Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:30, курсовая работа
В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену рыночной экономики – предприятию, фирме. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы применения современной, высокопроизводительной техники и технологии, экономного расходования ресурсов. На предприятии, фирме добиваются снижения издержек производства продукции и оказания услуг, здесь разрабатываются планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.
Введение 4
Глава 1. Фирма как субъект рыночной экономики. 5
1.1. Альтернативные теории фирмы. 5
1.2. Организационно-правовые формы фирм и их деятельность в рыночной экономике. 13
Глава 2.Малый бизнес в РФ. 18
2.1.Взаимодействие государственных органов и предприятий в РФ. 18
2.2. Становление и развитие малого бизнеса в России. 20
Заключение. 27
Библиографический список. 30
Организационно-правовые формы.
В
современной экономике
Индивидуальное владение представляет собой фирму, находящуюся в собственности одного лица (предпринимателя). Владелец такой фирмы, с одной стороны, единолично распоряжается прибылью, полученной в результате ее хозяйственной деятельности, а, с другой стороны, несет единоличную ответственность по всем обязательствам данной фирмы. Эта форма организации бизнеса в странах развитой рыночной экономики лидирует с огромным отрывом (табл.2) [12, с. 210-211].
Для
индивидуального владения характерна
концентрация всего пучка прав собственности
в руках владельца фирмы. Оно
более иерархично, по сравнению с
другими организационными формами,
поскольку команды в такой
фирме исходят от одного лица, что
связывает воедино принятие решения,
оценку этого решения механизмом
рынка и экономический
Таблица 2
Преимущества и недостатки индивидуального владения
Преимущества |
Недостатки |
простота регистрации при |
отсутствие дополнительных источников финансирования хозяйственной деятельности (или затрудненный доступ к ним) |
налоговые льготы (во многих развитых странах) |
концентрация риска на ограниченной сфере деятельности (нет ресурсов для диверсификации) |
лучшие условия для реализации функции новатора, ввиду отсутствия необходимости согласования решений |
сосредоточение всех функций управления на владельце фирмы (проблема степени его компетентности и распределения рабочего времени) |
сильные стимулы к извлечению экономической прибыли |
высокий уровень ответственности за ошибочные управленческие решения (вплоть до банкротства фирмы и потери личного имущества) |
Партнерством принято называть фирму, которая находится в собственности двух или более лиц. Владельцы осуществляют совместное управление деятельностью фирмы, а доля в прибыли каждого из них пропорциональна его доле в установленном капитале. Партнеры несут совместную ответственность по обязательствам фирмы. В зависимости от вида партнерства (полного или предусматривающего ограниченную ответственность) владельцы могут отвечать по обязательствам фирмы всем своим имуществом или в размере доли участия в уставном капитале фирмы (табл.3) [12,с. 212-213].
Таблица 3
Преимущества и недостатки партнерства
Преимущества |
Недостатки |
относительная простота регистрации при создании |
неограниченная имущественная ответственность по обязательствам фирмы (в случае полного партнерства) |
большие возможности привлечения финансовых ресурсов по сравнению с индивидуальным владением |
возможные разногласия между партнерами по реализации прав собственности |
специализация владельцев на отдельных участках управления фирмой |
проблема «принципал-агент» (когда функции управления передаются собственниками наемному руководителю) |
Наиболее сложной организационной структурой и механизмами внутренней координации хозяйственной деятельности обладает корпорация. Совладельцами корпораций могут являться десятки, сотни и даже тысячи экономических агентов. Уставный (акционерный) капитал корпорации является суммой всех долей участия (паев) различных фирм и граждан. Каждому из них принадлежит определенное количество единиц уставного капитала-акций. Владелец акций имеет права на долю в прибыли корпорации (табл.4)[12, с. 213-215].
Таблица 4
Преимущества и недостатки корпорации.
возможности привлечения значительных финансовых ресурсов для целей своего развития (выпуск акций и облигаций) |
сложная процедура регистрации и отчетности перед государственными органами |
ограниченная ответственность акционеров по обязательствам фирмы, т.е. только в пределах внесенного пая |
проблема «принципал-агент» |
диверсифицированная по разным рынкам и, возможно, странам деятельность |
двойное налогообложение прибыли
|
возможности лоббирования своих интересов
через механизмы |
Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Такое название носит организация, уставной капитал которой разделен на доли участников, не отвечающих по долгам общества. Они несут лишь риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.
По
этой причине законодательство
устанавливает определенные
Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор и устав, утверждаемый учредителями лишь после подписания ими учредительного договора. Если общество учреждается одним лицом, единственным учредительным документом является устав.
Акционерные общества (АО). Данным термином обозначают коммерческие организации, уставной капитал которых разделен на определенное число одинаковых долей, причем каждая доля выражена ценной бумагой (акцией).
По юридическому статусу акционерные общества схожи с обществами с ограниченной ответственностью. Однако между ними существует одно принципиальное различие: все права акционеров, а также передача и прекращение прав связаны с владением и передачей акций.
Все акционерные общества подразделяются на закрытые (ЗАО), акции которых распространяются только среди заранее определенного круга лиц, и открытые (ОАО), участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров[13, 59-62].
Минимальный размер уставного капитала акционерного общества в соответствии с действующим законодательством составляет 1000 МРОТ.
Единственным учредительным документом является устав, в котором фиксируются сведения о размере уставного капитала, категориях выпускаемых акций и порядке их размещения, структуре органов управления и их компетенции, а также другие сведения, предусмотренные Законом РФ «Об акционерных обществах».
Акционерное общество, подобно обществам с ограниченной ответственностью, может быть создано одним лицом, которое станет единственным акционером в случае единоличного приобретения им всех акций общества.
Вывод: Создание фирмы тесно связано с предпринимательской деятельностью, которая предполагает готовность владельца капитала риск. В современной экономике существует множество организационных форм бизнеса. С правовой точки зрения, все организации выступают как юридические лица, подразделяемые на две группы: коммерческие и некоммерческие в зависимости от того, ставят ли они в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.
За прошедшее пятнадцатилетие собственность в Российской Федерации претерпела кардинальные преобразования. Пройденный путь может быть оценен по-разному, но в целом он преобразил экономическое лицо страны.
Исторически государственная собственность в Советском Союзе как главная и определяющая формировалась тремя путям. Первый путь-это несколько этапов национализации частной собственности, прошедших после революции в период 1917-1920 гг. Но в этот период были национализированы в основном частные предприятия промышленности, транспорта, непроизводственной сферы. Тогда же возникли первые государственные предприятия на земле - совхозы. Второй путь роста государственной собственности - воспроизводственный. Индустриализация страны с ее масштабными инвестициями коренным образом изменила, объемы и долю государственной собственности в экономике страны. Третий путь увеличения масштабов государственной собственности – изменение соотношения между различными формами собственности: государственной и частной, государственной и кооперативной. К 1930 г. доля кооперативных предприятий составляла 43,5%, частных- 0,1% [14,54-57].
После распада СССР в 1991 году стали выделяться организации, которые стали выразителями интересов деловых кругов Российской Федерации: «Российский союз промышленников предпринимателей», «Торгово-промышленная палата», «Союз товаропроизводителей». У промышленников и предпринимателей возникла потребность создавать отраслевые союзы и ассоциации, которые могли бы лоббировать их интересы. Перед этими объединениями стояли те же задачи, что перед отраслевыми министерствами (кроме управления): максимальное сохранение уже отлаженных за долгие годы хозяйственных связей и представление интересов предприятий отрасли перед органами власти. Первой среди отраслевых объединений была «Ассоциация российских банков», затем появились «Международный союз металлургов», «Российский союз машиностроителей», «Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров» [15, с. 61]. На протяжении 90-х годов основным инициатором создания компаний выступало государство путем образования отраслевых или межотраслевых холдингов, куда оно и передавало принадлежащие ему пакеты акций предприятий (в уставный капитал или в управление). Так были созданы РАО «ЕЭС России», «Газпром», а также «Сибур», «Связьинвест».
Для развития слабых отраслей, регионов и даже отдельных крупных, системообразующих предприятий правительство использовало поддержку в виде законодательного регулирования налогов, тарифов и иной защиты отдельных секторов внутреннего рынка от иностранных конкурентов, не противоречащие международным нормам цивилизованных торговых и экономических отношений. Оно обеспечивало отраслям, регионам, компаниям льготные кредиты или государственные гарантии частным кредиторам, предоставляя в ссуду свои капиталы, и прямо или косвенно субсидировало их из государственного бюджета.
В настоящее
время для защиты и выживания
отечественные предприятия по-
Государство и местные власти проводят, в меру своих возможностей, политику в отношении предприятий, всячески способствуя их возникновению, а также стимулирующие их развитие. К ним относят:
а) организационную помощь в скором и эффективном решении всех вопросов, поднимаемых предприятиями во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции за пользование государственными (муниципальными) ресурсами.
б) Экономическую поддержку.
На макроуровне, проблемы возникают у любого предприятия на любом этапе развития. К ним относятся:
1) Несовершенство законодательства:
1. Нестабильность законодательной базы – происходит постоянное изменение правил деятельности предприятий. Предпринимателям приходится постоянно самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времени редакции законов;
2. Существенные законодательные пробелы:
- дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности;
- неотработанность процесса купли-продажи;
- отсутствие должного законодательства о земле;
- внутренняя противоречивость законов.
3. Невыполнение уже имеющихся законов. Пример: предусмотренные налоговые льготы научным организациям и льготы аспирантам и докторам не введены в действие в установленном порядке. Не работает система аккредитации научных организаций и аттестации, также предусмотренных законом.
2) Несовершенство налоговой системы.
Несовершенство
налоговой системы имеет
С большим
запозданием создан государственный
орган, призванный содействовать становлению
и развитию малого бизнеса – Комитет
поддержки малых предприятий
и предпринимательства при
Государственное регулирование также включает: антимонопольное законодательство; определение ограниченных сфер деятельности и выдачу лицензий на нее; регламентирование организационно-правовых форм предпринимательской деятельности; амортизационную политику, систему налогообложения; льготы по инвестициям. К этим же факторам относятся доступность капитала, определяемая фактическим его наличием на рынке финансовых ресурсов и величиной процентных ставок на его использование; максимально возможный масштаб выбранной деятельности [18, с.102].