Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:22, курсовая работа
В экономической системе государства фондовый рынок выполняет важные функции, обеспечивая аккумулирование временно свободных денежных средств для инвестирования в перспективные отрасли экономики. Необходимость реализации этих функций накладывает определенные требования на структуру фондового рынка. Структура рынка ценных бумаг требует от его участников выполнения определенных действий, которые приводят к формированию финансовых потоков, движению прав собственности на ценные бумаги и возникновению информационных связей.
Кредитная организация – доверительный управляющий должна представлять учредителю управления в ОФБУ не реже одного раза в год следующие данные:
– информацию о размере доли учредителя доверительного управления в ОФБУ на дату составления отчета;
– информацию о размере доли других учредителей доверительного управления в ОФБУ на дату составления отчета;
– информацию о расходах, понесенных управляющим имуществом за отчетный период на дату составления отчета;
– информацию о доходах (прибыли), полученных доверительным управляющим за отчетный период;
– информацию о доходе, приходящемся на сертификат долевого участия учредителя управления;
– информацию о составе портфеля инвестиций, сформированного в соответствии с инвестиционной декларацией.
1.2. Правовое
регулирование операций
бумагами
В Российской Федерации по действующему банковскому законодательству кредитным организациям не запрещается совмещать традиционные банковские операции с операциями на рынке ценных бумаг.
В настоящее время российские коммерческие банки осуществляют на рынке ценных бумаг деятельность как в качестве непрофессиональных, так и профессиональных участников. Как непрофессиональные участники они осуществляют эмиссии собственных ценных бумаг с целью формирования либо увеличения уставного капитала и привлечения заемных средств, а также приобретают ценные бумаги с целью привлечения доходов по ним или участия в управлении другими компаниями.
Профессиональной
– брокерской, за исключением операций с физическими лицами;
– брокерской с физическими лицами;
– дилерской;
– по доверительному управлению ценными бумагами;
– депозитарной;
– клиринговой.
Для получения лицензий необходимо наличие в штате кредитной организации специалистов, имеющих квалификационные аттестаты ФКЦБ по каждому виду профессиональной деятельности.
Непрофессиональная деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется кредитными организациями на основании общей лицензии на проведение банковских операций [9, С.45].
Правовое регулирование операций коммерческих банков с ценными бумагами заключается в следующем:
Одним из критериев уровня развития финансовых отношений в экономике государства являются системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации, ведения бухгалтерского учета, форм отчетности, методики и системы показателей анализа и оценки деятельности коммерческих банков, а также определения роли государственных институтов в ее создании.
В настоящее время в Российской Федерации созданы основные правовые и организационные основы развития рынка ценных бумаг: приняты федеральные законы, регламентирующие эмиссию и обращение ценных бумаг; в развитие этих законов изданы ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ; создан единый орган государственного регулирования рынка – Федеральная служба по финансовым рынкам (Ранее Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг – ФКЦБ).
Система государственного регулирования рынка ценных бумаг России в себя включает: [11, С.113].
• установление обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;
• регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
• лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
• создание системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
• запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующих лицензий.
При осуществлении операций на финансовых рынках банк обязан строить отношения с клиентами на принципах добросовестности, честности, полноты раскрытия необходимой информации, выполнения поручений клиента исключительно в его интересах. Эти принципы закреплены в разрабатываемых банком внутрибанковских документах – Положениях, регламентирующих порядок проведения операций, структуру и функции подразделений, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, полномочия должностных лиц банка и т.п. Необходимость создания кредитной организацией внутренних документов, регламентирующих права и обязанности сотрудников в сфере оперативной деятельности на финансовых рынках, установлена Указанием Банка России «Об упорядочении актов Банка России» № 1354-У.
Условия предоставления профессиональными участниками, в том числе и коммерческими банками, услуг инвесторам, не являющимся профессиональными участниками, в части предоставления информации также регулируются Законом РФ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Этот же закон определяет и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушения прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Профессиональный участник обязан информировать инвестора о его праве получать информацию, определенную данным законом, а также о порядке представления жалоб и заявлений инвесторов [18, С.215].
Коммерческие банки как профессиональные участники финансового рынка должны также соблюдать требования антимонопольного законодательства. Оно осуществляется на основе Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Действие данного закона распространяется на случаи приобретения голосующих акций, в сумме составляющих не менее 20% общего числа голосов. Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг регулирует Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Этим Законом запрещаются следующие действия финансовых организаций, занимающих доминирующее положение на рынке финансовых услуг, затрудняющие доступ на рынок финансовых услуг других организаций:
• включение в договор дискриминационных условий, которые ставят финансовую организацию в неравное положение с другими организациями;
• согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, в которых другая сторона не заинтересована;
• установление при заключении договора необоснованно высокой (низкой) цены на предоставляемую финансовую услугу.
Не допускаются и признаются полностью или частично недействительными соглашения или согласованные действия финансовых организаций между собой с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и с любыми юридическими лицами, если такие соглашения ограничивают конкуренцию на рынке финансовых услуг.
Регулирование инвестиционной деятельности коммерческих банков Банком России как органом банковского регулирования и надзора направлено на обеспечение стабильности банковской системы в целом, на защиту интересов кредиторов и вкладчиков коммерческих банков. В рамках данных ему полномочий Банк России устанавливает для коммерческих банков дополнительные ограничения на инвестиционную деятельность, которые не действуют в отношении других институциональных инвесторов. Это, прежде всего, относится к ограничению рисков, принимаемых коммерческими банками по их инвестиционным операциям.
С целью ограничения рисков, связанных с операциями с ценными бумагами, Банк России:
• устанавливает обязательные экономические нормативы, определяет порядок расчета кредитного и рыночного рисков кредитных организаций и ограничивает их размер;
• устанавливает правила переоценки вложений в ценные бумаги и создания резервов под различные виды риска по операциям с ценными бумагами;
• устанавливает требования к организационной структуре банка в части операций с ценными бумагами.
Кроме того, Банк России определяет правила проведения сделок с ценными бумагами, их отражения по счетам бухгалтерского учета, устанавливает периодичность и формы отчетности по ним с учетом действующего законодательства.
1.3: Эмиссия банком собственных ценных бумаг
Эмиссия ценных бумаг – один из источников финансовых ресурсов, привлекаемых для решения определенных целей. Она используется как государством, органами власти и управления, так и отдельными юридическими лицами, которым предоставлено право выпуска ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг – это установленная законодательством последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг [17, С.142].
Выпуски эмиссионных ценных бумаг коммерческих банков подлежат государственной регистрации в Банке России. Банк, созданный в форме акционерного общества, формирует свой уставный капитал из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. При этом уставом банка должны быть определены количество, номинальная стоимость акций, приобретенных акционерами (размещенные акции), и права, предоставляемые этими акциями.
Уставом кредитной организации могут быть определены порядок и условия размещения обществом объявленных акций. Так, новая эмиссия акций может осуществляться лишь после полной оплаты акционерами всех ранее размещенных кредитной организацией акций. Номинальная стоимость акций должна выражаться в российских рублях.
Банк может выпускать обыкновенные и привилегированные акции:
– обыкновенные акции независимо от порядкового номера и времени выпуска должны иметь одинаковую номинальную стоимость и предоставлять их владельцам одинаковый объем прав.
– номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% от зарегистрированного уставного капитала кредитной организации.
Эмиссионная деятельность коммерческих банков включает ряд этапов.
Первый этап:
Решение о выпуске ценных бумаг принимается тем органом кредитной организации, который имеет соответствующие полномочия согласно законодательству Российской Федерации и уставу кредитной организации (либо общим собранием акционеров, либо Наблюдательным советом банка).
Чтобы получить право выпускать ценные бумаги, банк должен:
– быть безубыточным в течение последних трех завершенных финансовых лет (или с момента образования, если этот срок меньше трех лет);
– не подвергаться санкциям со стороны государственных органов за нарушение действующего законодательства в течение трех лет (или с момента образования);
– не иметь просроченной задолженности кредиторами и по платежам в бюджет;
– отсутствие дебетового сальдо по корреспондентским счетам в ЦБ РФ, включая счета своих филиалов;
– полнота и достоверность раскрытия информации об эмитенте и выпуске ценных бумаг.
Данные, подтверждающие соответствие банка этим требованиям, должны содержаться в проспекте эмиссии.
Процедура выпуска акции при учреждении банка и последующих эмиссий имеет ряд отличительных особенностей [25, С.98].
При создании банка в форме акционерного общества путем учреждения или реорганизации все акции размещаются среди его учредителей. Оплата акций банка при его учреждении производится учредителями по номинальной стоимости. Если в результате преобразования создается банк в форме акционерного общества с уставным капиталом большим, чем уставный капитал преобразуемой кредитной организации, оплата акций производится в порядке, установленном для вновь создаваемых кредитных организаций, и осуществляется лишь за счет дополнительных взносов учредителей или распределяется между учредителями – при увеличении уставного капитала кредитной организации за счет капитализации других ее фондов в установленном законодательством и учредителями порядке.
Решение о новой величине уставного капитала принимается одновременно с принятием решения о преобразовании кредитной организации из одной организационно-правовой формы в другую.
Регистрация выпуска акций банка сопровождается регистрацией проспекта эмиссии, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
– размещение ценных бумаг производится среди неограниченного круга лиц или заранее известного круга лиц, число которых превышает 500;
– если общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Важным является положение, согласно которому предварительное согласие на приобретение более 20% акций банка должно быть получено до заключения сделок, связанных с приобретением акций кредитной организации.
Второй этап:
Подготовка проспекта эмиссии. Проспект эмиссии готовится и утверждается правлением или другим уполномоченным органом банка. Проспект эмиссии первого выпуска акций готовится ее учредителями и заверяется подписями и печатями уполномоченных учредителями лиц. При этом проспект эмиссии должен содержать предусмотренную Инструкцией 128-И информацию, в частности: