Организационно-правовые формы фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:30, курсовая работа

Описание

В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену рыночной экономики – предприятию, фирме. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы применения современной, высокопроизводительной техники и технологии, экономного расходования ресурсов. На предприятии, фирме добиваются снижения издержек производства продукции и оказания услуг, здесь разрабатываются планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Фирма как субъект рыночной экономики. 5
1.1. Альтернативные теории фирмы. 5
1.2. Организационно-правовые формы фирм и их деятельность в рыночной экономике. 13
Глава 2.Малый бизнес в РФ. 18
2.1.Взаимодействие государственных органов и предприятий в РФ. 18
2.2. Становление и развитие малого бизнеса в России. 20
Заключение. 27
Библиографический список. 30

Работа состоит из  1 файл

организ-прав формы фирм.docx

— 76.04 Кб (Скачать документ)

Министерство  транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Омский  государственный университет путей  сообщения  (ОмГУПС)

 

Институт  менеджмента и экономики

 

Кафедра «Экономики и права».

 

 

 

 

 

Тема: Фирма как субъект рыночных отношений и ее новые   организационно-правовые формы.

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Микроэкономика»

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2008

 

Содержание

Введение 4

Глава 1. Фирма как субъект рыночной экономики. 5

1.1. Альтернативные теории фирмы. 5

1.2. Организационно-правовые формы фирм и их деятельность в рыночной экономике. 13

Глава 2.Малый бизнес в РФ. 18

2.1.Взаимодействие государственных органов и предприятий в РФ. 18

2.2. Становление и развитие малого бизнеса в России. 20

Заключение. 27

Библиографический список. 30

 

Введение

       Тема  курсовой работы " Фирма как субъект рыночных отношений и ее новые организационно-правовые формы" выбрана на основании того, что для эффективной работы финансиста в современных условиях необходимо знать и понимать поведение фирмы на рынке, так как эти знания помогут ему в дальнейшей работе на предприятии.

    В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену рыночной экономики – предприятию, фирме. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы применения современной, высокопроизводительной техники и технологии, экономного расходования ресурсов. На предприятии, фирме добиваются снижения издержек производства продукции и оказания услуг, здесь разрабатываются планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

    Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро - так и на макроуровне. Фирма интегрирует и организует экономику на микроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

Изучение  этой темы также значительно для  развития малого предпринимательства  в России, так как оно возродилось  в нашей стране сравнительно недавно  – в конце 1987 года, когда государство  в лице законодательной власти благословило частную инициативу, или предпринимательство. Именно в 1987 году в СССР появились  и стали активно развиваться  кооперативы. Россия сделала выбор  в пользу демократического общества, основанного на рыночных отношениях и власти закона и призванного  обеспечить личную свободу граждан, существование без насилия, возможность  каждому трудиться на себя. Однако новые экономические структуры  и по сей день, переживают этап становления, несколько затянувшийся, по правде говоря.

Цель  курсовой работы - рассмотреть фирму как субъект рыночной экономики и ее новые огранизационно-правовые формы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теории фирм

- проанализировать организационно-правовые формы фирм и их деятельность

- выявить взаимодействие государственных органов и предприятий в РФ

- исследовать становление и развитие малого бизнеса в РФ.

Глава 1. Фирма как субъект рыночной экономики.

1.1. Альтернативные теории фирмы.

   Фирма – это самостоятельно действующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли [1]

Встречаются понятия «фирма» и «предприятия», сущность которых и разница между  ними не определяются нормативными актами. В связи с этим разные авторы по-разному  определяют сущность этих определений. Главное отличие между фирмой и предприятием заключается в  том, что фирма является более  крупным объектом и носит многоотраслевой  характер. С точки зрения концентрации производства в составе фирмы  в качестве структурных звеньев  выступает предприятие различных  отраслей экономики. Отличие фирм от учреждений заключается в том, что  учреждения (школы, больницы) по большинству  государственные, не стремящиеся к  извлечению прибыли, а фирма –  экономический субъект, участник рыночных отношений, главной целью, которой  является получение прибыли  [2].

Классическая теория фирмы.

     Представители классической школы экономической мысли первыми занялись изучением фирмы как особой организационной единицы рынка.

     Они ставили перед собой задачи объяснить:

1)Принципы  функционирования фирм в условиях  свободной конкуренции;

2)существование  фирм определенного размера;

3)производство  продукции определенного объема  выпуска;

4)цену  продукции, которая определяется  рынком.

     Классическая  теория базируется  на  ряде важных постулатов, не учитывая которые нельзя анализировать поведение фирм. Они таковы:

Концепция «экономического человека», в которой  человек рассматривается с точки  зрения экономических интересов  и стимулов, стремления к собственной  выгоде.

Свободная конкуренция хозяйствующих субъектов (индивидов и организаций), позволяющая  более эффективным из них завоевывать  больше покупателей и доходов.

Равенство договаривающихся сторон. В каждой сделке обе стороны находятся  в равном положении в смысле свободы  выбора партнера, возможности вести  торг до достижения максимальной выгоды.

Полная  информированность о ценах, заработной плате, прибылях.

Текучесть ресурсов: свободный перелив их из одной отрасли в другую.

Абсолютизация прибыли как цели фирмы.

Экономический либерализм: идея естественной свободы, при которой государство не вмешивается (или минимально вмешивается) в экономику.

     Основоположником теории поведения фирмы следует считать А. Смита. Основные идеи А. Смита о природе фирмы и конкуренции рассыпаны в разных местах его научного труда. Охарактеризуем их.

Причиной  возникновения фирмы является торговля, которая стимулирует разделение труда и рост производства. «Возможность обмена ведет к разделению труда», - говорит Смит [3, с. 93].

Разделение  труда ведет к росту его  производительности и определяет специализацию  фирм. Смит говорит: «Величайший прогресс в развитии производительной силы труда  и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с каким  он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда» [4, с. 83].

Разделение  труда создает условия для  применения машин, а это не только облегчает и экономит труд, но и  укрупняет производство, а также  приводит к росту благосостояния.

Основной  капитал характеризуется тем, что  приносит доход или прибыль, не поступая в обращение и не меняя владельца.

Увеличение  размеров рынка способствует росту  фирмы, но одновременно является естественным ограничением её экспансии.

Фирма в условиях совершенной конкуренции  является ценополучателем, а все  фирмы в экономике – одинаковы.

  В работе   Дж. С. Милля «Основы политической экономии» развиваются основные идеи А. Смита. Для Милля   определяющим   элементом   фирмы является капитал. Производительная деятельность ограничивается размерами капитала, т.е. производство не может осуществляться в больших масштабах, чем позволяют наличные размеры капитала [5, с. 159].

     Итак,  в   классический    период господствовала точка зрения, что   фирма –  это юридически обособленная единица капиталистического производства, на предприятии производили продукцию, продавали её, чтобы получить на вложенный капитал наибольшую прибыль: фирма рассматривалась как производство денег. Классическая трактовка поведения и равновесия фирмы опирается на принцип совершенной конкуренции, который понимается как допущение, необходимое для построения модели, полезной для науки.

Неоклассическая теория фирмы.

Основоположником  неоклассического направления является А. Маршалл,   который в своем  труде   «Принципы    экономической   науки» глубоко исследовал используемые фирмами для выпуска продукции  следующие факторы:

плодородие  земли;

труд (рабочее население, его здоровье и сила, квалификация);

капитал (различные средства производства: машины, здания, скот, транспортные средства, дороги, мосты, каналы, ирригационные  системы и т.д.);

3.организация  производства, обеспечивающая рост  производительности труда (разделение  труда, взаимодействие специализированных  рабочих и машинной системы,  концентрация и централизация  производства, частные товарищества, акционерные компании, кооперативная  ассоциация);

4.управление  фирмой, основной задачей которой  является необходимость объединения  всех факторов производства в  определенную продуктивную комбинацию  с целью извлечения максимальной  прибыли.

Идея  «замещения» на «пределе» между  факторами производства (как и  между предметами потребления) оказалась  чрезвычайно плодотворной: она позволила  подчинить категорию заработной платы и прибыли действию общих  законов ценности, предложения и  спроса.

Маршалл решил и ряд других важных проблем:

  • объяснил размер фирмы экономией на масштабе и, как следствие, образование крупных организационных форм в экономике путем внутреннего роста и через слияния, поглощения, картелирование;
  • выделил предпринимательские способности как специфическую черту фирмы. Под ними он понимает склонность человека к поиску новых вариантов производства и организации производства, к определенному риску в осуществлении пока неизведанных действий;
  • определил понятие «представительная фирма» как типичного и среднего представителя производящих экономических агентов;
  • ввел понятия долгосрочного и краткосрочного периодов производства, что позволило рассматривать особенности поведения фирмы в разные временные промежутки; благодаря этому он внес ясность между статическими и динамическими задачами, между формами чистого дохода в долгом и коротком периодах, обосновал концепции «квазиренты» и «нормальной прибыли»;
  • объяснил важное значение для поведения фирмы изменения спроса и цены выпускаемого товара, подчеркнул важность применения показателя эластичности спроса в бизнесе;
  • произвел анализ монополий, вывел угрозу с её стороны силам конкуренции, охарактеризовал чистый монопольный доход и его изменение под влиянием налога, рассмотрел проблему эффективности монопольного предприятия.

Неоклассики разработали подход к  проблеме фирмы. Фирма в неоклассической теории выступает «черным ящиком», в  котором ресурсы трансформируются в продукты в соответствии с характером производственной функции, определяющей способ максимизации прибыли как  целевой функции фирмы. Существенным недостатком неоклассической теории является персонификация фирмы, опирающаяся  на отождествление фирмы с «экономическим человеком», которая не полностью  отвечает реальности. Отсутствие инвариантных предпочтений, стремления руководства  фирмы к их реализации, возможности  учета информации о существующих ограничениях обусловило исследование и анализ природы фирмы в альтернативных концепциях [6, с. 71-72]. Маршал говорил: «Успех любой фирмы управления коммерческой деятельностью зависит скорее от ее текущей, чем конечной эффективности» [7, с.5].

Институциональная теория фирмы.

В рыночной экономике фирма (предприятие) является активным носителем конкурентных начал, поскольку имеет свои особые экономические потребности, интересы и цели. А. Солтер и Р. Коуз рассматривают фирму, прежде всего как экономическую систему, которая работает сама по себе, но под воздействием рыночных механизмов. Приспосабливаясь к рынку, фирма создает организацию деятельности, достигая своих целей [8, с. 34-36] .

 Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности. Задачи анализа объяснить:

поведение фирмы в системе дорогостоящей  и неполной информации;

причины многообразия видов фирм и их развития.

Предпосылки институциональной теории:

1)наличие трансакционных издержек;

2)неценовой метод распределения ресурсов;

3)фирма предстает как совокупность отношений между вовлеченными в неё владельцами ресурсов.

Одним из основателей институционального направления считается Р. Коуз, который обосновал причину существования фирмы исходя из наличия и величины трансакционных издержек.

  Согласно Р. Коузу и его последователям, основу фирмы составляет пучок контрактов между владельцами определенных факторов производства. Фирма оказывается сосредоточением двух типов контрактов – внешних (рыночных), отражающих её взаимодействие с рыночными институтами и связанных с трансакционными издержками, а также внутренних, отражающих особенности внутренней организации фирмы и связанных с издержками контроля. Соотношение трансакционных издержек и издержек контроля выступает критерием определения размеров фирмы «…фирма будет расширяться до тех пор, пока издержки на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не сравняется с издержками на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или с издержками на организацию её через другую фирму».

Информация о работе Организационно-правовые формы фирмы