Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 22:03, курсовая работа

Описание

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

1 Введение ……………………………………………………………. 2
2 Налоговая система Российской Федерации ……………………. 4
1. Понятие и основные характеристики налоговых систем…….. 4
2. Система налогового законодательства РФ……………………. 8
3. Организационные принципы налоговой системы РФ……….. 12
4. Экономические принципы налоговой системы РФ, ………… 15
элементы налога.
5. Особенности построения налоговой системы РФ …………… 18
3 Налоги и сборы, составляющие налоговую систему…………... 22
1. Федеральные налоги и сборы…………………………………... 23
2. Региональные налоги и сборы ………………………………… 24
3. Местные налоги и сборы ………………………………………. 25
4 Субъекты налоговых правоотношений …………………………. 26
4.1 Хозяйствующие субъекты ……………………………………... 27
4.1.1 Налогоплательщики (плательщики сборов) ………….. 27
4.1.2 Налоговые агенты ……………………………………… 29
4.2 Государственные органы ……………………………………….. 31
4.2.1 Налоговые органы ……………………………………... 31
4.2.2 Таможенные органы …………………………………… 32
4.2.3 Финансовые органы …………………………………….32
4.2.4 Органы внутренних дел …………………………………33
4.2.5 Органы государственных внебюджетных фондов ……. 34
4.3 Сборщики налогов и (или) сборов …………………………….. 35
5 Заключение ………………………………………………………….. 36
6 Литература ………………………………………………………….. 43

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ. Налоговая система РФ.doc

— 337.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

1 Введение  …………………………………………………………….   2  

2 Налоговая система Российской Федерации …………………….  4

    1. Понятие и основные характеристики налоговых систем……..  4
    2. Система налогового законодательства РФ…………………….  8
    3. Организационные принципы налоговой системы РФ………..  12
    4. Экономические принципы налоговой системы РФ,  …………  15

     элементы  налога.

    1. Особенности построения налоговой системы РФ …………… 18

    3   Налоги и сборы,  составляющие налоговую  систему…………... 22

    1. Федеральные налоги и сборы…………………………………... 23
    2. Региональные налоги и сборы  ………………………………… 24
    3. Местные налоги и сборы  ………………………………………. 25

4   Субъекты налоговых  правоотношений …………………………. 26

    4.1 Хозяйствующие  субъекты  ……………………………………... 27

    4.1.1 Налогоплательщики  (плательщики сборов) ………….. 27

    4.1.2 Налоговые   агенты  ……………………………………… 29

    4.2 Государственные  органы ……………………………………….. 31

    4.2.1   Налоговые органы  ……………………………………... 31

    4.2.2   Таможенные органы  …………………………………… 32

    4.2.3   Финансовые органы  …………………………………….32

    4.2.4   Органы внутренних дел …………………………………33

    4.2.5  Органы государственных внебюджетных  фондов ……. 34

    4.3  Сборщики налогов и (или) сборов …………………………….. 35

5   Заключение ………………………………………………………….. 36

6   Литература  ………………………………………………………….. 43 
 
 
 

  1. Введение
 

       В условиях  рыночных отношений и  особенно в переходный к рынку  период налоговая система является одним из  важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование  всего  народного хозяйства.

       Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Налоги, как  и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

       Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

       В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.

       Налоговая система в Российской Федерации  практически была создана в 1992 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" и другие. 
 
 
 
 
 

  2  Налоговая система Российской Федерации

       2.1 Понятие и основные  характеристики налоговых  систем

 

       Налоговая система создается в целях  обеспечения государства финансовыми  ресурсами, необходимыми ему для  покрытия затрат, связанных с обеспечением внешней и внутренней безопасности страны, поддержанием приоритетных отраслей экономики, затратами на проведение социальной политике в стране.

       Налоговая система – это единство составляющих ее элементов (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей ), которые находятся во взаимосвязи, т.е. практическое применение каждого из этих элементов не должно нарушать или дублировать действий других элементов. Конкретные налоги, сборы и их взаимосвязь в рамках единой налоговой системы представляет суть налоговых отношений, сложившихся в данном обществе.

       Для гармоничного развития общества хозяйствующим  субъектам (субъектам собственности) необходимо внести в бюджет налоги и другие обязательные платежи для  покрытия затрат, осуществляемых государством в целях достижения интересов общества в целом и каждого хозяйствующего субъекта, а также гражданина в отдельности. Это означает , что в процессе общественного воспроизводства  должно происходить отчуждение части дохода хозяйствующего субъекта в пользу общества. Отчуждения средств обособленного от государства собственника и механизм их передачи государству входят функции налоговой системы и определяют характер налоговых отношений.

       Налоговые отношения в распределительной  фазе процесса воспроизводства воздействуют посредством прямых и обратных связей и на другие фазы данного процесса (производство, обмен и потребление).

       Отношения собственности непосредственно  связаны с налоговыми отношениями, сущность которых заключается в  перераспределении дохода налогоплательщика  в процессе перехода права собственности на часть его дохода к властным институтам общества. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод от том, что налоговые отношения входят в систему  экономических отношений.

       Налоговая система  может быть рассмотрена  как система отношений между государством и плательщиками налогов , проявляющаяся через их действия ,которые относятся как объективное (уплата налога) и субъективное (установление налога). Это обусловливает  особую значимость функций налогов, базирующихся на налоговых отношениях, и реализуемых в данной системе действий.

       Таким образом, налоговая система –  система экономико-правовых отношений  между государством и хозяйствующими субъектами , возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путем отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов  и других обязательных платежей , исчисление , уплата и контроль за поступлением которых осуществляется по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе .

       К системообразующим условиям (факторам) относятся : собственная налоговая  доктрина и налоговая политика государства; законодательная база для строительства  налоговой системы ;механизм установления и ввода в действие налогов  и сборов; виды налогов; порядок распределения налогов по уровням бюджетной системы; система налоговых органов; формы  и методы налогового контроля.

       Мировая практика организации налоговых  систем показывает, что существуют следующие варианты их построения:

  • разграничение налоговых источников по бюджетным уровням;
  • система долевого участия бюджетных звеньев в использовании налогов;
  • система равных прав налогообложения.

       Классификационные признаки позволяют дать общую характеристику налоговой системы ,действующей  в данной стране. Более подробно налоговую систему можно охарактеризовать на основе анализа экономических, правовых, социальных, политических факторов.

       К экономическим факторам, характеризующих  налоговую систему, можно отнести  следующие показатели: полная ставка налогообложения (ставка совокупного налога); налоговая нагрузка; соотношение между прямыми и косвенными налогами; соотношения между налогами и объемами внутренней и внешней торговли.

       Полная  ставка налогообложения (ПСН) – показатель, разработанный Международным центром сравнительных исследований проблем налогообложения; предназначен для измерения налоговой нагрузки. Рассчитывается ПСН как отношение общей суммы налоговых платежей к величине добавленной стоимости , полученной обществом в процессе производства и реализации товаров, работ и услуг.

       Расчеты Международного центра сравнительных  исследований проблем налогообложения  показывают, что размер ПСН в  России почти за все годы внедрения  новой налоговой системы  превышает  уровень «налоговой ловушки» – 40% (когда  инвестирование производства становится невыгодным) и колеблется от 50 до 60%, что на 15-16 пунктов выше, чем в экономически развитых странах.

       Налоговое бремя – это показатель налоговой нагрузки на налогоплательщика при данной налоговой системе. Оно представляет собой отношение общей суммы налоговых платежей к ВВП, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством государственного бюджета.

       Соотношение между прямыми  и косвенными налогами. В менее развитых странах доля косвенных налогов высока, так как механизм их взимания и контроля более прост, чем механизм взимания и контроля прямых налогов.

       Структура налоговых поступлений в России отличается от большинства развитых стран тем, что здесь, как нигде  в мире, низка доля прямых налогов в совокупных налоговых поступлениях – ниже 40% и высока доля косвенных налогов – более 60%.

       Соотношение между налогами от внутренней и внешней  торговли – экономический показатель, характеризующий налоговую систему. Величина данного показателя в странах ОЭСР составляет 12:1, в России – примерно 2:1.

       Наряду  с экономическими факторами для  построения налоговой системы определяющее значение имеют факторы политического  и правового характера . К таким  факторам можно отнести: распределение  хозяйственных функций между федеральным центром и местными органами власти; роль налогов в системе доходов государства; контроль за деятельностью органов местного самоуправления со стороны федерального центра. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.2 Система налогового  законодательства  Российской Федерации  

       Налоговое законодательство – совокупность актов  законодательства, регулирующих установление, введение и взимание налогов и  сборов.

       Законодательно-правовые основы налоговой системы Российской Федерации состоят из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

       Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах; из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и (или) сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом. Нормативно-правовая база налогообложения представлена на рисунке 2.1.

Информация о работе Налоговая система РФ