Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:32, курсовая работа
В условиях быстро меняющегося, развивающегося рынка необходимость в повышении профессиональных навыков, а также профессиональное развитие становиться необходимым условием успешной работы любой организации. Высококвалифицированному специалисту все чаще приходиться совмещать в своей работе помимо своих непосредственных обязанностей всё больше различных трудовых функций и принимать решения, которые требуют знание основ менеджмента, маркетинга, психологии и социологии.
Введение……………………………………………………………………….….2
1. Теоретические основы развития персонала в организации…………...5
1.1 Обучение персонала………………………………………………………5
1.2 Переподготовка и повышение квалификации персонала…………….12
1.3 Планирование трудовой карьеры………………………………………18
2. Тенденции развития персонала в ООО «Беркут К»……………………25
2.1 Общая характеристика предприятия, его организационная структура…..25
2.2 Анализ развития персонала в компании ООО «Беркут К»………………28
2.3 Рекомендации по улучшению развития персонала ……………………...36
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы………………………………………………………………49
Т а б л и ц а 2.4 - Уровень финансирования профессионального обучения персонала ООО «Беркут К»
Показатели | 2008г. | 2009 г. | 2010 г. | Отклонение в 2010 г. от 2008 г. | |
+/- | % | ||||
Расходы на профессиональную учебу и повышение квалификации персонала, тыс.ру. | 285 | 291 | 310 | 25 | 8,8 |
Чистый доход от реализации, тыс.руб. | 225645 | 206040 | 147650 | -77995 | -34,6 |
Уровень финансирования образования персонала в % к чистому доходу от реализации продукции, % | 0,13 | 0,149 | 0,21 | 0,08 | Х |
Из таблицы видим, что с каждым годом, предприятие увеличивает финансирование профессионального обучения и повышение квалификации персонала. Так, за 2008-2010 гг. объем финансирования увеличился на 25 тыс. руб., или на 8,8%, что оценивается положительно и свидетельствует об инвестиционной направленности предприятия в компетенцию своего персонала.
Но все же увеличение уровня финансирования профессионального развития персонала в ООО «Беркут К» не фактором роста чистого дохода от реализации продукции. За исследуемый период, чистый доход уменьшился на 77995 тыс. руб., или на 34,6%. На предприятии это снижение связывают с уменьшением объема сбыта по причине падения спроса в время финансового кризиса.
Не смотря на это уровень финансирования в % к чистому доходу с годами на предприятии увеличивается. Так, если в 2008 году затраты на профессиональное развитие персонала представляли 0,13% чистого дохода, то в 2010 году - 0,21%.
Таким образом, несмотря на увеличение уровня финансирования в %-ном отношении к чистому доходу, его абсолютное падение имеет место и негативно оценивается владельцами предприятия. Они это связывают с неэффективностью организации систем обучения на предприятии.
В ООО «Беркут К» проводится периодическая оценка (аттестация) соответствия знаний и квалификации работников относительно занимаемой должности.
Регулярная оценка производственных компетенций сотрудника (дальше — аттестация) — базовая процедура, необходимая для эффективного функционирования технологий управления персоналом в компании. В процессе аттестации персонала в ООО «Беркут К» проводится инвентаризацию бизнес-компетенций, необходимых компании для достижения бизнеса-результата. Если у данного сотрудника необходимые для данного рабочего места компетенции — он получает соответствующий оклад, если они «подросли», оклад пересматривается. Если у сотрудника недостаточно компетенций, то его или направляют на повышение квалификации (формируется программа по обучению и развитию) или же освобождают (формируется план по найму). Те сотрудники, которые «накопили» значительно больше компетенций, чем необходимо на их сегодняшнем рабочем месте, в результате аттестации получают наивысшую оценку и становятся кандидатами в кадровый резерв.
При аттестации оцениваются объективные результаты профессионального труда специалиста, соответствие результата его труда нормам и стандартам, которые проявляются в мастерстве, а также оригинальности, нестандартности результата его труда, который оказывается в творчестве. Такой взгляд предусматривает системно-целостный подход при рассмотрении уровня профессионализма сотрудника в процессе его аттестации. Профессионализм предусматривает высокий уровень компетентности, сформированной на уровне производительной модели личной деятельности и профессионально важных качеств, высоком уровне навыков и умений персонала.
Система аттестации персонала ООО «Беркут К» предусматривает использование несколько аттестационных блоков. Это:
- профессиональная компетентность (эффективность профессиональной деятельности, профессиональные способности, профессиональное мышление, способность работать в экстремальной ситуации, способность противостоять неблагоприятным профессиональным факторам и др.);
- социальная коммуникативная компетентность (профессиональное общение, формы профессионального сотрудничества, конфликтостойкость и т. д.);
- личная компетентность (профессиональные мотивы, домогательства, ожидания, удовлетворенность трудом);
- индивидуальная компетентность (мотивы и способность к саморазвитию, самопроектированию, самокоррекции, самосохранению, стрессоустойчивость, позитивная динамика работоспособности и др.).
Аттестация в ООО «Беркут К» проводится руководителями подразделений во главе с генеральным директором. Основным недостатком в аттестационном процессе является то, что аттестация проводится методом собеседования с фиксированием ответов работников на отдельных аттестационных листах. За 2008-2009 год было проведено аттестацию 118 человек.
Случается, что работник в устном диалоге с руководством, волнуясь, допускает ошибки, сбивается, что в свою очередь делает результаты его аттестации не совсем корректными, а сам процесс аттестации длительным и формальным.
Другим существенным недостатком является проведение аттестации не специальной созданной аттестационной комиссией, а непосредственным руководителем аттестованного работника во главе с генеральным директором. В случае невозможности присутствия генерального директора, его замещает коммерческий директор. Аттестационная комиссия должна состоять из большего количества членов. Для оценки профессиональных качеств сотрудников желательно в аттестационную комиссию привлекать соответствующих специалистов с правом совещательного голоса. Это усиливает объективность, увеличивает доверие сотрудников к самой комиссии.
Исследование основных направлений профессионального развития персонала в ООО «Беркут К» позволило обнаружить позитивные и негативные стороны.
Положительно на исследуемом предприятии характеризуется процесс профессиональной учебы и подготовки персонала. На предприятии разработан план-график учебы и повышения персонала, по результатам учебы производственным и обслуживающим работникам повышают разряд и сдельные расценки, а руководителям, специалистам и служащим - должностные оклады.
Что же касается аттестации, то ее процесс в ООО «Беркут К» носит формальный характер, ведь происходит без создания так называемой аттестационной комиссии, для аттестации используется собеседование, а не анкетирование, что не позволяет получить действительных оценочных данных в результате коммуникационных барьеров и препятствий.
Основными проблемами, которые усложняют организацию ООО «Беркут К» профессиональной учебы кадров на производстве, по моему мнению есть:
1. Ограниченность финансирования расходов на проведение профессиональной учебы на производстве со стороны предприятий. Так, ведущие зарубежные компании тратят на профессиональное развитие персонала и подготовку кадров на производстве значительные средства − от 2 до 10% фонда оплаты труда (например, компания Дженерал Моторс тратит в среднем на эти цели свыше миллиарда американских долларов в год). Известно, что расходы на профессиональную учебу кадров в США превышают 100 млрд. дол. ежегодно. Приблизительно 76% американских корпораций с числом занятых 500 и больше лиц имеют программы в сфере подготовки и переподготовки рабочей силы. В целом такие программы имеют почти 30% всех фирм США, которые рассматривают расходы на образовательные программы как непременный компонент своей долгосрочной экономической стратегии.[19]
2. Отсутствие заинтересованности работодателей относительно вкладывания средств в профессиональную учебу. Так, ООО «Беркут К» работает на рынке на протяжении относительно короткого времени и потому пытается экономить на рабочей силе и физическом капитале. Руководство предприятия хотя и понимает необходимость и эффективность управления знаниями персонала, предостерегаются направлять инвестиции в человеческий капитал, поскольку работники, которые получили подготовку из профессий широкого профиля, могут перейти к другому работодателю и таким образом предприятие потеряет свои средства.
3. Незаинтересованность работников ООО «Беркут К» вкладывать средства в свою профессиональную подготовку из-за отсутствия для этого достаточных стимулов. Высший уровень профессионального мастерства в ООО «Беркут К» не всегда сопровождается повышением уровня заработной платы. Вкладывание средств личностью для получения высшего уровня профессионального мастерства может не принести надлежащую отдачу в результате отсутствия соответствующего вакантного рабочего места. Работники не имеют достаточных гарантий того, что инвестиции в дорогое профессиональное образование не будут потеряны в результате потери ими рабочего места.
4. Практическое отсутствие соответствующих структурных подразделений (штатных должностей) непосредственно на предприятиях; недостаточный уровень специалистов, которые привлекаются в качестве преподавателей к профессиональной учебе кадров на производстве, новыми современными технологиями и методиками учебы; отсутствие типичных учебных планов и программ для учебы кадров на производстве, которые отвечали бы современным требованиям развития экономики.
Как показало исследование, в ООО «Беркут К» аттестация носит формальный характер и мало эффективная. Подтверждают это и данные проведенного на предприятии исследования. Из таблицы 2.5 можно увидеть мнения сотрудников предприятия о необходимости и полезности аттестации.
Т а б л и ц а 2.5 -Мнения сотрудников ООО «Беркут К» о необходимости и полезности аттестации*
| Ответы респондентов, % | |||
Руководители | Специалисты | Рабочие | Вместе | |
Считаю аттестацию необходимой и очень важной процедурой в управленческой работе | 84 | 49 | 55 | 55 |
Считаю, что аттестация в том виде, в котором она проходит обычно, приносит больше вреда, чем пользы | 13 | 27 | 15 | 20 |
Я принципиально против каких либо аттестаций | 3 | 24 | 30 | 25 |