Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:51, курсовая работа
Целью исследования является выявить проблемы и перспективы развития торговли Республики Беларусь на современном этапе. В соответствии с целью исследования и для ее достижения необходимо решить следующие основные задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы организации и управления торговлей на современном этапе хозяйствования, а именно:
- определить место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования;
- раскрыть формирование и развитие инфраструктуры торговли;
- обозначить роль и виды торгового маркетинга в розничной торговле.
Введение ……………………………………………………………………..3
1 Торговля в социально-потребительскомкомплексе....5
1.1 Понятие, сущность и развитие торговли ……………………………....5
1.2 Место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования……………………………………………………………………7
1.3 Торговля в сфере товарного обращения и её функции ……………...10
1.4 Виды торговли …………………………………………………………12
1.5 Организационные формы торговли ……………………………….….15
2 Тенденции развития торговли и потребления в современных условиях ………………………………………………..16
2.1 Влияние торговли на повышение эффективности общественного производства …………………………………………………………………….16
2.2 Принципы и формы государственного регулирования торговли …..18
2.3 Направления развития торговли в Республике Беларусь …………...19
3 Направления совершенствования деятельности торговых организаций……………………………..…………………..26
3.1 Научно-технический прогресс в торговле …………………………..26
3.2 Новые технологии для завоевания покупателей ……………………30
3.3 Перспективность электронной коммерции ………………….............39
Заключение ……………………………………………………………42
Список использованных источников ………………
Информационно-коммуникационный сектор становится решающим условием для повышения доходности бизнеса в результате сокращения издержек, снижения потерь и упрощения процедур торговли, а также более рационального использования ресурсов в условиях их ограниченности. В настоящее время тысячи компаний ведут торговлю в Интернете, строят интерактивные каталоги, которые доступны для миллионов людей во всем мире и могут немедленно модифицироваться и настраиваться на клиента.
Электронная коммерция (ЭК) стремительно развивается. Об этом свидетельствуют мировые тенденции: по прогнозам компании «Andersen Consul-ting)), в 2008 г. около 90% продаж товаров и предоставления услуг и 83% поставок будут осуществляться с помощью технологий ЭК. По расчетам исследовательской компании Forrester Research, в ближайшие два года объем онлайн-продаж в США увеличится более чем в два раза, достигнув к 2010 г. 316 млрд. долл. Способствовать этому будет как увеличение количества покупателей в электронных магазинах (ЭМ), так и стремление предприятий торговли предоставить своим клиентам более разнообразный и качественный сервис (причем второе будет превалировать). Мировой тенденцией будет являться рост продаж с помощью сети Интернет за счет постоянно возрастающего потребительского спроса на все виды товаров: от простых до дорогостоящих. Основными задачами ЭМ являются: повышение функциональных возможностей сайта; обеспечение прозрачности работы в режиме реального времени; обеспечение многообразия вариантов оплаты и доставки и пр.
На путь развития ИКТ, ЭК стала и Республика Беларусь. Наша страна заняла 13-е место среди стран мира по количеству Интернет-пользователей. Такие данные приведены в Докладе об информационной экономике, составленном Комиссией ООН по торговле и развитию. В частности, согласно докладу, в Беларуси в 2006 г. насчитывалось порядка 3,39 млн. пользователей. В первую «тройку» стран по числу Интернет-пользователей вошли США - около 200 млн., Китай - 111 млн. и Япония - 85,29 млн. человек. В России число пользователей «всемирной паутины» в 2006 г. составляло 21,8 млн. человек, увеличившись за год на 17,8 %. По этому показателю Россия находится на 11-м месте в мире: Украина заняла 12-е место (4,5 млн.) [17, с.156].
Точное количество ЭМ в Республике Беларусь за 7 лет существования рынка не подсчитано: по одним оценкам, их порядка 400, по другим, - от 700 до 1500. По предварительным расчетам, годовой оборот Интернет-торговли в Беларуси составляет порядка 50 млн. долл. Постепенно улучшается информационное наполнение (контент) белорусского сегмента сети Интернет, повышаются качество, объем и актуальность представленной информации. В Байнете представлено около 20 тысяч Интернет-сайтов, причем ежедневно открываются новые. Крупнейшие белорусские предприятия и организации - Белтелерадиокомпания, BelSwissBank и Velcom, Минский завод безалкогольных напитков, «Криница», «Фрост», «Онега», Гродненская табачная фабрика «Неман», «Полесье», «МАЗ-МАН», «Мин-Газ», «Мир фитнеса», «Лодэ», «Яровит», «Юкола» и тысячи других организаций из совершенно различных областей деятельности - обратили свои маркетинговые усилия в сторону Интернет.
Выросло число информационных и новостных сайтов самого разного профиля, постоянно появляются новые Интернет-сервисы. Посещаемость белорусских сайтов растет в 2-4 и более раз ежегодно; при этом объем продаж Интернет-рекламы в Беларуси ежегодно увеличивается примерно вдвое. В Интернет-рекламе наметились тенденции к «кастомизации» и интерактивности, т.е. «подстройке» под посетителя и усилению обратной связи с ним [17, с.157].
Интернет-магазины используют
различные проверенные
Для развития электронной
коммерции в республике созданы
определенные предпосылки: разработана
законодательная база, интенсивно развивается
необходимая технологическая
Согласно оценке электронной готовности республики, проведенной Национальной академией наук Беларуси, республика занимает только 61-е место по индексу сетевой готовности среди 76 стран, 64-е место - в области электронной коммерции: В2С - 28, В2В - 32, B2G - 75-е место. Развитие платежных систем - 67-е, коммерческих сайтов - 62-е место. Распространение бизнеса через Интернет среди населения - 70-е место.
Первоначальные исследования,
проведенные в области развития
ЭК на предприятиях Беларуси, показали,
что недостаточная
В ЭК именно потребитель предоставляемых товаров, работ, услуг определяет направление и эффективность развития хозяйствующего субъекта, так как высокая конкуренция дает возможность выжить предприятиям, не просто ориентирующимся на рыночную среду, но досконально изучающим потребности каждой группы потенциальных покупателей и ставящим данные потребности во главу угла своей стратегии развития. Поэтому выявление проблем, связанных с их обслуживанием, качеством сервиса потребителей, является важной составляющей эффективной работы торговой организации [17, с.157].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проделанной работе можно сказать следующее.
В наше время, когда торговые учреждения растут как грибы после дождя, а интернет-торговля приобретает все большее число почитателей, выиграть «битву» за покупателя можно лишь в том случае, если не только прирастать объемами продаж, но и повышать качество обслуживания [13, с.72].
Уровень оформления магазинов в последние годы вырос на порядок. Многие торговые фасады и витрины стали настоящим украшением городских улиц, расцвечивая их яркими красками днём и освещая вечером. Но в то же время стало труднее выделить свой магазин: для того, чтобы привлечь внимание покупателей, надо не просто соответствовать общему уровню, а иметь в оформлении отличительные детали и необычные, запоминающиеся элементы. В связи с возрастанием насыщенности площадями в торговых центрах особого внимания требует выделение «внутреннего» фасада и входа – ведь от этого напрямую зависит количество покупателей [5, с.32].
Если входная зона магазина будет не очень оригинальной, она должна быть в любом случае интересной - ведь с входа покупатель формирует первое впечатление о магазине. Не рекомендуется размещать во входной зоне:
• товары, которые вызывают у покупателя «неаппетитные» ассоциации;
• товары, которые по морально-этическим соображением не одобряет какая-то часть покупателей;
• товары, значительно более дорогие, чем основная масса товаров в магазине;
• любые товары и информация, которая может вызвать сомнение в качестве товара в магазине: уцененные товары сомнительного качества, товары с дефектами;
• негативная и запрещающая информация;
Эффективная входная зона концентрирует внимание покупателей с самого начала, увеличивается и количество посетителей, и число позиций в чеке. В этом неоднократно убеждались, анализируя изменения в продажах [5, с.37].
Сила визуального
Перспективной является электронная коммерция, которая предполагает создание виртуального магазина в виде сервера, цель которого заключается в продаже товаров и услуг другим пользователям Интернета.
Виртуальный магазин имеет ряд преимуществ перед обычным магазином. Заглянувший в «торговый зал» сервера «покупатель» может спокойно «походить» по нему, щелкая мышкой, и получить исчерпывающую интересующую его информацию о товарах, лежащих на «полках» (отдельных страницах).
Продавец имеет возможность наилучшим образом описать и продемонстрировать качество своих товаров и услуг, а покупатель, не выходя из дома, может получить всю необходимую информацию. Выбрав товар в виртуальном магазине, покупатель может, перейдя по ссылке на другую страницу, заказать его и получить на него счет. При оплате заказанного товара можно пользоваться кредитной карточкой. Важным достоинством виртуального магазина является оперативность, так как он работает круглосуточно и способен быстро реагировать на запросы пользователя, для которого поиск информации занимает всего несколько секунд.
Виртуальный магазин может обслуживать покупателей со всего земного шара. При этом, как следует из мировой практики, обеспечиваются относительно низкие издержки, сокращаются затраты на персонал; затраты на организацию виртуального магазина ниже, чем простой торговой точки [14, с.14].
Особенность всемирной сети в том, что с каждым днем в ней появляются новые возможности и ниши. Правда, им сопутствуют новые проблемы и сложности. Поэтому интернет-маркетологи всегда находятся в поиске и ожидании, пытаясь быть впереди планеты всей [3, с.72].
Кроме сказанного можно отметить,
что одним из основных направлений
совершенствования деятельности торговых
организаций является также совершенствование
ее управления, так как в условиях
рыночных отношений процесс управления
формированием товарных ресурсов, другой
хозяйственной деятельностью
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Берничев А. Владельцам магазинов пора осваивать современные торговые технологии/А. Берничев//Товаровед и торговля.–2009.-№10.–С.25.
2.Бутивщенко Е. Сила визуального мерчендайзинга / Е. Бутивщенко // Товаровед и торговля. – 2009. - №3. – С.43-47.
3.Варфоломеев В. Продвигаем интернет-магазин / В. Варфоломеев // Товаровед и торговля. – 2009. - №1-2. – С.70-72.
4.Деркачёва Т. Электронная торговля оптом и в розницу / Т. Деркачёва // Налоги и бухгалтерский учёт. – 2009. - №16. – С.37-62.
5.Канаян К., Канаян Р. Идеи для входной зоны / К. Канаян, Р. Канаян // Товаровед и торговля. – 2009. - №11. – С.32-37.
6.Канаян К., Канаян Р. Прикассовая зона / К. Канаян, Р. Канаян // Товаровед и торговля. – 2009. - №6. – С.43-47.
7.Канаян К., Канаян Р.
Специализированный магазин:
8.Каплина С.А. Технология торговли / С.А. Каплина. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 441 с.
9.Климченя Л.С. Организация и технология торговли / Л.С. Климченя, О.А. Бобровская, В.В. Лагойко. – Мн.: БГЭУ, 2008.- 235 с.
10.Ковалёва Н.В. Проблемы
формирования и пути повышения
эффективности использования
11.Королёнок Г.А., Гоцкий Г.Г., Гасан Э.И. Инновационные технологии на отечественном потребительском рынке / Г.А. Королёнок, Г.Г. Гоцкий, Э.И. Гасан // Веснiк БДЭУ. – 2008. - №6. – С.78-84.
12.Мерчендайзинг…. // Товаровед и торговля. – 2009. - №4. – С.46-51.
13.Метлицкий Н. Новым
товарам – современные
14.Организация и технология
торговли: учебник / С.Н. Виноградова
[и др.]; под общ. ред. С.Н.
15.Павлухин В. Торговлю надо чувствовать, в торговле надо родиться! / В. Павлухин // Директор. – 2009. - №9. – С.50-51.
16.Полещук Н.А. Идентификация
и распределение затрат по
процессам в организациях
17.Старовойтова Т.Ф. Методика
количественной оценки уровня
развития электронной
18.Шутилина Н.В.
Информация о работе Направления совершенствования деятельности торговых организаций