Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:14, реферат
Продуктовые границы рынка - заменителями нефти являются солнечная энергия, топливо из угля, газ и биотопливо. Пространственные границы – нефть является транспортабельным сырьем, и реализация может осуществляться как на всей территории страны, так и за ее пределами, но для удобства проведения анализа за географические границы исследуемого отраслевого рынка по умолчанию примем Российскую Федерацию. Временные границы - период с 2010 по 2013 годы.
Одним из главных источников
приобретения рыночной власти предстает
получение достоверной и
Можно обозначить способы поддержания предприятием монопольного положения, обусловленные наличием информационной асимметричности:
- Обладание монополией
на информацию. Отсутствие информации
об отрасли (компании), кроме той,
которая предоставляется
- Доступ к ограниченному, в частности природному, ресурсу, которым не владеют другие фирмы.
- Получение вовремя достоверной информации, а также необоснованных привилегий некоторыми экономическими субъектами вследствие близости последних к властным структурам. В целях описания взаимоотношений между крупными частными собственниками и государственными чиновниками введен термин «захват государства». Одно из основных направлений такого «захвата» — получение льгот: налоговых скидок, инвестиционных кредитов, субсидий, займов на особо выгодных условиях, а также официальных отсрочек по уплате налогов, субсидированных лицензий, бесплатного предоставления государственного имущества и многие другие. Также эксперты отмечают, что не меньшее значение, помимо близости к власти, имеет способность раньше других получать информацию об изменениях политической и экономической ситуации.
- Нарушение договорных
взаимоотношений, навязывание
- Ценовая политика и, в особенности, ценовой сговор. Негативное влияние сговора на уровень инфляции очевидно. В законе недостаточно четко разведены понятия соглашений и согласованных действий. Это затрудняет доказывание ценового сговора в судах.
- Непрозрачность сделок, осуществляемых компаниями, и др.
Добыча нефти и газа формирует более половины поступлений в федеральный бюджет и почти треть доходов консолидированного бюджета России.
Негативные последствия «ресурсного проклятия» проявляются в том, что добывающий сектор имеет слабые кооперационные связи с другими отраслями, источники налоговых поступлений сконцентрированы в конкретных регионах, а внимание государства сосредоточено на нескольких компаниях, которые дают большую часть доходов бюджета, и на 20–25 млн. их работников. Диверсификация — только один из возможных инструментов решения проблемы. У него есть ряд преимуществ: развитие обрабатывающего сектора делает экономический рост более долговременным и устойчивым, снижает волатильность экспортных поступлений. Однако сырьевые доходы можно инвестировать не только в развитие других отраслей, но и в зарубежные реальные активы. Очень многие наши компании этим занимаются. Государство — в меньшей степени, потому что у России сложился определенный негативный имидж, и, например, при попытке приобрести активы „Опеля“ и „Аэробуса“ возникали проблемы. Но в принципе такая стратегия возможна.
Почти всем крупным российским нефтяным компаниям перестали нравиться собственные названия. Вместо просто нефтяных, они решили стать энергетическими. Самой успешной из «начинающих газовиков» оказалась «Роснефть», подписавшая с «Газпромом» соглашение о совместном освоении пяти крупных месторождений Ямало-Ненецкого округа и шельфа Баренцева моря. «Дочки» «Газпрома» и «Роснефти» – «Росшельф» и «Роснефть-Пурнефтегаз» создали совместное предприятие, которое будет осваивать Харампурское газоконденсатное, Вынгаяхинское газонефтяное, Етыпуровское нефтегазовое, Приразломное нефтяное и Штокмановское газоконденсатное месторождения. Самым серьезным из этих приобретений «Роснефти» является получение 50-процентного контроля над гигантским Штокмановским месторождением, одним из крупнейших в мире.
«Роснефть» к 2020 году сможет добывать около 50 млрд. куб. м газа в год. Большая часть газового бизнеса «ЛУКойла» будет вестись за рубежом – на азербайджанском месторождении Шах-Дениз и казахстанском Карачаганаке. Дочерняя компания нефтяного гиганта «ЛУКойла» – «Арктикнефтегаз» разрабатывает одну скважину на Ямале. Кроме того, «ЛУКойл» приобрел контрольный пакет компании «Ямалгазодобыча».
«Энергетическая» диверсификация нефтяных компаний распространилась не только на газовую отрасль. Например, «Роснефть» решила заняться углем: договорилась с администрациями Сахалинской области и Хабаровского края об участии в региональном угольном бизнесе. «Роснефть» планирует заключить соглашение с хабаровской компанией «Ургалуголь» с объемом добычи примерно 3 млн. тонн в год и «Угольной корпорацией Сахалина» (4 млн. тонн). В перспективе «Роснефть» намерена увеличить объемы ежегодной добычи угля до 30 – 40 млн. тонн. А этот показатель уже сопоставим с объемами добычи крупнейших угледобывающих предприятий Кузбасса.
Тюменская нефтяная компания участвует в газовом проекте «РУСИА Петролеум» (запасы – 1,4 млрд. куб. м газа) и совместно с «Итерой» недавно получила полный контроль над действующим газодобывающим предприятием «Роспан».
Весь нефтяной экспортный потенциал России сориентирован на Европу, где сформировалась спекулятивная, дискриминационная по отношению к российской нефти схема ценообразования. Этот порочный круг можно разорвать, если обеспечить диверсификацию наших нефтяных потоков, изменить направленность развития нефтяной отрасли страны. Сегодня Россия имеет возможность открыть для себя Азиатско-Тихоокеанский регион. Или не имеет такой возможности. В случае если туда трубопровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), заказчиком и исполнителем которого является "Транснефть» пройдет, эта возможность появится. Если трубопровода там не будет, то надо хорошо понимать, что Восточно-Сибирскую провинцию освоить не удастся.
Структура нефтяной отрасли в Российской Федерации имеет олигопольный характер и характеризуется наличием вертикально-интегрированных нефтяных компании (ВИНК), которые осуществляют деятельность на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов.
ВИНК доминируют
на рынках добычи и
Доминирование
ВИНК на рынках добычи и
переработки нефти определяет
монопольную структуру
По характеру функционирования и управления своими дочерними предприятиями отечественные нефтяные компании являются холдингами. Холдингом признается любое акционерное общество, являющееся собственником контрольного пакета акций других АО. Большинство холдингов, сформированных на базе приватизированных предприятий, замыкаются на единый технологический процесс.
Помимо этого в развитии ВИНК обозначилась четкая тенденция на диверсификацию деятельности в направлении энергетики и газового бизнеса.
Следует выделить следующие особенности российских нефтяных холдингов:
а) высокая доля государства в уставных капиталах компаний;
б) строгая ориентация на
полноту и завершенность
в) наделение функциями, которые ранее находились в исключительной компетенции правительства и ряда отраслевых министерств: экспорт нефти и разработка нефтегазовых месторождений. Наличие у компании крупных и перспективных месторождений привлекает к холдингу отечественных и иностранных инвесторов, что, в свою очередь, влияет на рыночные котировки акций компании и, соответственно, повышает ее капитализацию.
г) право государства определять долю иностранного капитала в уставном капитале каждой компании. Доля иностранных инвестиций для ряда холдингов строго ограничена. Для таких компаний, как «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «СИДАНКО», она составляет не более 15% при первичном предложении акций.
Создание крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний, которые обеспечивают в настоящее время около 90% добычи нефти и производства нефтепродуктов в стране и контролируют всю цепочку производств нефтяного цикла, явилось главным результатом структурно-организационной перестройки нефтяной отрасли России в период перехода к рыночной экономике. При этом не только коренным образом изменились характер и сущность взаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности, но и сложилась определенная специфическая система их взаимоотношений с государственными органами управления.
В отличие от западных крупных нефтяных компаний, вертикальная интеграция в которых уже в 60-е годы ХХ века вышла за пределы национальных границ, российские ВИНК были созданы одномоментно, в соответствии с правительственными нормативными актами 1990-х годов, когда внешняя среда мирового нефтяного бизнеса характеризовалась уже иным качественным состоянием и, соответственно, на пути его развития встали проблемы более сложного порядка. В 1990-е годы мировое экономическое хозяйство вступило в эпоху глобализации, охватившей и нефтяную сферу, в результате чего в отрасли появились и стали играть главенствующую роль мировые нефтяные мегакорпорации.
Между тем отсутствие у российских нефтяных компаний времени на прохождение закономерных этапов развития вертикальной интеграции и опыта деятельности в условиях конкурентной среды, нерешенные проблемы, накопившиеся в отрасли еще в период централизованной экономики, а также ошибки, допущенные в ходе приватизации, консолидации активов и формирования корпоративных структур нефтяных компаний, явились сдерживающими факторами на пути развития крупного нефтяного бизнеса в России и его интеграции в мировое нефтяное хозяйство.
Современная экономическая
обстановка, в которой осуществляют
свою деятельность нефтяные компании,
характеризуется
Одним из источников конкурентных
преимуществ могут стать
Сегодня немногие российские нефтяные компании обладают достаточным научно-техническим потенциалом для проведения собственных исследований и разработок, позволяющих усилить конкурентные позиции за счет инновационного фактора. Лидер российского нефтяного бизнеса - ОАО "ЛУКОЙЛ", - провозгласив своей целью стать компанией мирового класса, осуществляет целенаправленную деятельность по наращиванию собственного научно-технического потенциала. Сегодня научно-технический комплекс компании, включающий Научно-инженерный центр, четыре региональных института и ряд научно-производственных подразделений в дочерних обществах, представляет собой тот реальный потенциал, который способен вывести компанию на передовые рубежи в разработке и использовании новейших технологий в нефтедобыче, переработке нефти и сфере сбыта, а также способствовать диверсификации ее деятельности в направлении развития сектора газа и нефтехимии.
Научно-технический комплекс нефтяной компании должен ориентироваться в своей деятельности на потребности компании в технологическом развитии для решения ее текущих и перспективных проблем. Важнейшим условием при этом является разработка и реализация специальных инновационных стратегий компании и осуществление научно-технического менеджмента.
Несмотря на существование товаров заменителей, нефть на сегодня важнейший энергоресурс, поэтому компании договариваясь, могут устанавливать цены много выше себестоимости, но т.к. сейчас правительство проводит мероприятия с целями предотвращения сговоров нефтяных компаний, то появляется ценовая конкуренция и тогда стратегии ценообразования в нефтяном секторе зависят от цен конкурентов и ожидаемой прибыли с учетом факторов, влияющих на спрос на нефтепродукты и на себестоимость.
Маркетинговая стратегия российских компаний заключается в экспансии на просторы ближнего и дальнего зарубежья: они приобретают в собственность нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы, сбытовые структуры, а также участвуют в совместных проектах по освоению углеводородных ресурсов.
Говоря о техническом состоянии компаний можно сказать, что на сегодня нефтяные предприятия не располагают современными техническими средствами для разработки трудноизвлекаемых запасов и эксплуатации месторождений, находящихся в поздней стадии. Основные фонды нефтепромыслов имеют большую изношенность и требуют своего обновления, прежде всего технологического оборудования и нефтепромысловых коммуникаций. Рост добычи нефти происходит путем увеличения отдачи от действующих скважин на основе использования традиционных технологий.
Реформирование российской нефтяной отрасли, начавшееся в начале 90-х гг., предполагало создание четырех крупных вертикально интегрированных компаний.
Тогда еще не шла речь о
приватизации, а целью преобразований
было повышение эффективности и
управляемости топливно-
В 2001 году в отрасли продолжались процессы слияний, поглощений, передела собственности в нефтедобывающей сфере, хотя и не в тех масштабах, что раньше. Событием, получившим самый громкий резонанс, стало поглощение ТНК активов «СИДАНКО». «ЮКОС» практически установил контроль над ВСНК. В нефтепереработке «ЛУКОЙЛ» приобрел государственный пакет акций «НОРСИ-Ойл», а «ЮКОС» – контрольный пакет акций АНХК. От Московского НПЗ были «отлучены» «ЛУКОЙЛ» на пару с «Татнефтью», и пока не ясно, выиграла что-то при этом «Сибнефть» или нет. Вместе с тем, практически все компании стали расти в основном за счет интенсивных методов развития.
Информация о работе Общая характеристика отраслевого рынка нефти