Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 05:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и оценка существующей налоговой политики РБ.
Перед автором были поставлены следующие задачи:
изучение теоретических и методологических основ существования и функционирования налоговой политики,
- раскрытие сущности налоговой политики, выявлены основные цели и задачи, которые она призвана решать, определены условия ее разработки и осуществления;
- рассмотрены основные ее виды и временные аспекты ее реализации;
- раскрыта связь налоговой политики с налоговым механизмом, их взаимодействие.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Основные аспекты налоговой политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Сущность, значение и цели налоговой политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Виды налоговой политики, стратегия и тактика. . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .8
1.3 Взаимосвязь налоговой политики с налоговым механизмом. . . . . . . . . . . . .12
2 Особенности налоговой политики РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.1 Анализ основных направлений развития налоговой политики Республики Беларусь . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 16
2.2 Оценка результативности реализации налоговой политики
Республики Беларусь.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.3 Экономико-правовая оценка налогового контроля как составляющей части налоговой политики РБ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.4 Меры по улучшению применяемой налоговой политики с целью преодоления бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .34
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Проблема сопряжения налоговой политики и политики в сфере ответственности за нарушения налогового законодательства лежит не только в плоскости юридической техники самих нормативных правовых актов. Ее решение требует также определения наиболее оптимальных путей достижения задач, стоящих перед налоговым законодательством, работающим в тесной связке с другими отраслями права. В этом случае налоговая политика тесно связана с другими направлениями деятельности государства. Несогласованность их между собой чревата запуском механизма ответственности в ситуации.
2.4 Меры по улучшению применяемой налоговой политики с целью преодоления бюджетного дефицита
Несмотря на положительную тенденцию основных финансовых показателей экономики РБ за последние три года, в стране наблюдается дефицит бюджета. Бюджетный дефицит относится к финансовым явлениям, однако оно не обязательно принадлежит к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с ним. Однако сейчас в Республике Беларусь бюджетный дефицит достиг такого размера, который позволяет говорить о тяжелейшем бюджетном кризисе, ибо и по показателю дефицита государственного бюджета, и по государственному долгу превышены все предельно допустимые нормы.
Качество самого бюджетного дефицита может быть различным:
a) дефицит может быть связан с необходимостью с осуществлением крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства;
b) дефицит может возникнуть в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;
c) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Именно такой дефицит имеет место сейчас в Беларуси.
В настоящее время это чрезвычайное опасное и тревожное явление, требующее принятия не только действенных и срочных экономических мер, но и соответствующих политических решений. Государство не в состоянии обеспечить собираемость налогов и вынуждено действовать в условиях хронического бюджетного дефицита, урезая свои расходы даже по сравнению с необходимым минимумом.
Предприятия-налогоплательщики справедливо ссылаются все еще достаточно высокое налоговое бремя и сложность исчисления налоговой базы.
Отмечу основные причины бюджетного дефицита:
1. низкая результативность общественного производства. В частности действующая система налогообложения предусматривает практически только одну льготу для инвестиционного развития субъекта хозяйствования. Освобождаются от налогообложения суммы прибыли, направляемые на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. Указанное уменьшение налогооблагаемой прибыли производится при условии полного использования сумм начисленного амортизационного фонда на первое число месяца, в котором прибыль была направлена на такие цели. Эта льгота в общем объеме представленных плательщикам налоговых льгот составляет значительную величину – около 10%от всей суммы льгот. В то же время мене 1% субъектов хозяйствования смогли воспользоваться предоставленным освобождением. Это вызвано как отсутствием основного источника для финансирования инвестиций (значительный удельный вес убыточных организаций), так и не всегда продуманной амортизационной политикой («раздутый» за счет неэффективных основных средств амортизационный фонд);
2. нерациональная структура государственных бюджетных расходов, носящих потребительский характер, в результате чего происходит «проедание» средств;
3. огромные размеры государственного долга, темпы возрастания которого таковы, что правительство не успевает его погашать;
4. постоянные внешние заимствования государства для покрытия вышеуказанных расходов, что также недопустимо в существующей ситуации;
5. отток капитала из страны, отрицательное внешнеэкономическое сальдо (превышение импорта над экспортом);
6. недостаточная эффективность налоговой системы. Она находит свое отражение в довольно высоком налоговом бремени для отечественных товаропроизводителей, о чем уже было сказано выше.
Некоторые положения Налогового кодекса не состыковываются с другими сферами законодательства, особенно с гражданским.
Во всех странах мира государственных долг и дефицит бюджета являются ключевыми вопросами дискуссий об экономической политике правительства. В странах с так называемыми развивающимися рынками, к числу которых относится и Республика Беларусь, долги (внешние и внутренние) всегда порождали серьезные финансовые кризисы.
Для предотвращения бюджетного кризиса и сокращения дефицита необходимы согласованные и совместные меры, проводимые в рамках бюджетной, налоговой и промышленной политики.
По мнению автора необходимо осуществить следующие основные меры по преодолению бюджетного дефицита по средствам рычагов налоговой политики.
1. Фундаментальный недостаток действующей налоговой политики (ее ярко выраженный фискальных характер, что выражается в ее равнодушии к интересам развития производства, соответственно возникает проблема устранения этого недостатка, что требует придания налоговой политики способности стимулировать, с одной стороны, увеличение затрат хозяйствующего субъекта на производительные цели, с другой - уменьшение расходов на цели непроизводительного и личного характера. Для этого следует обратить внимание на такие мероприятия как:
а) снижение ставок НДС и налога на прибыль. Логика налоговой реформы в данном направлении такова. Налоги все равно собираются на уровне 50-60 %, приводя лишь к росту недоимок бюджета. Если их сократить, то собираемость возрастет, а положение предприятий будет облегчено и они смогут высвободившиеся средства направить на инвестиции, что в свою очередь также даст дополнительный доход государственному бюджету.
Хотя справедливо заметить, что существует и иное мнение экономистов, в соответствии с которым это не совсем правильное решение. НДС самый «коварный» налог, ибо его приходится платить всем, от него труднее уклониться. Кроме того, он оберегает бюджет от потерь в период инфляции, а ее угроза все возрастает. НДС должен быть своеобразным гарантом для государства, поскольку это главная опора бюджета. Поэтому снижение должно быть оптимально реалистичным.
Снижение ставок налогообложения можно достичь 2 способами:
1) снижение ставок основных налогов и упразднение мелких;
2) предоставления налогоплательщикам права зачета одного налога в налоговое обязательство по другому.
б) Замена общего налога на прибыль дифференцированным обложением различных ее частей: инвестируемой в производство и используемой на нужды личного и непроизводительного потребления. Для этого целесообразно использовать освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на инвестиции, цели развития производства, освоения новой техники, на проведение научных исследований и разработок, пополнение оборотных средств предприятия. Максимально возможное уменьшение налога на прибыль при одновременном дифференцированном налогообложении двух различных ее частей призвано не только повысить заинтересованность предприятий в максимизации прибыли, но и стимулировать приоритетность ее использования на нужды расширенного воспроизводства.
в) Линия развития общественного производства должно возобладать и во внешнеэкономической сфере. Здесь остро встает вопрос об импортных таможенных пошлинах. Существует 2 позиции. Первая: целесообразно пойти на всемерное повышение таможенных пошлин, ибо требуется действенная защита отечественных товаропроизводителей. Вторая: надлежит максимально снизить таможенные пошлины, ибо защищать следует отечественных потребителей.
Однако данный вопрос следует решать на основе четкого структурирования системы таможенных пошлин, в целом направленного на дестимулирования ввоза предметов потребления и соответствующего стимулирования импорта средств производства и современных технологий. Конкретную величину отдельных таможенных пошлин следует поставить в зависимость от характера потребления импортируемых изделий и от того, являются ли они средствами производства или продукцией, относящейся к предметам массового спроса или роскоши. При этом наиболее льготный режим устанавливается для ввозимых технико-технологический изделий, важных для развития отечественного производства, в Беларуси не выпускаемых. Максимально же жесткий, с исключительно высокими таможенными пошлинами, режим по отношению к импорту предметов роскоши и предметов повышенного комфорта. В данном вопросе нельзя допускать таможенной уравниловки.
Сугубо дифференцированный подход требуется при решении вопросов экспорта. Вполне возможно улучшить обеспечение потребностей отечественных производителей в сырье, манипулируя экспортными таможенными пошлинами.
Взвешенно поднимая пошлины на некоторые виды сырья и материалов, можно уже сегодня затруднить их вывоз в необработанном виде, стимулируя тем самым хотя бы первичную переработку внутри страны. Режим же наибольшего благоприятствования целесообразно предоставить для экспорта тех видов продукции, в производстве которых Беларусь имеет соответствующие конкурентные преимущества.
Уменьшение бремени налогообложения доходов юридических лиц должно компенсироваться расширением налоговой базы за счет свертывания «теневой» экономики, ее выхода из теневого необлагаемого сектора.
Налоговая реформа должна включать также следующие меры:
1. уменьшение налогового бремени до уровня не более 35 % совокупных;
2. ставок налогов на добавленную стоимость, прибыль и оплату труда (согласно кривой Лаффера);
3. снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
4. унифицировать терминологию в законодательных актах, с последующей оптимизацией мер по контролю и наказанию за правонарушения в области налогообложения;
5. еще одна мера - усиление налогообложения социально и экологически вредных видов деятельности. Пока экологические налоги незначительны, что приводит к завышению эффективности неэкологических производств. За счет экологических налогов должны финансироваться расходы не только на охрану и восстановление природной среды, ликвидацию последствий экологических катастроф, но и на лечение и профилактику заболеваний, вызванных загрязнением окружающей среды и вредными условиями труда. Увеличение налоговой нагрузки на предприятия, использующие экологически грязные технологии, должно быть компенсировано снижением стандартного налогового бремени на оплату труда работников и на прибыль предприятия. Увеличение экономических налогов поможет создать стимулы к модернизации устаревших производств, развитию отечественной обрабатывающей промышленности, телекоммуникаций и информатики.
Бюджетный дефицит диктует необходимость перехода к системе бюджетно-налоговых процедур, обеспечивающих равновесность налоговых ставок и структуры бюджетных расходов, своевременность принятия бюджетных решений и безусловное соблюдение законодательства. В частности предстоит освоить современную концепцию налогов, как платы за общественные блага.
16