Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2011 в 17:27, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в закреплении студентами теоретических знаний о конкуренции, конкурентоспособности и о формах конкурентного сосуществования, а также в приобретении практических навыков оценки конкурентоспособности продукции и фирмы
ВВЕДЕНИЕ
1. КОНКУРЕНЦИЯ И ФОРМЫ КОНКУРЕНТНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ
Определение особенностей и виды конкуренции
Сбор и анализ информации о конкуренции
Формы конкурентного сосуществования
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ
Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности продукции и фирмы
Понятие и методы оценки конкурентоспособности продукции
Определение конкурентоспособности фирмы
3. РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ
Оценка конкурентоспособности продукции
Матричный подход к определению конкурентоспособности фирмы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: ОЦЕНКА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. КОНКУРЕНЦИЯ И
ФОРМЫ КОНКУРЕНТНОГО
Определение особенностей и виды конкуренции
Сбор и анализ информации о конкуренции
Формы конкурентного сосуществования
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Теоретические аспекты
оценки конкурентоспособности
Понятие и методы оценки
конкурентоспособности
Определение конкурентоспособности фирмы
3. РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Оценка конкурентоспособности продукции
Матричный подход к
определению
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
введение
Цель каждого предпринимателя
- максимизация прибыли, а, следовательно,
и расширение масштабов хозяйственной
деятельности. Это неизбежно приводит
к взаимной борьбе предпринимателей
за наиболее выгодные условия производства
и сбыта товаров, рост объема производства,
и они выступают по отношению
друг к другу как соперники
или конкуренты. Если предложение, какого
- либо товара больше, чем спрос на
него, то усиливается конкурентная
борьба между продавцами. Каждый из
них, чтобы продать свой товар, зачастую
вынужден снижать цену, что, как, правило,
влечет за собой сокращение производства
данного товара. Если спрос больше
чем предложение, то конкурировать
друг с другом вынуждены уже покупатели.
Чтобы иметь возможность
Конкуренция является
необходимым элементом
В курсовой работе будут рассмотрены следующие главы:
Первая глава посвящается
определению сущности конкуренции,
методам сбора и анализа
Вторая глава раскрывает
теоретические основы оценки конкурентоспособности
продукции и фирмы. В этой главе
мы рассмотрим теоретические аспекты
оценки конкурентоспособности
В третьей главе
приведем расчеты показателей
Цель курсовой работы
заключается в закреплении
1.Конкуренция и
формы конкурентного
1.1 Определение особенностей конкуренции и ее виды
Наибольший вклад в фундаментальное исследование конкуренции внесли А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс - теория совершенной конкуренции, Дж.Робинсон и Э.Чемберлин - теория несовершенной конкуренции.
Термин «конкуренция» происходит от лат. сoncurrentia и означает соперничество, соревнование, состязание.
По К.Марксу, конкуренция - это антагонистическая форма экономического соперничества, борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия приложения капитала с целью получения наибольшей прибыли.
И.Шумпетер считал, что конкуренция не что иное, как борьба, соперничество старого с новым, где рано или поздно новое берет верх, побеждая старое: новые технологии, новые товары, новые формы организации производства, новые формы управления и т.д.
Ф. фон Хайек считает конкуренцию процедурой открытий. В ходе конкуренции открываются неиспользованные возможности более эффективного производства товаров, новые, ранее недоступные данные о ресурсах, технологиях, предпочтениях, о нераскрытых пока возможностях общества. [1, стр.195]
Следует отметить, что
без конкуренции нет рыночной
системы. Конкуренция, будучи главным
элементом механизма рыночной системы,
одновременно является некой средой,
куда погружена данная система и
вне которой она
Конкуренция концентрирует в себе основные черты капитализма: частную собственность, свободу предпринимательства и выбора, личный интерес.
Характеризуется конкуренция двумя особенностями [1,стр.199]:
1.Наличием на рынке
достаточно большого числа
2. Свободой для
производителей и покупателей
вступать на рынок или
Суть первой особенности заключается в том, что на рынке действуют тысячи покупателей и продавцов. Каждый из них производит столь ничтожную долю продукции или покупает ее, что разорение даже сотни производителей или их вступление в рынок происходит незаметно, то есть это никак не может повлиять на равновесную цену.
Вторая особенность предполагает, что никаких ограничений организационного и юридического характера не должно быть для увеличения или сокращения производства товара данного типа.
В современной экономической литературе - научной и учебно-методической - конкуренция рассматривается по традиционному стереотипу. Дается формулировка конкуренции, её содержание, подчеркивается ее важность для рыночной системы, затем следует анализ конкретных форм ее осуществления: совершенная и несовершенная. Последняя же в свою очередь анализируется в трех формах: монополистической, олигополии, чистой монополии.
Монополистическая конкуренция.
Для монополистической
Олигополия. В отрасли находится немного (несколько) соперничающих фирм. Конкуренция между ними сначала приобретает ожесточенный характер, фирмы несут огромные потери, но затем все они приходят к одной, очень экономичной мысли, заключающейся в том, что им выгоднее сговориться и вести одинаковую политику цен, продаж и т.д. Стало быть, при олигополии каждая фирма может довольно значительно повлиять на цены, но все же их возможности в этом ограничены взаимной зависимостью. Вход в отрасль весьма труден, т.к. члены олигополии выступают против входящего в отрасль единым фронтом, преодолеть который редко кому удается. Информация об олигополистическом рынке практически не доступна [2, c. 435].
Чистая монополия.
На рынке существует только один продавец
данного вида товара. У такого товара
нет близких полноценных
Совершенная конкуренция.
На рынке действует большое
Очень важно выделить
идею - без конкуренции нет рыночной
системы. Без конкуренции рынок
не может выполнить свои новаторские
функции, не может выявить творческие
начала субъектов рынка, их инициативу
и поиск, не реализует все то, благодаря
чему рынок является движущей силой
человеческого прогресса. Конкуренция
- необходимое и достаточное
«Каждым из субъектов
на рынке двигает личный экономический
интерес. Не сдерживаемые ничем личные
корыстные интересы хозяйствующих
субъектов могут подорвать
Из сказанного, очевидно,
что конкуренция, безусловно, прежде
всего, есть состязание, соревнование,
сравнение экономических
Но у конкуренции есть и отрицательные стороны. Прежде всего, необходимо помнить, что конкуренция есть и будет формой взаимного соперничества, это конфронтация, где есть всегда свои победители и свои побежденные. «Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других деловых людей».
Сущность конкуренции, как и всякого другого явления, значительно полнее и четче проявляется в ее функциях. В экономической литературе анализируются в основном следующие:
1) регулирующая;
2) аллокационная;
3) инновационная;
4) адаптационная;
5) распределения;
6) контролирующая.
Важнейшей из них является первая, которая в той или иной степени объединяет и остальные пять.
1. Регулирующая функция.
У данной функции присутствует
главная черта конкуренции,
Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы