Оборотные средства в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 16:34, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в изучении процесса управления оборотными средствами в торговле и на этой основе в разработке конкретных рекомендаций по повышению: эффективности их использования. Объектом исследования является - ОАО «ЦУМ Минск», предметом - оборотные средства торгового предприятия.

Для достижения поставленной цели в работе сформулированы и решены следующие задачи:
изучена сущность «оборотных активов» предприятия торговли в условиях рыночной экономики;
определены источники оборотных средств в торговле;
проанализированы условия и факторы функционирования оборотного капитала ОАО «ЦУМ Минск»;
оценена эффективность использования оборотных средств в ОАО
«ЦУМ Минск»;
разработаны пути совершенствования работы по управлению оборотными средствами на примере универмага «ЦУМ Минск».

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…….....3

1 Роль и значение оборотных средств в деятельности

торговых организаций…………………………………………………………...….4

1.1 Понятие, сущность, значение, состав оборотных средств

и факторы, определяющие потребность в оборотных средствах……………..…4

1.2 Показатели оценки эффективности использования

оборотных средств………………………………………………………………..…8

2 Анализ и оценка эффективности использования оборотных средств

ОАО «ЦУМ Минск»………………………………………………………….….....13

2.1 Организационно-экономическая характеристика

ОАО «ЦУМ Минск»………….…………………………………………...…….….13

2.2 Анализ состава и структуры оборотных средств

ОАО «ЦУМ Минск»…………………………………………….……………….....17

2.3 Оценка эффективности оборотных средств…………………......……..……..19

2.4 Оценка кредитоспособности ОАО "ЦУМ Минск"……………....…….....…..21

2.5 Анализ состав и динамики дебиторской задолженности………….….......…24

2.6. Расчет наличия собственных оборотных средств и анализ

обеспеченности оборотных средств собственным оборотным

капиталом и товарных запасов собственными ОС………….................................26

3 Пути повышения эффективности использования оборотных средств……......28

3.1 Планирование потребности в оборотных средствах…………………...…….28

3.2 Пути повышения эффективности использования

оборотных средств…………………………………………………………........….32

Заключение……………………………………………………………………….…34

Список использованных источников……………………………..……..…….…..35

Работа состоит из  1 файл

доработка.docx

— 145.33 Кб (Скачать документ)

Окончание таблицы 1

 

6

Коэффициент использования (загрузки, фондоемкость) оборотных  средств, руб.

 

средняя сумма оборотных средств  товарооборот


7

Фондоотдача оборотных средств, руб.

 

товарооборот                                  средняя сумма оборотных средств


8

Рентабельность оборотных  средств, руб.

прибыль                                                средняя сумма оборотных средств


     

9

Интегральный показатель эффективности использования оборотных  средств

*



 

Примечание – Источник [1, с. 352]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ОАО «ЦУМ МИНСК»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ЦУМ Минск»

Решение о строительстве  ЦУМа «Минск» было принято Советом  Министров СССР в 1958г. Проектирование было поручено «Гипроторгу» Министерства торговли РСФСР. Проект назывался «Универмаг на 300 рабочих мест в г. Минске». После  получения разрешения на проектирование Мингорисполком принял решение об отводе земельного участка под строительство  здания универмага. Решением № 200 от 27.02.1958 г. выделено 0,54 га по проспекту Сталина; решением № 343 от 16.04.1958 г. дополнительно  выделено 0,48 га за счет сноса частных  домов по линии проспекта и  Деревообделочному переулку. Объект строили шесть лет. Строительство  было закончено в 1964 году. Распоряжением  Совета Министров БССР от 07.06.1964 г. № 731-Р Центральный универмаг «Минск»  был отнесен к числу внеразрядных предприятий, т.е. предприятий высшей категории.

Торговая деятельность начата 5 ноября 1964 г.В ЦУМе открыли 7 отделов (38 секций): хозтовары, обувь, галантерея и парфюмерия, текстильный, культтовары, швейные изделия, трикотаж. Именно в  ЦУМе организовали такие дополнительные услуги для покупателей, как раскрой  ткани, подгонку одежды, бесплатную доставку товаров на дом покупателям, в  т.ч. холодильники, стиральные машины, пылесосы доставляли бесплатно в  любую точку столицы.

По итогам работы за 1965 г. Министерство торговли республики присудило  ЦУМу «Минск» 1-е место среди универмагов  Беларуси с вручением переходящего Красного знамени. Награда эта была вполне заслуженной. Годовой товарооборот предприятия составлял 38 млн. руб. –  цифра по тому времени немалая. Широки и разнообразны были связи универмага с промышленными предприятиями  и оптовыми базами, что позволяло  систематически расширять ассортимент  товаров, повышать их качество.

К середине 1980-х годов, когда  универмаг уже разменял третий десяток, остро сказывался не только недостаток торговых и складских площадей, в  упадок пришла вся система жизнеобеспечения, вся инфраструктура предприятия  – оборудование, коммуникации. Уже  в 1984 г. руководство универмага бьет тревогу: нужен капитальный ремонт, реконструкция. Институт «Белгипроторг» подтверждает: строительные конструкции  и инженерные сети, полы, ступени  лестниц полностью износились и  не отвечают требованиям техники  безопасности

Свое второе рождение универмаг  получил в 1997 году после реконструкции, которая велась около восьми лет  в сложных экономических условиях, без остановки торгового процесса. В результате реконструкции  ЦУМ  стал крупнейшим торговым центром Беларуси и сохранил лидирующие позиции в  торговой отрасли страны.

Во время реконструкции  были полностью заменены инженерные коммуникации, произведена комплексная  отделка всех помещений, заменены приборы  освещения и установлено дополнительное оборудование различного назначения. Для обеспечения работы вновь  построенного предприятия была произведена  замена 90 % торгово-технологического оборудования, закуплено новейшее импортное и  отечественное торговое оборудование. Претерпела изменения ассортиментная политика, введены новые группы товаров. В обновленном ЦУМе стали торговать  детской одеждой и обувью, игрушками, мебелью, строительными материалами, автозапчастями, спортивными и продовольственными товарами. Улучшились социально-бытовые  условия для работников универмага. Открылись кафе на 120 мест и два  бара, парикмахерская, спортзал, актовый  зал, медицинский центр, гардероб с  душевыми.

Сегодня торговля в универмаге организована в товарных отделах  по потребительскому назначению: «Хозтовары», «Обувно-трикотажные товары», «Швейно-трикотажные  товары», «Товары для дома», «Культтовары», «Продовольственные товары», которые  объединяют 45 секций, из них по методу самообслуживания работают 20 секций.

В универмаге в настоящее  время созданы благоприятные  условия для выбора и покупки  товаров. Покупателям предлагается свыше 30 тыс. наименований товаров отечественного и импортного производства. Продажа  товаров осуществляется за наличный и безналичный расчеты, в кредит, а также по пластиковым карточкам  «Еврокарт/Мастеркарт», «Маэстро», «Виза», «Виза электрон» Беларусбанка». Оказывается 68 видов дополнительных услуг (40 платных и 28 бесплатных). Для  покупателей работает бар и кафе.  Общая площадь составляет 30 307 м 2,. 10090 [11].

Общая организация управления ОАО «ЦУМ Минск» выглядит следующим образом.

Собрание акционеров является высшим органом управления общества. Правление осуществляет руководство деятельностью Общества в период между собраниями акционеров.

Дирекция является исполнительным органом, подотчетна по всем вопросам своей деятельности собранию акционеров и правлению и действует в  пределах полномочий, определенных уставом, решениями собраний акционеров и  правления. Правление вправе отменить решение дирекции, если оно наносит  ущерб обществу и противоречит законодательству. В состав дирекции входят директор, его заместители, главный бухгалтер, заведующий юридического отдела. Найм дирекции осуществляется правлением, с которыми заключают контракты - с директором на 5 лет. С дирекцией  от 2 до 5 лет. В соответствии с структурой управления, директору подотчетны:

- Главный бухгалтер;

- Заместитель директора  (отдел внешней торговли и коммерческий  отдел);

- Заместитель директора  (отдел социального и медицинского  развития, отдел организации торговли);

- Зам. директора по  кадрам;

- Главный инженер.

Структура управления позволяет  директору эффективно осуществлять управление организацией, своевременно получать достоверную информацию и  как следствие принимать оперативные  решения.

Органами управления исследуемого общества являются собрание акционеров, правление, дирекция.

Ревизионная комиссия осуществляет контроль за деятельностью общества, а также директора и должностных  лиц.

Ежегодно избирается собранием  акционеров ревизионная комиссия в  количестве не менее 5 человек.

К компетенции собрания относится:

- внесение дополнений  в устав Общества, изменение уставного  фонда.

- избрание членов правления  и ревизионной комиссии.

- утверждение годовых  отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков Общества, распределение прибыли и убытков.

- решение о реорганизации и ликвидации Общества.

Правление избирается из числа  акционеров Общества и их представителей в количестве 11 человек, утверждающих учредительной конференцией. Иногда в состав правления входит представитель  государства.

В состав дирекции входят директор, его заместители, главный бухгалтер, начальник (заведующий) юридического отдела.

Дирекция решает все оперативные  вопросы финансово-хозяйственной  деятельности Общества, обеспечивает проведение экономических реформ в  Обществе в соответствии с действующим  законодательством.

Управление ОАО «ЦУМ Минск» характеризуется сочетанием централизованного  руководства делами общества в части  стратегического планирования развития, и децентрализованного управления в каждом из входящих в него структурных подразделений [11].

Экономическая характеристика  ОАО «ЦУМ Минск» составлена на основе бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (Приложение А). Основные показатели хозяйственной деятельности данной организации представлены в таблице 2.

 

Таблица – 2. Основные показатели хозяйственной деятельности ОАО «ЦУМ Минск».

Показатель

2008

2009

Изменение (+,-)

Темп роста,%

1

товарооборот в т.ц., млн р.

126636

150774

24138

11906,00%

2

товарооборот в с.ц., млн р.

 

133075

133075

105,08%

3

товарооборот без налогов  млн р.

104409

124430

20021

119,18%

4

доход от реализации в сумме  млн р.

22837

27361

4524

119,81%

5

расходы на реализацию в  сумме млн р.

19200

23528

4328

122,54%


Окончание таблицы  2

 

6

прибыль от реализации в  сумме млн р.

3687

3835

148

104,01%

7

операционные доходы млн р.

266

283

17

106,39%

8

операционные расходы  млн р.

12

3

-9

25,00%

9

прибыль от операционных доходов  и расходов млн р.

208

233

25

112,02%

10

внереализационные доходы млн р.

233

329

96

141,20%

11

внереализационные расходы  млн р.

1941

2256

315

116,23%

12

прибыль/убыток от внереализационных  расходов млн р.

1724

1962

238

113,81%

13

прибыль отчетного периода  млн р.

2168

2106

-62

97,14%

14

прибыль до налогообложения  млн р.

4503

4363

-140

96,89%

15

налог на прибыль  млн. руб

1015

969

-46

95,47%

16

прочие,налоги сборы из прибыли  млн р.

488

415

-73

85,04%

17

прочие расходы и платежи  из прибыли млн р.

11

13

2

118,18%

18

чистая прибыль млн р.

654

709

55

108,41%


 

Примечание – Источник: собственная разработка

 

Товарооборот в действующих ценах в 2009 году составил 150774 млн. руб. По сравнению с 2008 годом он вырос на 19,06 % или на 24138 млн. руб.  В сопоставимых ценах рост составил 5,08 %, или 6439 млн. руб. 

Доход  от  реализации  в 2008 году был равен 22837 млн. руб.В  2009 году этот показатель вырос на 4524 млн. руб. и составил  27361 млн. руб. Основным фактором способствовавшим увеличению дохода от реализации является рост товарооборота , так как их темпы роста практически соизмеримы. Уровень дохода так же вырос с 21% в 2008  до 21% в 2009 году. Это связано с уменьшением доли социально значимых товаров и товаров с низкой торговой надбавкой.

Расходы на реализацию увеличились с 19200 млн. руб. в 2008 году до 23528 млн. руб. в 2009., их доля от товарооборота составила 15,162% и 15,605% соответственно. Несмотря на то, что динамика роста расходов на реализацию превысила динамику роста доходов в 2009 году ОАО « ЦУМ Минск» получил прибыль от реализации в размере 3885 млн. руб. В сравнении с 2008 годом этот показатель вырос на 148 млн. руб. или на 4,01%. 

 Операционные доходы в  сравнении с  2008 годом увеличились на 17 млн. руб. и составили 283 млн. руб. Операционные расходы составили 12 млн. руб. в 2008 году и 3 млн. руб. в 2009. Исходя из этих данных стоит сделать вывод, что прибыль от операционных доходов увеличилась и составила 233 млн. руб. , то есть увеличилась на 25 млн. руб.

Внереализационные доходы увеличились  на 13,81 % и составили 329 млн. руб. Внереализационные расходы за 2008 год были равны 1941 млн. руб., в течении года они увеличились на 16,23 % и составили 2256 млн.руб. За счет столь большой величины этого типа расходов был получен убыток  1724 и 1962 млн. руб. за 2008 и 2009 год соответственно. Так же внереализационные расходы внесли основной вклад в уменьшение общей прибыли до 2106 млн. руб. , которая в 2008 составляла 2168 млн. руб.

Уменьшение прибыли до налогообложения способствовало уменьшению налога на прибыль и прочих налоговых сборов из прибыли, так она является их налоговой базой. Прочие расходы и платежи из прибыли, же наоборот увеличились на 2 млн. руб. в 2009 году и составили 13 млн. руб.

В итоге чистая прибыль  ОАО « ЦУМ Минск» увеличилась с 654 млн. руб. в 2008 году до 709 млн. руб. в 2009, то есть на 8,41 % или на 55 млн. руб. В целом же в ОАО «ЦУМ Минск»  сохраняется положительная динамика улучшения основных показателей характеризующих деятельность данной торговой организации. В частности рост товарооборота с сопоставимых ценах в 2009 году на более, чем 5 % является одним из лучших показателей для торговых организаций.

 

2.2 Анализ состава и структуры оборотных средств ОАО «ЦУМ Минск»

Информация о работе Оборотные средства в торговле