Нциональное богатство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование понятия, структуры, факторов, путей увеличения, состояния и тенденций изменения НБ страны, изучение человеческого капитала и его роли в развитии современной белорусской экономики.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
• дать определение понятию «национальное богатство», а также
выявить его структуру;
• выявить показатели измерения и факторы НБ;
• дать понятие человеческого капитала, рассмотреть его виды;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
ГЛАВА 1: Национальное богатство: сущность, структура, факторы.
1.1. Понятие и сущность национального богатства страны……………5
1.2. Структура национального богатства…………………….…...……...11
1.3. Показатели национального богатства……………………………....14
1.4. Факторы и способы накопления национального богатства……....24
ГЛАВА 2: Роль человеческого капитала в обеспечении роста национального богатства (на примере высокоразвитых стран).
2.1. Понятие человеческого капитала, его виды……………………....29
2.2. Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты.............................................................................................34
2.3. Реализация человеческого фактора, ее воздействие на рыночную экономику………………………………………………………………………...43
ГЛАВА 3: Национальное богатство Республики Беларусь: состояние и тенденции изменений.
3.1. Анализ основных средств в составе национального богатства….48
3.2. Анализ демографического и трудового потенциалов Республики Бе-ларусь…………………………………………………………………………....52
Заключение………………………………………………………………………63
Список литературы……………………………………………………………..65

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 362.98 Кб (Скачать документ)

Принимая во внимание нематериальный характер и многомерность ЧК, различные  авторы свободно формируют понятие  ЧК и делают не однозначный упор на его отдельные составные элементы: одни склонны акцентировать внимание на функциональной стороне ЧК, т.е. на его способности приносить доход, другие дают его сущностную характеристику – как форму личного фактора производства. Практически во всех определениях после 60-х гг. в      ХХ в. соблюдается принцип расширительной трактовки ЧК: не только реализуемые знания, навыки и способности, но и потенциальные (в том числе и возможность их приобретения); не только внешнее стимулирование, но и внутренняя мотивация работника, что, в сущности, не меняет экономического содержания ЧК.

Наиболее полно ЧК можно  охарактеризовать следующим образом: это врожденный, сформированный в  результате инвестиций и накопленный  определенный уровень здоровья, образования, навыков, способностей, мотиваций. Энергии, культурного развития, как конкретного индивида, группы людей, так и общества  в целом, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, способствуют экономическому росту и влияют на величину доходов их обладателя.

ЧК, являясь частью совокупного  капитала, представляет собой сочетание  составляющих его элементов, т.е. имеет  свою внутреннюю структуру.

Большинство экономистов  формируют структуру ЧК по затратному

принципу, на основании различных  видов инвестиций в ЧК.

И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал  образования, капитал здоровья и  капитал культуры [15, с.30].

Ф. Нойманн к основным составляющим ЧК относит комбинацию следующих четырех компонентов: культурно-этнические особенности; общее образование; профессиональное образование; ключевые квалификационные качества [16, с.98].

Е.В. Ванкевич выделяет: образование  и профессиональную подготовку, информированность; физиологические характеристики личности и состояние здоровья; профессиональную и географическую мобильность; психологические характеристики личности, движущие потребности, мотивацию, ценности [14, с.15].

В зависимости от степени  обобщенности ЧК в его структуре  можно обозначить следующие компоненты: индивидуальный, коллективный и общественный. Два первых рассматриваются на микроуровне, как ЧК отдельно взятого человека и группы людей, объединенных по определенному признаку: коллектив фирмы, члены социально-культурной группы и т.д. Общественный компонент – это ЧК на макроуровне, он представляет собой весь накопленный обществом ЧК, который, в свою очередь, является частью НБ, стратегическим ресурсом и фактором экономического роста.

Наиболее обобщенным подходом к определению составляющих ЧК является подход Ю.Г. Быченко, согласно которому структурно ЧК выглядит следующим образом [17]:

  • биологический ЧК – ценностный уровень физических способностей к выполнению трудовых операций, уровень здоровья населения;
  • культурный ЧК – совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивидов, которые используются или могут быть использованы в трудовой деятельности  и узаконивают обладание статусом и властью.

Биологический ЧК состоит из двух частей: одна часть является наслед-

ственной, другая – благоприобретенной. В течение всей жизни индивидуума 

происходит износ этого  капитала, все более и более  ускоряющегося с возрастом (смерть необходимо понимать как полное обесценение фонда здоровья). Реализация вложений, связанных с охраной здоровья, способна лишь к строго ограниченному развитию биологического капитала работника. Ее главное предназначение – увеличивать период активной жизнедеятельности индивида.

Культурный капитал –  это языковая и культурная компетенция  человека, богатство в форме знания или идей, которые легитимируют3) статусы и власть. Поддерживают установленный социальный порядок, существующую в обществе иерархию. Культурный капитал индивида характеризуется следующими показателями: интеллектуальная культура (интеллектуальный капитал), морально-нравственная культура (морально-нравственный капитал), символическая культура (символический капитал), социальная культура (социальный капитал).

Для воспроизводства ЧК необходимы значительные затраты и различные виды ресурсов как со стороны индивида, так и со стороны общества (государственных учреждений, частных фирм, семьи и т.д.). Подчеркивая схожесть таких затрат с вложениями других видов капитала, экономисты относятся к ним как к инвестициям в ЧК. Источниками таких инвестиций являются затраты работодателей, бюджетные расходы государства, индивидуальные расходы граждан.

Таким образом, ЧК – очень  важный вид инвестиций в современной  экономике.

ЧК заметно отличается от физического капитала, во-первых, тем, что он неотделим от человека, его нельзя купить, можно лишь взять  или предоставить в пользование  на определенных условиях, и, во-вторых, тем, что знания и навыки можно  приобретать и без дополнительных инвестиций, а на практике, путем  обучения на рабочем месте. В то же время ЧК, как и физический, подвержен физическому и моральному износу: возможности человека (физические, умственные, психологические и т.п.) могут со временем снижаться, по-

знания скудеть, их носитель деградировать, а сами знания просто устаревать.

Далее я рассмотрела особенности  формирования и развития ЧК.

 

    1. Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты.

 

Ключевая роль знаний, возможность  их освоения, накопления и использования в обеспечении экономического развития получили широкое общественное признание. Вместе с тем ускорение сроков устаревания знаний, повышение образовательных требований к рабочей силе и предпринимательским способностям, интеллектуализация труда приводят к дальнейшему изменению структуры ЧК в «новой экономике», вносят изменения в процесс его формирования, накопления и условия эффективного использования.

Во-первых, происходят изменения  в процессе формирования ЧК. С одной стороны, глобальные информационные сети, позволяющие интенсифицировать обмен и сотрудничество в научно-технической, культурной, коммерческой сферах, формируют глобальное информационное поле, генерирующее знания, хотя с неодинаковой степенью доступа к нему для различных регионов мира и категорий граждан. С другой стороны, поскольку не вся информация поддается кодификации, глобальные информационные сети не решают проблемы эффективного генерирования знаний, если они не дополняются связями и сотрудничеством путем личных контактов и совместной творческой деятельности. Таким образом, возрастает значение международных связей как между фирмами, университетами и государственными исследовательскими центрами, так и между отдельными личностями – учеными, специалистами, бизнесменами.

Также следует отметить, что агрегирование и комбинация различных по количеству и качеству ЧК создает дополнительные синергетические4) эффекты, превышающие простую сумму индивидуальных капиталов. Исходя из этого, в современной экономической науке все более продуктивным становится рассмотрение проблемы формирования и использования знаний и навыков на групповом и общенациональном уровнях. Как отмечал Г. Беккер, теория ЧК не должна иметь исключительно индивидуалистическую направленность: «По-видимому, можно создать более общую теорию ЧК, которая рассматривала бы как фирмы, так и индивидов и которая затрагивала бы макроэкономические аспекты этого явления» [18, с.130]. На макроэкономическом уровне, как показали исследования ЧК, осуществленные Р. Лукасом и П. Ромером, наблюдается эффект возрастающей отдачи при агрегированном рассмотрении его использования. Даже в случае, когда такая отдача отсутствует на уровне фирмы, на макроэкономическом уровне она существует и оказывает влияние на производительность труда всех занятых в хозяйственной системе [19].

Во-вторых, человеку в процессе накопления знаний присущи свойства самосовершенствования и саморазвития, результатом чего является изменение  структуры и повышение качества ЧК. Изменения в структуре ЧК в  условиях «новой экономики» обусловлены, прежде всего, сокращением с середины ХХ в. временного лага5) между этапами в использовании достижений НТП. Если раньше радикальные технические изменения в общественном производстве происходили примерно через 30 – 40 лет, а знания, полученные в профессиональных учебных заведениях, были достаточными в течение всей трудовой жизни специалиста, то в современных условиях технологии могут обновляться в течение 4 – 5 лет, а в наиболее прогрессивных отраслях – 2 – 3 лет, причем необходимость обновления диктуется не столько физическим, сколько моральным износом. Это предопределило изменение условий обеспечения происходящих  в «новой экономике» производственных процессов высококвалифицированными работниками, необходимые сроки подготовки которых возросли до 12 – 14 лет.

Прежде основное значение для экономического развития имела  образо-

вательная составляющая ЧК, влияющая на производительность труда, что 

формально описано в модели Р. Лукаса. В «новой экономике» основным механизмом воздействия ЧК на экономическое развитие становится влияние инновационного компонента ЧК, описанное в модели П. Ромера. П. Ромер делает акцент на роли инновационных способностей человека как ключевого фактора производства новых знаний, совершенствования производственных процессов и обеспечения распространения и применения новых знаний в экономике [19].

В-третьих, коренным образом  изменились объективные требования к знаниям и навыкам работников, переподготовке кадров, повышению их интеллектуального и культурного уровня, созданию условий для творческого развития и самореализации личности. Поскольку в современных условиях эффективность труда все больше зависит от накопленных знаний, глобального уровня мышления, инициативы и творчества, способности ориентироваться в изменяющихся условиях высокой неопределенности и риска. Также следует отметить, что требование непрерывного образования применяется не только к индивиду, но и к коллективу, составляющему персонал фирм и организаций. Интеграция ЧК фирмы, творческое взаимодействие его носителей в инновационном процессе дает синергетический эффект, формируя ее интеллектуальный капитал. Организационной основой включения индивидов в инновационный процесс является сетевой принцип, позволяющий формировать транснациональные инновационные структуры и способствующий более тесному взаимодействию всех его участников, усилению прямых и обратных связей. Поэтому в структуре индивидуального ЧК повышается значимость социальных способностей, внутрифирменного доверия и способности работать в команде.

В-четвертых, поскольку, как  показал М. Кастельс, основной вклад  в производительность вносят работники в возрасте 25 – 40 лет, инвестиции в здоровье приобретают особое значение, связанное с удлинением периода творческой деятельности человека [22].Согласно теории ЧК М. Гроссмана, особенность капитала здоровья состоит в том, что он влияет на производительность не прямо, а косвенно, сокращая период времени нетрудоспособности и удлиняя сроки производительного использования [19]. Здоровье определяет потенциальный поток услуг труда индивидов, способы их использования и производительность. В этой связи в «новой экономике» возрастает значение профилактических расходов на здравоохранение, включая расходы на поддержание здорового образа жизни.

Инвестирование в ЧК предполагает преследование для инвестора, каких-то выгод, как для себя непосредственно, так и для третьих лиц. Так, для работника – это повышение уровня доходов, большее удовлетворение от работы, улучшение условий труда, рост самоуважения, улучшение качества жизни. Для работодателя – это повышение производительности, сокращение потерь рабочего времени и рост эффективности производства, что в конечном итоге способствует повышению конкурентоспособности фирмы. Для государства – это повышение благосостояния граждан, рост валового дохода, повышение экономической активности граждан.

Рассмотрим простую модель инвестиций в ЧК, которая помогает понять, как человек принимает  решение об образовании. Эта модель, впервые предложенная Дж. Минсером в 1958 году, не учитывает не денежных аспектов проблемы, а также того, что для некоторых людей образование может представлять собой не издержки достижения цели, а саму цель, то есть просто приносить удовольствие, увеличивая тем самым полезность. В модели также предполагается, что;

- цель человека – максимизировать  суммарный денежный доход в  течение всей своей жизни;

- более образованные люди  работают более продуктивно и  получают

более высокую зарплату;

- человек может предвидеть  как расходы, необходимые для  получения образования, так и  будущие доходы;

- люди обладают равными  способностями к обучению, и ничто  не мешает им учиться.

На рис. 2.1 показана графическая  модель инвестиций в ЧК на примере  США.

Рисунок 2.1. Финансовые результаты обучения в американском колледже

Примечание. Источник [23, с.258]

 

В 18 лет человек принимает  решение: идти работать или поступить  в колледж и до 22 лет продолжать обучение. В первом случае уже с 18 лет он может зарабатывать деньги на рынке труда: на рисунке показана кривая «возраст – заработок» для лиц со средним образованием, иллюстрирующая возможный заработок человека на протяжении всей жизни. Этот заработок постепенно растет, так как с годами человек приобретает трудовой опыт и навыки. Другая линия «возраст – заработок» показывает будущие доходы для лиц с высшим образованием. Видно, что зарабатывать деньги при этом человек начинает лишь с 22 лет; этот заработок на протяжении всей жизни больше, чем в предыдущем случае, причем даже после выхода не пенсию в 65 лет разница в доходах остается (величина пенсии, обычно зависит от величины заработка в течение трудовой жизни).

Информация о работе Нциональное богатство