Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 22:03, курсовая работа

Описание

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

1 Введение ……………………………………………………………. 2
2 Налоговая система Российской Федерации ……………………. 4
1. Понятие и основные характеристики налоговых систем…….. 4
2. Система налогового законодательства РФ……………………. 8
3. Организационные принципы налоговой системы РФ……….. 12
4. Экономические принципы налоговой системы РФ, ………… 15
элементы налога.
5. Особенности построения налоговой системы РФ …………… 18
3 Налоги и сборы, составляющие налоговую систему…………... 22
1. Федеральные налоги и сборы…………………………………... 23
2. Региональные налоги и сборы ………………………………… 24
3. Местные налоги и сборы ………………………………………. 25
4 Субъекты налоговых правоотношений …………………………. 26
4.1 Хозяйствующие субъекты ……………………………………... 27
4.1.1 Налогоплательщики (плательщики сборов) ………….. 27
4.1.2 Налоговые агенты ……………………………………… 29
4.2 Государственные органы ……………………………………….. 31
4.2.1 Налоговые органы ……………………………………... 31
4.2.2 Таможенные органы …………………………………… 32
4.2.3 Финансовые органы …………………………………….32
4.2.4 Органы внутренних дел …………………………………33
4.2.5 Органы государственных внебюджетных фондов ……. 34
4.3 Сборщики налогов и (или) сборов …………………………….. 35
5 Заключение ………………………………………………………….. 36
6 Литература ………………………………………………………….. 43

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ. Налоговая система РФ.doc

— 337.50 Кб (Скачать документ)

       Налоговый кодекс определяет систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет , а также общие принципы налогообложения  и сборов в РФ, в том числе:

  • основные виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
  • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов;
  • порядок установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • права и обязанности налогоплательщиков , налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

       Действия  НКРФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в самом Кодексе.

       Законодательство  субъектов Федерации о налогах  и сборах состоит из законов  и  иных нормативных  правовых актов  о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК РФ .

       Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах  принимаются представительными  органами местного самоуправления в  соответствии с НК РФ .

       Законодательство  о налогах и сборах регулирует отношения по установлению , введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового  контроля, обжалования  актов налоговых органов , действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового  правонарушения . К отношениям по установлению , введению и взиманию таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяются , если иное не предусмотрено НК РФ.

       Нормативно-правовые акты о налогах и сборах подразделяются на акты органов исполнительной власти, акты исполнительных органов местного самоуправления и акты органов государственных внебюджетных фондов о налогах и сборах. Эти органы в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях  издают нормативно-правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами , которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Государственный  таможенный комитет  РФ (ГТК России) при издании указанных актов руководствуется  также  таможенным законодательством РФ .

       Министерство  финансов Российской Федерации (Минфин России), Министерство  Российской Федерации  по налогам и сборам (МНС России ), Государственный таможенный комитет  Российской Федерации (ГТК России) и  органы  государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам , связанных с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах .

       Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени определено в ст. 5 НК РФ. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца    со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу . Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении  одного месяца со дня их официального опубликования

       Федеральные законы  , вносящие изменения в  НК в  части установления  новых  налогов и (или) сборов, а также законодательные акты  о налогах и сборах субъектов Федерации и законодательные акты представленных органов местного самоуправления , вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия ,но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

       Указы Президента РФ носят характер поручений  органам исполнительной власти по разработке нормативных актов по налогообложению. Постановления Правительства РФ устанавливают ставки акцизов и  таможенных пошлин, определяют состав затрат, применяемый при налогообложении.

       В Российской Федерации  законы о налогах  носят постоянный характер.

Рисунок 2.1 - Нормативно –  правовая база налогообложения

 

 

 

 

 

 

               Решения, постановления, требования

              органов исполнительной и  судебной власти

Рисунок 2.2 – Принципы построения налоговой системы  РФ

Принципы построения налоговой системы  РФ

 

 

 

 

 

       2.3  Организационные  принципы налоговой  системы РФ 

       Организационные принципы налоговой системы –  это исходные положения, в соответствии с которыми осуществляются построение, развитие налоговой системы и  управление ею. Мировая практика свидетельствует, что существует множество принципов ,применяемых государствами при строительстве налоговых систем, и что каждое государство строит свою налоговую систему с учетом специфики, складывающихся в данном обществе условий . Поэтому в каждой отдельно взятой  стране при выборе системы организационных принципов налогообложения должен присутствовать индивидуальный подход.

     Система налогообложения Российской Федерации  базируется на исходных положениях –  принципах, выделенных в ст. 3 НК РФ «Основные  начала законодательства о налогах и сборах».

       В соответствии с рисунком 2.2 налоговая  система Российской Федерации  руководствуется следующими организационными  принципами:

  1. Принцип всеобщности налогообложения. В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  2. Принцип равенства налогообложения .Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства  налогообложения. Каждый налогоплательщик должен вносить свою справедливую долю в казну государства.
  3. Принцип  недопущения дискриминации налогоплательщика. Налоги  и  сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных  и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать  дифференцированные ставки налогов и сборов ,налоговые льготы в зависимости от формы собственности ,гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ.
  4. Принцип законности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих прав.
  5. Принцип единства налоговой политики и системы налогов. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и , в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия для не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  6. Принцип разграничения полномочий в сфере налогового законодательства. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ. Налоги и сборы субъектов Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Федерации о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы , а также иные взносы и платежи , обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов ,не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
  7. Принцип определенности правил налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом ,чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы),когда и в каком порядке он должен уплачивать.
  8. Принцип льготности налогообложения – льготы по всем налогам применяются в соответствии с законодательством.
  9. Принцип однократности  - многократное обложение дохода или капитала недопустимо.
  10. Принцип отрицания обратной силы закона. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора.

    11.Принцип  соразмерности налогообложения  . Экономическая сбалансированность интересов налогоплательщиков и государственной казны.

    12. Принцип справедливости. Налогообложение соразмерно доходам. 
     

    2.4 Экономические принципы  налоговой системы  РФ

 

       Для того, чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно  определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, которые  сводятся к следующему:

       1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.

       2) Налог, который обязывается уплачивать  каждое отдельное лицо должен  быть точно определен (срок  уплаты, способ платежа, сумма  платежа).

       3) Каждый налог должен взиматься  тем способом или в то время,  когда плательщику удобнее всего  оплатить его.

       4) Каждый налог должен быть так  задуман и разработан, чтобы он  брал и удерживал из кармана  народа как можно меньше сверх  того, что он приносит казне государства.

       На  основе четырех принципов Адама  Смита к настоящему времени  сложились  экономические принципы налогообложения.

    1. Принцип хозяйственной независимости и свободы – основанный на праве частной собственности.
    2. Принцип справедливости – налогообложение соразмерно доходам
    3. Принцип определенности – сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику.
    4. Принцип удобности налогообложения – налоги взимаются в такое время и таким способом , которые представляют наибольшие удобства.
    5. Принцип экономичности (эффективности) – издержки по взиманию налогов должны быть меньше ,чем сами налоговые поступления. Суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание.
    6. Принцип соразмерности – экономическая сбалансированность интересов налогоплательщиков и государственной казны.

Информация о работе Налоговая система РФ