Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:30, курсовая работа
В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену рыночной экономики – предприятию, фирме. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы применения современной, высокопроизводительной техники и технологии, экономного расходования ресурсов. На предприятии, фирме добиваются снижения издержек производства продукции и оказания услуг, здесь разрабатываются планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.
Введение 4
Глава 1. Фирма как субъект рыночной экономики. 5
1.1. Альтернативные теории фирмы. 5
1.2. Организационно-правовые формы фирм и их деятельность в рыночной экономике. 13
Глава 2.Малый бизнес в РФ. 18
2.1.Взаимодействие государственных органов и предприятий в РФ. 18
2.2. Становление и развитие малого бизнеса в России. 20
Заключение. 27
Библиографический список. 30
Рассуждая о размерах фирмы, Р. Коуз говорит: «При прочих равных условиях фирма будет тем больше, чем
а) меньше издержки организации и чем медленнее растут эти издержки с ростом числа организуемых трансакций;
б) меньше ошибок делает предприниматель и чем медленнее растет число ошибок с умножением организуемых трансакций;
в) больше понижается (или меньше растет) цена предложения факторов производства с ростом размера фирмы»[8, с.23-41].
Идея ценности ресурса для фирмы получила развитие в теории Д. Крепса в рамках понятия «организационная культура», подразумевающая набор принципов, позволяющих выгодно отличать фирму от конкурентов. Следование избранным принципам закрепляет за фирмой репутацию «надежной» и «справедливой», что дает ей долговременные преимущества. Границы фирмы определяются организационной культурой, величиной издержек, связанных с поддержанием репутации и проходят там, где лучшая адаптация в одних видах деятельности уравновешивается худшей адаптацией – в других, что является препятствием на пути вертикальной интеграции.
Социологическая теория фирмы.
К. Маркс в своем труде «Капитал» при анализе природы предприятия исходит из предпосылки общественного разделения труда. «Оно составляет условие существования товарного производства», - говорит Маркс. Исходя из этого выводится товарный и частный характер капиталистической фирмы. Разделение труда, с одной стороны, ведет к специализации предприятий, а с другой – к кооперации разделенных видов труда. Маркс дает определение кооперации следующим образом: «Та форма труда, при которой много лиц планомерно и совместно участвуют в одном и том же процессе труда или в разных, но связанных между собою процессах труда, называется кооперацией» [9, с.337].
Маркс концентрирует свое внимание на противоречиях в отношениях между трудом и капиталом, между наемными рабочими и капиталистами – собственниками средств производства. «Сама кооперация представляется специфической формой капиталистического процесса производства», - говорит Маркс [9, с. 346]. Специфика её состоит в эксплуатации наемного труда капиталом, т.е. присвоении его без оплаты, без эквивалента в форме прибавочной стоимости.
Механизм эксплуатации таков. Капиталист покупает рабочую силу (способность к труду) у людей, не имеющих своих средств производства, и включает их в обслуживание системы машин на фабрике. Рабочие создают стоимость продукта, большую, чем стоит их рабочая сила. Это превышение (прибавочная стоимость) и присваивает капиталист, который заботится лишь о том, чтобы индивидуальное потребление рабочих «ограничивалось по возможности необходимым». Благодаря этому происходит накопление капитала собственника фирмы, т.е. превращение части прибавочной стоимости в капитал фирмы, в добавочные средства труда и добавочную рабочую силу. Маркс говорит: «Накопление есть завоевание мира общественного богатства. Вместе с массой эксплуатируемого материала оно расширяет область прямого и косвенного господства капиталиста» [9, с. 606].
Ученые других школ подвергли критике теорию Маркса (например, Е. Бем-Баверк, Й Шумпетер, М. Блауг и др.). Отметим наиболее важные моменты этой критики.
Самым важным пунктом своей теории эксплуатации Маркс считал куплю – продажу рабочей силы, но она не может продаваться отдельно от человека. Капиталист, следовательно, не покупает себе раба, а нанимает человека для использования его способности к труду. А что такое пользование рабочей силой? Это не что иное, как сам трудовой процесс, труд. Значит, продается и покупается трудовая услуга (труд).
Капитал Маркс определяет как отношение между предпринимателем и наемными рабочими, как эксплуатацию труда, вводит новое деление капитала, но при этом смешивает единовременные и текущие затраты, запас и поток.
Маркс полагал, что стоимость продукта создается только живым трудом наемных рабочих, тем не менее, практика убеждает, что капитал обладает собственной производительностью. Он превращает простой труд в сложный, т.е. более производительный. Конечно, продукт создается рабочими руками, но этим рукам помогает капитал, он добавляет им силы, умения, быстроты. Следовательно, прибавочный продукт справедливо достается владельцу капитала. Бедность определялась низким уровнем производительности труда. Высокий жизненный уровень в современных странах Запада стал возможен в результате значительного повышения производительности труда.
Уничтожение рынка и конкуренции неизбежно ведет к потере объективного механизма соотношения уровня эффективности производства в фирмах и получаемого дохода, затрат и результатов хозяйствования. При этом теряются стимулы к техническому и экономическому прогрессу, возникает застой, остановка в развитии.
Поведенческие теории фирмы: множественности цели.
Рассмотренные выше теории предполагали, что у фирмы существует лишь одна цель (P, V продукции, рост), которая максимизируется. Другие теории - поведенческие - из посылки, что у фирмы существует множество целей. Эта посылка опирается на трактовку корпорации как сложной системы, в которой иерархии субъектов и объектов управления соответствует иерархия интересов и целей. Эта совокупность интересов и целей включает в себя:
-интересы
рабочих, стремящихся к
-интересы
менеджеров, стремящихся к власти,
повышению своего социального
статуса, карьере, росту
-интересы акционеров, желающих получить высокие дивиденды;
-интересы
высшего руководства фирмы,
Чтобы
фирма могла существовать как
единое целое, быть устойчивым жизнеспособным
организмом, высшее руководство должно
уметь согласовывать эти
Поведенческие теории (данное направление называется "бихевиоризм") получили большое применение в практике японских фирм. Кредо японских менеджеров состоит в следующем: "Залог успеха - высокий моральный дух работников фирмы. Высокий моральный дух - результат удовлетворения заинтересованности работника. Заинтересованный и удовлетворенный работник - хороший работник. Не может быть хорошей фирмы, у которой есть плохие, т.е. незаинтересованные и не удовлетворенные работники. Задача администрации гармонизировать интересы работников и фирмы".
Существует множество частных вариантов поведенческих теорий, предлагающих разные рецепты согласования частных и общих интересов в рамках корпорации. Многие из них уже достаточно апробированы практикой и показали высокую результативность.
Один из рекомендуемых способов, предложенный Х.А. Саймоном в 1959 г., состоит в искусстве компромисса. Невозможно одновременно максимизировать все цели: прибыль, объем продаж, рост, зарплату и прочее. Необходимо выбрать такую комбинацию целевых установок, которая, не будучи максимальной, по каждой цели в отдельности, тем не менее, удовлетворяла бы все заинтересованные стороны.
Рекомендуемая
техника выработки такого компромисса
состоит в ведении переговоров
и в постоянном отслеживании процесса
реализации каждой цели. В случае возникновения
на каком-либо этапе конфликтов, сбоев
и разногласий администрация
должна активно вмешаться и
К числу предлагаемых советов относятся такие, как:
-установление временных ограничителей для выработки компромисса;
-установление
бюджетных ограничителей для
каждой заинтересованной
-четкое распределение обязанностей, прав каждой структурной группы и др.
Большое
внимание в поведенческих теориях
отводится учету влияния
Вывод: В классический период господствовала точка зрения, что фирма – это юридически обособленная единица капиталистического производства, на предприятии производили продукцию, продавали её, чтобы получить на вложенный капитал наибольшую прибыль: фирма рассматривалась как производство денег. Завод, напротив, считался технической единицей, которая выступала как производство (в виде мастерской, фабрики) и заметно отличалась от организации, связанной с предпринимательством. Единство производственного предприятия и предпринимательства не вызывало проблем: предприятие подчинялось увеличению прибыли на капитал, то есть коммерческая цель доминировала над технической.
Неоклассическая теория фирмы получила развитие в трудах А. Маршалла, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина и др. Фирма в неоклассической теории выступает «черным ящиком», в котором ресурсы трансформируются в продукты в соответствии с характером производственной функции, определяющей способ максимизации прибыли как целевой функции фирмы.
Одним из основателей институционального направления считается Р. Коуз, который обосновал причину существования фирмы исходя из наличия и величины трансакционных издержек. Институциональная теория показывает, что в экономике складывается рынок организационных форм, на котором фирмы разного типа вступают между собой в конкуренцию. Конкуренция на рынке организационных форм ведет к тому, что на нем выживают структуры, в наибольшей степени отвечающие требованиям экономической среды. Не существует абсолютных преимуществ одного типа фирм перед всеми остальными.
Большое внимание в поведенческих теориях отводится учету влияния внешней среды, в которой существует и функционирует один из теоретиков бихевиоризма, Ансофф, отмечал в 1984году, что существуют более 2-ух тысяч различных стратегических образцов поведения фирмы, позволяющих ей быстро приспособиться к меняющемуся окружающему миру. К внешней среде относятся как экономические, политические, экологические условия, так и социальные условия, общественное мнение и т.д. Внутренняя структура фирмы должна быть адекватна ее внешнему окружению, и гибко реагировать на его изменения.
Всякая
предпринимательская
1)деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом, труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции;
2)фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек.
Однако представление о том, что единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.
Многообразием возможных положений отдельных фирм в конкретной экономической ситуации на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.
Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы может включать разнообразные аспекты (хотя основным останется получение прибыли).
В самом общем плане модели деятельности фирмы представлены в таблице 1. [11].
Создание
фирмы тесно связано с
-диверсификацией (производство различных видов продукции и распределение капиталовложений по разнообразным видам деятельности);
-страхованием собственности; максимизацией информации о выбранной сфере деятельности, финансовой и экономической привлекательности предполагаемых объектов капиталовложений;
-использованием новейших технологий, товаров и услуг, обладающих научно-технической новизной;
-правильным выбором организационной формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде деятельности. Фирмы могут иметь разнообразные цели и, соответственно, достигать их различными путями и способами.
Таблица 1
Цели деятельности фирмы
Общественная группа |
Ожидаемые результаты деятельности фирмы |
Общество в целом |
Экономический рост |
Поступления от налогов | |
Уравнивание власти | |
Уравнивание доходов | |
Сохранение окружающей среды | |
Сохранение природных ресурсов | |
Местная община |
Благосостояние общины |
Держатели акций |
Рост доходов |
Кредиторы |
Рост стоимости акций |
Потребители |
Стабильность доходов |
Справедливые цены | |
Обеспечение выбора | |
Удовлетворение потребностей | |
Управляющие |
Рост доходов |
Профессиональный интерес | |
Работники наемного труда |
Занятость |
Уровень оплаты | |
Досуг | |
Условия труда |