Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 22:03, курсовая работа
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
1 Введение ……………………………………………………………. 2
2 Налоговая система Российской Федерации ……………………. 4
1. Понятие и основные характеристики налоговых систем…….. 4
2. Система налогового законодательства РФ……………………. 8
3. Организационные принципы налоговой системы РФ……….. 12
4. Экономические принципы налоговой системы РФ, ………… 15
элементы налога.
5. Особенности построения налоговой системы РФ …………… 18
3 Налоги и сборы, составляющие налоговую систему…………... 22
1. Федеральные налоги и сборы…………………………………... 23
2. Региональные налоги и сборы ………………………………… 24
3. Местные налоги и сборы ………………………………………. 25
4 Субъекты налоговых правоотношений …………………………. 26
4.1 Хозяйствующие субъекты ……………………………………... 27
4.1.1 Налогоплательщики (плательщики сборов) ………….. 27
4.1.2 Налоговые агенты ……………………………………… 29
4.2 Государственные органы ……………………………………….. 31
4.2.1 Налоговые органы ……………………………………... 31
4.2.2 Таможенные органы …………………………………… 32
4.2.3 Финансовые органы …………………………………….32
4.2.4 Органы внутренних дел …………………………………33
4.2.5 Органы государственных внебюджетных фондов ……. 34
4.3 Сборщики налогов и (или) сборов …………………………….. 35
5 Заключение ………………………………………………………….. 36
6 Литература ………………………………………………………….. 43
Налоговая
система базируется на соответствующих
законодательных актах
2.5
Особенности построения
налоговой системы
РФ
В российской экономике используется налоговая система , введенная в действие с начала 1992 г. Это позволяет, опираясь на практику, сделать определенные выводы о ее эффективности и ответить на неизбежно возникающие при этом вопросы. Соответствует ли эта система условиям перехода к рыночным отношениям? Учитывает ли она реальную экономическую ситуацию, в которой проводятся рыночные преобразования? Выполняет ли она заданные ей функции?
Положительно ответить на эти вопросы можно только, обладая известной долей оптимизма. Анализ чисто фискальной стороны действия налоговой системы подтверждает лишь факт переноса тяжести налогового бремени на косвенные налоги.
Мировой опыт свидетельствует , что изъятие у налогоплательщиков до 30 – 40 процентов его дохода – тот порог, за которым начинается процесс сокращения сбережений и тем самым – инвестиций в экономику. Если же ставки налогов и их число достигают такого уровня, что изымается более 40 – 50 процентов доходов налогоплательщика , то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства. У российского налогоплательщика, исправно платящего установленные налоги, в настоящее время изымается в размерах, вызывающих падение интереса к производству.
При
анализе воздействия налогов
на предпринимательскую
Сегодня налицо явно неправомерное распределение налогов между отдельными группами налогоплательщиков. В принципе, налоговая система построена так, что перед нею все равны. Не существует какой-либо «дискриминации» налогоплательщиков по формам собственности или территориальному расположению. Однако весь упор в работе налоговой службы делается на тех налогоплательщиках , которых легко проверить, тогда как отдельные их группы уходят от уплаты налогов как на законном, так и на незаконном основаниях. Поэтому одни налогоплательщики несут непомерную налоговую нагрузку, а другие – или минимальную, или вообще не платят налогов.
Говоря о налоговом бремени в России, зачастую сравнивают величину ставок основных видов налогов с установленными ставками аналогичных налогов в западных странах. Действительно, ставки НДС, налога налоговая система прибыль, НДФЛ в России находится на уровне ставок , действующих во многих странах с развитой рыночной экономикой, а иногда и ниже уровня, существующего в отдельных странах. Но, к сожалению, такое сопоставление не может дать ясной картины истинного положения дел, поскольку указанные ставки налогов применяются к разной налогооблагаемой базе. В России она более широкая, вследствие чего существенно большей оказывается и величины уплачиваемых налогов. Поэтому важно изучить опыт зарубежных стран применительно к обоснованному определению налогооблагаемой базе, а также налоговому администрированию.
Налоговая система России, скопированная в основном с западных моделей, несмотря на попытки привязать ее к реалиям экономической жизни, получилась довольно громоздкой и сложной. Между тем общеизвестно, что важнейшие принципы построения налоговой системы – простота и доходчивость, не допускающая произвольных толкований, приемлемость для большинства членов общества.
Одна из основных бед российской налоговой системы в том, что наряду с законами действовали многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения , изменения к ним , разъяснения, нормативные письма, что затрудняло работу прежде всего самих налоговых служб. Нарекания по поводу слишком частых изменений налогового законодательства ( примерно один раз в полгода) в принципе справедливы, Но без этих поправок вряд ли можно обойтись . Высокий динамизм процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны, их непредсказуемость , необходимость быстрого реагирования со стороны государства – все это требует постоянного реформирования налоговой системы.
Налоговая система – важнейший элемент рыночных отношений , и от неё во многом зависит успех экономических преобразований в стране. В нашем обществе , к сожалению , усилиями органов власти, экономической науки и практики в течение долгих лет формировалось негативное отношение к налогам. Поэтому любое решение в этой области должно приниматься с учётом возможных социальных и политических последствий. Огромный практический и теоретический опыт экономически развитых стран в сфере налогообложения может быть использован лишь применительно к экономическим , социальным и политическим условиям развития России.
Эффективность
налоговой реформы в настоящее
время в решающей степени зависит
от способности государства
Успех всей экономической реформы зависит в первую очередь от быстрейшей финансовой стабилизации . Налоговый кодекс РФ позволяет более четко разграничить полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов.
3 Налоги и сборы, составляющие налоговую систему
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные , региональные (субъектов РФ) и местные. Такое деление налогов происходит в зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступает налог. Налоги и сборы вводятся актами законодательства, которые вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В общем виде налоговая система РФ может быть представлена в рисунке 3.1.
Федеральные налоги и сборы установлены Налоговым Кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации . Все элементы налогообложения по данному виду налогов определяются Налоговым Кодексом Российской Федерации и одинаковы на всей территории Российской Федерации . Федеральные налоги и сборы изменяются или отменяются Налоговым Кодексом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым Кодексом.
К федеральным налогам и сборам относятся:
3.2
Региональные налоги
и сборы
Региональные - налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом и вводимые в действие законами субъектов РФ. Обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.
К региональным налогам и сборам относятся:
3.3
Местные налоги
и сборы
Местные – налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ. Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по данному местному налогу.
Не могут устанавливаться местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом.
К местным налогам и сборам относятся:
Рисунок 4.1 – Участники налоговых правоотношений
Участники налоговых правоотношений представлены на рисунке 4.1
4.1
Хозяйствующие субъекты
4.1.1 Налогоплательщики
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками (плательщиками сборов) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.