Нциональное богатство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование понятия, структуры, факторов, путей увеличения, состояния и тенденций изменения НБ страны, изучение человеческого капитала и его роли в развитии современной белорусской экономики.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
• дать определение понятию «национальное богатство», а также
выявить его структуру;
• выявить показатели измерения и факторы НБ;
• дать понятие человеческого капитала, рассмотреть его виды;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
ГЛАВА 1: Национальное богатство: сущность, структура, факторы.
1.1. Понятие и сущность национального богатства страны……………5
1.2. Структура национального богатства…………………….…...……...11
1.3. Показатели национального богатства……………………………....14
1.4. Факторы и способы накопления национального богатства……....24
ГЛАВА 2: Роль человеческого капитала в обеспечении роста национального богатства (на примере высокоразвитых стран).
2.1. Понятие человеческого капитала, его виды……………………....29
2.2. Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты.............................................................................................34
2.3. Реализация человеческого фактора, ее воздействие на рыночную экономику………………………………………………………………………...43
ГЛАВА 3: Национальное богатство Республики Беларусь: состояние и тенденции изменений.
3.1. Анализ основных средств в составе национального богатства….48
3.2. Анализ демографического и трудового потенциалов Республики Бе-ларусь…………………………………………………………………………....52
Заключение………………………………………………………………………63
Список литературы……………………………………………………………..65

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 362.98 Кб (Скачать документ)

Издержки, связанные с  получением высшего образования, включают в себя как прямые затраты на обучение (площадь С1), так и упущенный доход, альтернативные издержки (площадь С2). Очевидно, что человек, владея информацией обо всех будущих расходах и доходах, сравнивает суммарные издержки обучения (площади С1 иС2) и денежные выгоды, которые оно должно ему принести (площадь В). Поскольку речь идет о будущих суммах денег, необходимо осуществлять дисконтирование, то есть приводить все расходы и доходы к тому моменту времени, когда принимается решение о целесообразности высшего образования; на рисунке этот момент соответствует 18-летнему возрасту. Отметим, сто расходы делаются в основном в начале и даже могут носить единовременный характер (тогда их не нужно дисконтировать), доходы же вырастут лишь в будущем. [23, с.259]

Принимая решение о  целесообразности инвестиций в образование, человек сравнивает дисконтированные потоки ожидаемых расходов и ожидаемой разницы доходов. При этом у каждого человека своя, индивидуальная ставка дисконтирования; она тем больше, чем меньше человек думает о своем будущем, то есть чем менее значимы для него будущие выгоды по сравнению с настоящими.

Рассмотрим общий случай, без конкретных цифр; введем для  этого соответствующие обозначения (рис. 2.2).

В – доход работника;

t – время (возраст человека в годах);

S – момент времени (возраст), когда принимается решение об образовании;

Рисунок 2.2. Графическая модель инвестиций в ЧК

Примечание. Источник [23, с.260]

U – момент времени (возраст), когда обучение закончено; продолжительность обучения составляет (U - S) лет;

R – время выхода на пенсию;

Ва – кривая «возраст – заработок»: доход «необразованного» работника в течение его жизни;

Вb – кривая «возраст – заработок»: доход «образованного» работника в течение его жизни;

∆В – суммарная разница в пожизненных доходах «образованного» и «необразованного» работника;

С1 – прямые затраты на обучение;

С2 – альтернативные издержки обучения.

Принимая решение о  целесообразности инвестиций в образование, человек сравнивает дисконтированные потоки ожидаемых расходов и ожидаемой разницы доходов.

    (2.1)

где – индивидуальная ставка дисконтирования;

PVB – дисконтированный к моменту S поток ожидаемой разницы в доходах;

PVC – дисконтированный к моменту S поток ожидаемых издержек.

Следует отметить, что при таком подходе  в качестве издержек учитываются лишь прямые затраты С1, альтернативные же издержки С2 будут учтены при подсчете суммы дисконтированных выгод PVB, причем с отрицательным знаком, так как в период времени от S до U работающий имеет доходы, а обучающийся – нет. Можно посчитать альтернативные издержки С2 и как отдельное слагаемое, тогда дисконтированные потоки издержек и выгод от инвестиций будут определяться следующим образом:

     (2.2)

Степень выгодности инвестиций в ЧК (в данной модели это инвестиции в образование) можно оценить  двумя способами:

а) определением чистой дисконтированной стоимости (NPV) инвестиций;

б) определением внутренней нормы отдачи инвестиций. Инвестиции в образо-

вание целесообразны, если чистая дисконтированная стоимость положительна: .                            (2.3)            

Значение NPV не зависит от того, каким из способов рассчитывается.

Внутренняя норма отдачи от инвестиций р – это такое значение ставки дисконтирования, при котором чистая дисконтированная стоимость равна нулю: . Если найденное значение u больше индивидуальной ставки дисконтирования , то такое инвестирование для человека окажется выгодным.

Рассмотренная модель инвестиций в ЧК позволяет сделать ряд  выводов. Очевидно, что инвестировать  в ЧК (в данном случае имеются  в виду инвестиции в образование) тем выгоднее, чем:

— больше период предстоящей  трудовой жизни и соответственно поток ожидаемой разницы в  доходах (молодым учиться выгоднее);

— больше различия в заработках образованных и необразованных

работников;

— меньше издержки, связанные  с получением образования – как  прямые, так и альтернативные (человек с высокими текущими доходами менее охотно согласится их терять ради дополнительного образования);

— ниже индивидуальная ставка дисконтирования, то есть чем в большей  степени человек думает о собственном  будущем. Напротив, если человек живет лишь сегодняшним днем, ни желая или не умея планировать свою жизнь на перспективу, его индивидуальная ставка дисконтирования будет достаточно высокой, и, судя по приведенным формулам, он едва ли захочет осуществить инвестиции в свое образование.

Следует отметить, что формирование ЧК необходимо рассматривать как  двусторонний процесс взаимодействия индивида и общества. Для реализации ЧК  недостаточно индивидуальной мотивации, необходима мотивация общества в целом, предъявляющего спрос на имеющиеся у человека знания и умения. Отсюда следует, что «экономики, которые не способны осуществлять инвестиции в ЧК, не могут рассчитывать на достижение таких темпов роста, которые наблюдаются у других, даже если они имеют доступ к той же технологии, поскольку у них отсутствуют знания для того, чтобы эффективно использовать такую технологию» [24, с.186]. Так, если для оценки ЧК воспользоваться показателями, приведенными в Докладе ПРООН о развитии человека за 2006 г., то можно констатировать, что такие богатые природными ресурсами страны, как Нигерия, Намибия и Индонезия, пока не добились высокого уровня жизни и высоких темпов экономического роста, о чем свидетельствуют их рейтинг по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) среди 177 стран мира: соответственно 159, 125 и 108 места. В то же время такие страны, как Ирландия, Швейцария, Финляндия, Республика Корея, не располагающие природными ресурсами, наоборот, за счет высокого качества своего ЧК, создания необходимых условий для его накопления и эффективного использования демонстрируют высокий уровень жизни и достаточно высокие темпы экономического развития. Так, Ирландия занимает 4 место по показателю ИРЧП (0,956), Швейцария – 9 место (0,947), Финляндия находится на 11 месте (0, 947), Республика Корея – на 26 (0,912). Все они входят в группу стран с высоким уровнем ИРЧП, причем расположились в верхней ее части [25, с.283, 331-333].

Таким образом, осуществление  инвестиций – очень важный процесс  в

воспроизводстве ЧК, в котором он выступает либо объектом, либо субъек-

том, либо результатом воздействия.

Инвестиции создают лишь основу для производства ЧК в системе  образования, здравоохранения, повышения квалификации, экономической мотивации, географической мобильности и т.д. Их содержание не просто вложение средств, а еще и реальная, осознанная и целенаправленная деятельность инвестора. При этом важную роль в создании ЧК играют затраты труда и усилий по саморазвитию и самосовершенствованию. Производительные затраты неизбежно включаются в общественные затраты во всем воспроизводственном процессе.

    1. Реализация человеческого фактора, ее воздействие на рыночную экономику.

 

В чем же заключается воздействие  и экономические выгоды общества от роста человеческого потенциала?

Во-первых, в росте ВВП  и производительности труда. Зарубежные исследователи подсчитали, что рост продолжительности образования в стране на один год ведет к росту ВВП на 5 – 15%. В развивающихся странах этот показатель еще выше; для стран с низкими доходами он составляет 23%. По оценке Бюро трудовой статистики министерства труда США, повышение среднего уровня образования рабочей силы способствовало ежегодному приросту производительности труда за период с 1983 по 1992 год не менее чем на 20% [26, с.20].

Во-вторых, с состоянием ЧК общества, который определяется в первую

очередь именно образовательным  уровнем населения, очень тесно  связана 

конкурентоспособность национальной экономики, определяющая перспективы  развития страны. Сами знания быстро устаревают; но более образованные и квалифицированные  люди способны быстрее  переучиваться, осваивать принципиально новые технологии – и это обстоятельство становится решающим. Не удивительно, что а США ведущие вузы намерены отходить от традиционной для американской высшей школы узкой специализации и более сосредоточиваться на подготовке кадров широкого профиля, вооружая специалистов основными научными принципами вместо информативных знаний и конкретных навыков. Меняется качественная структура рабочей силы США: в 1998 году около 60% занятых были заняты умственным трудом. Американские вузы все активнее готовят специалистов новейших профессий, связанных с НТП: системных аналитиков, специалистов в области генной инженерии, программного обеспечения. Число выпускников вузов, специализирующихся в области информационных технологий, выросло с 1971 по 1995 год в 10 раз, достигнув 24,4 тысячи человек в год. По оценке американских специалистов, около 40% всей рабочей силы страны связано с обработкой информации [26, с.21].

В-третьих, рост образовательного уровня способствует снижению безработицы. Дело в том, что образование в большей степени влияет на совокупный заработок работника, чем на часовую ставку его оплаты. Это значит, что с ростом образования человек больше времени проводит на рынке труда, больше работает, и, таки образом, рост образования снижает уровень безработицы.

Анализируя, почему государство  берет на себя все более существенную часть расходов на образование, нельзя ограничиваться только экономической  стороной вопроса. Рост образовательного уровня граждан приносит обществу немалые  социальные выгоды. Снижение безработицы  – пример более чем очевидный, но есть и другие. Так, более образованные люди скорее станут обеспеченными, увеличение же слоя состоятельных людей, среднего класса, гарантирует обществу социальную стабильность и предсказуемость, снижает общий уровень преступности, особенно в тех видах преступлений, которые вызываются и провоцируются бедностью и нищетой. Средний класс менее восприимчив к идеям экстремизма и тоталитаризма.

При оценке экономической  эффективности инвестиций в образование, как  считают зарубежные исследователи, следует учитывать, что для общества норма дисконтирования ниже, чем  для индивидуума, поскольку оно  в большей степени ориентировано  на достижение долгосрочных целей. По мнению американских ученых, в 80-е годы рассчитавших уровень доходности от инвестиций в образование для индивида и для общества, в экономически развитых странах он составлял соответственно12 и 9%, в странах Африки – 32 и 13%, в Латинской Америке – 23 и 16%, в Азии – 18 и 13%.

Анализ международного опыта  доказывает также необходимость  государственной поддержки внутрифирменной подготовки кадров. Инвестиции в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания организации. Прямые ежегодные затраты частного бизнеса в США на все виды обучения возросли уже к началу 80-х годов до 30 млрд. долл., а полные частные и государственные затраты с учетом выплат компенсаций за время обучения достигли 100 млрд. долл. 76% американских корпораций с числом занятых 500 и более человек имеют программы в области подготовки и переподготовки кадров. В 90-х годах различными программами внутрифирменного обучения были охвачены 50 млн. человек. Особенно активно учатся во внерабочее время специалисты с высшим образованием: в 1995 году 12,2 млн., или 73% их общего числа, были охвачены различными формами образования взрослых. В подобном обучении участвовало также 57% административно-управленческого персонала, 69% техников, от 26 до 43% рабочих в зависимости от квалификационного уровня. В конце 90-х годов около 70% американских компаний использовали какие-либо формы профессиональной подготовки, среди крупных компаний это составило 95%.

В настоящее время практически  во всех развитых странах реализуются  программы обеспечения качества рабочей силы и подготовки специалистов управления ХХI века. Высокая квалификация является основой социальной защищенности и устойчивости на рынке труда: такие работники мобильны, быстро и самостоятельно трудоустраиваются. Инвестиции в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания организации. В Японии развитие персонала рассматривается как приоритетное направление для решения проблем информационно-технической революции и поэтому пользуется государственной поддержкой в виде бюджетных субсидий. Фирмы ФРГ ежегодно расходуют около 9 млрд. марок на повышение уровня образования и квалификации своих сотрудников.

Следует отметить, что оценка ЧК достаточно затруднена, поскольку  данная категория имеет целостный, интегративный характер. В нем  присутствует антропологическая составляющая, отражающая единство в человеке социального и биологического, общественного и индивидуального. По структурным составляющим ЧК можно характеризовать и отдельного индивида, и социальную группу, и страну в целом. Показатели, касающиеся материальной и духовной сторон развития индивида или общества, также рассматриваются в

единстве. Опыт свидетельствует, что было бы неверно в ущерб одной недо-

оценивать или переоценивать  значение какой-либо другой стороны.

Для оценки и сопоставления  уровня социально-экономического положения различных стран используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Данный универсальный сопоставимый измеритель введен в международной политический и научный оборот Организацией Объединенных Наций в рамках подготовки мировых докладов о развитии человека, издающихся Программой развития ООН (ПРООН) с 1990 года.

ИРЧП – это сводный  показатель развития человеческого  потенциала, который характеризует средний уровень достижений данной страны по трем важнейшим аспектам развития человеческого потенциала:

  1. долгой и здоровой жизни, измеряемой показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении;
  2. знаниям, определяемым уровнем грамотности взрослого населения (с весовым коэффициентом две трети) и совокупным валовым контингентом учащихся начальных, средних и высших заведений (с весовым коэффициентом одна треть);
  3. достойному уровню жизни, измеряемому показателем ВВП на душу населения (ППС в дол.США).

Выбор данных показателей  не случаен, поскольку трудовой потенциал  общества увеличивается за счет сокращения заболеваемости и травматизма, что  приводит к увеличению численности  рабочей силы и расширению масштабов трудовой деятельности. Улучшение здоровья населения рассматривается как важный фактор физического развития, повышения работоспособности и соответственно расширения возможностей для создания продуктов и услуг, накопления знаний и пр. Повышение уровня образования, как отдельного человека, так и населения в целом существенно влияет на качество ЧК – основного фактора приумножения богатства общества – и обуславливает рост общественной производительности труда. Уровень образования характеризует накопленный образовательный, трудовой, научный, интеллектуальный и творческий потенциал, составляя фонд совокупных знаний и умений – духовное

Информация о работе Нциональное богатство