Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 16:34, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении процесса управления оборотными средствами в торговле и на этой основе в разработке конкретных рекомендаций по повышению: эффективности их использования. Объектом исследования является - ОАО «ЦУМ Минск», предметом - оборотные средства торгового предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы и решены следующие задачи:
изучена сущность «оборотных активов» предприятия торговли в условиях рыночной экономики;
определены источники оборотных средств в торговле;
проанализированы условия и факторы функционирования оборотного капитала ОАО «ЦУМ Минск»;
оценена эффективность использования оборотных средств в ОАО
«ЦУМ Минск»;
разработаны пути совершенствования работы по управлению оборотными средствами на примере универмага «ЦУМ Минск».
Введение …………………………………………………………………….…….....3
1 Роль и значение оборотных средств в деятельности
торговых организаций…………………………………………………………...….4
1.1 Понятие, сущность, значение, состав оборотных средств
и факторы, определяющие потребность в оборотных средствах……………..…4
1.2 Показатели оценки эффективности использования
оборотных средств………………………………………………………………..…8
2 Анализ и оценка эффективности использования оборотных средств
ОАО «ЦУМ Минск»………………………………………………………….….....13
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ОАО «ЦУМ Минск»………….…………………………………………...…….….13
2.2 Анализ состава и структуры оборотных средств
ОАО «ЦУМ Минск»…………………………………………….……………….....17
2.3 Оценка эффективности оборотных средств…………………......……..……..19
2.4 Оценка кредитоспособности ОАО "ЦУМ Минск"……………....…….....…..21
2.5 Анализ состав и динамики дебиторской задолженности………….….......…24
2.6. Расчет наличия собственных оборотных средств и анализ
обеспеченности оборотных средств собственным оборотным
капиталом и товарных запасов собственными ОС………….................................26
3 Пути повышения эффективности использования оборотных средств……......28
3.1 Планирование потребности в оборотных средствах…………………...…….28
3.2 Пути повышения эффективности использования
оборотных средств…………………………………………………………........….32
Заключение……………………………………………………………………….…34
Список использованных источников……………………………..……..…….…..35
Окончание таблицы 1
6 |
Коэффициент использования (загрузки, фондоемкость) оборотных средств, руб. |
| |
7 |
Фондоотдача оборотных средств, руб. |
| |
8 |
Рентабельность оборотных средств, руб. |
| |
9 |
Интегральный показатель
эффективности использования |
|
Примечание – Источник [1, с. 352]
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ОАО «ЦУМ МИНСК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ЦУМ Минск»
Решение о строительстве
ЦУМа «Минск» было принято Советом
Министров СССР в 1958г. Проектирование
было поручено «Гипроторгу» Министерства
торговли РСФСР. Проект назывался «Универмаг
на 300 рабочих мест в г. Минске». После
получения разрешения на проектирование
Мингорисполком принял решение об отводе
земельного участка под строительство
здания универмага. Решением № 200 от 27.02.1958
г. выделено 0,54 га по проспекту Сталина;
решением № 343 от 16.04.1958 г. дополнительно
выделено 0,48 га за счет сноса частных
домов по линии проспекта и
Деревообделочному переулку. Объект
строили шесть лет. Строительство
было закончено в 1964 году. Распоряжением
Совета Министров БССР от 07.06.1964 г. №
731-Р Центральный универмаг «
Торговая деятельность начата 5 ноября 1964 г.В ЦУМе открыли 7 отделов (38 секций): хозтовары, обувь, галантерея и парфюмерия, текстильный, культтовары, швейные изделия, трикотаж. Именно в ЦУМе организовали такие дополнительные услуги для покупателей, как раскрой ткани, подгонку одежды, бесплатную доставку товаров на дом покупателям, в т.ч. холодильники, стиральные машины, пылесосы доставляли бесплатно в любую точку столицы.
По итогам работы за 1965 г. Министерство торговли республики присудило ЦУМу «Минск» 1-е место среди универмагов Беларуси с вручением переходящего Красного знамени. Награда эта была вполне заслуженной. Годовой товарооборот предприятия составлял 38 млн. руб. – цифра по тому времени немалая. Широки и разнообразны были связи универмага с промышленными предприятиями и оптовыми базами, что позволяло систематически расширять ассортимент товаров, повышать их качество.
К середине 1980-х годов, когда универмаг уже разменял третий десяток, остро сказывался не только недостаток торговых и складских площадей, в упадок пришла вся система жизнеобеспечения, вся инфраструктура предприятия – оборудование, коммуникации. Уже в 1984 г. руководство универмага бьет тревогу: нужен капитальный ремонт, реконструкция. Институт «Белгипроторг» подтверждает: строительные конструкции и инженерные сети, полы, ступени лестниц полностью износились и не отвечают требованиям техники безопасности
Свое второе рождение универмаг
получил в 1997 году после реконструкции,
которая велась около восьми лет
в сложных экономических
Во время реконструкции
были полностью заменены инженерные
коммуникации, произведена комплексная
отделка всех помещений, заменены приборы
освещения и установлено
Сегодня торговля в универмаге организована в товарных отделах по потребительскому назначению: «Хозтовары», «Обувно-трикотажные товары», «Швейно-трикотажные товары», «Товары для дома», «Культтовары», «Продовольственные товары», которые объединяют 45 секций, из них по методу самообслуживания работают 20 секций.
В универмаге в настоящее время созданы благоприятные условия для выбора и покупки товаров. Покупателям предлагается свыше 30 тыс. наименований товаров отечественного и импортного производства. Продажа товаров осуществляется за наличный и безналичный расчеты, в кредит, а также по пластиковым карточкам «Еврокарт/Мастеркарт», «Маэстро», «Виза», «Виза электрон» Беларусбанка». Оказывается 68 видов дополнительных услуг (40 платных и 28 бесплатных). Для покупателей работает бар и кафе. Общая площадь составляет 30 307 м 2,. 10090 [11].
Общая организация управления ОАО «ЦУМ Минск» выглядит следующим образом.
Собрание акционеров является высшим органом управления общества. Правление осуществляет руководство деятельностью Общества в период между собраниями акционеров.
Дирекция является исполнительным органом, подотчетна по всем вопросам своей деятельности собранию акционеров и правлению и действует в пределах полномочий, определенных уставом, решениями собраний акционеров и правления. Правление вправе отменить решение дирекции, если оно наносит ущерб обществу и противоречит законодательству. В состав дирекции входят директор, его заместители, главный бухгалтер, заведующий юридического отдела. Найм дирекции осуществляется правлением, с которыми заключают контракты - с директором на 5 лет. С дирекцией от 2 до 5 лет. В соответствии с структурой управления, директору подотчетны:
- Главный бухгалтер;
- Заместитель директора
(отдел внешней торговли и
- Заместитель директора
(отдел социального и
- Зам. директора по кадрам;
- Главный инженер.
Структура управления позволяет
директору эффективно осуществлять
управление организацией, своевременно
получать достоверную информацию и
как следствие принимать
Органами управления исследуемого общества являются собрание акционеров, правление, дирекция.
Ревизионная комиссия осуществляет
контроль за деятельностью общества,
а также директора и
Ежегодно избирается собранием акционеров ревизионная комиссия в количестве не менее 5 человек.
К компетенции собрания относится:
- внесение дополнений в устав Общества, изменение уставного фонда.
- избрание членов правления и ревизионной комиссии.
- утверждение годовых
отчетов, бухгалтерских
- решение о реорганизации и ликвидации Общества.
Правление избирается из числа акционеров Общества и их представителей в количестве 11 человек, утверждающих учредительной конференцией. Иногда в состав правления входит представитель государства.
В состав дирекции входят директор, его заместители, главный бухгалтер, начальник (заведующий) юридического отдела.
Дирекция решает все оперативные
вопросы финансово-
Управление ОАО «ЦУМ Минск»
характеризуется сочетанием централизованного
руководства делами общества в части
стратегического планирования развития,
и децентрализованного
Экономическая характеристика ОАО «ЦУМ Минск» составлена на основе бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (Приложение А). Основные показатели хозяйственной деятельности данной организации представлены в таблице 2.
Таблица – 2. Основные показатели хозяйственной деятельности ОАО «ЦУМ Минск».
№ |
Показатель |
2008 |
2009 |
Изменение (+,-) |
Темп роста,% |
1 |
товарооборот в т.ц., млн р. |
126636 |
150774 |
24138 |
11906,00% |
2 |
товарооборот в с.ц., млн р. |
133075 |
133075 |
105,08% | |
3 |
товарооборот без налогов млн р. |
104409 |
124430 |
20021 |
119,18% |
4 |
доход от реализации в сумме млн р. |
22837 |
27361 |
4524 |
119,81% |
5 |
расходы на реализацию в сумме млн р. |
19200 |
23528 |
4328 |
122,54% |
Окончание таблицы 2
6 |
прибыль от реализации в сумме млн р. |
3687 |
3835 |
148 |
104,01% |
7 |
операционные доходы млн р. |
266 |
283 |
17 |
106,39% |
8 |
операционные расходы млн р. |
12 |
3 |
-9 |
25,00% |
9 |
прибыль от операционных доходов и расходов млн р. |
208 |
233 |
25 |
112,02% |
10 |
внереализационные доходы млн р. |
233 |
329 |
96 |
141,20% |
11 |
внереализационные расходы млн р. |
1941 |
2256 |
315 |
116,23% |
12 |
прибыль/убыток от внереализационных расходов млн р. |
1724 |
1962 |
238 |
113,81% |
13 |
прибыль отчетного периода млн р. |
2168 |
2106 |
-62 |
97,14% |
14 |
прибыль до налогообложения млн р. |
4503 |
4363 |
-140 |
96,89% |
15 |
налог на прибыль млн. руб |
1015 |
969 |
-46 |
95,47% |
16 |
прочие,налоги сборы из прибыли млн р. |
488 |
415 |
-73 |
85,04% |
17 |
прочие расходы и платежи из прибыли млн р. |
11 |
13 |
2 |
118,18% |
18 |
чистая прибыль млн р. |
654 |
709 |
55 |
108,41% |
Примечание – Источник: собственная разработка
Товарооборот в действующих ценах в 2009 году составил 150774 млн. руб. По сравнению с 2008 годом он вырос на 19,06 % или на 24138 млн. руб. В сопоставимых ценах рост составил 5,08 %, или 6439 млн. руб.
Доход от реализации в 2008 году был равен 22837 млн. руб.В 2009 году этот показатель вырос на 4524 млн. руб. и составил 27361 млн. руб. Основным фактором способствовавшим увеличению дохода от реализации является рост товарооборота , так как их темпы роста практически соизмеримы. Уровень дохода так же вырос с 21% в 2008 до 21% в 2009 году. Это связано с уменьшением доли социально значимых товаров и товаров с низкой торговой надбавкой.
Расходы на реализацию увеличились с 19200 млн. руб. в 2008 году до 23528 млн. руб. в 2009., их доля от товарооборота составила 15,162% и 15,605% соответственно. Несмотря на то, что динамика роста расходов на реализацию превысила динамику роста доходов в 2009 году ОАО « ЦУМ Минск» получил прибыль от реализации в размере 3885 млн. руб. В сравнении с 2008 годом этот показатель вырос на 148 млн. руб. или на 4,01%.
Операционные доходы в сравнении с 2008 годом увеличились на 17 млн. руб. и составили 283 млн. руб. Операционные расходы составили 12 млн. руб. в 2008 году и 3 млн. руб. в 2009. Исходя из этих данных стоит сделать вывод, что прибыль от операционных доходов увеличилась и составила 233 млн. руб. , то есть увеличилась на 25 млн. руб.
Внереализационные доходы увеличились на 13,81 % и составили 329 млн. руб. Внереализационные расходы за 2008 год были равны 1941 млн. руб., в течении года они увеличились на 16,23 % и составили 2256 млн.руб. За счет столь большой величины этого типа расходов был получен убыток 1724 и 1962 млн. руб. за 2008 и 2009 год соответственно. Так же внереализационные расходы внесли основной вклад в уменьшение общей прибыли до 2106 млн. руб. , которая в 2008 составляла 2168 млн. руб.
Уменьшение прибыли до налогообложения способствовало уменьшению налога на прибыль и прочих налоговых сборов из прибыли, так она является их налоговой базой. Прочие расходы и платежи из прибыли, же наоборот увеличились на 2 млн. руб. в 2009 году и составили 13 млн. руб.
В итоге чистая прибыль ОАО « ЦУМ Минск» увеличилась с 654 млн. руб. в 2008 году до 709 млн. руб. в 2009, то есть на 8,41 % или на 55 млн. руб. В целом же в ОАО «ЦУМ Минск» сохраняется положительная динамика улучшения основных показателей характеризующих деятельность данной торговой организации. В частности рост товарооборота с сопоставимых ценах в 2009 году на более, чем 5 % является одним из лучших показателей для торговых организаций.
2.2 Анализ состава и структуры оборотных средств ОАО «ЦУМ Минск»