Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 22:03, курсовая работа

Описание

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

1 Введение ……………………………………………………………. 2
2 Налоговая система Российской Федерации ……………………. 4
1. Понятие и основные характеристики налоговых систем…….. 4
2. Система налогового законодательства РФ……………………. 8
3. Организационные принципы налоговой системы РФ……….. 12
4. Экономические принципы налоговой системы РФ, ………… 15
элементы налога.
5. Особенности построения налоговой системы РФ …………… 18
3 Налоги и сборы, составляющие налоговую систему…………... 22
1. Федеральные налоги и сборы…………………………………... 23
2. Региональные налоги и сборы ………………………………… 24
3. Местные налоги и сборы ………………………………………. 25
4 Субъекты налоговых правоотношений …………………………. 26
4.1 Хозяйствующие субъекты ……………………………………... 27
4.1.1 Налогоплательщики (плательщики сборов) ………….. 27
4.1.2 Налоговые агенты ……………………………………… 29
4.2 Государственные органы ……………………………………….. 31
4.2.1 Налоговые органы ……………………………………... 31
4.2.2 Таможенные органы …………………………………… 32
4.2.3 Финансовые органы …………………………………….32
4.2.4 Органы внутренних дел …………………………………33
4.2.5 Органы государственных внебюджетных фондов ……. 34
4.3 Сборщики налогов и (или) сборов …………………………….. 35
5 Заключение ………………………………………………………….. 36
6 Литература ………………………………………………………….. 43

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ. Налоговая система РФ.doc

— 337.50 Кб (Скачать документ)

       При этом организации – это юридические  лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации , а также иностранные  юридические лица , компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств , международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации , а физические лица – граждане Российской Федерации , иностранные граждане и лица без гражданства (ст.11 НК РФ)

       Согласно  п.1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики (плательщики  сборов) имеют следующие права:

  1. Получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
  2. Получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
  3. Использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  4. Получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных действующим налоговым законодательством;
  5. Представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов , а также по актам проведенных налоговых проверок;
  6. Требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  7. Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

Обязанности налогоплательщика в соответствии с п.1 ст.23 НК РФ:

  1. Уплачивать законно установленные налоги;
  2. Встать на учет в налоговых органах;
  3. Вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
  4. Представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность;
  5. Представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  6. Выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах , а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих обязанностей;

       4.1.2 Налоговые агенты

         В соответствии со ст.24 НК РФ  налоговыми агентами признаются  лица, на которых в соответствии  с действующим налоговым законодательством  возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика  и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Наиболее распространенный пример налогового агента – организация, выплачивающая заработную плату своим работникам. Такая организация в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, обязана не только начислить, но и удержать и уплатить в бюджет налог на доходы с выплат заработной платы каждому своему работнику. В этом случае налогоплательщиком налога на доходы является работник организации, а налоговым агентом – сама организация. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, а вот обязанности у этих субъектов налоговых отношений разнятся. На основании п.3 ст.24 НК РФ налоговые агенты обязаны:

  1. Правильно и своевременно исчислять, удержать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги;
  2. В течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика.
  3. Вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
  4. Представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля  за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

       Система представительства субъектов налоговых отношений  представлена в таблице 1. 

        Таблица 1       Представители налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов 

Налогоплательщик (плательщик сборов)   или налоговый  агент Законные  представители Уполномоченные   представители
Представитель Основания представительства Представитель Основания представительства
 
 
Физическое  лицо
 
 
Физическое  лицо
 
Гражданское законодательство Российской Федерации 
 
физическое  или юридическое лицо
нотариально удостоверенная доверенность или доверенность приравненная к нотариально удостоверенной
 
Юридическое лицо
 

физическое  лицо

закон   или  учредительные документы  физическое  или юридическое лицо доверенность  юридического лица
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.2  Государственные   органы 

4.2.1 Налоговые органы

       Налоговые органы Российской Федерации – это  единая система контроля за соблюдением  налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации , а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов. Задачами налоговых органов являются:

  • контроль за соблюдением налогового законодательства;
  • контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации ;
  • валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

       Систему налоговых органов Российской Федерации  составляют:

  1. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам;
  2. Налоговые органы по республикам, краям, областям, городам федерального значения – территориальные налоговые органы;
  3. Налоговые инспекции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные налоговые инспекции – местные налоговые органы.

       Налоговые органы действуют в пределах своей  компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации . Правильное положение организации  и деятельности налоговых органов  регламентируется нормативными правовыми  актами.

      1. Таможенные  органы

       Таможенные  органы пользуются правами и несут  обязанности налоговых органов  по взиманию налогов при перемещении  товаров через таможенную границу  Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством  Российской Федерации , НК РФ, иными  федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами (ст.34 НК РФ).

       Таможенные  органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных  действий (решений) или бездействия  должностных лиц и других работников таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами. 

      1. Финансовые  органы

       В соответствии со ст.34.2. Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения .

       Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах  и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о  местных налогах и сборах. 
 

      1. Органы  внутренних дел

       В соответствии со ст.36 НК РФ по запросу  налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках. При  выявлении обстоятельств , требующих  совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий орган для принятия по ним решения.

       Ответственность органов внутренних дел и их должностных лиц (ст.37 НК РФ) :

  1. Органы внутренних дел несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие  своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей . Причиненные налогоплательщикам при проведении выездных налоговых проверок убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.
  2. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов внутренних дел несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации .
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      1. Органы  государственных  внебюджетных фондов
 

       Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевое назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения). Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

       С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень  бюджетной системы, фонды субъектов  Федерации - во второй. В настоящее  время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

       БК  РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Государственный фонд занятости населения РФ
 
    1. Сборщики  налогов и сборов
 

       В случаях ,предусмотренных НК РФ, прием  от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов  и (или) сборов и перечисление их в  бюджет может осуществляться  государственными органами, органами местного самоуправления, банками и другими уполномоченными органами, должностными лицами и организациями – сборщиками налогов и (или) сборов. (ст. 25 НК РФ).

       Права , обязанности и ответственность  сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Заключение
 

     Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической  деятельности, структурных изменений  в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

     На  основе проведенных исследований ,путем  сравнительного  анализа литературы, я сделала выводы, что тема организации  и совершенствования налоговой  системы любого государства  всегда актуальна . Из выступлений видных политиков  и экономистов , президента РФ Путина В.В. видно, что развитие экономики напрямую связана с налоговой политикой государства.

Информация о работе Налоговая система РФ