Организационно-правовые формы фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:30, курсовая работа

Описание

В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену рыночной экономики – предприятию, фирме. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы применения современной, высокопроизводительной техники и технологии, экономного расходования ресурсов. На предприятии, фирме добиваются снижения издержек производства продукции и оказания услуг, здесь разрабатываются планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Фирма как субъект рыночной экономики. 5
1.1. Альтернативные теории фирмы. 5
1.2. Организационно-правовые формы фирм и их деятельность в рыночной экономике. 13
Глава 2.Малый бизнес в РФ. 18
2.1.Взаимодействие государственных органов и предприятий в РФ. 18
2.2. Становление и развитие малого бизнеса в России. 20
Заключение. 27
Библиографический список. 30

Работа состоит из  1 файл

организ-прав формы фирм.docx

— 76.04 Кб (Скачать документ)

Можно сделать  вывод, что фирма является частью государства и его экономической  структуры. Государство в свою очередь  накладывает определенные рамки  на ее деятельность в соответствии с действующим законодательством. И естественно каждая фирма не должна выходить за установленные рамки, т.е. соблюдать законы, платить налоги и не срывать их от государства.

2.2. Становление и развитие малого бизнеса в России.

Возрождение предпринимательской деятельности в России и бывших социалистических странах – уникальное социальное, политическое и экономическое явление. Уникальность состоит в том, что  предпринимательская деятельность возникла и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно  рыночной экономикой, а в результате экономической революции, ломки  жестко централизованной плановой системы [19, с. 32].

Малыми  предприятиями считаются такие  предприятия, где предприниматель  преимущественно сам участвует  в процессе производства, либо использует небольшое количество наемных работников. Малым может быть предприятие  любой организационно-правовой формы: товарищество, хозяйственное общество, кооператив [20].

Становление малого предпринимательства в рамках России можно разделить на следующие  этапы:

Первый этап: 1992-1994 гг.

Этот  этап характеризуется продвижением вперед в понимании сути экономических  проблем малого предпринимательства. Констатируется значение роли и места  малого предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической  среды новой хозяйственной системы. Хотя в начале этого этапа наблюдался процесс массового учредительства малых предприятий (в сфере науки и научно-технического обслуживания число малых предприятий возросло в 3 раза, в сельском хозяйстве — в 3,1 раза, в материально-техническом снабжении — в 2,9 раза, в сфере образования — в 2,8), доля малых предприятий в сфере материального производства в общей структуре отечественного малого предпринимательства резко сократилась.

Количественный  рост малых предприятий характеризуется  следующими показателями: 1992 г. — 560 тыс. малых предприятий, 1993 — 865 тыс., 1994 — 896,6 тыс.

К концу 1994 года начался спад в деятельности малых предприятий — многие научно-консультационные торгово-посреднические предприятия  распались. Не дало желаемых результатов  и развитие фермерского хозяйства. На федеральном уровне не была достаточно четко определена управленческая структура  малого бизнеса. Функции поддержки  малого бизнеса возлагались на Комитет  по промышленной политике, который  не в состоянии был охватить всего  многообразия проблем, а также форм и видов малого предпринимательства. В результате картина развития предпринимательства  уже в 1993 году характеризуется следующими показателями: 50% регистрируемых предприятий не начали работать, 30% едва сводили концы с концами. 40% не платили налоги, 10% жили более или менее сносно, 3—4% процветали. 37% из успешно действующих предприятий связаны с теневой экономикой.

Еще одной  отличительной чертой этого этапа  является рождение массы различных  структурных подразделений: фондов, ассоциаций и пр. Планировалось, что  главная функция этих фондов должна заключаться не в том, чтобы раздавать  деньги, а в том, чтобы привлекать средства — и не только российских, но и иностранных партнеров.

В начале 1994 года создается Фонд содействия развитию малых форм предприятий  в научно-технической сфере (утвержденный Правительством РФ). Этот Фонд является некоммерческой организацией, которой  отчисляется 0,5% средств федерального бюджета, направляемого на науку, а  с 1996 года — 1,0%. Деятельность этого  Фонда направляется на "содействие проведению государственной политики формирования рыночных отношений в  научно-технической сфере путем  поддержки, создания и развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства, поощрения конкуренции через  привлечение финансовых ресурсов и  их целевое и эффективное использование  для реализации программ и проектов по созданию производства наукоемких продуктов". Фонд должен принимать  участие в проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральной, отраслевых и региональных программ и проектов развития малого бизнеса [21, с. 47-49].

Однако, характеризуя положительно в целом  этот этап, можно сказать, что решительного поворота в сторону развития малого предпринимательства не было сделано. В 1996 году, то есть по завершению первого этапа приватизации на долю малых предприятий приходилось 3% совокупной стоимости основных средств по всем отраслям экономики. Это объясняется тем, что условия для структурной перестройки промышленности России еще не созданы и вопрос о стабильном месте малого бизнеса в этом процессе еще не определен; не создана конкурентоспособная среда, являющаяся важнейшим условием развития малого предпринимательства; по-прежнему актуальным остается разворот к производственному предпринимательству

Данный  этап в развитии малого бизнеса все  еще оставался этапом «проб и  ошибок». Однако в целом сохранялось  устойчивое понимание необходимости  развития малого предпринимательства  как важнейшего условия дальнейшего  эффективного экономического развития страны.

Второй этап: 1995-1998 гг.

На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.

В 1995 году образовывается Государственный комитет  РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет  получил достаточно широкие полномочия. На него возлагается разработка и  реализация всей международной помощи в этой области.

Вводится  в практику хозяйственной деятельности новый Гражданский кодекс.

Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства  приводит следующие данные. На 1 октября 1996 года насчитывалось 829 442 предприятия  с численностью занятых 8 241 200 человек. На 1 января 1997 года малых предприятий  стало более 842 тыс. с численностью занятых 8618 300 человек. Большая часть  малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного  питания — 43%, строительство и  промышленность уступает — 32% (17% и 15% соответственно). Налоговая служба учитывает также 3,5 млн. предпринимателей без образования  юридического лица, которые по законодательству являются субъектами малого предпринимательства.

По данным ГКРП России, в течение 1996-1997 гг. разрабатывалось  более 40 законодательных и нормативных  актов, затрагивающих деятельность малых предприятий. Среди них: «Об  участии субъектов малого предпринимательства  в производстве и поставке продукции  и товаров (услуг) для федеральных  государственных нужд», проекты  Федеральных законов «О торгах на закупку товаров, работ, услуг для  государственных нужд», «О лизинге», «О системе гарантий и поручительств  в сфере малого предпринимательства», «Об обществах взаимного кредитования».

Однако  второй этап функционирования малого бизнеса все еще не смог стать  действенным инструментом экономического роста, политики занятости, научно-технического прогресса. Малое производство со своим  уникальным предпринимательским потенциалом  все еще остается аутсайдером  на экономическом поле нашей страны и адекватно не решает тех проблем  в экономике, которые могли с  помощью малого предпринимательства  решаться.

Третий этап: 1999-2001 гг.

События августа 1998 года стали этапной вехой  для развития отечественного малого бизнеса. (Малые и средние предприятия, которые потеряли около 12 млрд. долл., можно считать главными пострадавшими от августовского кризиса. По официальным данным, после августа 1998 года от 25 до 35% малых предприятий фактически прекратили свою деятельность, а это значит, что из 877 тыс. предприятий (количество которых для нашей страны для создания нормальной конкурентной среды должно достигать 3—5 млн.) только 600 тыс. сохранили свой бизнес. Но и эти предприятия сократили численность персонала, снизили оплату его труда.) [21, с. 55].

В эти  годы правительство нашей страны обратило пристальное внимание на малый  бизнес, провозгласив целью Федеральной  программы государственной поддержки  малого предпринимательства на 2000-2001 годы обеспечение благоприятных  условий для развития малого предпринимательства  на основе повышения качества и эффективности  мер государственной поддержки  на федеральном уровне.

Как считают  рабочая группа по вопросам поддержки  и развития малого и среднего бизнеса  в нашей стране, третий период становления  малого бизнеса стал периодом изменения  приоритетов, отраслевой структуры  и механизмов развития малого предпринимательства  в посткризисный период.

 

Малый бизнес имеет ряд преимуществ:

-умение приспосабливаться к узкоспециализированному спросу;

-близость к местным рынкам и источникам ресурсов;

-большую мобильность в вопросах технического перевооружения;

-создание новых рабочих мест и др.

За последние  годы реорганизацию своих предприятий  путем замены огромных промышленных комплексов небольшими заводами провели, а также проводят многие крупнейшие корпорации, такие как «Форд Моторс», «Дженерал Электрик», «АйБиЭм», «Сименс», «Майкрософт», «Джонсон и Джонсон» и др. Они выделяют подразделения  в самостоятельные узкоспециализированные предприятия, способные более гибко  реагировать на изменение рыночной конъюнктуры и быстрее осваивать  технологические инновации.

По данным Федеральной службы государственной  статистики можно проследить динамику развития малого бизнеса в период становления рыночных отношений (табл.5)[19, с.36].

Таблица 5

Динамика развития малого бизнеса (1999-2004гг).

 

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Количество  малых предприятий в РФ (на конец  года), ед., январь-декабрь

890,556

876,334

843,048

882,269

890,887

953,096


 

Таким образом, общая численность малых предприятий  за период 1999-2004 гг. выросла на 7% . Данные о развитии и состоянии малого предпринимательства в Росси  позволяют говорить, что в стране после нескольких лет реформ малое предпринимательство становится самостоятельным и важным сектором национальной экономики [19, с.34-37].

Малые предприятия  в России играют важную экономическую  роль. Вклад малых предприятий  по отраслям экономики позволяет  определить наиболее эффективные направления деятельности фирм [22, с. 45]. Основными направлениями деятельности малого бизнеса являются торговля и общественное питание, промышленность и строительство. Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.

Основные  проблемы малого бизнеса:

- недостаточность  начального капитала;

- трудности  с получением банковских кредиторов;

- сложности  с получением помещений и крайне  высокая арендная плата.

Для поддержания  развития малых предприятий российское правительство делает ставку на улучшение  общих законодательных условий. Федеральный закон от 14.06.95 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» является законодательной основой для  развития всей системы поддержки  малого предпринимательства в РФ. Вместе с тем многие его положения  устарели, а некоторые вступают в  противоречие с действующим гражданским, налоговым и бюджетным законодательством. Предприниматели остро нуждаются  в дешевых финансовых ресурсах, прежде всего, долгосрочного характера. Недоступность  кредитных ресурсов для малых  предприятий, сдерживает их развитие, т.к. не более 10%  малых предприятий  имеют доступ к кредитным ресурсам [23].

Вывод:

Предпринимательство в России, развивается замедленно и противоречиво. Основными проблемами в развитии предпринимательской  деятельности, прежде всего, является несовершенство налоговой системы, законодательства финансово-кредитной  системы, безопасность деятельности предприятия, а также отсутствие систем государственной и общественной поддержки предпринимательства. В целом же российское предпринимательство находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей реального рыночного хозяйства.

Разрешение  противоречий в сфере предпринимательства  предполагает активную роль государства, проявляющуюся в выработке и  осуществлении целенаправленной политики регулирования предпринимательства.

Малыми  предприятиями считаются такие  предприятия, где предприниматель  преимущественно сам участвует  в процессе производства, либо использует небольшое количество наемных работников. Малым может быть предприятие  любой организационно-правовой формы: товарищество, хозяйственное общество, кооператив.

Становление малого предпринимательства в России происходило в три этапа: Первый этап: 1992-1994 гг.

Этот  этап характеризуется продвижением вперед в понимании сути экономических  проблем малого предпринимательства. Констатируется значение роли и места малого предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы. Характеризуя в целом этот этап, можно сказать, что решительного поворота в сторону развития малого предпринимательства не было сделано. Данный этап в развитии малого бизнеса все еще оставался этапом «проб и ошибок». Однако в целом сохранялось устойчивое понимание необходимости развития малого предпринимательства как важнейшего условия дальнейшего эффективного экономического развития страны. Второй этап: 1995-1998 гг. На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем. Второй этап функционирования малого бизнеса все еще не смог стать действенным инструментом экономического роста, политики занятости, научно-технического прогресса. Малое производство со своим уникальным предпринимательским потенциалом все еще остается аутсайдером на экономическом поле нашей страны и адекватно не решает тех проблем в экономике, которые могли с помощью малого предпринимательства решаться. Третий этап: 1999-2001 гг. В эти годы правительство нашей страны обратило пристальное внимание на малый бизнес, провозгласив целью Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 годы обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Как считают рабочая группа по вопросам поддержки и развития малого и среднего бизнеса в нашей стране, третий период становления малого бизнеса стал периодом изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого предпринимательства в посткризисный период.

Информация о работе Организационно-правовые формы фирмы