Общая характеристика отраслевого рынка нефти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:14, реферат

Описание

Продуктовые границы рынка - заменителями нефти являются солнечная энергия, топливо из угля, газ и биотопливо. Пространственные границы – нефть является транспортабельным сырьем, и реализация может осуществляться как на всей территории страны, так и за ее пределами, но для удобства проведения анализа за географические границы исследуемого отраслевого рынка по умолчанию примем Российскую Федерацию. Временные границы - период с 2010 по 2013 годы.

Работа состоит из  1 файл

готовая работа.docx

— 580.87 Кб (Скачать документ)

В странах, в нефтяном секторе  экономики которых преобладают  частные нефтяные компании, текущая  добыча нефти определяется исключительно решениями самих производителей, действующих в условиях определенных геотехнологических и экономических ограничений.

На уровень предложения  нефти  также оказывают влияние  различные  факторы случайного характера,  такие как военные действия в регионах добычи нефти, ураганы, аварии, внезапно возникающие технические проблемы, забастовки, политические беспорядки, партизанская деятельность, международные санкции, неблагоприятные погодные условия. Некоторые из перечисленных факторов проявляются достаточно редко (например, сокращение поставок в результате военных действий в регионах добычи нефти), но их воздействие на мировые цены на нефть может быть чрезвычайно сильным (например, именно такая ситуация имела место в 1990 г. после вторжения Ирака в Кувейт).

 

 

Характеристика спроса на отраслевом рынке.

Россия, в реалиях существующих политических и экономических условий, имея богатейшую минерально-сырьевую базу, планомерно осваивает запасы нефти, обеспечивая ее экспорт и активно принимая участие в формировании мировых цен на нефть. На сегодняшний день, нефть остается основной статьёй российского экспорта. Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, приведший к снижению потребления нефти в некоторых государствах, динамично развивающийся спрос на нефть в ближайшее время обезопасит от снижения объем добычи нефти. В обозримой перспективе (на ближайшие десятилетия) спрос на нефть будет непрерывно увеличиваться вместе с увеличением автомобильного транспорта в мире, что наряду с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности, позволяет прогнозировать положительные перспективы для добычи нефти в России.

Особенность спроса на нефть  в том, что в краткосрочной  перспективе спрос малоэластичен: рост цен мало влияет на спрос (редкий владелец автомобиля начнёт ездить в автобусе из-за роста цен на бензин). Поэтому даже небольшое падение предложения нефти приводит к резкому росту цен.

В среднесрочной перспективе (5—10 лет), однако, ситуация иная. Рост цен  на нефть заставляет потребителей покупать более экономичные автомобили, а компании — вкладывать деньги в создание более экономичных двигателей. Новые дома строятся с улучшенной теплоизоляцией, так что на их обогрев тратится меньше топлива. Благодаря этому сокращение добычи нефти приводит к росту цен лишь в первые годы, а затем цены на нефть опять падают.

В долгосрочной перспективе (десятилетия) спрос непрерывно увеличивается за счёт увеличения количества автомобилей и им подобной техники. Относительно недавно в число крупнейших мировых потребителей нефти вошли Китай и Индия. В XX веке рост спроса на нефть уравновешивался разведкой новых месторождений, позволявшим увеличить и добычу нефти. Однако многие считают, что в XXI веке нефтяные месторождения исчерпают себя, и диспропорция между спросом на нефть и её предложением приведёт к резкому росту цен — наступит нефтяной кризис.

Также для отраслевого  рынка нефти характерна перекрестная эластичность спроса (спрос варьируется в зависимости от наличия альтернативного источника энергии для того или иного пользователя). Такие нефтепродукты, как керосин и мазут, достаточно часто ведут себя независимо от рынка нефти, так как являются менее эластичными товарами, чем бензин и дизельное топливо.

Спрос на нефть определяется,  прежде всего, темпами роста мировой экономики, а также  рядом других факторов, к числу  которых относятся структурные  характеристики спроса на нефть,  энергоемкость экономики, климатические (погодные) условия, уровень эффективности энергопотребляющих технологий и относительная конкурентоспособность других видов топлива. 

Основным  фактором, формирующим  спрос  на нефть, является рост мировой экономики. Данный фактор в последнее десятилетие  обусловил устойчивое повышение мирового спроса на нефть: рост мирового ВВП на 1% сопровождался увеличением мирового потребления нефти в среднем на 0,35%.

Ведущую роль в формировании  мирового спроса на нефть играют  промышленно развитые страны. В  региональном отношении можно  выделить три доминирующих центра мирового потребления  нефти: Северная Америка, прежде всего США, Западная Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион, прежде всего Китай и Япония.

Существенное влияние  на мировой  спрос на нефть оказывает  энергоемкость  мировой экономики, то есть  потребление энергии  на единицу  ВВП. Энергоемкость экономики  зависит от ее структуры и уровня энергоэффективности. Рост доли неэнергоемких  отраслей и повышение эффективности энергопотребляющих технологий ведут к снижению энергоемкости экономики. По мере развития экономики снижается также ее нефтеемкость, то есть потребление нефти на единицу ВВП.

Потребление нефти на душу  населения определяется уровнем  экономического развития страны, структурой ее экономики, уровнем  жизни населения, а также наличием  собственных  ресурсов нефти. В  развитых странах  уровень душевого потребления нефти  значительно выше, чем в переходных и формирующихся экономиках.

Значительное влияние  на спрос  оказывают климатические (погодные) условия, прежде всего относительная  температура воздуха в отопительный  период в Северном полушарии.  Более низкая температура в  отопительный период по сравнению со среднемноголетней ведет к относительному повышению мирового спроса на нефть (за счет увеличения потребности в нефти на отопление). В теплые зимы, напротив, спрос на нефть относительно ниже.

 Составным компонентом  мирового  спроса на нефть являются  промышленные запасы нефти (запасы  нефти в хранилищах), необходимые для обеспечения нормального функционирования системы реализации и переработки нефти. Высокий уровень данных запасов (обычно относительно диапазона изменения данного показателя за предыдущие пять лет) свидетельствует об ослаблении мирового спроса на нефть и является фактором, действующим в сторону стабилизации или снижения мировых цен. Пониженный уровень запасов, наоборот, свидетельствует о высоком спросе на нефть (или относительно недостаточном предложении) и является индикатором неудовлетворенного спроса (по крайней мере, на данном сегменте рынка) и возможной положительной динамики мировых цен на нефть.

 Определенное влияние  на спрос оказывает и налоговая  политика государств, прежде всего,  суммарный уровень налогов на  нефтепродукты. Высокий уровень налогов повышает цену реализации нефтепродуктов, то есть действует на спрос так же, как высокие цены на нефть. В некоторых странах Западной Европы доля налогов, например, в цене автомобильного бензина достигает 70-75%. В Японии действует девять налогов на автовладельцев, которые налагаются на приобретение, владение и эксплуатацию автомобилей. Эти налоги нацелены на уменьшение нефтяного импорта и обеспечение государственных расходов на инфраструктурные проекты, такие как поддержание и строительство автодорог. Данные налоги составляют одну десятую часть всех государственных доходов в Японии.

Фактор сезонности в большей степени определяет спрос на производные нефти, которые, в свою очередь, влияют на котировки углеводородного сырья. Известно, что летом (с конца мая до сентября) в Европе и США начинается автомобильный сезон. Повышение спроса на бензин ведет к удорожанию нефти и нефтепродуктов. Другой пример: сезон ураганов в Атлантическом океане (его пик приходится на август-сентябрь) постоянно угрожает нефтяной инфраструктуре Мексиканского залива и нефтеперерабатывающим заводам на побережье США – что не остается без внимания инвесторов.

2. Анализ структуры  отраслевого рынка.

Добычу нефти  в стране осуществляют более 240 нефтегазодобывающих организаций. 11 нефтедобывающих холдингов обеспечивают более 90% всего объема добычи.

Структуру нефтяной отрасли составляют 10 крупных вертикально-интегрированных  нефтяных компаний. Наиболее мощными  из них являются нефтяные компании «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР» и «Газпром нефть». Транспортировка нефти и нефтепродуктов осуществляется предприятиями акционерных компаний «Транснефть» и «Транснефтепродукт».

Т.к. на рынке имеется относительное  небольшое число нефтяных компаний  и большое количество покупателей, то можно сделать вывод, что данный рынок олигополистический.

Таблица 1.

Добыча нефти и газового конденсата 
крупнейшими нефтяными компаниями России, млн. тонн

Суммарная добыча нефти в 2011году - 511млн. тонн. На основании представленных данных рассчитаем доли крупнейших компаний в процентном соотношении: Роснефть-24%, Лукойл-18,79%, ТНК-ВР-13,95%, Сургутнефтегаз-11,9%, Газпромнефть-6,91%, Татнефть-5,12%, Славнефть-3,54%, Башнефть-2,95%, Русснефть-2,66%.

С помощью полученных данных рассчитаем индекс концентрации:

CR=24+18,79+13,95+11,9+6,91+5,12+3,54+2,95+2,66=89,82

Так как индекс равен 89,82%, то можно сделать вывод, что отраслевой рынок добычи нефти является высококонцентрированным.

Но индекс концентрации не отражает распределения долей как  внутри группы крупнейших фирм, так  и за ее пределами - между фирмами-аутсайдерами. Поэтому посчитаем индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Всего на рынке добычи присутствуют 240 организаций, доля 9 нам известна, доля остальных составляет в 2011 году:

(10,18/231)*100%=4,41%

HHI=(24)2+(18,79)2+(13,95)2+(11,9)2+(6,91)2+(5,12)2+(3,54)2+(2,95)2+

(2,66)2+231*(4,41)2 =5860,06

По данному  индексу также можно судить о  высококонцентрированности рынка нефтедобычи в России.

Рассматриваемая отрасль  очень прибыльна и барьеры входа на нее крайне высоки. Структуру возможных барьеров, с которыми столкнется предприниматель, пытающийся заняться бизнесом в нефтяной отрасли, можно условно разделить на стратегические и нестратегические.

Стратегические барьеры в значительной мере определяются действиями работающих в отрасли компаний и включают ограничивающее вход ценообразование, объем дополнительных инвестиций в оборудование, степень дифференциации продукта и характер долгосрочных контрактов с третьими лицами.

К числу нестратегических барьеров можно отнести следующие:

Ограничения спроса (емкости рынка). Осуществив первоначальные инвестиции и понеся значительные необратимые издержки, предприниматель может обнаружить, что потенциальные покупатели уже нашли своих продавцов, и дополнительный товар некому продавать.

Барьеры, основанные на преимуществе в уровне затрат. Абсолютные преимущества в уровне затрат означают, что функция долгосрочных средних издержек уже действующих в отрасли фирм расположена на всем своем протяжении ниже функции издержек компании, входящей на рынок, так что цена, необходимая для возмещения инвестиций, окажется выше, чем средняя цена отрасли, что затрудняет вход новой компании в отрасль.

Средние издержки крупных  нефтегазовых компаний складываются, в основном, из трех составляющих: средние издержки разведки и разработки месторождений, средние издержки на добычу и транспортные издержки. Транспортные издержки стоит рассмотреть как комплексный показатель, состоящий из издержек доставки, таможенных пошлин, налогов, транспортных тарифов, устанавливаемых государством и взимаемых некоторыми государственными организациями.

На российском нефтяном рынке  абсолютные преимущества в издержках появляются, в основном, за счет того, что уже существующие фирмы имеют доступ к более дешевым и качественным источникам ресурсов.

Барьеры, основанные на состоянии  инфраструктуры рынка. Существует прямая зависимость между развитием инфраструктуры и конкуренции на рынке транспортировки и сбыта нефтегазопродуктов. Разветвленная инфраструктура приводит к множественности поставщиков и потребителей, а, следовательно, и к усилению конкуренции. В то же время, стремление ВИНК к монополии на природные ресурсы и фактический контроль всей региональной технологической инфраструктуры, ведут к ограничению конкуренции в нефтедобыче с их стороны.

Важной  проблемой является концентрация инфраструктуры в руках государства. Почти все  магистральные нефтепроводы в России принадлежат государственной акционерной  компании «Транснефть», а газопроводы  – «Газпрому». По российскому закону не может быть частных магистральных нефтепроводов.

Барьер разового платежа, благодаря которому выигрывается право на аукционе на добычу полезных ископаемых. Действие этого и следующего барьеров целесообразно продемонстрировать на примере. Предположим, на аукционе фирме предстоит предложить наибольший размер разового платежа. Данный платеж будет экономически обоснован, если у компании уже имеется разведанное месторождение нефти или газа. В соответствии с законом «О недрах», компания может заключить договор на добычу разведанного месторождения, а уже потом участвовать в аукционе по его разработке.

Лицензирование. После заключения договора между РФ и компанией, для которой устанавливаются условия пользования участком, а также некоторые другие обязательства, фирма получает лицензию на добычу полезных ископаемых на определенный срок. За выдачу лицензий на пользование недрами взимается определенная плата.

Барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок. В настоящее время хорошо освоенные месторождения поделены между крупными нефтяными компаниями, поэтому открытыми для конкуренции остались в основном только слабо освоенные территории, где преобладают мелкие месторождения с трудноизвлекаемыми запасами и неразвитой инфраструктурой. Освоение такого класса месторождений связано с крупными затратами и высоким финансовым риском.

 Криминализация. Это барьер, связанный с необходимостью нелегально платить частным лицам или организациям за возможность функционирования фирмы на рынке. В состав нелегальных платежей обычно входят взятки чиновникам и другие подобные незаконные явления.

Структура издержек: издержки складываются, в основном, из трех составляющих: средние издержки разведки и разработки месторождений, средние издержки на добычу и транспортные издержки.

Продуктовая дифференциация – элемент рыночного поведения  продавцов, отражающий способы выделения  продукта в глазах потребителя с целью укрепления их рыночной власти. Продуктовая дифференциация характерна для таких рыночных структур, как монополистическая конкуренция и олигополия. Как было установлено ранее, рынок нефти является олигополистический, то есть существует взаимозависимость фирм, тесно взаимодействующих друг с другом и принимающих решения в зависимости от реакции конкурентов. Рынок нефтедобычи представлен стандартизированным продуктом.

Информация о работе Общая характеристика отраслевого рынка нефти