Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:51, курсовая работа
Целью исследования является выявить проблемы и перспективы развития торговли Республики Беларусь на современном этапе. В соответствии с целью исследования и для ее достижения необходимо решить следующие основные задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы организации и управления торговлей на современном этапе хозяйствования, а именно:
- определить место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования;
- раскрыть формирование и развитие инфраструктуры торговли;
- обозначить роль и виды торгового маркетинга в розничной торговле.
Введение ……………………………………………………………………..3
1 Торговля в социально-потребительскомкомплексе....5
1.1 Понятие, сущность и развитие торговли ……………………………....5
1.2 Место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования……………………………………………………………………7
1.3 Торговля в сфере товарного обращения и её функции ……………...10
1.4 Виды торговли …………………………………………………………12
1.5 Организационные формы торговли ……………………………….….15
2 Тенденции развития торговли и потребления в современных условиях ………………………………………………..16
2.1 Влияние торговли на повышение эффективности общественного производства …………………………………………………………………….16
2.2 Принципы и формы государственного регулирования торговли …..18
2.3 Направления развития торговли в Республике Беларусь …………...19
3 Направления совершенствования деятельности торговых организаций……………………………..…………………..26
3.1 Научно-технический прогресс в торговле …………………………..26
3.2 Новые технологии для завоевания покупателей ……………………30
3.3 Перспективность электронной коммерции ………………….............39
Заключение ……………………………………………………………42
Список использованных источников ………………
Итак, группы сопутствующих
товаров часто выполняют
Ассортимент может дополняться за счет арендаторов. Для покупателя это не имеет особого значения - главное, что все, что ему нужно, присутствует под одной крышей. Оживить торговлю и повысить прибыль с площади могут не только товары, но и услуги и общественное питание. Питание вне дома имеет очень хороший потенциал. С ростом дохода покупателей активнее потребляются услуги, если цена на услуги приемлемая. За счет экономии времени и получения результата лучшего, чем если бы потребитель выполнял работу сам, развивается потребление услуг по ремонту, домоводству, услуг парикмахерских, косметических салонов и т.п.
3) Сокращение неперспективных направлений
Частый аргумент торговцев против введения новых товаров в ассортимент: «Нет места». Место всегда найдется, если избавиться от плохо идущих товаров вместо того, чтобы пытаться реанимировать их продажи. Оптимизация ассортимента - действенное средство увеличения прибыли в специализированных магазинах.
4) Эффективная работа с покупателями-профессионалами
Ряд специализированных магазинов, даже таких, как магазины радиодеталей или спецодежды, проводят изменения с целью расширить круг посетителей и обеспечить большую устойчивость. С той же целью поворачиваются в сторону конечных потребителей и осваивают розницу фирмы, работавшие ранее только на рынке «business-to-business», - компании по продаже строительных материалов, тканей, оборудования. Оптовые продажи потребителям-профессионалам продолжают занимать значительную долю, но розница дает возможность выжить в случае негативных изменений в отрасли или ухода ключевых клиентов.
Распространенная причина плохой отдачи с площади - попытка увеличить продажи товаров для клиентов В2В на розничных торговых площадях. Если ваш магазин - это именно магазин, а не демозал для оптовиков или профессионалов и не Cash&Carry. Покупатели В2В приходят уже целенаправленно, и для них не надо, например, выставлять в магазине стройматериалов краску определенной марки в размере 80% от объема выкладки, чтобы ее удобно было сразу забрать из торгового зала. Точно так же в книжном не стоит ставить вперед на самое дорогое место стойку с наглядными пособиями (огромными плакатами, которые вешают на стену школьных классов). Продажи для покупателей В2В можно повысить другими методами – прямой продажей, работой со строительными бригадами, архитекторами, дизайнерами, учителями, врачами. К клиенту В2В продавец может даже поехать сам. В розничном магазине должно соблюдаться одно из главных правил мерчендайзинга: целевой товар - дальше, импульсный ближе. Иногда товары для покупателей-профессионалов могут отталкивать конечных потребителей.
5)Гибкое реагирование на изменения внешней среды - технологий, моды, покупательского поведения, образа жизни
В некоторых специализированных
областях непродовольственные товары
часто уже нельзя продавать так,
как раньше. Например, очень востребованные
в советское время и в 90-е
годы ткани и товары для рукоделия
постепенно перестают интересовать
массового конечного
6) Оценка внешних ограничений
продаж товаров какой-либо
В продаже даже таких импульсных
товаров, как товары для дома, существуют
два основных ограничения. Это низкий
доход на территории, ограничивающий
покупки категории «Соблазн и
подарки» (женщина рада бы приобрести
милые безделушки, но бюджет не позволяет),
и малогабаритное жилье на территории
(доход позволяет импульсно
7) Достижение уникальности в ассортименте
За уникальным товаром покупатель способен поехать далеко, в другой район, город или даже в другую страну. В этом случае он подобен коллекционеру. Успешные торговые центры США придают особое значение уникальным арендаторам, ведется их направленный поиск, и им оказывается всяческая поддержка в виде низкой арендной платы и других условий. Уникальность – это здорово. Но создать специализированный магазин с действительно уникальным ассортиментом довольно дорого (вложения в дизайн, персонал, рекламу) [7, с.46].
8) Создание спроса
Продажи могут возрасти, если покупатели узнают о товаре больше. В магазине, где есть интересные товары и информация о них, всегда проще стимулировать импульсные покупки.
Для формирования спроса необходимы логичная выкладка товара, наглядная демонстрация «изюминок» ассортимента, проведение дегустаций, тестирования, тематических акций, а также информация на фасаде и входе.
9) Работа с фасадом, витринами и вывеской
Покупатель часто вообще
не знает, что продается в
Кроме этого, чтобы перехватить
поток пешеходов, двигающихся по
оживленной городской улице или
«улице» торгового центра, и заинтересовать
их, располагая достаточно ограниченными
ресурсами по площади фасада и
витрин, необходимо воспользоваться
самым простым и давно
Известно, что все, что движется, привлекает внимание гораздо сильнее. Поэтому около входа в магазин или в витринах могут выставляться демо-модели, заводные игрушки, дисплеи, надувные фигуры. В галереях торговых центров для торможения ставятся островные киоски, композиции, подойдут также аттракционы и игры [5, с.32].
Если магазин расположен не на первой линии и плохо заметен пешеходам, штендеры, навигационные знаки и стрелки смогут помочь, но лишь частично. Гораздо эффективнее приблизить магазин к потоку с помощью выносной витрины с интересными товарами и новинками или длинного козырька над входом, подсвеченного в вечернее время.
В торговых центрах (ТЦ) неплохо работает следующий прием: магазин, который не виден с входа (остается за спиной входящего в ТЦ покупателя или в боковом проходе), размещает плакат со словами «Оглянись!» и какой-либо привлекающей внимание и забавной картинкой. Или сзади раздается необычный звук, заставляющий покупателей повернуть голову. Но эта мера тоже временная, и постоянные покупатели перестают на нее реагировать.
Даже для магазинов, занимающих неплохие места в ТЦ, оценка входной зоны и внутреннего фасада очень часто помогает увеличить посещаемость.
Необходимо оценить вход в магазин и фасад по следующим критериям:
• насколько вход приглашающий - возможно, его надо выделить дизайном или просто расширить;
• сообщает ли вывеска информацию об ассортименте и позиционировании;
• просматривается ли торговый зал и товары;
• достаточна ли освещенность зала и особенно, световые акценты на периметре;
• какие товары выставлены на входе - насколько они интересны потенциальному покупателю. Из коллекции можно выбирать яркие товары; товары, образующие цветовые пятна или по цвету контрастирующие друг с другом. В витринах неизменно хорошо работают «изюминки» ассортимента и новые поступления;
• есть ли на входе информация о специальных предложениях и ценах. В магазинах, расположенных в торговых центрах, входная зона должна быть более насыщенной промо-местами и информацией о специальных акциях, чем в отдельно расположенных магазинах. Ведь в отдельном магазине покупатель уже вошел в дверь, а здесь его надо привлечь [5, с.34].
10) Понятная выкладка и четкая навигация
Чем сложнее товар, тем больше вопросов возникает у покупателя при его выборе. Далеко не все потребители знают, как правильно использовать товар. Консультации могут осуществляться как в устной, так и визуальной форме – с помощью выкладки по назначению и соответствующего знака (указателя отдела или полочного навигатора). Магазин, который имеет образ консультанта, может обладать значительной притягательной силой: одна часть посетителей считает, что вовсе не обязательно там покупать, но съездить за бесплатной консультацией стоит. Другая часть придерживается мнения, что специалисты продают наиболее качественные и надежные вещи [7, с.47].
Одно из правил успешных
продаж гласит, что завершение продажи
должно закладывать основу для будущих
покупок. Прикассовая зона и зона
расчета - как финальный аккорд, он
может прозвучать оптимистично и
даже торжественно, а может полностью
испортить впечатление и
Укажем шесть основных правил размещения товаров в прикассовой и предкассовой зонах:
1. В прикассовой зоне
и перед кассами могут
- «Напоминание» - товары,
которые покупателю не очень-
- «Соблазн» - товары,
идеальные по соотношению «
- Специальные предложения магазина, акции и оплаченные промо-места поставщиков.
- Сезонные товары.
2. Нежелательно размещать в прикассовой зоне те товары, которые требуют предварительного выбора и раздумья. Покупатель, которого заинтересовал этот товар, создает «затор» и мешает другим покупателям. В результате количество импульсных покупок в прикассовой зоне снижается. Наиболее часто допускают такие ошибки: первая - в корзинах около касс лежит много разнородного товара. Вторая ошибка – присутствует однородный товар, но цены разные.
3. Количество товарных
позиций в прикассовой зоне
не должно быть большим, и
позиции должны повторяться.
4.Товары в предкассовой зоне должны быть снабжены крупными и яркими ценниками. Тогда многие товары попадут в категорию «соблазн» именно из-за привлекательной цены.
5. В непродовольственных магазинах товары, размещенные на прикассовых стойках, должны иметь основную точку продажи в торговом зале. В непродовольственных магазинах, где торговля организована по принципу свободного доступа, нет линейки касс - узел расчета располагается в углу торгового зала или у стены на выходе. При этом нередко допускают такую ошибку: где касса, там и импульсный товар (мелкоразмерный, сопутствующий, акционный). Получается, что этот импульсный товар видят только люди, которые оплачивают покупку, а в магазинах бытовой техники процент покупателей может составлять 30-40% от количества посетителей; в магазинах строительных и отделочных материалов - еще меньше (40% считается весьма хорошим показателем). В магазины одежды и отделы универмага даже до 80% людей могут зайти «просто посмотреть», и многим покупателям не придет в голову спрашивать на кассе колготки, носки или средства по уходу за обувью. Импульсный товар потому и импульсный, что о нем не думают и часто не помнят. Поэтому если блок касс расположен «островом» или в углу торгового зала, импульсные товары надо размещать не только рядом с ним, но и в хорошо заметных всем посетителям местах зала.
6. В прикассовой зоне
особое внимание - детскому мерчендайзингу.
Многие детские товары
К панелям и демонстрации
рекламных роликов в
3.3 Перспективность электронной коммерции
Информационные и
Информация о работе Направления совершенствования деятельности торговых организаций