Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:33, курсовая работа
Под общим названием «предприятие» в хозяйственной практике подразумевается коммерческая организация, преследующая в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли на вложенный труд и капитал.
Ведение.
Под общим названием «предприятие» в хозяйственной практике
подразумевается коммерческая организация, преследующая в каче-
стве основной цели деятельности извлечение прибыли на вложенный
труд и капитал. Наряду с этим в научной литературе широко исполь-
зуются не одно, а два схожих понятия — «предприятие» и «фирма».
Оба термина обозначают один и тот же объект, в основном промыш-
ленную или торговую организацию. Тем не менее, под фирмой в Рос-
сии чаще понимается хозяйственная организация производственного
и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопро-
фильная, со многими входящими в нее обособленными предприяти-
ями, филиалами, учреждениями (типа концернов, холдингов и пр.).
Однако в соответствии с Гражданским кодексом РФ каждая органи-
зация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает
фирменное наименование. В таком случае фирма — общее понятие
коммерческой организации.
Принято считать, что предприятие без фирменного наименования
не может иметь другие юридические лица в своей структуре. Напро-
тив, в составе фирм могут находиться подчиненные ей юридические
лица, в том числе филиалы, дочерние предприятия и другие коммер-
ческие и некоммерческие (например, оздоровительные) структуры.
Нередко они имеют самостоятельный уставный капитал, расчетный
счет в банке, право распоряжаться вверенным им имуществом и не-
сут ответственность за результаты своей деятельности. Как правило,
филиалы, представительства и отделения фирмы размещаются на раз-
личных отдаленных территориях. В настоящее время по мере расшире-
ния сферы коммерческой деятельности фирменное наименование
получают различного типа организации. К ним относятся:
• производственные организации, занятые в основном изго-
товлением, строительством и поставкой потребителям готовой то-
варной продукции личного, общественного и производственного
потребления;
• торговые организации;
• брокерские, венчурные, консалтинговые и другие организа-
ции.
Все организации указанного профиля связаны с производством
или выполняют вспомогательные посреднические функции между
производителями и потребителями товаров.
В соответствии с основной целью производственного предприя-
тия — получением прибыли на вложенный в производство труд и
капитал — выстраивается цепь действий. Прежде всего предприя-
тие определяет:
• куда, в какую сферу, конкретную отрасль, отдельный вид
производства и продукции можно с выгодой вложить капитал",
• каким образом, при помощи каких средств и механизмов
можно обеспечить наращивание капитала.
В связи с этим предприятие досконально изучает доступные для
него рынки сбыта товарной продукции, анализирует свой потен-
циал, включая;
• производственные мощности, их структуру и загрузку;
• кадры предприятия, их квалификацию и возможность попол-
нения;
• финансы (как собственные финансовые ресурсы, так и перс-
пективы получения кредитов банка);
• наличие и возможность
ектов (в том числе финансируемых со стороны) по выбранному
перспективному виду продукта.
В условиях конкуренции и ускорения технического прогресса
перечисленные и некоторые другие секторы анализа предприятие
вынуждено осуществлять непрерывно. В противном случае оно бу-
дет работать «вслепую», и потому может оказаться банкротом.
Оценка экономического состояния предприятия является в определенной мере новым явлением в отечественной экономической теории и практике. Эта необходимость обусловлена в первую очередь переходом нашей экономики на рыночные отношения. Этот факт, на мой взгляд, обуславливает актуальность данной темы. В области оценки экономической эффективности коммерческой организации уже наработан определенный опыт как в теории, так и на практике.
Цель любой коммерческой организации — получение максимальной прибыли, но это «узкое» толкование цели. На мой взгляд, в более широком понимании под основной целью деятельности коммерческой организации следует понимать обеспечение ее устойчивого экономического положения, а получение максимальной прибыли является основой для достижения данной цели.
В современных условиях правильное
определение реального
Финансовое состояние
Финансовое состояние
Финансовая устойчивость предприятия
— такое состояние его
Под общей устойчивостью
Из этих определений можно сделать вывод, что финансовая устойчивость является комплексным и наиболее важным критерием, характеризующим финансовое состояние предприятия.
Платежеспособность — это
Поскольку одни виды активов обращаются в деньги быстрее, другие — медленнее, необходимо группировать активы предприятия по степени их ликвидности, т.е. по возможности обращения в денежные средства.
К наиболее ликвидным активам относятся
сами денежные средства предприятия
и краткосрочные финансовые вложения
в ценные бумаги. Следом за ними идут
быстрореализуемые активы — депозиты
и дебиторская задолженность. Более
длительного времени требует
реализация готовой продукции, запасов
сырья, материалов и полуфабрикатов,
которые относятся к медленно
реализуемым активам. Наконец, группу
труднореализуемых активов
Сгруппированные по степени ликвидности активы представлены на рисунке ниже.
Денежные средства в банке
А1 наиболее и кассе предприятия
Ликвидные Краткосрочные ценные бумаги
Текущие А2 быстро Дебиторская задолженность
активы реализуемые Депозиты
А3 медленно Готовая продукция
реализуемые Незавершенное производство
Сырье и материалы
Здания
Постоянные А4 трудно Оборудование
(финансовые) реализуемые
активы Земля
Рис. 1. Классификация активов предприятия
Для определения платежеспособности
предприятия с учетом ликвидности
его активов обычно используют баланс.
Анализ ликвидности баланса
Пассивы баланса по степени срочности их погашения можно подразделить следующим образом:
П1 — наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность);
П2 — краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и займы);
П3 — долгосрочные кредиты и займы, арендные обязательства и др.;
П4 — постоянные пассивы (собственные средства, за исключением арендных обязательств и задолженности перед учредителями).
Классификация активов и пассивов баланса, которая разработана Шереметом А.Д. и другими, их сопоставление позволяют дать оценку ликвидности баланса.
Ликвидность баланса — это степень покрытия обязательств предприятия такими активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств.
Баланс считается абсолютно ликвидным, если:
А1 ³ П1, то наиболее ликвидные активы равны наиболее срочным обязательствам или перекрывают их;
А2 ³ П2, то быстрореализуемые активы равны краткосрочным пассивам или перекрывают их;
А3 ³ П3, то медденнореализуемые активы равны долгосрочным пассивам или перекрывают их;
А4 ³ П4, то постоянные пассивы равны труднореализуемым активам или перекрывают их.
Одновременное соблюдение первых трех правил обязательно влечет за собой достижение и четвертого, ибо если совокупность первых трех групп активов больше (или равна) суммы первых трех групп пассивов баланса (т.е. [А1 + A2 + А3] ³ [П1 + П2 + П3]), то четвертая группа пассивов обязательно перекроет (или будет равна) четвертую группу активов (т.е. А4 £ П4). Последнее положение имеет глубокий экономический смысл: когда постоянные пассивы перекрывают труднореализуемые активы, соблюдается важное условие платежеспособности — наличие у предприятия собственных оборотных средств, обеспечивающих бесперебойный воспроизводственный процесс; равенство же постоянных пассивов и труднореализуемых активов отражает нижнюю границу платежеспособности за счет собственных средств предприятия.
Важными критериями, характеризующими финансовое состояние предприятия, как было уже сказано, являются его рентабельность и кредитоспособность.
Под кредитоспособностью
Для достижения и поддержания финансовой устойчивости предприятия важна не только абсолютная величина прибыли, но и ее уровень относительно вложенного капитала или затрат предприятия, т.е. рентабельность (прибыльность).
Финансовое состояние
К внутренним факторам можно в первую
очередь отнести способность
руководителей предприятия и
его менеджеров эффективно управлять
предприятием с целью достижения
рационального использования
Внешние факторы зависят в основном от проводимой экономической политики государства: финансово-кредитной, налоговой, амортизационной, протекционистской и внешнеэкономической, которая в конечном итоге создает благоприятные или плохие экономические условия хозяйствования.
Высшей формой устойчивости предприятия является его способность развиваться в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды.