Общая характеристика международных валютно-финансовых институтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:58, реферат

Описание

Завершившийся XX век отмечен ускорением интернационализации хозяйственной жизни. Уже в послевоенное время, под влиянием развернувшейся научно-технической революции и нарастающей открытости экономик большинства стран этот процесс стал одним из определяющих факторов развития мирового хозяйства. Объективно он сопровождался усилением роли международных торгово-экономических и валютно-финансовых институтов в регулировании мировых потоков товаров, услуг, капиталов, функционирования всей международной финансовой системы.

Работа состоит из  1 файл

вВеДениЁЁЁ.docx

— 69.89 Кб (Скачать документ)

Хотя МАР внешне выглядит филантропическим институтом, фактически ее деятельность в конечном счете  поощряет экспорт товаров из ПРС. Кредиты МАР, как и МБРР, направляются в основном на развитие инфраструктуры, причем не только экономической, но и  социальной; однако с 70-х годов в  ее кредитной политике все больший  приоритет отдается сельскому хозяйству. В развивающихся странах, на которые  приходится до 90% прироста мирового населения, наиболее остро стоит проблема самообеспечения  основными продуктами питания. В  сельском хозяйстве этих стран занято от    50 до 80% их населения, причем сельское население является наиболее быстрорастущим и экономически отсталым.

Выполняя общую стратегическую задачу, МБРР и МАР имеют не только единое руководство, но и нередко  осуществляют параллельно совместное кредитование одного и того же проекта. Хотя часть средств направляется в развивающиеся страны почти  бесплатно, в целом кредитная  деятельность двух основных учреждений группы МБРР рентабельна, так как  средневзвешенная кредитная ставка не ниже 5% годовых[7].

Таким образом, «разделение  труда» между МБРР и МАР представляет собой частное, хотя и наглядное  проявление проблемы экспорта капитала и экономической помощи, когда  на межгосударственном уровне происходит совмещение потоков относительно дорогих  частных и дешевых государственных  ресурсов ПРС, направляемые в развивающиеся  страны через основные институты  группы МБРР.

Состав Совета управляющих  и Исполнительного директора  такой же, как и в МБРР. Административную деятельность выполняет по совместительству персонал Всемирного Банка. Президент  ведет текущие дела МАР. Штат  его сотрудников разделен на четыре сектора: финансирование, политика, планирование и исследования.

 

1.6 Международная Финансовая Корпорация

Международная Финансовая Корпорация (МФК) является членом Группы Всемирного Банка. Местопребывание-Вашингтон. Кроме  того функционирует ряд бюро: во Франкфурте-на-Майне (Германия), Лондоне (Великобритания), Париже (Франция), Токио (Япония). Сегодня МФК - наиболее значительный многосторонний источник займов для  проектов частного сектора в развивающихся  странах. Главной целью МФК является поощрение развития частного сектора.

Особенность МФК заключается  в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не требуется  правительственных гарантий, которых  требуют МБРР и МАР при предоставлении кредитов предприятиям или организациям. Это ограждает частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран.

Другим существенным отличием МФК является то, что с 1961 г. она  получила особое право не только предоставлять  кредиты, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал  строящихся  или расширяющихся  предприятий с последующей перепродажей их акций частным инвесторам.

Эффективность деятельности МФК не измеряется лишь суммой ее собственных  вложений, обычно не превышающих 25% стоимости  кредитуемых проектов. Причем инвестиции МФК в ценные бумаги (акции и  облигации кредитуемых компаний) должны быть по возможности краткосрочными и перепродаваться частным инвесторам, что, в свою очередь, способствует развитию национальных финансовых рынков в соответствующих  странах-членах. Именно этой стороной деятельности Корпорация выделяется среди  всех крупных межгосударственных  инвестиционных институтов, заметно  ускоряя процесс прямого инвестирования частного капитала в экономику  развивающихся  стран. Примечательно, что Корпорация не отказывается поддерживать и государственные  предприятия, функционирующие как  самостоятельные акционерные компании при соблюдении общих правил рыночной экономики, типичных для частного предпринимательства  и свободного распределения и  перевода прибылей.

Можно выделить три основных направления деятельности МФК: финансирование проектов частного сектора, помощь компаниям  в развивающихся странах в  привлечении средств на международных  финансовых рынках, и консультационная и техническая помощь бизнесам и  правительствам.

Финансирование и обеспечение  консалтинговой помощи для предприятий  частного сектора и проектов в  развивающихся странах МФК обеспечивает в партнерстве с частными инвесторами  и, через консультативную работу, помогает правительствам создать условия, которые могли бы стимулировать приток внутренних и иностранных частных сбережений и капиталовложения.

МФК непосредственно участвует  в капиталовложении только, когда  необходимо специальное содействие, которое дополняет частные вклады. Она также играет роль катализатора, стимулируя и мобилизуя частное  капиталовложение в развивающемся  мире.

МФК финансирует проекты  во всех отраслях, от сельского хозяйства  до горной промышленности, от производства до туризма. Хотя первоочередным направлением является финансирование проектов частного сектора, деятельность МФК может  также распространяться на компании с государственным участием, если наряду с государством в них также  присутствует частный сектор и предприятие  работает на коммерческой основе. Возможно также финансирование компаний с  иностранным участием.

Для присоединения к МФК, государство должно быть членом МБРР.

 

1.7 Международное агентство по гарантированию инвестиций

Ни один орган группы МБРР не мог обеспечить максимальных гарантий для частных инвесторов в условиях возросших некоммерческих рисков, что  в значительной мере сдерживает приток иностранного капитала во многие страны-члены. Именно МАГИ как третий филиал МБРР, учрежденный в 1988 г. служит такой  специальной цели, как предоставление гарантий (покрывающих до 90 % общего объема инвестиций) сроком на 15-20 лет  на инвестиции в государствах-членах (развивающихся странах) от некоммерческих рисков, т. е. обеспечивает своего рода страхование от политических, экономических  и иных видов рисков. К таким  рискам относятся экспроприация  или аналогичные меры, трансферт  валютных средств, нарушение договоров  вследствие принятия правительством нормативных  актов, война и гражданские беспорядки, революции, отмена конвертируемости национальной валюты и  связанные с этим препятствия в переводе прибылей в страну инвестора и т. п.

В многостороннее агентство  по гарантированию инвестиций (МАГИ) в  настоящее время входит 134 государства-члена, включая Россию. Местопребывание  – Вашингтон.

Цели агентства:

  • Поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах, в качестве дополнения к деятельности институтов группы Всемирного банка;
  • Предоставление гарантий, включая страхование и перестрахование некоммерческих рисков на инвестиции одного государства-члена МАГИ в другом государстве-члене.

Все полномочия по управлению МАГИ принадлежат Совету Управляющих, который может передать свои полномочия Директорату. Совет обычно собирается на ежегодную сессию, кроме того могут быть созваны и другие совещания. За текущую деятельность МАГИ отвечает директор. Председателем Директората  является президент МБРР (по должности). Президент МАГИ назначается Директоратом по предложению президента МБРР и  ведет текущие дела  под общим  надзором  директора.

Членами МАГИ могут стать  только страны-члены МБРР. Среди  восточноевропейских стран МАГИ, как и МФК, отдает особый приоритет  Польше и Чехии, создавших наиболее благоприятный климат для иностранных  инвестиций.

 

 

 

 

 

 

2.ПРОБЛЕМЫ И  РЕФОРМА МИРОВЫХ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ

 

2.1 Роль международного валютного фонда  в регулировании международных валютно-финансовых отношениях.

 Международный валютный фонд осуществляет  наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

Во-первых, МВФ наделен  полномочиями создавать безусловные  ликвидные средства путем выпуска  СДР.  Последние предназначены  для пополнения  официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран  с Фондам. Страна,    имея счет  в СДР, может приобретать  у  других участников  системы СДР  конвертируемую    валюту.    Регулирующая роль МВФ    заключается  в том, что он обеспечивает странам  гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран, которые  ее предоставляют.

Во-вторых, МВФ выступает  в качестве проводника принятой  Западом, по инициативе США, установки  на демонетизацию золота,  ослабление его роли в мировой валютной системе.  Соглашение о создании МВФ  отводило золоту важное место в его ликвидных  ресурсах. Согласно статье  III каждая страна при вступлении в Фонд должна была уплатить золотом взнос в размере 25% ее квоты либо 10% ее официальных золото - долларовых резервов в зависимости от того, какая величина   меньше.

Все страны-члены должны были выразить паритеты своих валют  в определенном количестве золота    в качестве общего мерила стоимости (статья IV, раздел 1, а); фиксированное золотое содержание имела и единица стоимости СДР. Наконец, статья IV, раздел 2, не   позволяла странам-членам «продавать золото по цене выше паритета плюс установленный предел отклонения или продавать золото по цене ниже паритета минус установленный предел отклонения», что обеспечивало поддержание рыночной цены  золота на уровне официально принятой.

В-третьих, МВФ  осуществляет межгосударственное регулирование  режима валютных курсов. В соответствии с Уставом, определившим принципы Бреттонвудской  валютной системы, МВФ контролировал  странами-членами принятых ими и  утвержденных Фондом официальных золотых  и валютных паритетов, а также  санкционировал их изменения. Легализация  в обновленном Уставе (с 1978 г.) режима плавающих валютных курсов не означает, что МВФ вообще устранился от воздействия  на валютную политику стран-членов.

Из сказанного следует, что  обязательства стран-членов по регулированию  валютных курсов в ныне  действующем  Уставе МВФ (по сравнению с предыдущим) носят расплывчатый характер. Это  дает странам возможность   различных  толкований тех, или  иных положений, предоставляя им относительную свободу  для принятия собственных решений  в данной области. Согласно Уставу МВФ  может установить, что «международная экономическая ситуация  позволяет  ввести   широкую систему валютного  регулирования, базирующегося на стабильных, но изменяемых паритетах». При такой  системе допускаются отклонения рыночных валютных курсов от паритетов  в пределах +- 4,5%. Переход к данной системе возможен при одобрении  ее странами-членами, располагающими большинством в 85% голосов, т. е. практически при  согласии США и стран ЕС.

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим  валютных операций. СтатьяVIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не прибегать к множественности валютных курсов.  Валютные ограничения допускаются только в двух случаях: 1) на основании Статьи XIV  Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, длительность которого не определена; 2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.

В-пятых, МВФ участвует  в регулировании международных  валютно-кредитных отношений путем  предоставления кредитов странам, а  главное, в результате выполнения им функции координатора международного кредитования. Частные коммерческие банки рассматривают МВФ как  гаранта получения максимально  высоких прибылей и   инструмент, способствующий расширению их кредитной  деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ об экономической  политике и уровне платежеспособности того или иного правительства  расцениваются частными банками  как показатель международного доверия  к заемщику. Поэтому, даже небольшой  кредит, полученный от МВФ, приобретает  эффект  цепной реакции, открывая возможность  привлечения более крупных сумм на рынке ссудных капиталов. Таким  образом, происходит фактическое согласование кредитной политики МВФ, с одной  стороны, и главных кредиторов (как  государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов  – с другой.

МВФ наряду с другими международными организациями активно участвует   в урегулировании внешнего долга  развивающихся стран, стран Восточной  Европы, России, других государств СНГ. Что касается ТНК и ТНБ, то они  поддерживают мероприятия МВФ лишь в той мере, в какой его кредитная  политика отвечает их собственным интересам, обеспечивая регулярность платежей стран-должников. Поэтому эффективность  регулирования спекулятивных перемещений  краткосрочных капиталов, координации  процесса  выравнивания  диспропорций в международных платежах, целенаправленного воздействия на международную ликвидность в ряде случаев  ослабляется противодействием частных компаний и банков.

В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам  и к мирохозяйственным процессам  в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных  балансов, официальных золотых и  валютных резервах, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных  капиталовложений, движении валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке.

Информация о работе Общая характеристика международных валютно-финансовых институтов