Оценка экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:33, курсовая работа

Описание

Под общим названием «предприятие» в хозяйственной практике подразумевается коммерческая организация, преследующая в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли на вложенный труд и капитал.

Работа состоит из  1 файл

курсовая экономика предприятия.docx

— 73.83 Кб (Скачать документ)

Ведение.

Под общим названием «предприятие»  в хозяйственной практике

подразумевается коммерческая организация, преследующая в каче-

стве  основной цели деятельности извлечение прибыли на вложенный

труд  и капитал. Наряду с этим в научной  литературе широко исполь-

зуются  не одно, а два схожих понятия  — «предприятие» и «фирма».

Оба термина обозначают один и тот  же объект, в основном промыш-

ленную  или торговую организацию. Тем не менее, под фирмой в Рос-

сии чаще понимается хозяйственная организация  производственного

и непроизводственного  профиля, как правило, крупная и  многопро-

фильная, со многими входящими в нее  обособленными предприяти-

ями, филиалами, учреждениями (типа концернов, холдингов  и пр.).

Однако в соответствии с Гражданским  кодексом РФ каждая органи-

зация, признанная юридическим лицом, при регистрации  получает

фирменное наименование. В таком случае фирма  — общее понятие

коммерческой  организации.

Принято считать, что предприятие  без фирменного наименования

не может  иметь другие юридические лица в  своей структуре. Напро-

тив, в  составе фирм могут находиться подчиненные  ей юридические

лица, в  том числе филиалы, дочерние предприятия  и другие коммер-

ческие  и некоммерческие (например, оздоровительные) структуры.

Нередко они имеют самостоятельный  уставный капитал, расчетный

счет  в банке, право распоряжаться  вверенным им имуществом и не-

сут ответственность  за результаты своей деятельности. Как правило,

филиалы, представительства и отделения  фирмы размещаются на раз-

личных  отдаленных территориях. В настоящее  время по мере расшире-

ния сферы  коммерческой деятельности фирменное  наименование

получают  различного типа организации. К ним  относятся:

• производственные организации, занятые  в основном изго-

товлением, строительством и поставкой потребителям готовой то-

варной  продукции личного, общественного  и производственного

потребления;

• торговые организации;

• брокерские, венчурные, консалтинговые и другие организа-

ции.

Все организации указанного профиля  связаны с производством

или выполняют  вспомогательные посреднические функции  между

производителями и потребителями товаров.

В соответствии с основной целью производственного  предприя-

тия —  получением прибыли на вложенный  в производство труд и

капитал — выстраивается цепь действий. Прежде всего предприя-

тие определяет:

• куда, в какую сферу, конкретную отрасль, отдельный вид

производства  и продукции можно с выгодой  вложить капитал",

• каким образом, при помощи каких  средств и механизмов

можно обеспечить наращивание капитала.

В связи с этим предприятие досконально  изучает доступные для

него  рынки сбыта товарной продукции, анализирует свой потен-

циал, включая;

• производственные мощности, их структуру  и загрузку;

• кадры предприятия, их квалификацию и возможность попол-

нения;

• финансы (как собственные финансовые ресурсы, так и перс-

пективы получения кредитов банка);

• наличие и возможность осуществления  инновационных про-

ектов (в  том числе финансируемых со стороны) по выбранному

перспективному  виду продукта.

В условиях конкуренции и ускорения  технического прогресса

перечисленные и некоторые другие секторы анализа  предприятие

вынуждено осуществлять непрерывно. В противном  случае оно бу-

дет работать «вслепую», и потому может оказаться  банкротом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Оценка экономического состояния предприятия.

 

Оценка экономического состояния  предприятия является в определенной мере новым явлением в отечественной  экономической теории и практике. Эта необходимость обусловлена  в первую очередь переходом нашей  экономики на рыночные отношения. Этот факт, на мой взгляд, обуславливает  актуальность данной темы. В области  оценки экономической эффективности  коммерческой организации уже наработан  определенный опыт как в теории, так и на практике.

Цель любой коммерческой организации  — получение максимальной прибыли, но это «узкое» толкование цели. На мой взгляд, в более широком  понимании под основной целью  деятельности коммерческой организации  следует понимать обеспечение ее устойчивого экономического положения, а получение максимальной прибыли  является основой для достижения данной цели.

В современных условиях правильное определение реального финансового  состояния предприятия имеет  огромное значение не только для самих  субъектов хозяйствования, но и для  многочисленных акционеров, особенно будущих потенциальных инвесторов.

 

  1. Сущность и критерии финансового состояния предприятия.

Финансовое состояние предприятия  может быть хорошим, средним и  плохим. Четких критериев для такой  градации финансового состояния  предприятия пока нет.

Финансовое состояние предприятия  — очень емкое понятие, и вряд ли можно его охарактеризовать одним  каким-то критерием. Поэтому для  характеристики финансового состояния  предприятия применяются такие  критерии, как финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность баланса, кредитоспособность, рентабельность (прибыльность) и др.

Финансовая устойчивость предприятия  — такое состояние его финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия  на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска.

Под общей устойчивостью предприятия  можно понимать и такое его  состояние, когда предприятие стабильно, на протяжении достаточно длительного  периода времени выпускает и  реализует конкурентоспособную  продукцию, получает чистую прибыль, достаточную  для производственного и социального  развития предприятия, является ликвидным  и кредитоспособным.

Из этих определений можно сделать  вывод, что финансовая устойчивость является комплексным и наиболее важным критерием, характеризующим  финансовое состояние предприятия.

Платежеспособность — это возможность  предприятия расплачиваться по своим  обязательствам. При хорошем финансовом состоянии предприятие устойчиво  платежеспособно; при плохом — периодически или постоянно неплатежеспособно. Самый лучший вариант, когда у  предприятия всегда имеются свободные  денежные средства, достаточные для  погашения имеющихся обязательств. Но предприятие является платежеспособным и в том случае, когда свободных  денежных средств у него недостаточно или они вовсе отсутствуют, но предприятие способно быстро реализовать  свои активы и расплатиться с кредиторами.

Поскольку одни виды активов обращаются в деньги быстрее, другие — медленнее, необходимо группировать активы предприятия  по степени их ликвидности, т.е. по возможности  обращения в денежные средства.

К наиболее ликвидным активам относятся  сами денежные средства предприятия  и краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги. Следом за ними идут быстрореализуемые активы — депозиты и дебиторская задолженность. Более  длительного времени требует  реализация готовой продукции, запасов  сырья, материалов и полуфабрикатов, которые относятся к медленно реализуемым активам. Наконец, группу труднореализуемых активов образуют земля, здания, оборудование, продажа  которых требует значительного  времени, а поэтому осуществляется крайне редко.

Сгруппированные по степени ликвидности  активы представлены на рисунке ниже.

Денежные средства в  банке

   А1 наиболее   и кассе предприятия


Ликвидные   Краткосрочные ценные бумаги

 

Текущие   А2 быстро   Дебиторская задолженность


активы  реализуемые   Депозиты

 

   А3 медленно  Готовая продукция


   реализуемые  Незавершенное производство


Сырье и материалы


       Здания


Постоянные А4 трудно   Оборудование


(финансовые) реализуемые  Транспортные средства

активы      Земля

 

Рис. 1. Классификация активов  предприятия

Для определения платежеспособности предприятия с учетом ликвидности  его активов обычно используют баланс. Анализ ликвидности баланса заключается  в сравнении размеров средств  по активу, сгруппированных по степени  их ликвидности, с суммами обязательств по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения.

Пассивы баланса по степени срочности  их погашения можно подразделить следующим образом:

П1 — наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность);

П2 — краткосрочные пассивы (краткосрочные  кредиты и займы);

П3 — долгосрочные кредиты и  займы, арендные обязательства и  др.;

П4 — постоянные пассивы (собственные  средства, за исключением арендных обязательств и задолженности перед  учредителями).

Классификация активов и пассивов баланса, которая разработана Шереметом  А.Д. и другими, их сопоставление  позволяют дать оценку ликвидности  баланса.

Ликвидность баланса — это степень  покрытия обязательств предприятия  такими активами, срок превращения  которых в денежные средства соответствует  сроку погашения обязательств.

Баланс считается абсолютно  ликвидным, если:

А1 ³ П1, то наиболее ликвидные активы равны наиболее срочным обязательствам или перекрывают их;

А2 ³ П2, то быстрореализуемые активы равны краткосрочным пассивам или перекрывают их;

А3 ³ П3, то медденнореализуемые активы равны долгосрочным пассивам или перекрывают их;

А4 ³ П4, то постоянные пассивы равны труднореализуемым активам или перекрывают их.

Одновременное соблюдение первых трех правил обязательно влечет за собой  достижение и четвертого, ибо если совокупность первых трех групп активов  больше (или равна) суммы первых трех групп пассивов баланса (т.е. [А1 + A2 + А3] ³ [П1 + П2 + П3]), то четвертая группа пассивов обязательно перекроет (или будет равна) четвертую группу активов (т.е. А4 £ П4). Последнее положение имеет глубокий экономический смысл: когда постоянные пассивы перекрывают труднореализуемые активы, соблюдается важное условие платежеспособности — наличие у предприятия собственных оборотных средств, обеспечивающих бесперебойный воспроизводственный процесс; равенство же постоянных пассивов и труднореализуемых активов отражает нижнюю границу платежеспособности за счет собственных средств предприятия.

Важными критериями, характеризующими финансовое состояние предприятия, как было уже сказано, являются его  рентабельность и кредитоспособность.

Под кредитоспособностью предприятия  понимаются его возможности в  получении кредита и способности  его своевременного погашения за счет собственных средств и других финансовых ресурсов.

Для достижения и поддержания финансовой устойчивости предприятия важна  не только абсолютная величина прибыли, но и ее уровень относительно вложенного капитала или затрат предприятия, т.е. рентабельность (прибыльность).

Финансовое состояние предприятия  зависит от многих факторов, которые  можно классифицировать как зависящие (внутренние) и не зависящие (внешние) от деятельности самого предприятия.

К внутренним факторам можно в первую очередь отнести способность  руководителей предприятия и  его менеджеров эффективно управлять  предприятием с целью достижения рационального использования всех ресурсов, выпуска конкурентоспособной  продукции и на этой основе устойчивого  финансового состояния предприятия.

Внешние факторы зависят в основном от проводимой экономической политики государства: финансово-кредитной, налоговой, амортизационной, протекционистской  и внешнеэкономической, которая  в конечном итоге создает благоприятные  или плохие экономические условия  хозяйствования.

Высшей формой устойчивости предприятия  является его способность развиваться  в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды.

Информация о работе Оценка экономической деятельности