнении с ростом в 2008г., однако положительная тенденция устойчиво сохранилась, что говорит о эффективности взятого курса реформации налоговой политики республики Беларусь.
Вторым важным показателем адекватности мероприятий налоговой политики государства является размер налоговых доходов и налоговой нагрузки. Налоги занимают основное место в системе государственного дохода, так как данная финансовая категория, бесспорно, составляет наибольшую часть дохода государственного бюджета. Данные для проведения оценки за последние три года представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Динамика налоговой нагрузки в Беларуси с 2007 по 2009г.
Показатель | Года | ||
2007 | 2008 | 2009 | |
Налоговые доходы, трлн.р. | 34,2 | 46,8 | 41,5 |
Налоговая нагрузка, % | 35,2 | 36,3 | 29,6 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе статистических данных
Из представленных данных видно, что за последние три года налоговая нагрузка, как и налоговые доходы, имели тенденцию как к повышению, так и снижению. Однако, если связать данные таблицы 2 и таблицы 1, то взаимосвязь темпов роста ВВП и сложившейся картиной в области налоговых поступлений, говорит об эффективности выбранной налоговой политики. Снижение фискального бремени за счет стимулирования инвестиции, сбережений населения, инноваций, а также приоритетных отраслей национальной экономики, не только обеспечит их рост, но и придаст новый импульс развитию национальной экономики в целом.
Эффективность мероприятий в области налогообложения можно оценить по уровню централизации финансовых ресурсов в консолидированном бюджете РБ. Данные для анализа представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Уровень централизации финансовых ресурсов в консолидированном бюджете РБ
Показатель | Года | ||
2007 | 2008 | 2009 | |
Уровень централизации финансовых ресурсов государства, % | 48,85 | 48,81 | 44,47 |
В т.ч. ФСЗН, % | 11,84 | 11,44 | 10,65 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе статистических данных
Таким образом, наглядно видно снижение фискальной нагрузки до определенного программными документами, разработанными законодательными органами РБ, уровня в размере 45% к ВВП, достигло лишь при осуществлении решительных действий в области налоговой политики в 2008-2009гг. Следует отметить, что правительство и в 2010г. не снизило темпов по преобразованию структуры налогового бремени в консолидированном бюджете республики. В частности, объем отчислений в ФСЗН с января 2010г. снизился с 35% до 34%.
При оценке мероприятий по эффективности проведения налоговой политики РБ необходимо учесть и положение реального сектора экономики. Реальный сектор в условиях рыночной экономики может функционировать только при самообеспечении финансовыми ресурсами. Основываясь на статистические данные, наблюдается следующая тенденция, представленная в таблице 4.
Таблица 4 - Финансовые результаты деятельности предприятий РБ
Показатель | Года | ||
2007 | 2008 | 2009 | |
Прибыль до налогообложения, % к ВВП | 15,1 | 16,8 | 17,4 |
Рентабельность реализованной продукции, % | 13,6 | 13,8 | 14,2 |
Просроченная кредиторская задолженность, % | 5,2 | 4,9 | 4,7 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе статистических данных
Из таблицы 4 видно, что увеличение прибыли до налогообложения, привело к снижению кредиторской задолженности и увеличению рентабельности продукции. В свою очередь, данная положительная тенденция создает условия для формирования собственной ресурсной базы, увеличивает поступление налога на прибыль в бюджет, а также повышает конкурентоспособность предприятий реального сектора за счет уменьшения влияния косвенных платежей как ценового фактора.
1 января 2004 года вступила в силу Общая часть Налогового Кодекса Республики Беларусь. Она установила: основные принципы налогообложения; состав участников налоговых правоотношений; виды налогов, сборов (пошлин); порядок введения, изменения и прекращения действия налогов, сборов и пошлин; права и обязанности плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц; общие подходы к определению налогового обязательства, его исполнения и проведения налогового контроля.
Вступление в силу с 1 января 2010г. Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь позволяет Налоговому Кодексу стать единым налоговым законом, который объединяет в себе все вопросы налогообложения, в том числе порядок применения каждого из республиканских и местных налогов, сборов (пошлин), специальных режимов налогообложения. По каждому налоговому платежу в ней устанавливаются все обязательные элементы налогообложения: состав плательщиков, объект налогообложения; налоговая база; размеры налоговых ставок; перечни налоговых льгот; порядок исчисления налогов, сборов (пошлин); сроки уплаты; сроки предоставления налоговым органам налоговых деклараций (расчетов) о суммах, подлежащих уплате в бюджет.
Подводя итоги оценки результативности реализации налоговой политики Республики Беларусь, обобщая вышепредставленные расчеты и данные Министерства по налогам и сборам РБ, можно сделать следующие выводы:
1. В период с 2007г. по 2009г. было отменено 18 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы были включены в состав государственной пошлины. Снижение налоговой нагрузки на экономику позволило увеличить конкурентоспособность отечественной предприятий, уменьшить просроченную кредиторскую задолженность, а также наметить устойчивую положительную тенденцию ВВП.
2. С вступлением Особенной части Налогового Кодекса РБ с 1 января 2010г. налоговая система страны будет приближена к условиям налогообложения большинства государств, станет понятна любому иностранному инвестору, представителю бизнеса.