Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:30, курсовая работа
В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену рыночной экономики – предприятию, фирме. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы применения современной, высокопроизводительной техники и технологии, экономного расходования ресурсов. На предприятии, фирме добиваются снижения издержек производства продукции и оказания услуг, здесь разрабатываются планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.
Введение 4
Глава 1. Фирма как субъект рыночной экономики. 5
1.1. Альтернативные теории фирмы. 5
1.2. Организационно-правовые формы фирм и их деятельность в рыночной экономике. 13
Глава 2.Малый бизнес в РФ. 18
2.1.Взаимодействие государственных органов и предприятий в РФ. 18
2.2. Становление и развитие малого бизнеса в России. 20
Заключение. 27
Библиографический список. 30
Можно сделать
вывод, что фирма является частью
государства и его
Возрождение
предпринимательской
Малыми предприятиями считаются такие предприятия, где предприниматель преимущественно сам участвует в процессе производства, либо использует небольшое количество наемных работников. Малым может быть предприятие любой организационно-правовой формы: товарищество, хозяйственное общество, кооператив [20].
Становление малого предпринимательства в рамках России можно разделить на следующие этапы:
Первый этап: 1992-1994 гг.
Этот
этап характеризуется продвижением
вперед в понимании сути экономических
проблем малого предпринимательства.
Констатируется значение роли и места
малого предпринимательства в создании
конкурентоспособной
Количественный
рост малых предприятий
К концу 1994 года начался спад в деятельности малых предприятий — многие научно-консультационные торгово-посреднические предприятия распались. Не дало желаемых результатов и развитие фермерского хозяйства. На федеральном уровне не была достаточно четко определена управленческая структура малого бизнеса. Функции поддержки малого бизнеса возлагались на Комитет по промышленной политике, который не в состоянии был охватить всего многообразия проблем, а также форм и видов малого предпринимательства. В результате картина развития предпринимательства уже в 1993 году характеризуется следующими показателями: 50% регистрируемых предприятий не начали работать, 30% едва сводили концы с концами. 40% не платили налоги, 10% жили более или менее сносно, 3—4% процветали. 37% из успешно действующих предприятий связаны с теневой экономикой.
Еще одной отличительной чертой этого этапа является рождение массы различных структурных подразделений: фондов, ассоциаций и пр. Планировалось, что главная функция этих фондов должна заключаться не в том, чтобы раздавать деньги, а в том, чтобы привлекать средства — и не только российских, но и иностранных партнеров.
В начале
1994 года создается Фонд содействия
развитию малых форм предприятий
в научно-технической сфере (утвержденный
Правительством РФ). Этот Фонд является
некоммерческой организацией, которой
отчисляется 0,5% средств федерального
бюджета, направляемого на науку, а
с 1996 года — 1,0%. Деятельность этого
Фонда направляется на "содействие
проведению государственной политики
формирования рыночных отношений в
научно-технической сфере
Однако, характеризуя положительно в целом этот этап, можно сказать, что решительного поворота в сторону развития малого предпринимательства не было сделано. В 1996 году, то есть по завершению первого этапа приватизации на долю малых предприятий приходилось 3% совокупной стоимости основных средств по всем отраслям экономики. Это объясняется тем, что условия для структурной перестройки промышленности России еще не созданы и вопрос о стабильном месте малого бизнеса в этом процессе еще не определен; не создана конкурентоспособная среда, являющаяся важнейшим условием развития малого предпринимательства; по-прежнему актуальным остается разворот к производственному предпринимательству
Данный этап в развитии малого бизнеса все еще оставался этапом «проб и ошибок». Однако в целом сохранялось устойчивое понимание необходимости развития малого предпринимательства как важнейшего условия дальнейшего эффективного экономического развития страны.
Второй этап: 1995-1998 гг.
На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.
В 1995 году образовывается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. На него возлагается разработка и реализация всей международной помощи в этой области.
Вводится в практику хозяйственной деятельности новый Гражданский кодекс.
Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства приводит следующие данные. На 1 октября 1996 года насчитывалось 829 442 предприятия с численностью занятых 8 241 200 человек. На 1 января 1997 года малых предприятий стало более 842 тыс. с численностью занятых 8618 300 человек. Большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания — 43%, строительство и промышленность уступает — 32% (17% и 15% соответственно). Налоговая служба учитывает также 3,5 млн. предпринимателей без образования юридического лица, которые по законодательству являются субъектами малого предпринимательства.
По данным
ГКРП России, в течение 1996-1997 гг. разрабатывалось
более 40 законодательных и нормативных
актов, затрагивающих деятельность
малых предприятий. Среди них: «Об
участии субъектов малого предпринимательства
в производстве и поставке продукции
и товаров (услуг) для федеральных
государственных нужд», проекты
Федеральных законов «О торгах на
закупку товаров, работ, услуг для
государственных нужд», «О лизинге»,
«О системе гарантий и поручительств
в сфере малого предпринимательства»,
«Об обществах взаимного
Однако
второй этап функционирования малого
бизнеса все еще не смог стать
действенным инструментом экономического
роста, политики занятости, научно-технического
прогресса. Малое производство со своим
уникальным предпринимательским
Третий этап: 1999-2001 гг.
События августа 1998 года стали этапной вехой для развития отечественного малого бизнеса. (Малые и средние предприятия, которые потеряли около 12 млрд. долл., можно считать главными пострадавшими от августовского кризиса. По официальным данным, после августа 1998 года от 25 до 35% малых предприятий фактически прекратили свою деятельность, а это значит, что из 877 тыс. предприятий (количество которых для нашей страны для создания нормальной конкурентной среды должно достигать 3—5 млн.) только 600 тыс. сохранили свой бизнес. Но и эти предприятия сократили численность персонала, снизили оплату его труда.) [21, с. 55].
В эти
годы правительство нашей страны
обратило пристальное внимание на малый
бизнес, провозгласив целью Федеральной
программы государственной
Как считают рабочая группа по вопросам поддержки и развития малого и среднего бизнеса в нашей стране, третий период становления малого бизнеса стал периодом изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого предпринимательства в посткризисный период.
Малый бизнес имеет ряд преимуществ:
-умение приспосабливаться к узкоспециализированному спросу;
-близость к местным рынкам и источникам ресурсов;
-большую мобильность в вопросах технического перевооружения;
-создание новых рабочих мест и др.
За последние
годы реорганизацию своих
По данным Федеральной службы государственной статистики можно проследить динамику развития малого бизнеса в период становления рыночных отношений (табл.5)[19, с.36].
Таблица 5
Динамика развития малого бизнеса (1999-2004гг).
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 | |
Количество малых предприятий в РФ (на конец года), ед., январь-декабрь |
890,556 |
876,334 |
843,048 |
882,269 |
890,887 |
953,096 |
Таким образом,
общая численность малых
Малые предприятия в России играют важную экономическую роль. Вклад малых предприятий по отраслям экономики позволяет определить наиболее эффективные направления деятельности фирм [22, с. 45]. Основными направлениями деятельности малого бизнеса являются торговля и общественное питание, промышленность и строительство. Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.
Основные проблемы малого бизнеса:
- недостаточность начального капитала;
- трудности
с получением банковских
- сложности
с получением помещений и
Для поддержания
развития малых предприятий российское
правительство делает ставку на улучшение
общих законодательных условий.
Федеральный закон от 14.06.95 №88-ФЗ
«О государственной поддержке
Вывод:
Предпринимательство в России, развивается замедленно и противоречиво. Основными проблемами в развитии предпринимательской деятельности, прежде всего, является несовершенство налоговой системы, законодательства финансово-кредитной системы, безопасность деятельности предприятия, а также отсутствие систем государственной и общественной поддержки предпринимательства. В целом же российское предпринимательство находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей реального рыночного хозяйства.
Разрешение
противоречий в сфере предпринимательства
предполагает активную роль государства,
проявляющуюся в выработке и
осуществлении целенаправленной политики
регулирования
Малыми предприятиями считаются такие предприятия, где предприниматель преимущественно сам участвует в процессе производства, либо использует небольшое количество наемных работников. Малым может быть предприятие любой организационно-правовой формы: товарищество, хозяйственное общество, кооператив.
Становление малого предпринимательства в России происходило в три этапа: Первый этап: 1992-1994 гг.
Этот этап характеризуется продвижением вперед в понимании сути экономических проблем малого предпринимательства. Констатируется значение роли и места малого предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы. Характеризуя в целом этот этап, можно сказать, что решительного поворота в сторону развития малого предпринимательства не было сделано. Данный этап в развитии малого бизнеса все еще оставался этапом «проб и ошибок». Однако в целом сохранялось устойчивое понимание необходимости развития малого предпринимательства как важнейшего условия дальнейшего эффективного экономического развития страны. Второй этап: 1995-1998 гг. На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем. Второй этап функционирования малого бизнеса все еще не смог стать действенным инструментом экономического роста, политики занятости, научно-технического прогресса. Малое производство со своим уникальным предпринимательским потенциалом все еще остается аутсайдером на экономическом поле нашей страны и адекватно не решает тех проблем в экономике, которые могли с помощью малого предпринимательства решаться. Третий этап: 1999-2001 гг. В эти годы правительство нашей страны обратило пристальное внимание на малый бизнес, провозгласив целью Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 годы обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Как считают рабочая группа по вопросам поддержки и развития малого и среднего бизнеса в нашей стране, третий период становления малого бизнеса стал периодом изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого предпринимательства в посткризисный период.