Общая характеристика отраслевого рынка нефти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:14, реферат

Описание

Продуктовые границы рынка - заменителями нефти являются солнечная энергия, топливо из угля, газ и биотопливо. Пространственные границы – нефть является транспортабельным сырьем, и реализация может осуществляться как на всей территории страны, так и за ее пределами, но для удобства проведения анализа за географические границы исследуемого отраслевого рынка по умолчанию примем Российскую Федерацию. Временные границы - период с 2010 по 2013 годы.

Работа состоит из  1 файл

готовая работа.docx

— 580.87 Кб (Скачать документ)

1 августа 2006 «ЮКОС» был  объявлен банкротом, до 12 ноября 2007 года в отношении компании  осуществлялось конкурсное производство. В течение 2007 года имущество компании продавалось на аукционах с целью покрытия долгов. 21 ноября 2007 года компания была ликвидирована. По подсчётам специалистов, активы «ЮКОСа», купленные «Роснефтью» на аукционах, организованных государством, достались ей с дисконтом в 43,4 % от рыночной цены данного имущества. При этом в 2007 году бывшие активы «ЮКОСа» обеспечивают 72,6 % добычи нефти и газового конденсата и 74,2 % первичной переработки углеводородов «Роснефти».

Одним из наиболее дешевых  способов замещения запасов и  усиления конкурентоспособности является слияние компаний. Как правило, массовые слияния происходят в периоды экономического подъема. Однако в данном случае именно неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке нефти вызвала волну мега-слияний. При низких ценах объединение компаний является чуть ли не необходимым условием выживания. Слияния позволяет компаниям выдерживать конкуренцию не только со стороны более крупных государственных, но и более мелких производителей. Несмотря на противодействие антимонопольных комитетов, крупным компаниям легче будет контролировать важнейшие нефтяные месторождения и рынки сбыта нефтепродуктов путем тайного сговора или открыто, с помощью создания альянсов. Так, все три гиганта сотрудничают между собой в США и Европе через различные совместные предприятия.

При удачном стечении обстоятельств  слияние компаний может привести к синергическому эффекту, то есть когда  две компании вместе стоят больше, чем их сумма по отдельности. Однако многочисленные исследования  показывают, что последствия слияний далеко не однозначны. Как правило, заметную выгоду при объединении компаний получают лишь акционеры поглощаемой компании, поскольку по условиям сделки они получают премию. При дружественном слиянии премия может составлять около 25% к рыночной стоимости меньшей компании, а при враждебном поглощении еще больше. С другой стороны, не обнаружено достоверных доказательств того, что акционеры поглощающей компании выигрывают от объединения. На практике слияния, в первую очередь, сопровождаются сокращением издержек за счет избавления от неэффективных структур и сокращения численности персонала.

В условиях неразвитого фондового  рынка, как это имеет место  в России, определение обменных коэффициентов  при слияниях компаний только на основе котировок акций необъективно, а  для компаний, не являющихся публичными, и вовсе невозможно. Поэтому проблема оценивания фундаментальной стоимости и ее связи с рыночной капитализацией нефтяных компаний имеет важное значение.

Одним из крупнейших слияний  России станет слияние "Роснефти" и ТНК-ВР. Крупнейшая нефтяная компания России договорилась о выкупе ТНК-ВР у британской ВР и российского консорциума AAR («Альфа-групп», «Ренова», Access Industries) в конце октября 2012 года. ВР получит за свои 50 процентов акций 12,84 процента акций «Роснефти» и 17 миллиардов долларов, а AAR выручит за свою долю 28 миллиардов долларов. Закрытие сделки с ВР ожидается в конце марта, с AAR — в апреле.

В России после слияния "Роснефти" и ТНК-ВР будет образован супергигант, который добывает нефти больше, чем любая публичная компания мира. Детище Владимира Путина и его верного соратника Игоря Сечина, набравшее мощь в результате банкротства "ЮКОСа", теперь станет своеобразным "Газпромом" в нефтяной отрасли. Сумма, которую потратит "Роснефть" на покупку, беспрецедентна для России.

Еврокомиссия одобрила слияние  российской государственной нефтяной компании «Роснефть» и ТНК-ВР. По результатам  проверки был сделан вывод о том, что объединенная компания по-прежнему будет иметь несколько серьезных конкурентов, а у потребителей останется возможность переключиться на других поставщиков или на другие способы доставки нефти. Таким образом, слияние не приведет к нарушению конкуренции в Европейской экономической зоне или в какой-то из ее частей.

Менеджеры ТНК-ВР уже приступили к интеграции с «Роснефтью». Предполагается, что часть менеджеров «Роснефти» возглавит департаменты ТНК-ВР, а ряд сотрудников ТНК-ВР перейдет на работу в «Роснефть». Процесс интеграции может занять до года.

Объектами инвестиционной деятельности нефтяных компаний являются:

  • месторождения, дифференцируемые по фондам скважин (новый фонд, старый фонд);
  • элементы транспортной инфраструктуры (железнодорожный и морской транспорт)
  • нефтеперерабатывающие и газоперерабатывающие заводы;
  • каналы сбыта нефтепродуктов (автозаправочные станции и нефтебазы);
  • прочие объекты, не относящиеся к основной деятельности (например, нефтехимическое производство).

К особенностям инвестиционной деятельности в сегменте нефтедобычи можно отнести:

  • инвестируются направления развития и обустройства месторождений (например, проведение геолого-технических мероприятий, зарезка боковых стволов, и т.д.);
  • инвестируются геологоразведочные работы (относящиеся к так называемым, неразведанным месторождениям);
  • инвестируются альтернативные варианты транспортировки нефти к потребителям, необходимые в условиях ограниченных возможностей системы трубопроводного транспорта (например, приобретение танкеров, строительство железнодорожной ветки, и т.д.)

Управление инвестиционной деятельностью нефтяной компании включает нескольких фаз:

  • сбор исходной информации от дочерних предприятий в виде инвестиционных заявок, содержащих формализованное технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов, определение сценарных условий;
  • оценка показателей эффективности инвестиционных проектов;
  • оптимизация инвестиционного портфеля;
  • мониторинг и сопровождение инвестиционных проектов.

4. Государственное регулирование  отраслевого рынка.

Государственное регулирование  нефтяной отраслью осуществляется федеральными и региональными органами власти в соответствии с действующими в стране законодательными актами. Государственное управление включает:

  • управление недропользованием;
  • управление федеральной собственностью (пакетом акций) в нефтяном секторе;
  • геологический, экологический и другой контроль безопасности ведения работ, рационального использования ресурсов;
  • лицензирование видов деятельности;
  • проведение налоговой, кредитной и ценовой политики;
  • программу демонополизации и регулирования деятельности естественных монополий.     

Федеральная антимонопольная  служба и ее территориальные органы проводят постоянный мониторинг состояния рынков реализации нефтепродуктов и уровня цен в регионах.

ФАС России, действуя на основе Федерального закона «О защите конкуренции», пресекает злоупотребления со стороны монополистов. Нарушения в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. В указанных случаях ФАС России вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов.

Зачастую  высказываются  мнения о необходимости  внедрения  государственного регулирования  цен на нефтепродукты. Однако действующими законами Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, и цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.

На основании норм ФЗ «О защите конкуренции», при выявлении  факта ценового сговора, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств, ФАС России и ее территориальные органы выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции, а также налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании.

12 октября  2009 года при  ФАС России был создан Экспертный  совет по развитию конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов. Экспертный совет был образован в целях рассмотрения вопросов и подготовки предложений, направленных на развитие конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов, а также смежных рынках, включая транспортировку указанных товаров.

Налогообложение. В рамках деятельности, направленной на стимулирование нефтегазового комплекса, в 2011 году разработаны и внесены изменения в статью 342 Налогового кодекса Российской Федерации в части:

  • установления нулевой ставки НДПИ на нефть, добытой на участках недр, расположенных в акватории Черного и Охотского морей;
  • установления нулевой ставки НДПИ на нефть, добытой на территории ЯНАО (севернее 65 градуса северной широты);
  • установления нулевой ставки НДПИ на газ и конденсат, добытый на полуострове ЯМАЛ, которые используются для производства СПГ;
  • введение понижающего коэффициента к НДПИ на нефть, добытую на месторождениях с извлекаемыми запасами до 5 млн. т нефти и вырабатанностью не менее 5%.

1 октября 2011 года в России  вступил в силу новый режим  налогообложения нефтяной отрасли «60-66». В связи с этими изменениями пошлина на экспорт нефти уменьшилась на 7,4% до 411,4 доллара за тонну с 444,1 доллара за тонну месяцем ранее. Изменение связано с пересмотром способа расчета пошлины. Режим «60-66» предусматривает введение пошлины на светлые и темные нефтепродукты на уровне 66% от новой пошлины на нефть. Кроме того, будет учитываться не 65% от разницы между ценой мониторинга и ценой нефти в 182,5 доллара за тонну, а 60%. Новая формула формирования пошлин предусматривает сохранение 90% пошлины на экспорт бензина, которая была ведена в мае 2011 года в связи с разгоревшимся бензиновым кризисом и ростом цен на моторное топливо на внутреннем рынке.

Режим «60-66» вводился с  целью достижения следующих результатов:

  • Введение единой ставки вывозной таможенной пошлины на большую часть светлых нефтепродуктов (за исключением бензиновых фракций) и темные нефтепродукты в размере 66% от ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть должно существенно снизить уровень субсидирования экспорта мазута, перерабатывать который станет значительно дешевле на российских НПЗ. В результате проекты по переработке (крекингу) мазута для получения светлых нефтепродуктов станут более рентабельными и привлекательными для инвестиций.
  • Уменьшение разницы между ставками вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты снизит общее субсидирование нефтепереработки до уровня, необходимого и достаточного для обеспечения непрерывности деятельности российских НПЗ (остающиеся льготы покроют разницу между затратами на транспортировку сырой нефти и нефтепродуктов). В то же время это будет способствовать снижению добровольного экспорта темных нефтепродуктов (примерно на 20 млн. тонн в год).
  • Объем ожидаемых дополнительных доходов государства в результате принятия мер (повышение ставок пошлин на нефтепродукты, снижение объема первичной нефтепереработки и увеличение, таким образом, экспорта сырой нефти на 20 млн. тонн, пошлины на которую будут уплачиваться по более высокой ставке) позволит снизить максимальную ставку вывозной таможенной пошлины на нефть до 60%. Это должно стимулировать реализацию проектов повышения нефтеотдачи и увеличение добычи в основном на истощенных месторождениях на 15-20 млн. тонн в год в течение последующих трех-пяти лет. При текущей цене на нефть на уровне 100 долларов США за баррель снижение пошлины позволит получить 3,7 доллара США дополнительного чистого дохода на каждый баррель нефти (который останется в отрасли после уплаты НДПИ и вывозной таможенной пошлины).

Стратегической целью внешней энергетической политики является максимально эффективное использование энергетического потенциала России для полноценной интеграции в мировой энергетический рынок, укрепления позиций на нем и получения наибольшей выгоды для национальной экономики.

Глобальный характер энергетических проблем, их усиливающаяся политизация, а также объективная значимость российского топливно-энергетического  комплекса в мировой энергетике предопределяют важную роль внешней  энергетической политики страны. Россия уже сегодня занимает одно из ведущих мест в мировой системе оборота энергоресурсов, активно участвует в международном сотрудничестве в области производства и поставок на рынки топливно-энергетических ресурсов.

Ход реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года в указанной сфере характеризуется следующим.

Растет экспорт всех видов  российских топливно-энергетических ресурсов, развивается экспорт нефтепродуктов, замещающий экспорт сырой нефти.

Реализованы такие масштабные проекты по строительству экспортной энергетической инфраструктуры для повышения надежности поставок и транзита российских энергоресурсов в Европу, как:

  • газопровод "Голубой поток" (16 млрд. куб. м газа в год, 2005 год);
  • первая очередь Балтийской трубопроводной системы (65 млн. тонн нефти в год, 2006 год);
  • газопровод Ямал - Европа (33 млрд. куб. м газа в год, 2007 год);
  • первая очередь нефтепродуктопровода "Север" (8,4 млн. тонн нефтепродуктов в год, 2008 год).

С целью диверсификации направлений  экспортных поставок российских энергоресурсов начата реализация таких новых инфраструктурных проектов, как:

  • газопровод "Северный поток" (55 млрд. куб. м газа в год);
  • нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (80 млн. тонн нефти в год).
  • Подписаны соглашения о строительстве газопровода "Южный поток" (30 млрд. куб. м газа в год), Прикаспийского газопровода (20 млрд. куб. м газа в год), нефтепровода Бургас - Александруполис (35 млн. тонн нефти в год).
  • Приняты решения о строительстве второй очереди Балтийской трубопроводной системы (50 млн. тонн нефти в год), расширении мощностей Каспийского трубопроводного консорциума.

Развивается практика обмена энергетическими активами и взаимного долевого участия российских и зарубежных компаний во всей экономической цепочке - от геологоразведки и добычи до доставки энергоресурсов конечному потребителю. Завершается переход на рыночные отношения в сфере поставок газа в страны ближнего зарубежья.

Информация о работе Общая характеристика отраслевого рынка нефти