Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 22:03, курсовая работа

Описание

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

1 Введение ……………………………………………………………. 2
2 Налоговая система Российской Федерации ……………………. 4
1. Понятие и основные характеристики налоговых систем…….. 4
2. Система налогового законодательства РФ……………………. 8
3. Организационные принципы налоговой системы РФ……….. 12
4. Экономические принципы налоговой системы РФ, ………… 15
элементы налога.
5. Особенности построения налоговой системы РФ …………… 18
3 Налоги и сборы, составляющие налоговую систему…………... 22
1. Федеральные налоги и сборы…………………………………... 23
2. Региональные налоги и сборы ………………………………… 24
3. Местные налоги и сборы ………………………………………. 25
4 Субъекты налоговых правоотношений …………………………. 26
4.1 Хозяйствующие субъекты ……………………………………... 27
4.1.1 Налогоплательщики (плательщики сборов) ………….. 27
4.1.2 Налоговые агенты ……………………………………… 29
4.2 Государственные органы ……………………………………….. 31
4.2.1 Налоговые органы ……………………………………... 31
4.2.2 Таможенные органы …………………………………… 32
4.2.3 Финансовые органы …………………………………….32
4.2.4 Органы внутренних дел …………………………………33
4.2.5 Органы государственных внебюджетных фондов ……. 34
4.3 Сборщики налогов и (или) сборов …………………………….. 35
5 Заключение ………………………………………………………….. 36
6 Литература ………………………………………………………….. 43

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ. Налоговая система РФ.doc

— 337.50 Кб (Скачать документ)

     С самого начала построения налоговой  системы России был взят фискальный ориентир. Налоговая система стала  приобретать конфискационный характер. Через различные налоги у предприятий изымается 85-90% прибыли. Современная российская налоговая система лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций налогообложения - фискальной, распределительной и регулирующей.

     Основной  целью российской налоговой системы  была определена, прежде всего, ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только преобладанием монетаристского  подхода к ее построению в его  одностороннем понимании без  учета конкретных российских условий, но и требованиями международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия - стабилизация рубля и сокращение бюджетного дефицита.

     Основной  недостаток налоговой системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения.

     Налоговая политика России строится пока исходя из принципа - “чем больше ставка, тем  лучше для государства и построения рыночной экономики”. В итоге - недобор  налогов (как минимум 20-30% налоговых  сумм), сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-либо заинтересованности предприятия в развитии производства.

     Налоговая система должна базироваться на оптимальном  сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе. В ведущих промышленно развитых странах мира соотношение доходов 10% населения, имеющего наибольшие доходы, и такой же численности с наименьшими доходами колеблется в пределах 1:5-10 раз. В настоящее время в России такое соотношение составляет не менее 1:2-25. Это значительно усиливает социальное расслоение общества по доходам. Налоговая система призвана смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в налоговых системах Запада. Российская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту функцию, что является существенным ее недостатком.

     Налоговая система России не учитывает и  то, что она функционирует в  условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ее инфляционный характер, так как она стимулирует  “вздувание” цен. И такое явление вполне закономерно - ведь производители товаров стремятся переложить все бремя налогового давления на непосредственных и конечных потребителей товаров - население. Поэтому подавляющая часть налогов приобретает косвенный характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его на потребителя, включая в цену. Это становится возможным благодаря тому, что производитель товара имеет возможность диктовать цену потребителю и увеличивать ее, стараясь получить большую массу прибыли для собственного использования. В России доля косвенных налогов в налогообложении возрастает. Это указывает на неблагополучие в налогообложении, стремление увеличивать налоговые поступления “любой ценой”. А цена такой политики высока - экономическая стагнация, инфляция, многократный (в тысячи раз) рост цен на потребительские товары.

     Налоговая система должна соответствовать  элементарным требованиям теории налогообложения. В России же базой налога на добавленную  стоимость является не только прибыль  и заработная плата (реальные элементы вновь созданной стоимости), но и амортизационные отчисления. Кроме того, в базу этого налога включаются акциз, а также таможенные пошлины, которые никакого отношения к добавленной стоимости не имеют. Необоснованно и то, что одним налогом (НДС) облагается другой налоговый платеж - акциз. Вследствие этого налог на добавленную стоимость теряет свое действительное содержание и практически превращается в налог с продаж (своеобразный многократный налог с оборота), выступающий в условиях монопольного рынка в качестве элемента цены на товар и косвенного налога, значительно увеличивающего цену. Но в скором будущем ставка НДС будет снижена до 13 %, что приведет к росту экономики и налогооблагаемой базы.

     Часть налоговых платежей из прибыли предприятий  также перекладывается на потребителя, имея возможность компенсировать уплату налогов ростом свободных цен. Это можно отнести и к другим налоговым платежам, а также тем начислениям на фонд заработной платы, которые включаются в себестоимость продукции (платежи в пенсионный фонд, в фонды социального и медицинского страхования и другие фонды).

     Наша  налоговая система построена  так, что налоговые платежи возрастают по мере роста цен. Это очень удобно с точки зрения фискального содержания системы, но совершенно неприемлемо  с позиций обоснованности налогообложения. Создается иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле все это обусловлено инфляционным фактором - идет процесс “накачивания” налоговой массы, но в то же время увеличивается дефицитность бюджета, так как инфляционный фактор еще в большей степени влияет на его расходы.

     Одним из наиболее существенных недостатков  действующей налоговой системы  является то, что она почти не стимулирует формирования в экономике  наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональности является соотношение темпов роста производительности труда и фонда потребления, как на макро-, так и на микроуровне.

     Пока  же налоговая система России не ориентирована  на косвенное поддержание указанного соотношения налоговыми методами, хотя и была сделана попытка через налогообложения прибыли предприятий воздействовать на сокращение темпов роста фонда потребления на предприятиях через минимальный необлагаемый его размер. Но такой порядок налогообложения не решает главнейшей проблемы - стимулирования роста производительности труда, вызывая у предприятий желание найти всевозможные ухищрения для сокрытия фонда заработной платы, и, прежде всего его распределения на большую численность работников, то есть фактически стимулирует непроизводительный труд с минимальной оплатой, падение его производительности.

     Налоговая система России неадекватна экономическим  условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики, не учитывает тенденций  развития налоговой системы экономически развитых стран и мирового опыта в целом. В связи с этим актуальной остается задача обеспечить формирования такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту. Понятно, что взвешенной налоговой политике принадлежит особая роль. Наряду с фискальной ролью налоговая система в условиях становления рынка должна выполнять активную стимулирующую функцию. Чтобы соответствовать этим требованиям налоговая система России должна быть принципиально реформирована. Требует изменения механизма и целевая направленность налогов.

     Пути  оптимизации налоговой системы России.

     Что же должна представлять собой в сегодняшних  условиях налоговая реформа? Думается, что здесь не следует вести  речи о радикальных изменениях. Имеется  в виду укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов. Основная задача этого этапа - обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита федерального бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности финансировать экономическое развитие страны.

     Основные  направления налоговой реформы  в России в этом общем контексте видятся следующими:

  1. ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов;
  2. расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом “налоговой справедливости”;
  3. постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц;

     На  данный момент целесообразно:

     - резко увеличить налогооблагаемую  базу и ставки ресурсных платежей  как основной составляющей дифференциальной  ренты, которая должна поступать  в доход государства;

     - расширить меры по налоговому  стимулированию инвестиционного  процесса и преимущественного  направления предприятиями средств  на развитие, совершенствование  и расширение производства, развитие  малого бизнеса, поддержку аграрного  сектора;

     - усилить социальную направленность налогов. Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой - ставку подоходного налога для лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.

     В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно  ставить вопрос о формировании сбалансированной  системы взимания налогов, выполняющей  не только фискальную (для обеспечения потребностей государства), но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции.

     Какие стратегические цели в области планирования налогообложения должно иметь наше государство на ближайший период?

     Очевидно, ответ на этот вопрос таков:

  1. ужесточение налоговой дисциплины, формирование цивилизованного института налогоплательщиков;
  2. упрощение налоговой системы;
  3. налоговое стимулирование производства и реализации конкурентоспособных отечественных товаров;
  4. совершенствование принципов федерализма, развитие в стране муниципальных налоговых систем.

     Реформирование  действующей налоговой системы  должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых  условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.

     Выполняя  курсовую работу я получила системное  представление о налогах, их видах  и функциях, налоговом регулировании  экономики, формировании налогового учета  в России, а также  о современной  налоговой системе РФ и принципах  ее построения. 
 
 
 

 

     

6 Литература
 
    1. Пономарев А.И. Налоги и налогообложение в  Российской Федерации . Ростов н/Д , Феникс. – 2001. 352
    2. Ходов Л.Г. , Худолеев В.В. Налоги и налогообложение. М.,

       Форум – Инфра-М. – 2002.  304

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации . Часть 1. Тольятти, ООО «Сеан-Издат» - 2005. 116
    2. Налоговый кодекс Российской Федерации . Часть 2. Тольятти, ООО «Сеан-Издат» - 2005. 324
    3. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права. М., -2000. 211

Информация о работе Налоговая система РФ