Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:58, реферат
Завершившийся XX век отмечен ускорением интернационализации хозяйственной жизни. Уже в послевоенное время, под влиянием развернувшейся научно-технической революции и нарастающей открытости экономик большинства стран этот процесс стал одним из определяющих факторов развития мирового хозяйства. Объективно он сопровождался усилением роли международных торгово-экономических и валютно-финансовых институтов в регулировании мировых потоков товаров, услуг, капиталов, функционирования всей международной финансовой системы.
Введение
Завершившийся XX век отмечен ускорением
интернационализации
Россия, совершающая сложный и болезненный переход от командно-административной к открытой рыночной экономике, как и другие страны с переходной экономикой, стремясь интегрироваться в систему мирохозяйственных связей, стала составной частью международной финансовой системы. Поэтому достаточно естественным было ее членство и в соответствующих структурах, призванных, в частности, оказывать финансовое и техническое содействие этому трансформационному процессу. Будучи заинтересованной в получении остро необходимых ей внешних ресурсов, Россия попала в определенную зависимость прежде всего от Международного валютного фонда (МВФ), Дело в том, что кредитование осуществляется на жестких условиях «вашингтонского консенсуса», определяющих направление деятельности указанных институтов в развивающихся и переходных экономиках. Однако эти условия далеко не всегда и с достаточной полнотой учитывают конкретные интересы стран и их национальную специфику, что делает взаимоотношения сторон, особенно с фондом, противоречивыми.
Мировой финансовый кризис 1997-1998гт, в
Юго-Восточной Азии (ЮВА), затронувший
Россию и другие нарождающиеся рынки,
вызвал глобальное потрясение и стал
причиной серьезной критики как
всей системы глобализации и либерализации,
так и ее финансовой составляющей.
Международные валютно-
Россия, как и другие страны СНГ,
Центральной и Восточной
С точки зрения интересов России
особого внимания заслуживают рассматриваемые
в работе возможности реформирования
международной финансовой системы.
Настойчивые попытки
1.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ.
1.1 Общая характеристика
международных валютно-
Институциональная структура международных
валютно-финансовых отношений включает
многочисленные международные организации.
Одни из них, располагая большими полномочиями
и ресурсами, осуществляют регулирование
международных валютно-
Международные валютно-финансовые организации
условно можно назвать
Специализированное учреждение ООН – Экономический совет – создал 4 региональные комиссии – для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали организации Азиатского Банка Развития и Межамериканского Банка Развития. Специальные фонды дополняют эти организации.
Международные финансовые институты возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-финансовых отношений. Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:
Специфическими причинами
Международные финансовые институты преследуют следующие цели:
Степень участия и влияния отдельных
стран в международных и
1.2 Международный валютный фонд
МВФ (International Monetary Fund, IMF) – межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд – специализированное учреждение ООН – практически служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которое выполняет роль его Устава и вступило в силу 27 декабря 1945 г.; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 г.
В связи с эволюцией мировой
валютной системы Устав МВФ трижды
пересматривался: 1) в 1969 г. с введением
системы СДР; 2) в 1976 г. с созданием
Ямайской валютной системы; 3) в ноябре
1992 г. с включением санкции – приостановки
права участвовать в
Структура управления или высший руководящий орган МВФ – Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на 5 лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение таких вопросов деятельности Фонда, как внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии один раз в год.
МВФ устроен по образцу акционерного
предприятия. Поэтому возможность
каждого участника оказывать
воздействие на его деятельность
с помощью голосования
Совет управляющих новый постоянный орган управления – Совет на уровне министров стран-членов для наблюдения за регулированием и адаптацией мировой валютной системы. Но он еще не создан, и его роль играет состоящий из 22 членов Временный комитет Совета управляющих по вопросам мировой валютной системы (Interim Committee of the Board of Governors on the International Monetary System), учрежденный в 1974 г. Однако в отличие от предполагаемого Совета Временный комитет не имеет полномочий для принятия директивных решений. Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету, т. е. Директорату, который несет ответственность за ведение дел Фонда и работает постоянно в его штаб-квартире в ВашингтонеИсполнительный совет МВФ назначает директора-распорядителя, который возглавляет административный аппарат Фонда и ведает текущими делами.
Капитал МВФ складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота – важное звено во взаимоотношениях стран-членов с МВФ. Она определяет:
С 1989 г. функционирует Фонд финансовой
поддержки операций по сокращению и
обслуживанию внешнего долга. Это объясняется
активной ролью МВФ в урегулировании
долгового кризиса
Получение странами-членами МВФ средств из специальных фондов – это дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных фондов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее национальной валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для получения кредитных долей.
Информация о работе Общая характеристика международных валютно-финансовых институтов