Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в закреплении студентами теоретических знаний о конкуренции, конкурентоспособности и о формах конкурентного сосуществования, а также в приобретении практических навыков оценки конкурентоспособности продукции и фирмы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. КОНКУРЕНЦИЯ И ФОРМЫ КОНКУРЕНТНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ

Определение особенностей и виды конкуренции

Сбор и анализ информации о конкуренции

Формы конкурентного сосуществования

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ

Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности продукции и фирмы

Понятие и методы оценки конкурентоспособности продукции

Определение конкурентоспособности фирмы

3. РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ

Оценка конкурентоспособности продукции

Матричный подход к определению конкурентоспособности фирмы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

конкурентоспособность.docx

— 70.81 Кб (Скачать документ)

Система баллов наглядно показывает, что каждому фактору  конкурентоспособности  эксперт может  присвоить от 1 до 5 баллов. Весомость  факторов равна от 4 (качество товара) до 1 (эксплуатационные затраты).

Конкурентоспособность товара, определенная экспертным путем  по системе баллов, будет равна:

К= (/n)/5*a,

где Кт -- конкурентоспособность товара (значение колеблется от 2 до 10); п -- количество экспертов; Б -- экспертная оценка i-м экспертом j-го фактора конкурентоспособности товара; аj -- весомость j-го фактора (от 4 до 1); 5 -- максимальная оценка фактора.

Методика 4

Дифференциальный  метод основан на использовании  единичных параметров анализируемого товара и базы сравнения и их сопоставлении.

Если при оценке по техническим и экономическим  характеристикам базовые значения установлены нормативно-технической  документацией или договорами, то единичный показатель может быть меньше или равен 1.

В случае, когда анализируемый  товар имеет характеристику, значение которой превышает потребности, указанное повышение не будет  оцениваться потребителем как преимущество, единичный показатель по данному  параметру не может иметь значения больше 1 и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин: 1 или  фактическое значение этого показателя.

При оценке по нормативным  параметрам единичный показатель принимает  только два значения: 1 или 0. Если анализируемый  товар соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если нет, то показатель равен 0. Если технические параметры товара не имеют количественной оценки, для придания этим параметрам количественных характеристик используются экспертные методы оценки в баллах.

В большинстве случаев  дифференциальный метод позволяет  лишь констатировать факт конкурентоспособности  анализируемого товара или наличия  у него недостатков по сравнению  с товаром-аналогом. Он не учитывает  влияние каждого параметра на предпочтение потребителя при выборе товара [14].

Методика 5

Комплексный метод  оценки конкурентоспособности товара основывается на применении комплексных  показателей или сопоставлении  удельных полезных эффектов анализируемого товара и образца.

Комплексный показатель по техническим параметрам представляет собой сумму произведений технических  параметров и их весомостей. Для  определения весомостей каждого  технического параметра в общем  наборе используют экспертные оценки, основанные на результатах маркетинговых  исследований. Этот комплексный показатель характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности  по всему набору технических параметров. Чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей.

Расчет комплексного показателя по экономическим параметрам производится на основе определения  полных затрат потребителя на приобретение и эксплуатацию товара.

Полные затраты  потребителя определяются как сумма  единовременных затрат на приобретение продукции и затрат на ее эксплуатацию за период службы. Величина срока службы для изделий промышленного назначения принимается равной амортизационному периоду. Для продукции потребительского назначения оценка срока службы должна проводиться на основе сведений о  фактических сроках службы аналогичных  изделий. А также скорости морального старения товаров данного класса [14].

2.3 Методы оценки  конкурентоспособности фирмы

Оценка конкурентной позиции фирмы на отраслевом рынке  позволяет:

1) разработать меры  по повышению конкурентоспособности;

2) выбрать партнера  для организации совместного  выпуска продукции;

3) привлечь инвестиции  в эффективное производство;

4) составить программы  выхода фирмы на новые товарные  рынки сбыта.

Достижение поставленной цели возможно при наличии оперативной  и объективной методике оценки конкурентоспособности. Рассмотрим некоторые методы оценки собственной конкурентной позиций  фирмы на рынке.

Методика 1. Среди наиболее известных методов можно отметить матричный, разработанный «Бостонской консалтинговой группой». Его основу составляет анализ конкурентоспособности с учётом жизненного цикла товара. В прямоугольной системе координат строиться матрица, по горизонтали откладывается темпы роста (сокращения) количества продаж в линейном масштабе, по вертикали - относительная доля товара (услуги) на рынке. Наиболее конкурентоспособными являются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке [9].

Методика 2. Заслуживает внимание также метод, основу которого составляет оценка товара (услуги) предприятия. Исходная позиция метода - конкурентоспособность производитель тем выше, чем выше конкурентоспособности его продукции. К числу недостатков метода следует отнести отсутствие возможности судить о преимуществах и изъянах в работе предприятия, поскольку конкурентоспособность предприятия подменяется конкурентоспособностью товара и не отражает других аспектов деятельности предприятия[5].

Методика 3. Методы измерения и оценки конкурентоспособности фирм основываются на оценке различных конкурентных преимуществ, используемых фирмами в своей маркетинговой стратегии: качество и цена товара, обслуживание потребителей, сроки исполнения заказа, имидж фирмы и др.. Строительные фирмы предлагают рынку в качестве товара услугу, т.е. лишь потенциальную возможность получения в будущем нового или восстановленного здания, сооружения.

Важнейшей характеристикой  эффективности работы строительной фирмы на рынке является количество и объем заказов на производство работ, полученных в результате открытой конкурентной борьбы с другими фирмами. Наиболее общей характеристикой  конкурентоспособности фирмы является коэффициент конкурентоспособности, определяемый количеством выигранных тендеров по отношению к общему количеству конкурентных случаев в каждом сегменте рынка строительных услуг за определенный период [12]:

Кki=Ri/Ni (2.10)

где Кki -- коэффициент конкурентоспособности i-ой фирмы;

Ri -- количество тендеров, выигранных i-ой фирмой;

Ni -- количество тендеров, в которых принимала участие i-ая фирма.

Объемы заказов, выставляемых на тендер, имеют разную величину, поэтому  коэффициент конкурентоспособности  целесообразно определять с учетом объемов подрядов, в денежном выражении:

Kkoi=?Wij (j=1,r)/?Wij (j=1,n) (2.11)

где Кij -- коэффициент конкурентоспособности с учетом объема тендеров;

r -- количество тендеров, выигранных i-ой фирмой;

n -- общее количество тендеров, в которых принимала участие фирма;

Wij -- объем j-го тендера.

Очевидно, что значения коэффициентов Кki и Кkoi могут совпасть в исключительно редких случаях, поскольку влияние такого фактора, как объем контракта, вносит существенные коррективы в расчет частоты выигранных тендеров. Коэффициент Кkoi в большей степени отражает реальные результаты фирмы в реализации рыночно ориентированной конкурентной политики. Он является подтверждением эффективности работы фирмы по завоеванию лидирующих позиций на данном сегменте рынка.

Однако для успешного  управления конкурентоспособностью необходимо рассматривать оба коэффициента в различных сочетаниях. Если Кkikoi это означает, что фирма более конкурентоспособна в борьбе за заказы, объем каждого из которых меньше среднего по данному сегменту рынка [12].

Обратное соотношение  Кkikoi свидетельствует о том, что фирма более конкурентоспособна в борьбе за заказы, объем которых больше среднего по данному сегменту рынка.

Приблизительное равенство  коэффициентов говорит о том, что у фирмы либо нет явных  предпочтений по объемам заказов, либо в большинстве случаев фирма  выигрывает тендеры среднего объема.

В практике проведения тендеров, подряд получает фирма, предложившая наименьшую цену за оказание услуги по возведению объекта, либо выполнению работ. В связи с этим в дополнение к коэффициенту конкурентоспособности  необходимо применять коэффициент  ценового отклонения Vij, который отражает соотношение цен предложения i-ой фирмы и рыночной цены, установленной по результатам тендера. Так, если по j-ому объекту рыночная цена составляет роj, а цена предложения i-ой строительной фирмы -- Pij, коэффициент Vij , отражающий превышение i-ой фирмой минимальной цены предложения, определяется по формуле [15]:

Vij=Pij/Poj (2.12)

Исследования, проведенные  за рубежом, показывают, что :у многих участников тендера цены предложения не превышают значение коэффициента Vi j=1,2. Принимая во внимание, что в условиях сложившегося рынка цены на вес виды используемых в строительстве ресурсов отличаются незначительно, а доля прибыли в цене предложения относительно невелика, предложения от фирм с коэффициентом Vi j , превышающим 1,2, свидетельствуют об их низком интересе к получению подряда Коэффициент ценового отклонения определяется по каждому тендеру.

Методика 4.Метод, основанный на теории эффективной конкуренции, дает представление о конкурентоспособности предприятия, касаясь наиболее важных аспектов его деятельности. Согласно этому методу, наиболее конкурентоспособны те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность их деятельности влияет множество факторов и ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого подразделения предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. Метод построен на анализе четырех групп показателей конкурентоспособности предприятия:

1.Показатели, характеризующие  эффективность производственной  деятельности фирмы:

Ш издержки производства на единицу продукции;

Ш фондоотдача в стоимостном выражении;

Ш рентабельность товара, которая показывает степень прибыльности производства товара;

Ш производительность труда в стоимостном выражении на человека, которая отражает эффективность организации производства и использования рабочей силы.

2. Показатели финансового  положения организации:

Ш коэффициент автономии;

Ш коэффициент платежеспособности;

Ш коэффициент абсолютной ликвидности.

3. Показатели эффективности  организации сбыта и продвижения  товара:

Ш рентабельность продаж;

Ш коэффициент затоваренности готовой продукцией;

Ш коэффициент загрузки производственной мощности;

Ш коэффициент эффективности рекламы.

4. Показатели конкурентоспособности  товаров:

Ш качество товара;

Ш цена товара.

Оценка конкурентной позиции предприятия требуется  для:

Ш разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности;

Ш выбора фирмы-партнера для организации совместного производства продукции;

Ш привлечение средств инвестора в перспективное производство;

Ш составления программы выхода фирмы на новые рынки сбыта.

В любом случае проведение оценки преследует цель определения  положения фирмы на отраслевом рынке. Достижение этой цели возможно лишь при  условии оперативной и объективной  методики оценки конкурентоспособности [16].

3. Расчеты показателей  конкурентоспособности продукции  и фирмы

3.1 Оценка конкурентоспособности  продукции

Важнейшей характеристикой  продукции является ее качество. Произвести оценку конкурентоспособности продукции  можно по коэффициенту, учитывающему соотношение основных качественных характеристик продукции (потребительских  свойств) и цен реализации по формуле [9]:

Кij=(Тij)/(Цij),

где Кij - коэффициент конкурентоспособности;

Тi и Тj - основные качественные характеристики продукции соответственно i-й и j-й фирм

Цi и Цj - цены реализации продукции i-й и j-й фирм.

В курсовой работе произведена  оценка конкурентоспособности продукции  четырех фирм-производителей строительного  кирпича:

Таблица 1 - стандарты  по ГОСТ 530-95 для марок кирпича 100, 125, 150.

 
Показатели Марки  
  100 125 150  
Прочность, МПа 10,0 12,5 15,0  
Водопоглощение, % Должно быть меньше 6 %      
Масса, кг Должно быть не более 4,3 кг      
Средняя рыночная цена, р./100 шт. 2500,0 2600,0 2700,0  
         

Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы