Общая характеристика международных валютно-финансовых институтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:58, реферат

Описание

Завершившийся XX век отмечен ускорением интернационализации хозяйственной жизни. Уже в послевоенное время, под влиянием развернувшейся научно-технической революции и нарастающей открытости экономик большинства стран этот процесс стал одним из определяющих факторов развития мирового хозяйства. Объективно он сопровождался усилением роли международных торгово-экономических и валютно-финансовых институтов в регулировании мировых потоков товаров, услуг, капиталов, функционирования всей международной финансовой системы.

Работа состоит из  1 файл

вВеДениЁЁЁ.docx

— 69.89 Кб (Скачать документ)

Введение

Завершившийся XX век отмечен ускорением интернационализации хозяйственной  жизни. Уже в послевоенное время, под влиянием развернувшейся научно-технической  революции и нарастающей открытости экономик большинства стран этот процесс стал одним из определяющих факторов развития мирового хозяйства. Объективно он сопровождался усилением  роли международных торгово-экономических  и валютно-финансовых институтов в  регулировании мировых потоков  товаров, услуг, капиталов, функционирования всей международной финансовой системы.

Россия, совершающая сложный и  болезненный переход от командно-административной к открытой рыночной экономике, как  и другие страны с переходной экономикой, стремясь интегрироваться в систему  мирохозяйственных связей, стала  составной частью международной  финансовой системы. Поэтому достаточно естественным было ее членство и в  соответствующих структурах, призванных, в частности, оказывать финансовое и техническое содействие этому  трансформационному процессу. Будучи заинтересованной в получении остро  необходимых ей внешних ресурсов, Россия попала в определенную зависимость  прежде всего от Международного валютного  фонда (МВФ), Дело в том, что кредитование осуществляется на жестких условиях «вашингтонского консенсуса», определяющих направление деятельности указанных  институтов в развивающихся и  переходных экономиках. Однако эти  условия далеко не всегда и с достаточной  полнотой учитывают конкретные интересы стран и их национальную специфику, что делает взаимоотношения сторон, особенно с фондом, противоречивыми.

Мировой финансовый кризис 1997-1998гт, в  Юго-Восточной Азии (ЮВА), затронувший  Россию и другие нарождающиеся рынки, вызвал глобальное потрясение и стал причиной серьезной критики как  всей системы глобализации и либерализации, так и ее финансовой составляющей. Международные валютно-финансовые институты, прежде всего Международный валютный фонд (МВФ), оказались неспособными предотвратить лавинообразное распространение кризиса В связи с этим стала очевидной необходимость реформирования институциональных основ международной финансовой системы, организации деятельности ее структур с учетом интересов и особенностей всех участников мирового хозяйства и международных экономических отношений. В весьма сложной ситуации оказались постсоциалистические страны, где переход к рыночной экономике и интеграция в мировое хозяйство объективно требуют тесного взаимодействия с ведущими международными экономическими и финансовыми институтами, международными финансовыми рынками и банковскими системами.

Россия, как и другие страны СНГ, Центральной и Восточной Европы, при реформировании экономики и  интеграции в мировое хозяйство  нуждается в содействии международных  институтов, приемлемых условиях заимствований  и связанных с ними рекомендациях. В этой связи исключительно важным представляется анализ принципов функционирования и регулирования международной  валютно-финансовой системы, состояния  и перспектив ее развития, а также  возникающих здесь проблем и  противоречий.

С точки зрения интересов России особого внимания заслуживают рассматриваемые  в работе возможности реформирования международной финансовой системы. Настойчивые попытки администрации  США существенно изменить функции  МВФ и Мирового банка для усиления своего влияния на эту систему  вызывают необходимость изучения стратегии  и политики оппонентов, определения  соответствующей позиции России. Наконец, крайне актуально выяснение  возможностей трансграничных потоков  капитала обслуживать не только центры, но и периферию мирового хозяйства.

 

 

1.МЕЖДУНАРОДНЫЕ  ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ.

1.1 Общая характеристика  международных валютно-финансовых  институтов.

Институциональная структура международных  валютно-финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование  международных валютно-финансовых отношений.  Другие представляют собой  форум для межправительственного  обсуждения, выработки консенсуса и  рекомендаций по валютной-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские  издания по актуальным  валютно-финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все  перечисленные функции.

Международные валютно-финансовые организации  условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации  объединяет общая цель – развитие сотрудничества и обеспечение целостности  и целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. К организациям, имеющим  всемирное значение, относятся, прежде всего, специализированные институты  ООН – МВФ и группа МБРР, а  также ГАТТ, которое в 1995 г. преобразуется  в ВТО. Непосредственная роль ООН  в международных валютно-финансовых отношениях ограничена. Однако при  решении проблем развивающихся  стран на Конференции ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД (с 1964 г. раз  в 3-4 года) обсуждаются  валютные вопросы  наряду с проблемами мировой торговли и развитием этих стран. В период между сессиями функции ЮНКТАД выполняет  Совет по торговле и развитию (две  сессии в год). Проблемы мировой валютной системы обсуждаются в Комитете по «невидимым» статьям и финансированию, связанному с мировой торговлей, с «официальной помощью развитию». Он занимается также проблемами доступа  развивающихся стран на мировой  рынок капиталов, гарантий по экспортным кредитам, а с середины 70-х годов и внешней задолженности развивающихся стран (на основе мандата ЮНКТАД)[5].

Специализированное учреждение ООН  – Экономический совет – создал 4 региональные комиссии – для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две  последние способствовали организации  Азиатского Банка Развития и Межамериканского Банка Развития. Специальные фонды  дополняют эти организации.

Международные финансовые институты  возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка  международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-финансовых отношений. Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:

  1. Усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.
  2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе международных валютно-кредитных и финансовых отношений.
  3. Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Специфическими причинами создания региональных  банков развития развивающихся  стран явились: завоевание политической независимости этими странами; повышение их роли в мировом развитии; тенденция к региональному сотрудничеству и экономической интеграции в целях решения проблем национальной экономики.

Международные финансовые институты  преследуют следующие цели:

  • объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
  • осуществлять межгосударственное валютно-финансовое регулирование;
  • совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютно-финансовой политики.

Степень участия и влияния отдельных  стран в международных и финансовых институтах определяется величиной  их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных  голосов». Изменение соотношения  сил во всемирном хозяйстве, в  частности возникновение в 60-х  годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному  американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две  тенденции взаимоотношений трех центров - разногласия и партнерство  по глобальным проблемам международных  финансов промышленно развитых государств, развивающихся стран, России, республик  бывшего СССР, стран Восточной  Европы.

 

1.2 Международный валютный фонд

МВФ (International Monetary Fund, IMF) – межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд – специализированное учреждение ООН – практически служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которое выполняет роль его Устава и вступило в силу 27 декабря 1945 г.; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 г.

В связи с эволюцией мировой  валютной системы Устав МВФ трижды пересматривался: 1) в 1969 г. с введением  системы СДР; 2) в 1976 г. с созданием  Ямайской валютной системы; 3) в ноябре 1992 г. с включением санкции – приостановки права участвовать в голосовании  – по отношению к странам, не погасившим свои долги Фонду[8].

Структура управления или высший руководящий орган  МВФ – Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на 5 лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение таких вопросов деятельности Фонда, как внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии один раз в год.

МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Поэтому возможность  каждого участника оказывать  воздействие на его деятельность с помощью голосования определяется долей в капитале. В соответствии с принципом «взвешенного» количества голосов каждое государство имеет  250 «базисных» голосов независимо от величины взноса в капитал и дополнительно  по одному голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его квоты. Решения в Совете управляющих обычно принимаются  простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам – как оперативным, так и экономическим  и политическим – «специальным большинством» (соответственно 70% или 85% голосов стран-членов). В нынешнем уставе выделены 53 подобных вопроса (против 9 при создании МВФ) в интересах ведущих стран  Запада. Наибольшим количеством голосов  в МВФ обладают: США – 17,7%; Германия – 5,5; Япония – 5,5; Великобритания –4,9; Франция – 4,9; Саудовская Аравия – 3,4; Италия – 3,1; Россия – 2,9%. Доля стран  ЕС – 26,2%. Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%).

Совет управляющих новый постоянный орган управления – Совет на уровне министров стран-членов для наблюдения за регулированием и адаптацией мировой  валютной системы. Но он еще не создан, и его роль играет состоящий из 22 членов Временный комитет Совета управляющих по вопросам мировой  валютной системы (Interim Committee of the Board of Governors on the International Monetary System), учрежденный в 1974 г. Однако в отличие от предполагаемого Совета Временный комитет не имеет полномочий для принятия директивных решений. Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету, т. е. Директорату, который несет ответственность за ведение дел Фонда и работает постоянно в его штаб-квартире в ВашингтонеИсполнительный совет МВФ назначает директора-распорядителя, который возглавляет административный аппарат Фонда и ведает текущими делами.

Капитал МВФ складывается из взносов  государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота – важное звено  во взаимоотношениях стран-членов с  МВФ. Она определяет:

  1. сумму подписки страны на капитал МВФ;
  2. возможности использования  ресурсов Фонда;
  3. количество голосов, которыми страна располагает в Фонде.

С 1989 г. функционирует Фонд финансовой поддержки операций по сокращению и  обслуживанию внешнего долга. Это объясняется  активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся  стран  в 80-х годах. При предоставлении резервных или расширенных  кредитов странам-должникам часть суммы  этих кредитов (до 25%) может быть зарезервирована  в целях сокращения основного  долга. Кроме того, в целях частичной  компенсации процентных платежей либо дополнительного  обеспечения основного долга при обмене по паритетной стоимости долговых обязательств на облигации с более низкой процентной ставкой МВФ может выделять дополнительные средства сверх резервных или расширенных кредитов. Лимит кредитов составляет с ноября 1992 г. 30% квоты страны. Фактически величины дополнительного кредита определяются Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного случая, с учетом «степени радикальности» программы макроэкономической стабилизации и структурной перестройки соответствующей страны.

Получение странами-членами МВФ  средств из специальных фондов –  это дополнение к их  кредитным  долям. Использование страной ресурсов специальных фондов может увеличивать  находящийся в распоряжении МВФ  запас ее национальной валюты сверх  кумулятивных пределов, установленных  для получения кредитных долей.

Информация о работе Общая характеристика международных валютно-финансовых институтов