Направления совершенствования деятельности торговых организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:51, курсовая работа

Описание

Целью исследования является выявить проблемы и перспективы развития торговли Республики Беларусь на современном этапе. В соответствии с целью исследования и для ее достижения необходимо решить следующие основные задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы организации и управления торговлей на современном этапе хозяйствования, а именно:
- определить место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования;
- раскрыть формирование и развитие инфраструктуры торговли;
- обозначить роль и виды торгового маркетинга в розничной торговле.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
1 Торговля в социально-потребительскомкомплексе....5
1.1 Понятие, сущность и развитие торговли ……………………………....5
1.2 Место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования……………………………………………………………………7
1.3 Торговля в сфере товарного обращения и её функции ……………...10
1.4 Виды торговли …………………………………………………………12
1.5 Организационные формы торговли ……………………………….….15
2 Тенденции развития торговли и потребления в современных условиях ………………………………………………..16
2.1 Влияние торговли на повышение эффективности общественного производства …………………………………………………………………….16
2.2 Принципы и формы государственного регулирования торговли …..18
2.3 Направления развития торговли в Республике Беларусь …………...19
3 Направления совершенствования деятельности торговых организаций……………………………..…………………..26
3.1 Научно-технический прогресс в торговле …………………………..26
3.2 Новые технологии для завоевания покупателей ……………………30
3.3 Перспективность электронной коммерции ………………….............39
Заключение ……………………………………………………………42
Список использованных источников ………………

Работа состоит из  1 файл

развитие торговли РБ.docx

— 149.43 Кб (Скачать документ)

В соответствии с п.1 статьи 213 Гражданского кодекса Республики Беларусь собственность может быть государственной или частной. Государственная  собственность выступает в виде республиканской и коммунальной. Субъектами права частной собственности  являются физические и негосударственные  юридические лица. Собственность потребительской кооперации также относится к частной. В оптовой торговле доля государственного сектора составляет 19,9 %, частного — 73,9 %, иностранной торговли — 6,2 %. На рисунке 1.3 показана доля различных форм собственности в оптовой торговле.

Рисунок 1.3. Распределение  организаций оптовой торговли по формам собственности

 

Розничная торговля – вид  торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего  потребления и иного подобного  использования, не связанного с предпринимательской  деятельностью. Она осуществляется обычно через торговые объекты (магазин, павильон, палатка, киоск, лоток, торговый автомат, автолавка, автомагазин) [19, с.14].

В Республике Беларусь насчитывается  свыше 31 тыс. магазинов и палаток. Торговая площадь магазинов составляет 2,6 млн. м2. К государственному сектору принадлежит 24,7 % всех объектов, частному — 74,9 %, из него к потребительской кооперации – 41 %, иностранной собственности —0,4 % всех объектов. Доля различных форм собственности в розничной торговле показана на рисунке 1.4.

Рисунок 1.4. Распределение  организаций розничной торговли по формам собственности

 

Общественное питание (торгово-производственная деятельность) представляет собой вид  торговли, включающий производство, переработку, реализацию и организацию потребления  продуктов питания с оказанием  либо без оказания сопутствующих  услуг населению. Оно осуществляется через торговые объекты общественного  питания, которые подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, закусочная, буфет, бар и т.п.), имеющие наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья), либо не имеющие их.

В настоящее время сеть объектов общественного питания  республики составляет 8,7 тысяч единиц, в том числе государственной  формы собственности — 27%, частной собственности — 49%, из нее потребительской кооперации — 24 %. Доля различных форм собственности в общественном питании показана на рисунке 1.5 [19, с.15].

Рисунок 1.5. Распределение  объектов общественного питания  по формам собственности

 

 

1.5 Организационные формы торговли

 

 

В Беларуси в качестве форм осуществления торговли определены:

• комиссионная торговля (осуществляется на основании заключенных договоров  комиссии);

• торговля на конкурсах (договор  купли-продажи заключается на торгах с претендентом, предложившим наилучшие  условия);

• торговля на аукционах (товар  реализуется на торгах в заранее  установленное время и в назначенном  месте тому, кто предложил наивысшую  цену);

• торговля по образцам (товар  выбирается покупателем по образцам, описаниям товаров, содержащимся в  каталогах, проспектах, буклетах и т.п.);

• торговля с использованием автоматов;

• выездная торговля (торговля вне постоянного места расположения торгового объекта);

• посылочная торговля;

• биржевая торговля (договора купли-продажи заключаются на биржевых торгах);

• торговля на ярмарке (оптовая  или розничная торговля в определенном месте и в определенное время, проводится на местном, республиканском  и межгосударственном уровнях);

• электронная торговля (заказ, покупка и продажа товаров  осуществляются с использованием информационных систем и сетей);

• торговля на рынке и  иные формы, не запрещенные законодательством.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь «О торговле» рынок  определяется как имущественный  комплекс, включающий специально отведенный участок с расположенными на нем  зданиями, сооружениями, оборудованием, предназначенным для осуществления  юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями торговли сельскохозяйственной продукцией, дикорастущими плодами, ягодами и иными продовольственными и непродовольственными товарами, а  также животными. Торговля на рынках осуществляется в торговых объектах с созданием необходимых условий  для приобретения товаров, оказания услуг и с использованием торгово-технологического оборудования. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 384 от 07.04.2004 г. определены «Правила осуществления  розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания» [19, с.16].

 

 

 

 

 

2 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ И ПОТРЕБЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

2.1 Влияние торговли на повышение эффективности общественного   производства

 

 

Общепризнано, что эффективность - это обобщенное логическое понятие, отражающее один из самых существенных аспектов реальных экономических отношений, объективная экономическая категория. Сущность каждой экономической категории  коренится в способе воспроизводства, в системе отношений между  людьми по воспроизводству, в объективных  целях развития, которые при этом преследуются.

Эффективность производства имеет свою социальную сущность и  функциональное назначение и всегда выступает как социально-экономическая  эффективность. Эффективность является категорией воспроизводства. Она выражает отношения совокупной конечной результативности общественного производства, т.е. результативность производства продукта после прохождения  им всех фаз воспроизводства. При  этом совокупная конечная результативность предполагает соответствие итогов целям  экономического развития, общественным и личным потребностям.

Эффективность торговли охватывает более узкую группу отношений, чем  эффективность общественного воспроизводства. Выяснение этого вопроса требует  рассмотрения места и сущности торговли в условиях рынка, влияния торговли на эффективность общественного  производства.

Переход к рынку обусловил  кардинальные изменения во всех сферах экономики, в том числе и в  торговле. В торговле, наиболее приспосабливающейся  к рыночным процессам, произошла  широкая демонополизация, глубокая структурная перестройка, возникла конкурентная среда. По мере углубления рыночных отношений роль торговли возрастает. Усиливается влияние торговли и  на эффективность общественного  производства благодаря улучшению  ее экономических показателей, что  способствует улучшению показателей  деятельности в других отраслях экономики  и повышению уровня жизни населения [19, с.19].

Во-первых, в стоимости  реализованных торговлей товаров  народного потребления находят  воплощение конечные результаты деятельности многих отраслей промышленности, сельского  хозяйства, инфраструктуры. Только после  того как созданный продукт пройдет  сферу обращения и поступит в  потребление, он получает общественное признание, что обеспечивает возмещение материальных издержек производства, формирование накоплений, выплату заработной платы работникам материального  производства и т.д. Всякая задержка в реализации товаров населению замедляет процесс воспроизводства, что в конечном счете снижает его эффективность. Замедление оборачиваемости и возрастание товарных запасов в торговле свыше оптимальных размеров не только приводит к омертвлению вложенных в товар средств, но и вызывает дополнительные затраты на обеспечение сохранности товаров. Эти средства отвлекаются из общественного оборота и не могут быть использованы для дальнейшего расширения производства. Таким образом, торговля обеспечивает непрерывность и эффективность расширенного воспроизводства.

Во-вторых, в торговле сосредоточены  значительные материальные, трудовые и денежные ресурсы, постоянно увеличивается  численность работников и основных фондов отрасли. Затраты, связанные с реализацией произведенного общественного продукта, прямо отражаются на эффективности всего общественного производства, поскольку покрываются за счет чистого дохода и являются вычетом из него. Чем больше средств расходуется на эти цели, тем меньше часть чистого дохода общества, направляемая на развитие производства (рис. 2.1).

Рисунок 2.1. Влияние торговли на эффективность общественного  производства

 

В-третьих, торговля как составная  часть единого хозяйственного комплекса  страны участвует в создании валового внутреннего продукта и национального  дохода, а также в их реализации. Следовательно, влияет на эффективность  общественного производства.

В-четвертых, торговля воздействует на эффективность общественного  воспроизводства, способствуя созданию условий для воспроизводства  рабочей силы. Каждая отрасль действует  бесперебойно, только если бесперебойно поступают предметы потребления  для работников этой отрасли. 4/5 всех материальных благ население получает через торговлю. Через организованную торговлю (кроме рынков) население покупает 58% непродовольственных товаров и 67% продовольственных. Естественно, обеспечение населения предметами потребления в первую очередь зависит от производства. Однако в решении вопросов объема продаж товаров, их ассортимента, видов, фасонов ведущую роль играет торговля. Таким образом, торговля оказывает все возрастающее влияние на повышение эффективности общественного производства. Это в совокупности с изменением главных факторов экономического роста в экономике в целом и необходимостью перевода экономики на интенсивный путь развития требует существенного повышения эффективности данной отрасли [19, с.20].

2.2 Принципы и формы государственного регулирования торговли

 

 

Формы государственного регулирования  торговли определены ст. 17 Закона Республики Беларусь «О торговле». Ими являются:

• сертификация, техническое  нормирование и стандартизация, государственная  гигиеническая регламентация и  государственная гигиеническая  регистрация товаров;

• лицензирование торговли в случаях и в порядке, предусмотренных  законодательством;

• квотирование поставок товаров;

• формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций.

Под закупочной интервенцией понимается закупка товаров у  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения. Товарная интервенция — это продажа товаров торговым организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю на территории Республики Беларусь, в целях стабилизации предложения и ликвидации товарного дефицита.

В качестве принципов государственного регулирования торговли провозглашены  соблюдение равенства прав субъектов  торговли на осуществление торговли; исключение неправомерности вмешательства  государственных органов в их деятельность; приоритет эконо­мических методов государственного регулирования  торговли над административными; обеспечение  условий для реализации права  на свободу выбора торгового партнера и товара; ограничение, пресечение и  предупреждение монополистической  деятельности, создание равных условий  для развития свободной конкуренции; защита государством законных интересов  субъектов торговли и потребителей [19, с.17].

Так, в целях защиты прав потребителей в январе 2002 г. принят Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», который регулирует правовые, экономические и организационные  основы защиты прав потребителей при  розничной торговле, устанавливает  их права на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях, просвещение в области  защиты прав потребителей, государственную  и общественную защиту их интересов.

Государственными органами определены правила торговли, которые  устанавливают единые требования, в  соответствии с которыми субъекты торговли осуществляют розничную торговлю и  общественное питание. Предусмотрен государственный  контроль в области торговли.

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь № 724 от 30 мая 2003 г. «О мерах по внедрению системы  государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» утверждены норматив обеспеченности населения торговой площадью - 260 м2 на 1 тыс. чел. и норматив обеспеченности населения местами в общедоступной сети предприятий общественного питания - не менее 15 мест на 1 тыс. чел. Для потребительской кооперации этот норматив установлен в размере не менее 12 мест на 1 тыс. чел [19, с.18].

 

 

 

2.3 Направления развития торговли в Республике Беларусь

 

 

Состояние потребительского рынка - важнейший критерий эффективности социальной политики государства - в полной мере отражает уровень жизни людей, высвечивает нерешенные проблемы в области повышения благосостояния народа.

Основным показателем  состояния потребительского рынка  является прирост розничного товарооборота. Политика либерализации цен и открытости экономики, которую Республика Беларусь проводит вслед за Россией с 1992 г., а также и другие факторы оказали сильнейшее влияние на состояние потребительского рынка. Хотя до 1995 г. снижался физический объем розничного товарооборота, рост цен опережал доходы населения. Но освобождение цен, развитие мелкого бизнеса, открытость границ позволили решить проблему дефицита практически по всем товарам.

Сильно модифицировалась доля республиканской собственности: из доминирующей в 1990 году (65,8%) она уменьшилась до 10,6%, став соизмеримой с коммунальной. Незавершенность процессов разгосударствления и приватизации свидетельствует о возможностях дальнейшей трансформации отношений собственности и требует серьезного внимания, так как динамика развития рыночных отношений в сфере обращения, наиболее часто характеризующаяся расширением конкурентной среды в результате отмеченных процессов, имеет и другую сторону: создание одинаковых условий деятельности для всех субъектов хозяйствования. Это важно также и с точки зрения обеспечения повышения эффективности использования имеющегося экономического потенциала всех видов собственности. При этом очевидно, что сбалансированность секторов по этому показателю не является строго обязательной, так как внутренняя торговля в целом, и каждый из ее секторов в частности, не является детерминированной системой.

Информация о работе Направления совершенствования деятельности торговых организаций