Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:30, курсовая работа
В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену рыночной экономики – предприятию, фирме. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы применения современной, высокопроизводительной техники и технологии, экономного расходования ресурсов. На предприятии, фирме добиваются снижения издержек производства продукции и оказания услуг, здесь разрабатываются планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.
Введение 4
Глава 1. Фирма как субъект рыночной экономики. 5
1.1. Альтернативные теории фирмы. 5
1.2. Организационно-правовые формы фирм и их деятельность в рыночной экономике. 13
Глава 2.Малый бизнес в РФ. 18
2.1.Взаимодействие государственных органов и предприятий в РФ. 18
2.2. Становление и развитие малого бизнеса в России. 20
Заключение. 27
Библиографический список. 30
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Омский
государственный университет
Институт менеджмента и экономики
Кафедра «Экономики и права».
Тема: Фирма как субъект рыночных отношений и ее новые организационно-правовые формы.
Курсовая работа
по дисциплине: «Микроэкономика»
Выполнил:
Омск 2008
Содержание
Введение 4
Глава 1. Фирма как субъект рыночной экономики. 5
1.1. Альтернативные теории фирмы. 5
1.2. Организационно-правовые формы фирм и их деятельность в рыночной экономике. 13
Глава 2.Малый бизнес в РФ. 18
2.1.Взаимодействие государственных органов и предприятий в РФ. 18
2.2. Становление и развитие малого бизнеса в России. 20
Заключение. 27
Библиографический список. 30
Тема курсовой работы " Фирма как субъект рыночных отношений и ее новые организационно-правовые формы" выбрана на основании того, что для эффективной работы финансиста в современных условиях необходимо знать и понимать поведение фирмы на рынке, так как эти знания помогут ему в дальнейшей работе на предприятии.
В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену рыночной экономики – предприятию, фирме. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы применения современной, высокопроизводительной техники и технологии, экономного расходования ресурсов. На предприятии, фирме добиваются снижения издержек производства продукции и оказания услуг, здесь разрабатываются планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.
Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро - так и на макроуровне. Фирма интегрирует и организует экономику на микроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.
Изучение этой темы также значительно для развития малого предпринимательства в России, так как оно возродилось в нашей стране сравнительно недавно – в конце 1987 года, когда государство в лице законодательной власти благословило частную инициативу, или предпринимательство. Именно в 1987 году в СССР появились и стали активно развиваться кооперативы. Россия сделала выбор в пользу демократического общества, основанного на рыночных отношениях и власти закона и призванного обеспечить личную свободу граждан, существование без насилия, возможность каждому трудиться на себя. Однако новые экономические структуры и по сей день, переживают этап становления, несколько затянувшийся, по правде говоря.
Цель курсовой работы - рассмотреть фирму как субъект рыночной экономики и ее новые огранизационно-правовые формы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теории фирм
- проанализировать организационно-правовые формы фирм и их деятельность
- выявить взаимодействие государственных органов и предприятий в РФ
- исследовать становление и развитие малого бизнеса в РФ.
Фирма – это самостоятельно действующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли [1]
Встречаются
понятия «фирма» и «
Классическая теория фирмы.
Представители классической школы экономической мысли первыми занялись изучением фирмы как особой организационной единицы рынка.
Они ставили перед собой задачи объяснить:
1)Принципы
функционирования фирм в
2)существование фирм определенного размера;
3)производство
продукции определенного
4)цену
продукции, которая
Классическая теория базируется на ряде важных постулатов, не учитывая которые нельзя анализировать поведение фирм. Они таковы:
Концепция
«экономического человека», в которой
человек рассматривается с
Свободная
конкуренция хозяйствующих
Равенство договаривающихся сторон. В каждой сделке обе стороны находятся в равном положении в смысле свободы выбора партнера, возможности вести торг до достижения максимальной выгоды.
Полная информированность о ценах, заработной плате, прибылях.
Текучесть ресурсов: свободный перелив их из одной отрасли в другую.
Абсолютизация прибыли как цели фирмы.
Экономический либерализм: идея естественной свободы, при которой государство не вмешивается (или минимально вмешивается) в экономику.
Основоположником теории поведения фирмы следует считать А. Смита. Основные идеи А. Смита о природе фирмы и конкуренции рассыпаны в разных местах его научного труда. Охарактеризуем их.
Причиной возникновения фирмы является торговля, которая стимулирует разделение труда и рост производства. «Возможность обмена ведет к разделению труда», - говорит Смит [3, с. 93].
Разделение труда ведет к росту его производительности и определяет специализацию фирм. Смит говорит: «Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с каким он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда» [4, с. 83].
Разделение труда создает условия для применения машин, а это не только облегчает и экономит труд, но и укрупняет производство, а также приводит к росту благосостояния.
Основной капитал характеризуется тем, что приносит доход или прибыль, не поступая в обращение и не меняя владельца.
Увеличение размеров рынка способствует росту фирмы, но одновременно является естественным ограничением её экспансии.
Фирма в условиях совершенной конкуренции является ценополучателем, а все фирмы в экономике – одинаковы.
В работе Дж. С. Милля «Основы политической экономии» развиваются основные идеи А. Смита. Для Милля определяющим элементом фирмы является капитал. Производительная деятельность ограничивается размерами капитала, т.е. производство не может осуществляться в больших масштабах, чем позволяют наличные размеры капитала [5, с. 159].
Итак, в классический период господствовала точка зрения, что фирма – это юридически обособленная единица капиталистического производства, на предприятии производили продукцию, продавали её, чтобы получить на вложенный капитал наибольшую прибыль: фирма рассматривалась как производство денег. Классическая трактовка поведения и равновесия фирмы опирается на принцип совершенной конкуренции, который понимается как допущение, необходимое для построения модели, полезной для науки.
Неоклассическая теория фирмы.
Основоположником неоклассического направления является А. Маршалл, который в своем труде «Принципы экономической науки» глубоко исследовал используемые фирмами для выпуска продукции следующие факторы:
плодородие земли;
труд (рабочее население, его здоровье и сила, квалификация);
капитал (различные средства производства: машины, здания, скот, транспортные средства, дороги, мосты, каналы, ирригационные системы и т.д.);
3.организация
производства, обеспечивающая рост
производительности труда (
4.управление
фирмой, основной задачей которой
является необходимость
Идея «замещения» на «пределе» между факторами производства (как и между предметами потребления) оказалась чрезвычайно плодотворной: она позволила подчинить категорию заработной платы и прибыли действию общих законов ценности, предложения и спроса.
Маршалл решил и ряд других важных проблем:
- объяснил размер фирмы экономией на масштабе и, как следствие, образование крупных организационных форм в экономике путем внутреннего роста и через слияния, поглощения, картелирование;
- выделил предпринимательские способности как специфическую черту фирмы. Под ними он понимает склонность человека к поиску новых вариантов производства и организации производства, к определенному риску в осуществлении пока неизведанных действий;
- определил понятие «представительная фирма» как типичного и среднего представителя производящих экономических агентов;
- ввел понятия долгосрочного и краткосрочного периодов производства, что позволило рассматривать особенности поведения фирмы в разные временные промежутки; благодаря этому он внес ясность между статическими и динамическими задачами, между формами чистого дохода в долгом и коротком периодах, обосновал концепции «квазиренты» и «нормальной прибыли»;
- объяснил важное значение для поведения фирмы изменения спроса и цены выпускаемого товара, подчеркнул важность применения показателя эластичности спроса в бизнесе;
- произвел анализ монополий, вывел угрозу с её стороны силам конкуренции, охарактеризовал чистый монопольный доход и его изменение под влиянием налога, рассмотрел проблему эффективности монопольного предприятия.
Неоклассики
разработали подход к проблеме фирмы.
Фирма в неоклассической теории
выступает «черным ящиком», в
котором ресурсы
Институциональная теория фирмы.
В рыночной экономике фирма (предприятие) является активным носителем конкурентных начал, поскольку имеет свои особые экономические потребности, интересы и цели. А. Солтер и Р. Коуз рассматривают фирму, прежде всего как экономическую систему, которая работает сама по себе, но под воздействием рыночных механизмов. Приспосабливаясь к рынку, фирма создает организацию деятельности, достигая своих целей [8, с. 34-36] .
Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности. Задачи анализа объяснить:
поведение фирмы в системе дорогостоящей и неполной информации;
причины многообразия видов фирм и их развития.
Предпосылки институциональной теории:
1)наличие трансакционных издержек;
2)неценовой метод распределения ресурсов;
3)фирма предстает как совокупность отношений между вовлеченными в неё владельцами ресурсов.
Одним из основателей институционального направления считается Р. Коуз, который обосновал причину существования фирмы исходя из наличия и величины трансакционных издержек.
Согласно Р. Коузу и его последователям, основу фирмы составляет пучок контрактов между владельцами определенных факторов производства. Фирма оказывается сосредоточением двух типов контрактов – внешних (рыночных), отражающих её взаимодействие с рыночными институтами и связанных с трансакционными издержками, а также внутренних, отражающих особенности внутренней организации фирмы и связанных с издержками контроля. Соотношение трансакционных издержек и издержек контроля выступает критерием определения размеров фирмы «…фирма будет расширяться до тех пор, пока издержки на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не сравняется с издержками на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или с издержками на организацию её через другую фирму».