Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:32, курсовая работа
В условиях быстро меняющегося, развивающегося рынка необходимость в повышении профессиональных навыков, а также профессиональное развитие становиться необходимым условием успешной работы любой организации. Высококвалифицированному специалисту все чаще приходиться совмещать в своей работе помимо своих непосредственных обязанностей всё больше различных трудовых функций и принимать решения, которые требуют знание основ менеджмента, маркетинга, психологии и социологии.
Введение……………………………………………………………………….….2
1. Теоретические основы развития персонала в организации…………...5
1.1 Обучение персонала………………………………………………………5
1.2 Переподготовка и повышение квалификации персонала…………….12
1.3 Планирование трудовой карьеры………………………………………18
2. Тенденции развития персонала в ООО «Беркут К»……………………25
2.1 Общая характеристика предприятия, его организационная структура…..25
2.2 Анализ развития персонала в компании ООО «Беркут К»………………28
2.3 Рекомендации по улучшению развития персонала ……………………...36
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы………………………………………………………………49
- вертикальной карьеры — должностной рост;
- горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
- центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.
Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное — специфику индивидуальной мотивации. Представим краткое описание этапов карьеры в таблице 1.1.
Т а б л и ц а 1.1 – Этапы карьеры
Этап карьеры | Возрастной период | Краткая характеристика | Особенности мотивации (по Маслоу) |
|
|
|
|
Предварительный | До 25 лет | Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности | Безопасность, социальное признание |
|
|
|
|
Становление | До 30 лет | Освоение работы, развитие профессиональ-ных навыков | Социальное признание, независимость |
|
|
|
|
Продвижение | До 45 лет | Профессио-нальное развитие | Социальное признание, самореализация |
|
|
|
|
Завершение | После 60 лет | Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены | Удержание социального признания |
|
|
|
|
Пенсионный | После 65 лет | Занятие другими видами деятельности | Поиск самовы-ражения в новой сфере деят-ти |
|
|
|
|
Для оценки особенностей личности, оптимизации выбора сферы профессиональной деятельности в начале професионального пути важно учитывать тип личности человека, выбирающего область деятельности. Наиболее операциональной для данной цели считается типология личностей Дж. Голланда[15](рисунок 1.1):
Реалистический - ориентация на манипулирование инструментами и механизмами.
Исследовательский ориентация на поиск
Артистичный - ориентация на эмоциональные проявления, самопрезентацию
Социальный - ориентация на взаимодействие с людьми
Предпринимательский - ориентация на влияние на людей
Конвенциональный - ориентация на манипулирование данными, информацией
Выбор карьеры
Хотя по концепции Голланда один из типов всегда доминирует, человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов.
Чем ближе ориентации (секторы в круге) доминирующей и второй (третьей) ориентации, тем ближе типы личности. Учитывая содержание доминирующих и недоминирующих ориентаций, можно выбирать те виды деятельности, которые ближе человеку и в которых он будет более успешен. Если доминирующая и следующие ориентации далеки друг от друга, карьеру выбирать сложнее.
Другой типологией, которая может быть использована в целях выбора карьеры, является типология Е.А. Климова[16]. Все виды деятельности разделены по предметам труда:
Тип П — “человек — природа”, если главный, ведущий предмет труда — растения, животные, микроорганизмы.
Тип Т — “человек — техника”, если главный, ведущий предмет труда — технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии.
Рисунок 1.1 - Типология личностей Дж. Голланда
Тип Ч — “человек — человек”, если главный, ведущий предмет труда — люди, группы, коллективы, общности людей.
Тип З — “человек — знак”, если главный, ведущий предмет труда — условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
Тип Х — “человек — художественный образ”, если главный, ведущий предмет труда — художественные образы, условия их построения.
Менеджер по персоналу, как правило, сталкивается с уже определившимся профессионалом, однако важно знать, как человек сделал свой выбор. Можно выделить следующие основные ситуации выбора профессии:
Традиция - вопрос о выборе не возникал в силу традиции, обычаев.
Случай - выбор произошел случайно в силу некоего события.
Целевой выбор - выбор связан с сознательным определением целей профессиональной деятельности, исходя из анализа реальных проблем и путей их решения (до момента выбора знает о будущей профессиональной деятельности)
Этап карьеры (как точка на временной оси) не всегда связан с этапом профессионального развития. Человек, находящийся на этапе продвижения, в рамках другой профессии может не быть еще высоким профессионалом. Поэтому важно разделять этап карьеры — временной период развития личности и фазы развития профессионала — периоды овладения деятельностью.
В соответствии с фазами развития профессионала различают[17]:
- оптант (фаза оптации). Человек озабочен вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор. Точных хронологических границ здесь, как и в отношении других фаз, быть не может, поскольку возрастные особенности задаются не только физиологическими, но и многоаспектными условиями культуры;
- адепт (фаза адепта). Это человек, уже вставший на путь приверженности профессии и осваивающий ее. В зависимости от профессии это может быть и многолетний, и совсем кратковременный процесс (например, простой инструктаж);
- адаптант (фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Как бы ни был налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит “как ключ к замку” производственной работе;
- интернал (фаза интернала). Опытный работник, который любит свое дело и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями, что признают товарищи по работе, по профессии;
- мастер (продолжающаяся фаза мастерства). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу;
- авторитет (фаза авторитета, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей). Мастер своего дела, уже хорошо известный в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации;
Т а б л и ц а 1.2 –Мероприятия по планированию карьеры*
Субъект Планирования | Мероприятия по планированию карьеры |
Сотрудник | Первичная ориентация и выбор профессии Выбор организации и должности Ориентация в организации Оценка перспектив и проектирование роста Реализация роста |
Менеджер по персоналу | Оценка при приеме на работу Определение на рабочее место Оценка труда и потенциала сотрудников Отбор в резерв Дополнительная подготовка Программы работы с резервом Продвижение Новый цикл планирования |
Непосредственный руководитель (линейный менеджер) | Оценка результатов труда Оценка мотивации Организация профессионального развития Предложения по стимулированию Предложения по росту |
* URL http://klerk.ru/
- наставник (фаза наставничества). Авторитетный мастер своего дела, в любой профессии “обрастает” единомышленниками, перенимателями опыта, учениками.
Планирование карьеры — одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов.
Это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека, с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.
Планированием карьеры в организации могут заниматься менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер). Основные мероприятия по планированию карьеры, специфичные для разных субъектов планирования, представлены в таблице 1.2.
Условия карьеры. Продвижение по службе определяется не только личными качествами работника (образование, квалификация, отношение к работе, система внутренних мотиваций), но и объективными, в частности:
Среди объективных условий карьеры:
- высшая точка карьеры — высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой организации;
- длина карьеры — количество позиций на пути от первой позиции, занимаемой индивидуумом в организации, до высшей точки;
- показатель уровня позиции — отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум в данный момент своей карьеры;
- показатель потенциальной мобильности — отношение (в некоторый определенный период времени) числа вакансий на следующем иерархическом уровне к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум. [18]
2 Тенденции развития персонала в ООО «Беркут К»
Частное охранное агентство «Бекрут-К» динамично развивающаяся компания, оказывающая полный комплекс охранных услуг на территории города Владивостока, включая его пригород. Входит в группу компаний «Беркут-Системы Безопасности», которая с 2001 года работает на рынке охранных систем.
Цель деятельности компании «Бекрут-К» – обеспечение безопасности граждан и их имущества.
Принцип работы – индивидуальный подход к проблеме каждого клиента.
Отлаженный механизм взаимодействия всех структур компании и опыт ее сотрудников гарантирует обеспечение безопасности жизни и здоровья, а так же сохранность материальных ценностей, доверенных нашему агентству под охрану.
Комплекс услуг предоставляемых охранным предприятием ООО «Бекрут-К»
- пультовая охрана
- физическая охрана
- сопровождение и охрана грузов и материальных ценностей
- охрана объектов любой сложности
- группа быстрого реагирования
- GPS охрана мобильных объектов
- проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации, систем видеонаблюдения, контроля доступа.
Специалисты компании «Беркут К» прошли специальную подготовку и обладают необходимыми навыками, чтобы оказать оперативную помощь. «Беркут К» оказывает поддержку клиентам не только при покушении на автомобиль или недвижимость, но и в случае ДТП, поломки автомобиля, протечки воды и в других критических ситуациях.
С целью оценки организационного потенциала ООО «Беркут К» рассмотрим организационную структуру управления предприятием на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Организационная структура управления ООО «Беркут К»
Организационная структура управления «Беркут К» имеет линейно-функциональную форму организации управления. Основной принцип - разграничение полномочий и ответственности по функциям и принятие решений по вертикали. Управление в «Беркут К» осуществляется по линейной схеме, а функциональные подразделения помогают линейным руководителям в решении соответствующих управленческих функций.
Использование линейно-функциональной структуры управления имеет как позитивные, так и негативные моменты. Позитивным фактором является сочетание преимуществ линейных и функциональных структур. А негативными моментами: сложность взаимодействия линейных и функциональных руководителей, а также сопротивление изменениям в организации (в результате зарегрузки линейных и функциональных руководителей).
Наивысшим звеном ООО «Беркут К» является Генеральный директор и его заместители: технический директор, коммерческий и финансовый директор, директоры филиалов. Генеральный директор полностью отвечает за управление текущей деятельностью предприятия, ему непосредственно подчинены: начальник отдела снабжения, отдела логистики, главный бухгалтер, начальник отдела сбыта, начальники финансового отдела, отдела кадров.
В ООО «Беркут К» применяется демократический стиль управления. Генеральный директор мобилизирует группу на коллективную разработку решений и коллективную их реализацию, организует систематический обмен информацией, мыслями, на подчиненных действует убеждениями, советами, аргументами.