Нциональное богатство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование понятия, структуры, факторов, путей увеличения, состояния и тенденций изменения НБ страны, изучение человеческого капитала и его роли в развитии современной белорусской экономики.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
• дать определение понятию «национальное богатство», а также
выявить его структуру;
• выявить показатели измерения и факторы НБ;
• дать понятие человеческого капитала, рассмотреть его виды;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
ГЛАВА 1: Национальное богатство: сущность, структура, факторы.
1.1. Понятие и сущность национального богатства страны……………5
1.2. Структура национального богатства…………………….…...……...11
1.3. Показатели национального богатства……………………………....14
1.4. Факторы и способы накопления национального богатства……....24
ГЛАВА 2: Роль человеческого капитала в обеспечении роста национального богатства (на примере высокоразвитых стран).
2.1. Понятие человеческого капитала, его виды……………………....29
2.2. Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты.............................................................................................34
2.3. Реализация человеческого фактора, ее воздействие на рыночную экономику………………………………………………………………………...43
ГЛАВА 3: Национальное богатство Республики Беларусь: состояние и тенденции изменений.
3.1. Анализ основных средств в составе национального богатства….48
3.2. Анализ демографического и трудового потенциалов Республики Бе-ларусь…………………………………………………………………………....52
Заключение………………………………………………………………………63
Список литературы……………………………………………………………..65

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 362.98 Кб (Скачать документ)

Учитывая, что «новая экономика» характеризуется не просто знаниями, а знаниями, способными воплощаться  в новейших разработках, инновациях во всех сферах экономики, особая роль принадлежит исследователям и ученым высшей квалификации. Всего в экономике  в настоящее время насчитывается 2382 доктора и 14 235 кандидатов наук, что составляет соответственно 0,05 и 0,32% от численности экономически активного населения [16, с.28, 114].

Если проанализировать их возрастную структуру, то при имеющихся  темпах подготовки этой когорты ученых вполне можно ожидать убывающего производства. Следует заметить, что  за последнее десятилетие на 23% уменьшилась численность работников, выполняющих научные исследования и разработки. Причем ухудшение качественных характеристик занятого в науке персонала происходит, прежде всего, за счет более интенсивного оттока лиц младших и средних возрастов, старения научных кадров, что ведет не только к снижению показателей исследовательской продуктивности, но и к угрозе нарушения непрерывности и преемственности воспроизводства научных знаний, научных кадров и развития науки в целом. Если не принять необходимых кардинальных мер, то разрыв поколений может стать

реальностью для белорусской  науки.

Наряду с потерей высококвалифицированного персонала в науке замедлился процесс воспроизводства научных кадров. За период 1995 – 2005гг. заметно снизилась численность и результативность подготовки докторантов, причем крайне низкими являются показатели выпуска из докторантуры с защитой диссертации. Вместе с тем в эти годы наблюдался значительный рост числа организаций, ведущих подготовку докторантов (с 20 до 38). В составе докторантов преобладают исследователи и преподаватели вузов. Среди них значительно меньше практических работников (управленцев, бизнесменов и др.), которые защищали докторские диссертации в качестве соискателей.

В последнее время активизировалась деятельность аспирантуры по подготовке научных кадров. И как позитивное явление следует отметить увеличение подготавливаемой к научной деятельности молодежи. Рост численности аспирантов научных и высших учебных заведений за период с 1995 по 2005 г. Достиг 163,3%, а количество организаций, ведущих их подготовку, возросло соответственно с 94 до 119 [16, с.235]. Вместе с тем следует обратить внимание, что выпуск меньше приема, т.е. аспиранты покидают обучение, не закончив образование. Это свидетельствует о необходимости кардинального роста результативности деятельности докторантуры и аспирантуры, а также повы-

шения престижа научной деятельности в целом.

«Новая экономика» живет  нестандартными идеями и решениями, которые генерирует высокоразвитый ЧК. Этим во многом определяются наши возможности и место в «новой экономике».

О том, что в стране достаточно идей, говорит отражение на рис. 3.3 динамика патентной деятельности: наблюдается устойчивый рост не только поданных патентных заявок, но и выдачи патентов, а также количества используемых патентов. Это в определенной мере связано с абсолютным ростом финансирования науки, которое за период с 1997 по 2005 г. в сопоставимых це-

нах возросло с 663,1 до 910, 7 млрд. руб.


Рисунок 3.3. Динамика патентной деятельности в Республике Беларусь.

Примечание. Источник [19].

 

В 2010 г. поступило 1933 заявки на выдачу патентов на изобретения. Количество заявок поступило от национальных заявителей, составило 1759 или 91% от общего количества поданных в 2010 г. Иностранными заявителями подано 174 заявки, из которых международные заявки, перешедшие на национальную стадию РСТ, составили 70%. Наибольшее количество заявок подано заявителями: Германии – 44 заявки (25%), Российской Федерации – 24 заявки (14%), Швейцарии – 12 заявок (7%), США и Украины – по 11 заявок (6%), Австрии, Китая и Японии – по 9 заявок (5%).

В 2010 г. на стадии патентной  экспертизы было рассмотрено 1650 заявок

на выдачу патентов на изобретения, по результатам которой было принято 1245 решений о выдаче патентов на изобретения, по 269 заявкам отказали в выдаче патента. На основании принятых решений зарегистрировано 1222 патента на изобретения, при этом 92% патентов было зарегистрировано на имя иностранных заявителей.[20, с.10-11]

В 2011 г. поступило 1871 заявка на выдачу патентов на изобретения. Количество заявок поступивших от национальных заявителей, составило 1725 или 92,2% от общего количества поданных заявок в 2011 г. иностранными заявителями подано 146 заявок, их которых международные заявки, перешедшие на национальную стадию по процедуре РСТ, составили 69,9%. Наибольшее количество заявок подано заявителями: Германии – 46 заявок (31,5%), Российской Федерации – 21 заявка (14,4%), США – 16 заявок (11%), Китая – 15 заявок (10,3%), Украины – 9 заявок (6,2%), Канады и Нидерландов – по 6 заявок (4,1%).

В 2011 г. патентной экспертизой  было рассмотрено 1695 заявок на выдачу патентов на изобретения, по результатам которой было принято 1506 решений о выдаче  патента Беларуси на изобретения, по 299 заявкам отказали в выдаче патента. На основании принятых решений зарегистрировано 1474 патента на изобретения, при этом 92,6% патентов было зарегистрировано на имя национальных заявителей.

По состоянию на 31 декабря 2011 г. на территории Республики Беларусь действовало 10 862 патента на изобретения, из которых 4355 – национальных заявителей.

В соответствии с Евразийской  патентной конвенцией на начало отчетного года на территории Республики Беларусь также действовало 5703 Евразийских патента. [21, с.4-5]

Вместе с тем следует  отметить довольно негативную тенденцию  падения доли расходов в ВВП на финансирование науки в Республике Беларусь по 2003 г. Но после пошло увеличение данных расходов, что говорит о довольно не стабильной тенденции доли расходов на финансирование (рис. 3.4), которая, наряду с другими факторами, видимо, обусловила и динамику показателя наукоемкости ВВП в нашей стране (рис. 3.5). Тенденция снижения наукоемкости ВВП в 2002 г. была приостановлена, и последние годы характеризовались некоторым ростом данного показателя, тем не менее,мы не только вернулись на уровень 2000 г., но она стабилизировалась на уровне 0,9 – 1%.

 

Рисунок 3.4. Финансирование науки из средств республиканского бюджета Республики Беларусь.

Примечание. Источник [19].

 

Рисунок 3.5. Наукоемкость ВВП в Республике Беларусь в 2000 – 2011гг., % к ВВП.

Примечание. Источник [19].

 

По-прежнему актуальной остается проблема финансирования здравоохранения, в значительной мере определяющая качество и доступность медицинской помощи. Сравнивая Беларусь со странами с высоки уровнем развития человеческого потенциала, следует отметить, что по количеству врачей на 100 тыс. населения (455) наша страна находится на уровне таких стран, как Бель-

гия (449), Италия (420), Швейцария (361), Швеция (328) (Прил. З) [25, с.301].

Однако пока еще остается довольно низким показатель ожидаемой  продолжительности жизни, который, по данным Доклада ПРООН о развитии человека за 2006 г., составил в Республике Беларусь 68,1 года, что почти на 14 лет ниже данного показателя в Японии (81,9 года) и более, чем на 12 лет в Исландии (80,6), Швейцарии (80,5 лет), Австралии (80,2 года), Швеции (80,1 года), Италии (80 лет), Канаде (79,9 года) [25, с.315].

И не случайно в Программе  социально-экономического развития на 2006 – 2010 гг. ставится задача увеличения доли государственных расходов на здравоохранение до 7% к ВВП, сто позволит приблизиться к мировым стандартам. Однако для повышения эффективности работы системы здравоохранения необходимо обеспечить, прежде всего, рациональное использование выделенных средств. Приоритетными направлениями развития здравоохранения должны быть формирование здорового образа жизни, расширение

мероприятий по профилактике заболеваний, совершенствование государственного регулирования в области обеспечения населения медицинскими услугами и лекарственными средствами.

Таким образом, можно констатировать, что стратегическая роль ЧК обуславливает ряд задач по его интенсивному воспроизводству. От их успешного решения в значительной мере зависят: возможность реализации этой роли и, как следствие, перспективы и темпы вхождения Беларуси в «новую экономику».

Решение данных задач в  образовательной сфере в значительной мере связанно с процессами мировой  глобализации и региональной интеграции, которые, с одной стороны, раскрывают возможности и обуславливают необходимость приобщения к мировому образовательному пространству, а с другой – обостряя условия не только межстрановой, но и межблоковой конкуренции, ставят перед странами довольно жесткие условия вхождения  в него. Представляется, что этот процесс для белорусской образовательной системы следует осуществлять поэтапно.

Вхождение в общемировое  образовательное пространство в  краткосрочной перспективе необходимо начать с освоения образовательных пространств наших ближайших союзников и соседей. В этом плане уже многое сделано, и в первую очередь с Россией. Есть договоренности и с другими странами СНГ. Вместе с тем не вызывает сомнения необходимость укрепления и дальнейшего развертывания уже начавшихся образовательно-интеграционных процессов с этими странами.

Логически и геополитически оправданным в среднесрочной  перспективе должно быть вхождение  республики в единое европейское  образовательное пространство. В  этом плане настало время для  подготовки к использованию в  стране адаптированной к европейским  стандартам кредитно-модульной системы организации образовательного процесса, позволяющей нашим вузам и студенчеству интегрироваться в это пространство. Определенным шагом в данном направлении может быть и переход вузовской сис-

темы к новым образовательным  стандартам, многоуровневой структуре  высшего образования. В долгосрочной перспективе процессы мировой глобализации поставят перед нами вопросы вхождения в общемировую образовательную систему, о возможности и условиях приобщения к которой следует задуматься уже сегодня. В этом контексте достаточно оправданным является дальнейшее развитие многоступенчатой модели образования, в том числе и постдипломного, базирующейся на широком использовании и развитии виртуального образования. Вбирая в себя лучшие свойства очного, заочного, дистанционного и других форм получения образования, а также переподготовки и повышения квалификации и опираясь на новейшие достижения информационных технологий, оно позволяет делать образовательный процесс не только гибким, способным к быстрым изменениям в духе времени, но и в значительной мере индивидуализированным. В этой плоскости лежат и дополнительные возможности реализации концепции пожизненного обучения, включающего в себя и самообразование.

Особую важность в структуре  ЧК «новой экономики» приобретает научно-исследовательский потенциал нации. Вложения в его развитие, как известно, являются не издержками, а возвратами, высокоэффективными инвестициями. В этой плоскости следует рассматривать и рост заработной платы научных работников. Экономия на ней чревата, по крайней мере, двумя очевидно негативными последствиями. Во-первых, сокращением притока одаренных, молодых людей в науку. Во-вторых, вымыванием высококвалифицированных кадров их нее в результате нарастания объемов как внешней, так и внутренней интеллектуальной миграции. В результате не только сдерживаются процессы интенсивного накопления наиболее ценной части ЧК, но и происходят его количественные и качественные потери. Вместе с тем рост заработков должен быть строго дифференцирован по критериям личного вклада, научной и практической значимости результатов научно-исследовательской деятельности.

Динамика ЧК зависит и  от расширенно воспроизводящих предприни-

мательских способностей. Общеизвестно, что предпринимательский  талант – это не массовое явление, и его сохранение и приумножение, особенно в условиях транзитивной экономики, в первую очередь, требует развития соответственно ориентированной национальной системы государственной инновационной и финансовой инфраструктуры. Необходима также поддержка предпринимательства путем строительства инновационных центров, научно-технологических парков и инкубаторов малого и среднего предпринимательства, создания бюджетных, внебюджетных, венчурных и иных фондов, способствующих предпринимательской деятельности. Не вызывает сомнения и актуальность распространения различных фирм бизнес образования, охвата ими подавляющего большинства субъектов предпринимательской деятельности.

Интенсивное развитие и внедрение  на производстве высоких технологий, являющееся одним из ключевых процессов становления «новой экономики», предполагает укрепление отраслевой и заводской науки, кадровый потенциал, который на сегодняшний день весьма и весьма недостаточен. Давно настала пора оживить так популярные еще в советские времена внутри школьные и межшкольные спортивные олимпиады, соревнования дворовых команд, особенно в средних и малых городах, сельской местности. Важно иметь ввиду и то, что чем с более ранних лет и более последовательно государство будет инвестировать средства в здоровье каждого человека, а последний в этом процессе будет не сторонним наблюдателем, а активным субъектом, тем более продолжительным и экономически плодотворным будет жизненный цикл индивидуального ЧК как составной части совокупного ЧК.

Информация о работе Нциональное богатство