Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 22:03, курсовая работа
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
1 Введение ……………………………………………………………. 2
2 Налоговая система Российской Федерации ……………………. 4
1. Понятие и основные характеристики налоговых систем…….. 4
2. Система налогового законодательства РФ……………………. 8
3. Организационные принципы налоговой системы РФ……….. 12
4. Экономические принципы налоговой системы РФ, ………… 15
элементы налога.
5. Особенности построения налоговой системы РФ …………… 18
3 Налоги и сборы, составляющие налоговую систему…………... 22
1. Федеральные налоги и сборы…………………………………... 23
2. Региональные налоги и сборы ………………………………… 24
3. Местные налоги и сборы ………………………………………. 25
4 Субъекты налоговых правоотношений …………………………. 26
4.1 Хозяйствующие субъекты ……………………………………... 27
4.1.1 Налогоплательщики (плательщики сборов) ………….. 27
4.1.2 Налоговые агенты ……………………………………… 29
4.2 Государственные органы ……………………………………….. 31
4.2.1 Налоговые органы ……………………………………... 31
4.2.2 Таможенные органы …………………………………… 32
4.2.3 Финансовые органы …………………………………….32
4.2.4 Органы внутренних дел …………………………………33
4.2.5 Органы государственных внебюджетных фондов ……. 34
4.3 Сборщики налогов и (или) сборов …………………………….. 35
5 Заключение ………………………………………………………….. 36
6 Литература ………………………………………………………….. 43
Налоговый кодекс определяет систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет , а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:
Действия НКРФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в самом Кодексе.
Законодательство субъектов Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК РФ .
Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ .
Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения по установлению , введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов , действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения . К отношениям по установлению , введению и взиманию таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяются , если иное не предусмотрено НК РФ.
Нормативно-правовые акты о налогах и сборах подразделяются на акты органов исполнительной власти, акты исполнительных органов местного самоуправления и акты органов государственных внебюджетных фондов о налогах и сборах. Эти органы в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативно-правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами , которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России) при издании указанных актов руководствуется также таможенным законодательством РФ .
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России), Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России ), Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) и органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам , связанных с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах .
Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени определено в ст. 5 НК РФ. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу . Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования
Федеральные законы , вносящие изменения в НК в части установления новых налогов и (или) сборов, а также законодательные акты о налогах и сборах субъектов Федерации и законодательные акты представленных органов местного самоуправления , вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия ,но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Указы Президента РФ носят характер поручений органам исполнительной власти по разработке нормативных актов по налогообложению. Постановления Правительства РФ устанавливают ставки акцизов и таможенных пошлин, определяют состав затрат, применяемый при налогообложении.
В Российской Федерации законы о налогах носят постоянный характер.
Решения, постановления, требования
органов исполнительной и судебной власти
2.3
Организационные
принципы налоговой
системы РФ
Организационные принципы налоговой системы – это исходные положения, в соответствии с которыми осуществляются построение, развитие налоговой системы и управление ею. Мировая практика свидетельствует, что существует множество принципов ,применяемых государствами при строительстве налоговых систем, и что каждое государство строит свою налоговую систему с учетом специфики, складывающихся в данном обществе условий . Поэтому в каждой отдельно взятой стране при выборе системы организационных принципов налогообложения должен присутствовать индивидуальный подход.
Система налогообложения Российской Федерации базируется на исходных положениях – принципах, выделенных в ст. 3 НК РФ «Основные начала законодательства о налогах и сборах».
В соответствии с рисунком 2.2 налоговая
система Российской Федерации
руководствуется следующими
11.Принцип соразмерности налогообложения . Экономическая сбалансированность интересов налогоплательщиков и государственной казны.
12.
Принцип справедливости.
Налогообложение соразмерно доходам.
Для того, чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, которые сводятся к следующему:
1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.
2)
Налог, который обязывается
3)
Каждый налог должен взиматься
тем способом или в то время,
когда плательщику удобнее
4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства.
На основе четырех принципов Адама Смита к настоящему времени сложились экономические принципы налогообложения.