Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в закреплении студентами теоретических знаний о конкуренции, конкурентоспособности и о формах конкурентного сосуществования, а также в приобретении практических навыков оценки конкурентоспособности продукции и фирмы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. КОНКУРЕНЦИЯ И ФОРМЫ КОНКУРЕНТНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ

Определение особенностей и виды конкуренции

Сбор и анализ информации о конкуренции

Формы конкурентного сосуществования

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ

Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности продукции и фирмы

Понятие и методы оценки конкурентоспособности продукции

Определение конкурентоспособности фирмы

3. РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ

Оценка конкурентоспособности продукции

Матричный подход к определению конкурентоспособности фирмы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

конкурентоспособность.docx

— 70.81 Кб (Скачать документ)

В тех же отраслях, откуда перетекли капиталы в хлебное  производство, уменьшилось предложение, цены поднялись к равновесной  точке. Если же из них утекло капиталов  больше настолько, что предложение  оказалось ниже спроса, то цены на эту  продукцию поднимутся выше равновесной. Таким образом, цена колеблется вокруг стоимости вверх-вниз в зависимости  от соотношения спроса и предложения. Колебания цены вверх и вниз в  масштабах общества взаимно уравновешиваются, и в целом спрос равен предложению. Изложенное есть не что иное, как  достижение равновесной цены на рынке  на отдельные товары в масштабах  общества. Следовательно, закон стоимости  и закон равновесия цен - один и  тот же закон. Иначе говоря, равновесная  цена устанавливается в соответствии с законом стоимости. Экономический  закон, согласно которому товары на рынке  обмениваются в соответствии с количеством  и качеством затраченного на их производства труда, называется законом стоимости.

2. Аллокационная функция производства выражается, прежде всего, в формировании совершенного рынка на всей территории страны, в рамках национального хозяйства. Allokation - переводится с английского как «размещение». То есть, конкуренция постепенно размещает в масштабе национального хозяйства наиболее равномерно и эффективно производительные силы - капитан во всех его проявлениях и труд в их взаимном сочетании.

3. Инновационная функция  конкуренции проявляется, в общем,  в финансировании и стимулировании  НТП Субъекты рынка стремятся  внедрить достижения науки и  техники в производство первыми  и тем самым обойти конкурента. Ведь всякое открытие в науке  и технике реализуется конкретно  в более экономичной и производительной  технологии производства, А это  - экономия ограниченных ресурсов, следовательно, повышение эффективности  производства, Конкурентный поиск  инноваций и их финансирование  постепенно переходит в организацию  научных исследований и их  финансирование самими субъектами  рынка. Так конкуренция становится  двигателем технического процесса.

4. Адаптационная функция  конкуренции реализуется в росте  приспособляемости субъектов рынка  к постоянно меняющейся рыночной  конъюнктуре, к разным её аспектам. Фирме необходимо приспосабливаться  к законодательству страны, к  её налоговой системе, к возможной  инфляции, к религиозным и чисто  национальным обычаям и традициям  и т. д., в общем, ко всему  тому, что называется средой предпринимательства.  Эта среда в целом или подавляет  субъектов рынка, или выдвигает  их на передовые экономические  высоты - в зависимости от их  адаптационных способностей. Данная  функция играет столь существенную  роль в развитии рынка, что  некоторые экономисты вообще  рассматривают приспособленческую конкуренцию как отдельный тип или вид конкуренции.

5. Распределительная  функция конкуренции особенна  тем, что в основном реализуется  в среде потребителей, как индивидуальных, так и производительных. Конкуренция  проявляется в их борьбе за  получение наибольшей суммы совокупных  материальных благ и услуг,  произведенных в национальном  хозяйстве, притом на наиболее  выгодных условиях. Здесь есть  за что бороться, так как по  существу распределяется весь  произведенный валовой национальный  продукт - готовый продукт, а  его условия распределения определяются  не только экономическими, но  и политическими, социальными  и другими факторами. Таким  образом, именно эта функция  конкуренции реализуется в наиболее  неблагоприятной (этически) обстановке.

6. Контролирующая  функция конкуренции проявляется,  прежде всего, в недопущении  монополистического господства  отдельных крупных предприятий  на рынке. Конкуренция ограничивает  и ставит в определенные рамки  формы или модели несовершенной  конкуренции. При этом конкуренция  опирается на мощные институциональные  механизмы, особенно на антитрестовское  законодательство [2, с.200-207].

Выделяются три  типа конкурентного поведения: креативный, приспособленческий и обеспечивающий. При первом виде конкуренции - креативном - конкуренты направляют всю мощь и творческую энергию на создание, каких - либо новых компонентов рынка, обеспечивающих им превосходство над соперниками (новые товары, новые технологии, новую организацию производства и управления им, новые формы распределения, рекламы и сбыта). Этот тип конкуренции самый творческий, он созидательный и как никакой другой выражает всё существо конкуренции. Именно он лежит в основе совершенной (чистой) конкуренции.

Приспособленческая конкуренция заключается в строгом слежении за инновациями и упреждением своих конкурентов в их внедрении. Она проявляется в копировании достижений своих соперников, но в более короткие сроки. Главное - в идее, в толчке.

Обеспечивающая конкуренция  выражается в стремлении предпринимателя  сохранить на длительную перспективу  достигнутые высокие позиции  на рынке, например, за счет повышения  качества продукции, изменения его  ассортимента, дополнительного послепродажного  обслуживания и т.д. [2, с.208].

Конкуренция определяется действиями фирм, ведущими между собой  борьбу на одном и том же рынке. Однако предложенная Портером концепция  расширенного соперничества охватывает более широкий круг систем, так  как этот автор рассматривает  конкуренцию как результат действия пяти факторов:

1. Угроза вторжения  или входные барьеры в отрасль.

2. Степень остроты  конкуренции между фермами внутри  отрасли.

3. Угроза появления  товаров-заменителей.

4. Рыночная, власть  покупателей.

5. Рыночная власть  поставщиков [14, c.262].

Для целей корпоративного планирования эта классификация  является чрезвычайно полезной, так  как напоминает нам о том, что  уровень прибыли зависит от устранения с рынка конкурентов и товаров-заменителей, а также от ослабления зависимости  от поставщиков и от наличия у  товара реальных преимуществ с точки  зрения покупателей.

1.2 Сбор и анализ  информации о конкуренции

Информационная революция  охватила всю нашу экономику, и ни одна компания не может избежать ее влияния. Большинство менеджеров знают, что эта революция идет полным ходом, но, похоже, не вполне осознают ее значение. Руководство отдает себе отчет в том, что информационная технология больше не может быть исключительно  компетенцией подразделений электронной  обработки данных и информационных систем. Глядя на то, как конкуренты благодаря информации получают конкурентное преимущество, руководство осознает необходимость своего непосредственного  участия в управлении новой технологией. Однако, оказываясь один на один с быстрыми изменениями, не знает, как ею управлять.

Каждой компании необходимо продумать организацию системы  сбора информации о конкурентах, позаботиться о ее эффективности. Каждый сотрудник компании должен не только понимать, обслуживать и стремиться удовлетворить покупателей - он должен быть заинтересован в получении  информации о действиях конкурентов  и передачи ее по инстанциям или  в специально сформированную междисциплинированную команду. Для создания конкурентной системы наблюдения обычно приходится пройти четыре ступени [12]:

- Создание системы.  Первый шаг - определение жизненно  важных видов конкурентной информации, установление ее источников и  назначение руководителя системы.

- Сбор данных. Данные  собираются на постоянной основе  в «поле» (торговый персонал, каналы  распределения, поставщики), поступают  от сотрудников конкурентов. Хотя  предлагаемые техники сбора информации  абсолютно законны, некоторые  методики сомнительны с точки  зрения соблюдения этических  норм.

- Оценка и анализ  информации. Данные проверяются  на степень достоверности и  надежности, интерпретируются и  систематизируются.

- Распространение  информации и ответы. Ключевая  информация рассылается соответствующим  уполномоченным лицам или в  ответ на запросы менеджеров.

Менеджеры компании с  организованной системой наблюдения получают своевременную информацию о конкурентах  из специальных бюллетеней, информационных листов и отчетов. Менеджеры могут  также связаться с отделом  наблюдения, когда им требуется помощь в оценке неожиданного шага конкурентов, необходима информация о слабых и  сильных их сторонах или когда  они хотят обсудить возможную  реакцию конкурента на определенные шаги компании. В малых фирмах, не имеющих возможности создать  службу наблюдения за конкурентами, должны быть назначены сотрудники, в обязанности  которым вменяется анализ действий основных конкурентов так, чтобы  любой менеджер, которому потребовалась  соответствующая информация, мог  в любой момент связаться с  домашним экспертом. Хорошо организованная система наблюдения за действиями конкурентов  облегчает задачу разработки конкурентной стратегии компании. Кроме того, весьма эффективным может оказаться  анализ ощущаемой потребителем ценности, который позволяет выявить сильные  и слабые стороны компании в сравнении  с ее конкурентами [12].

Определение целей  конкурента, его сильных и слабых сторон - один из первых шагов на пути к построению адекватной модели его  возможной реакции на предпринимаемые  шаги (например, снижение цен, мероприятия  по стимулированию сбыта или начало выпуска нового продукта). Кроме  того, у каждого конкурента есть определенная философия бизнеса, культура компании и определенные убеждения, которыми она руководствуется. Большинство  конкурентов подпадает под одно из четырех определений [13].

ь Неторопливый конкурент, отличающийся замедленной реакцией или вообще игнорирующий предпринимаемые соперниками шаги.

ь Разборчивый конкурент реагирует только на определенные виды атак, например на снижение цен, но не на увеличение рекламных расходов.

ь Конкурент - «тигр» реагирует на любые покушения на свои владения; в зависимости от ситуации варьируется и сила ответного удара. Конкурент - «тигр» всем своим поведением демонстрирует, что его лучше не трогать, ибо он всегда готов отстаивать свои интересы.

ь Непредсказуемый конкурент не имеет определенной модели поведения. В одном случае он отвечает ударом на удар, в другое время аналогичное воздействие не вызывает у него никакой ответной реакции; его решение невозможно предугадать, исходя из его экономического положения. Многие небольшие компании абсолютно непредсказуемы, они ведут встречный бой, когда могут это себе позволить, и ведут себя сдержанно, если считают, что конкуренция обходится им слишком дорого.[2]

1.3 Формы конкурентного  существования

Конкуренция означает борьбу с равными или более  сильными соперниками. Но она не является единственным методом разрешения конфликтов между конкурентами. Существуют три  способа разрешения конфликтов между  соперничающими фирмами: правовой, посредством  сотрудничества, посредством конкурентной борьбы.

Первый способ используется в тех случаях, когда фирма  может прибегнуть к помощи закона для защиты своего рынка на том  основании, что действия ее конкурента являются противоправными. Производители  марочных товаров все чаще стремятся  к использованию закона для защиты своих прибылей. Их приводят в ярость «товары-двойники», появляющиеся на полках супермаркетов. Они заявляют, что  многие «собственные» марки магазинов  пытаются использовать рекламу марок-лидеров, и на этом основании требуют запрещения продажи подобных имитаций. На практике оказывается, что закон способствует не столько разрешению, сколько стабилизации спорной ситуации. Разумеется, в  суд обращаются не только производители  товаров. Так как многие фирмы  пытаются проверить границы применимости законов, то их конкуренты продолжают добиваться проверок их деятельности. Существуют также попытки снижения уровня конкуренции за счет ограничений  импорта конкурентоспособных товаров.

Второй способ используется чаще всего в ситуации, когда конкуренция  становится «ожесточенной». Конкурентная борьба ведется фирмами для того, чтобы добиться победы и избежать поражения. Однако стремление к победе любой ценой может привести к  тому, что фирма «окажется сравнительно лучшей», чем ее конкуренты, но не процветающей в полном смысле этого слова. Конкурентоспособность  вовсе не означает биться до победного  конца. Поэтому между конкурентами обычно устанавливается определенная форма сотрудничества. Для этого  есть три основные причины: конкурентам  необходимо осуществлять скоординированные  действия, у конкурентов имеются  общие интересы, дальнейшая борьба не стоит «пролитой крови». Так, авиакомпании договариваются о совместном использовании  оборудования аэропортов даже в том  случае, если имеют собственные терминалы. Если конкуренты принадлежат активно  действующей торговой ассоциации, то конкуренция между ними будет, по-видимому, ожесточенной, так как членство в  одной организации подразумевает  прочную общность некоторых интересов  и, возможно, даже осознание взаимной ответственности. Добровольное самоограничение  является формой поведения, основанного  на взаимодействии. И для него могут  быть серьезные причины. Так, Haublein приветствовала появление на рынке новой фирмы, выпускающей коктейли в бутылках, по тем соображениям, что дополнительная реклама обещала привести к общему росту сбыта, способному покрыть издержки, связанные с обострением конкуренции. Присутствие нескольких конкурентов на рынке увеличило доверие покупателей к качеству нового продукта. Еще более известны способы сотрудничества нескольких универмагов в создании региональных торговых центров. Они объясняли свои действия тем, что привлекаемые совместными усилиями поток покупателей даст их бизнесу больше, чем работа по одиночке. Отношения между конкурентами можно назвать, как установления мира, основанного на интеграционных соглашениях. Фирмы принимают подобные соглашения, поскольку верят, что они приведут к такому увеличению объема рынка, которое пойдет на пользу всем его участникам [12].

Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы