Общая характеристика международных валютно-финансовых институтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:58, реферат

Описание

Завершившийся XX век отмечен ускорением интернационализации хозяйственной жизни. Уже в послевоенное время, под влиянием развернувшейся научно-технической революции и нарастающей открытости экономик большинства стран этот процесс стал одним из определяющих факторов развития мирового хозяйства. Объективно он сопровождался усилением роли международных торгово-экономических и валютно-финансовых институтов в регулировании мировых потоков товаров, услуг, капиталов, функционирования всей международной финансовой системы.

Работа состоит из  1 файл

вВеДениЁЁЁ.docx

— 69.89 Кб (Скачать документ)

В конце 1993 г. был образован новый  расширенный фонд структурной перестройки -  правопреемник предыдущего. Объем  нового фонда – 5 млрд. СДР (около 7 млрд. долл.) для предоставления льготных займов сроком на три года и 2 млрд. СДР (около 3 млрд. долл.) для субсидирования процентных ставок по этим займам.

Образование дополнительных специальных  фондов в рамках МВФ путем заимствования  ресурсов у других стран-членов –  это одно из проявлений процесса адаптации  системы межгосударственного кредитования и валютного регулирования к  меняющимся условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль посредника при  перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов к странам, испытывающим потребность  в кредитах. Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую  политику стран-заемщиц, он выступает  в качестве гаранта возвращения  этих средств[16].

 

1.3 Международный банк реконструкции и развития

Международный банк реконструкции  и развития (МБРР) создан в 1946 г. в  соответствии с договоренностью  участников Бреттон-Вудской конференции. В настоящее время он объединяет более 180 стран мира. Уставный капитал  составляет 142 млрд. долларов. Страны оплачивают 20 % своих квот в уставном капитале, причем 2 % - в конвертируемой валюте, а 18 % - в национальной валюте.

Штаб-квартира МБРР находится  в Вашингтоне. Банк имеет около 70 региональных и страновых бюро и  представительств, в том числе  и в России.

Всемирный Банк, а именно так обычно называют МБРР, хотя группа Всемирного банка включает в себя Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международный центр по разрешению инвестиционных споров (МЦРИС), сравним с международным кооперативом, который принадлежит государствам-членам.

МБРР- первый межгосударственный институт, который был учрежден одновременно с МВФ . МБРР на первых порах был  призван с помощью аккумулированных им средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западноевропейские страны, хозяйство  которых было подорвано второй мировой  войной. Тем самым он содействовал экономической и политической стабилизации в этих странах и распространению  влияния американского капитала на их экономику. В результате деятельность Банка дополняла политику, которую  США проводили посредством «плана Маршалла», служившего финансово-экономической  поддержкой их политического курса  в послевоенной Западной Европе.

С середины 50-х годов, когда  положение в западноевропейских странах стабилизировалось и  начался распад колониальной  системы. МБРР меняет направление своей деятельности. Его основной целью становится сохранение освободившихся государств в рамках мировой системы хозяйства путем  развития в них рыночных отношений[9].

МБРР как специализированный финансовый   институт ООН призван  наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать  экономику всех стран-членов с основными  центрами мировой системы хозяйства.

Высшим органом МБРР является Совет Управляющих. Каждая страна –  член банка представлена одним членом в Совете управляющих, обычно на уровне министра. Исполнительный орган МБРР - Совет Директоров (Board of Executive Directors) непосредственно отчитывается перед  Советом Управляющих, в который  входят Министры Финансов или главы  Центральных Банков государств-членов (по одному Управляющему от страны). Управляющие  встречаются один раз в год.

Размер пая страны определяется соотношением экономики страны относительно всемирной экономики. На долю индустриально  развитых стран (Большая Семерка G-7) приходится около 45 процентов. На долю Соединенных Штатов Америки приходится 17 процентов от общего пая что  дает США, возможность наложить вето на любые изменения в Уставе Банка (Articles of Agreement) т.к. для этого требуется 85 процентов. Однако, фактически все  другие вопросы, включая утверждение  займов, решаются всеми членами Банка  большинством голосов.

Директора-исполнители (избираются на 2 года) отвечают за текущую работу. Из 24 директоров пять назначаются пятью  членами МБРР (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония), имеющими наибольшую долю в  его капитале, остальные  избираются управляющими с учетом их принадлежности к определенной групп  стран.

Президент избирается директорами-исполнителями  сроком на 5 лет, он не может быть ни управляющим, ни директором, ни представителем управляющего или директора. Президент  ведет текущие дела Всемирного банка. Характерно, что пост президента МБРР традиционно занимал представитель  американских правительственных или  финансовых кругов. Совет Директоров принимает решения о политике Банка, на основе которой строится его работа и утверждает предоставление всех займов.

Основным оперативным  подразделением является Комитет развития (Совместный министерский комитет Директоратов Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ) по переводу реальных ресурсов в развивающиеся страны), созданный в 1974 году. Важным элементом  структуры Банка является независимый  Департамент по оценке деятельности (Operations Evaluation Department), в задачи которого входит мониторинг финансируемых банком проектов и отчет о результатах  непосредственно перед Советом  Директоров.

 Уставный капитал МБРР, образуемый путем подписки стран-членов  на его акции, первоначально  не превышал 10 млрд. долл. Переориентация  деятельности Банка на обширный  регион развивающихся стран вынудила  руководство постоянно увеличивать  его кредитные ресурсы. Таким  образом, в настоящее время  МБРР по своему акционерному  капиталу превратился в крупнейший  банк мира. Несмотря на резкие  увеличения капитала Банка в  80-е годы, оплаченная часть снизилась  до 7% суммы акций МБРР, распределяемых  среди стран-членов. Остальная часть  расписки может быть востребована  Банком лишь в случае отсутствия  у него ресурсов для срочного  погашения своих обязательств.

Основными направления деятельности МБРР в настоящее время являются:

  • среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;
  • подготовка, техническое и финансово-экономическое обоснование   инвестиционных проектов;
  • финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и постсоциалистических странах.

Банк выступает в качестве партнера для стран с развивающейся  экономикой и расширяющимися рынками, с целью улучшить качество жизни  людей. В отличие от многих программ гуманитарной и технической помощи, Банк не предоставляет гранты. Все займы, выдаваемые Банком, носят возвратный характер[12].

Развивающиеся страны заимствуют у Банка, так как нуждаются  в привлечении финансовых ресурсов, технической и организационной  помощи.

 

1.4 Международная ассоциация развития

Прогрессивный опыт многих развитых стран показывает, что значительную роль в повышении национального  благосостояния государства играют предприятия малого и среднего бизнеса.

В этой связи, одним из приоритетных направлений государственной политики социально- экономического развития Кыргызской Республики является создание и развитие конкурентоспособных производственных предприятий. Этот пробел должны восполнить предприятия малого и среднего бизнеса, которые способны адекватно реагировать  на любые изменения рыночной конъюнктуры  и в наибольшей степени приемлемы  для небольшого рынка Кыргызстана. Формирование и развитие предприятий  частного сектора обеспечит насыщение  внутреннего рынка товарами и  услугами, позволит увеличить предложение  рабочих мест, будет стимулировать  развитие конкурентной среды. Повышение  конкурентоспособности, в свою очередь, обеспечит выход отечественных  предприятий на международный рынок.

Представленные здесь  кредитные линии направлены на поддержку  дальнейшего становления, подъема  и развития экспортоориентированной  и импортозамещающей конкурентоспособной  предпринимательской деятельности в частном секторе Кыргызстана. Данная цель будет достигнута путем  предоставления ссуд предпринимателям для осуществления инвестиционных проектов малого и среднего масштаба, а также путем проведения консультаций, диагностического обследования данных проектов, а также обучения предпринимателей по вопросам получения кредита, составления бизнес плана, оперативной помощи в поиске деловых партнеров, поставщиков соответствующего оборудования или сырьевых ресурсов, поиск рынков сбыта как внутри страны, так и за ее пределами. Это, в свою очередь, позволит обеспечить переход и адаптацию отечественных предприятий с наименьшими потерями к рыночной экономике, увеличить эффективность их производственной деятельности. Последуют ли реальные шаги?

Из пяти подразделений  Всемирного банка сегодня в Кыргызстане  работает лишь два — Международная  ассоциация развития и Международная  финансовая корпорация.

По словам постоянного  представителя ВБ в нашей республике Мохиндера Мудахара, за шесть лет  присутствия в Кыргызстане Всемирный  банк стал крупнейшим финансовым донором. По линии МАР завершено пять инвестиционных проектов, еще 15 — в стадии реализации и шесть находится в процессе подготовки. 4 бизнес–плана проинвестировано Международной финансовой корпорацией, в том числе предоставление кредитных  средств “Кумтор оперейтинг компани” и “Демир Кыргыз интернейшнл банку”. Общая сумма оказанной Всемирным  банком кредитной и грантовой  помощи Кыргызстану оценивается  в 375–380 миллионов долларов США[16].

 

 

1.5 Международная ассоциация развития (МАР)

Международная ассоциация развития (МАР), является членом Группы Всемирного Банка. В МАР входят 160 государств-членов. Местопребывание – Вашингтон (США). Ее основными функциями является предоставление долгосрочных беспроцентных  ссуд беднейшим из развивающихся  стран. Эти займы направлены на снижения уровня бедности и содействие экономическому росту в странах-заемщиках.

Международный Банк Реконструкции  и Разработки, более известный  как Всемирный Банк, был основан  в 1944, когда первоочередная задача состояла в том, чтобы помочь Европе поправиться от разорения, принесенного Второй Мировой войной. После восстановления Европы, Банк направил свое внимание на развивающиеся страны. Уже в пятидесятых годах стало ясно, что беднейшие развивающиеся страны не могли позволить себе заимствовать необходимые для развития финансовые средства на условиях, предлагаемых Банком.

Группа государств-членов Банка предложила создать Агентство, которое могло бы предоставлять  беднейшим странам средства на длительный срок. Было решено назвать новый  институт Международной Ассоциацией  Развития. Однако учредители желали, чтобы  принципы работы МАР основывались на строгой дисциплине Всемирного банка. Исходя из этой посылки, Президент США  Дуайт Эзенхауэр (Dwight D. Eisenhower) внес предложение, поддержанное остальными участниками, о необходимости вхождения МАР  в состав Всемирного банка.

Устав МАР (Articles of Agreement) вступил  в силу в 1960 г. Первое решение о  предоставлении кредитов Гондурасу, Индии, Судану и Чили было принято в 1961 г.

МБРР и МАР работают параллельно. Они совместно используют единый штат, единое руководство, отчитываются одному и тому же Президенту и используют одинаковые стандарты при оценке проектов.

Когда Валовой национальный продукт страны превышает порог  приемлемый для МАР, государство  не может более получать беспроцентные  кредиты МАР. В дальнейшем оно  уже может заимствовать у МБРР на условиях выплаты процентов.

Средства МАР распределены между странами-заемщиками в соответствии с их относительными размерами, уровнем  дохода и успешностью реализации ранее инициированных проектов. Примерно 45-50 процентов от объема ссуд МАР  приходится на страны Африки (район  Сахары). Большинство остальных средств  идет в азиатские страны, такие  как Бангладеш, Индия, Вьетнам, Пакистан и Непал. Остальные ссуды предоставляются Китаю и более бедным государствам Латинской Америки, Карибского бассейна, Ближнего Востока, Европы и Центральной Азии.

В то время как МБРР собирает большинство своих фондов на мировых  финансовых рынках, МАР финансируется  в значительной степени за счет вкладов  Правительств более богатых государств-членов. МАР периодически испытывает кризис в связи с быстрым истощением своих финансовых ресурсов, которые  в отличие от МБРР формируются  не за счет облигационных займов на мировом финансовом рынке, а в  основном за счет государственных взносов  стран-членов, прежде всего США и  других крупных доноров. В середине 1993 г. общая сумма подписного капитала и взносов в МАР составила  около 73 млрд. долл.  Общее количество собранных МАР с начала своего функционирования средств составляет около 91 миллиарда долларов США. Источникам дополнительных средств являются также  прибыль МБРР и выплат заемщиков  более ранних кредитов МАР[9].

МАР борется с бедностью  при помощи широкого диапазона проектов, включая проекты в области  сельского хозяйства (26 %), социального  обеспечения (здравоохранение, народонаселение, образование и водопользование) (26 %) и развития инфраструктуры (22 %). МАР также консультирует правительства  о наилучших способах интенсификации экономического роста.

Информация о работе Общая характеристика международных валютно-финансовых институтов