Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:51, курсовая работа
Целью исследования является выявить проблемы и перспективы развития торговли Республики Беларусь на современном этапе. В соответствии с целью исследования и для ее достижения необходимо решить следующие основные задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы организации и управления торговлей на современном этапе хозяйствования, а именно:
- определить место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования;
- раскрыть формирование и развитие инфраструктуры торговли;
- обозначить роль и виды торгового маркетинга в розничной торговле.
Введение ……………………………………………………………………..3
1 Торговля в социально-потребительскомкомплексе....5
1.1 Понятие, сущность и развитие торговли ……………………………....5
1.2 Место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования……………………………………………………………………7
1.3 Торговля в сфере товарного обращения и её функции ……………...10
1.4 Виды торговли …………………………………………………………12
1.5 Организационные формы торговли ……………………………….….15
2 Тенденции развития торговли и потребления в современных условиях ………………………………………………..16
2.1 Влияние торговли на повышение эффективности общественного производства …………………………………………………………………….16
2.2 Принципы и формы государственного регулирования торговли …..18
2.3 Направления развития торговли в Республике Беларусь …………...19
3 Направления совершенствования деятельности торговых организаций……………………………..…………………..26
3.1 Научно-технический прогресс в торговле …………………………..26
3.2 Новые технологии для завоевания покупателей ……………………30
3.3 Перспективность электронной коммерции ………………….............39
Заключение ……………………………………………………………42
Список использованных источников ………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
1 Торговля в
социально-
1.1 Понятие, сущность и развитие торговли ……………………………....5
1.2 Место торговой сферы экономики
в системе рыночного хозяйствования…………………………………………
1.3 Торговля в сфере товарного обращения и её функции ……………...10
1.4 Виды торговли …………………………………………………………12
1.5 Организационные формы торговли ……………………………….….15
2 Тенденции развития торговли и потребления в современных условиях ………………………………………………..16
2.1 Влияние торговли на повышение эффективности общественного производства …………………………………………………………………….16
2.2 Принципы и формы государственного регулирования торговли …..18
2.3 Направления развития торговли в Республике Беларусь …………...19
3 Направления
совершенствования деятельности торговых
организаций……………………………..………………
3.1 Научно-технический прогресс в торговле …………………………..26
3.2 Новые технологии для завоевания покупателей ……………………30
3.3 Перспективность электронной коммерции ………………….............39
Заключение ……………………………………………………………42
Список использованных источников ……………………..44
ВВЕДЕНИЕ
Торговля является важнейшей сферой жизнеобеспечения, способом улучшения качества жизни населения.
Торговля выступает
Торговля взаимосвязана как с отдельными отраслями, так и со всей экономикой страны и Ставропольского края в целях достижения рыночного соответствия объемов, структуры и качества товарного предложения требуемым объему, структуре и качеству потребительского спроса.
Особая роль и социальная значимость торговли выражается в том, что она является главным источником поступления денежных средств и потому оказывает решающее влияние на обеспечение устойчивости поступательного развития экономики, укрепление финансовой стабильности и пополнения бюджета Ставропольского края.
От результатов деятельности торговой отрасли зависит степень удовлетворения платежеспособного спроса населения на потребительские товары и услуги. Поступления в бюджет создают экономические условия для развития важнейших социальных сфер - образования, здравоохранения, культуры, спорта.
Рыночные преобразования
в торговой деятельности обеспечили
развитие потребительского рынка с
достаточно высоким уровнем насыщения
товарами, преобладанием свободной
купли - продажи. Динамика объемов и
структуры реализованных
Как ни в одной из других
отраслей экономики в торговле созрела
конкурентная среда, сложились разнообразный
ассортимент предлагаемых потребительских
товаров и услуг и самая
высокая предпринимательская и
инвестиционная активность. Здесь реально
апробированы меры организационно-экономического
и нормативно-правового
Все это в настоящее
время требует всестороннего
исследования и выработки рациональных
решений по накоплению и практическому
применению опыта эффективной
Целью исследования является выявить проблемы и перспективы развития торговли Республики Беларусь на современном этапе. В соответствии с целью исследования и для ее достижения необходимо решить следующие основные задачи:
1. Рассмотреть теоретические
основы организации и
- определить место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования;
- раскрыть формирование и развитие инфраструктуры торговли;
- обозначить роль и виды торгового маркетинга в розничной торговле.
2. Рассмотреть общее состояние торговой деятельности в Республике Беларусь;
3. Выявить проблемы развития торговой деятельности в Республике Беларусь;
4. Обозначить возможные перспективы развития торговой деятельности в Республике Беларусь.
Объектом исследования является торговая деятельность в Республике Беларусь. Предметом исследования являются факторы и механизмы развития торговли.
Методологической основой
курсовой работы явились Законодательные
акты Республики Беларусь, официальные
нормативные инструктивные
Применяемый в курсовой работе метод исследования есть метод сравнительного анализа.
1 ТОРГОВЛЯ В СОЦИАЛЬНО-ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ КОМПЛЕКСЕ
1.1 Понятие, сущность и развитие торговли
Элементы торговли возникли из натурального родового хозяйства и было это в глубокой древности. Известно, что обмен товарами существовал в Вавилоне за 4-6 тысяч лет до н.э. Почти 2,5 тысячи лет назад, как свидетельствуют исторические документы, выдвигались идеи о том, что государственную политику надо строить на «началах» товарообмена и денежного обращения. Ещё в IV веке до н.э. греческий мыслитель Аристотель описал ряд терминов и понятий торговли, таких как «товар», «стоимость», «потребительская стоимость», «деньги», которые до сих пор составляют основу теории и практики торговли [8, с.9].
Развитая экономика
Огромные сети, объединяющие
людей, страны, существуют благодаря
большой эффективности
Торговля является крупной отраслью народного хозяйства любой страны и играет важную роль в ее экономической жизни; она осуществляет связь между производством и потреблением и доводит до потребителей продукцию промышленности и сельского хозяйства. Торговля оказывает существенное влияние на объем и структуру производства товаров, улучшение их ассортимента и повышение качества, стимулируя выпуск товаров высокого качества и соответствующего спросу населения ассортимента товаров.
Торговля активно воздействует на потребителей, воспитывает разумные потребности и их вкусы, широко пропагандирует новые товары. Она связана с денежным обращением и финансовой системой страны. Через торговлю реализуется основная масса товаров путем обмена их на денежные доходы населения, которые регулярно поступают в Госбанк.
Обособление торговли в отдельную
отрасль экономики связано с
общественным разделением труда
и выделением торгового капитала
как части промышленного
Обмен имеет две важнейшие стороны:
1-ю — торговую (коммерческую),
представляющую собой смену
2-ю — производственную
(технологическую), представляющую
собой движение товарной
Торговля — особая деятельность
людей, связанная с осуществлением
актов купли-продажи и
Таким образом, торговля —
это вид хозяйственно-
Функции торговли во многом определены ее сущностью как формы товарного обращения. Важнейшими функциями торговли являются:
1.Реализация производственной,
потребительской стоимости (
2.Доведение предметов
потребления до потребителей. Выполняя
данную функцию, торговля
3.Поддержание баланса
между предложением и спросом
с одновременным активным
4.Сокращение издержек
обращения в сфере потребления
(затрат покупателей на
5.Маркетинг — разработка
товара, рыночные исследования, организация
распределения, определение
Основные задачи, поставленные перед работниками торговли: наращивание объемов товарооборота, улучшение культуры обслуживания населения, повышение доходности работы торговых предприятий. Эти задачи неотделимы одна от другой. Их конечная цель — наиболее полное удовлетворение покупательского спроса потребителей [8, с.5].
1.2 Место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования.
Определяющим фактором в
системе рыночного
В сфере обращения происходят
преобразования, которые в конечном
итоге должны привести к формированию
полнокровного рынка товаров, созданию
действенного рыночного механизма.
Этому способствует разгосударствление
торгово-сбытовой системы услуг, их
демонополизация, приватизация и акционирование,
возникновение подлинных
Рынок представляет собой
единую систему с определенной иерархией,
прочными взаимосвязями и определенными
пропорциями между его
Иногда ставят знак равенства между понятием рынка и торговли. На наш взгляд, это не совсем верно действительно термин «торговля» или «торговая сфера» имеют в экономике два семантических уровня. Во-первых, торговля - это происходящий во время и в пространстве процесс товарно-денежного обмена, то есть торговля - главная функция рынка. Во-вторых, торговля - это отрасль народного хозяйства, которая осуществляет процесс поступления товаров из сферы производства в сферу товарного обращения, а затем их продажу покупателям. В торговой отрасли происходят необходимые для реализации товаров затраты труда, материалов и денежных средств, образуется прибыль, функционирует материально-техническая база. Торговая отрасль выступает в качестве посредника между производством и сферой потребления. Реже под торговлей понимают рыночную инфраструктуру.
Информация о работе Направления совершенствования деятельности торговых организаций