Организационные формы операций по международному туризму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:09, курсовая работа

Описание

Настоящая работа посвящена изучению и анализу операций по международному туризму. Операции по международному туризму - это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода услуг и товаров туристического спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста

Содержание

Введение 2
Глава 1.Операции по международному туризму и виды предоставляемых услуг. 3
1.1.Операции по международному туризму в современных условиях. 3
1.2.Виды туристических услуг. 8
1.3 Виды международного туризма. 9
Глава 2. Основные соглашения о предоставлении туристских услуг 10
2.1 Агентское соглашение. 11
2.2 Договор на размещение в гостинице 13
2.3. гостиничный контракт 14
2.4. Контракт между гостиницей и перевозчиком 15
2.5. Договор франшизы 16
2.6. Договор купли-продажи туристских услуг 17
Глава 3. Организационные формы операций по международному туризму 20
3.1. Туроператорские фирмы 21
3.2. Туристские агентства 23
3.3. Туристские корпорации 25
3.4. Гостиничные комплексы 26
3.5. Компании других отраслей в туристском бизнесе 27
Заключение 33
Список литературы. 34

Работа состоит из  1 файл

курсовик герчикова.docx

— 90.18 Кб (Скачать документ)

     Каждая  крупная туроператорская фирма имеет обычно от 500 до 2 тыс. своих турагентов, осуществляющих розничную продажу туристских услуг. Крупные туроператорские фирмы владеют широкой сетью собственных заграничных филиалов и дочерних компаний, действующих как туристские агентства. Например, у английской компании «Томас Кук энд сан» около 400 таких филиалов.

     По  профилю своей деятельности операторские фирмы подразделяются на следующие основные группы, специализирующиеся на организации:

  • туров с использованием специально арендованных (чартерных) самолетов (air tour operator);
  • автобусных экскурсий (coach tour operator);
  • железнодорожных экскурсий (rail operator);
  • морских круизов (ocean operator) и путешествий в какую-либо одну страну или специализированных туров (например, the German travel service или business travel service).

  Особенность туроператорских фирм западноевропейских стран — их специализация на авиачартерных перевозках в организованном туризме.

3.2. Туристские агентства

     Туристское  агентство (travel agency) — это розничная фирма, выступающая посредником между обслуживающими предприятиями или туроператорскими фирмами, с одной стороны, и клиентами-туристами — с другой. Турагентство либо реализует инклюзив-туры, предлагаемые туроператорскими фирмами, либо занимается предоставлением отдельных видов услугиндивидуальным туристам или группам лиц, устанавливая непосредственные связи с транспортными организациями, гостиничными корпорациями, экскурсионными бюро. Продажа инклюзив-туров осуществляется по ценам, устанавливаемым туроператорами и указанным в их проспектах. За реализацию инклюзив-туров агентство получает определенную комиссию от туроператора.

     Для того чтобы иметь возможность  продавать отдельные виды туристских услуг (билеты на транспорт, номера в  гостинице и др.), турагентство заключает  с соответствующими транспортными  и гостиничными предприятиями агентские соглашения, на основе которых получает лицензию на продажу или франшизу.

     Реализация  отдельных видов услуг осуществляется по ценам, устанавливаемым производителями этих услуг. При реализации отдельных видов услуг на базе лицензии турагентство обычно получает определенную комиссию от производителя услуг. В случае оказания туристу разрозненных услуг по выбору турагентство может взимать с него определенные (торговые) наценки к розничным ценам производителя услуг.

     Услуги  информационного характера турагентство обычно предоставляет бесплатно.

      Турагентства  по своему положению могут быть двух категорий:

  • независимые, т.е. не связанные родственными связями с другими фирмами;
  • выступающие в форме дочерних компаний и филиалов туроператорских фирм, компаний туристской индустрии, торговых фирм, банков, страховых обществ и других компаний.

     Независимость турагентств проявляется только в отсутствии контроля над капиталом фирмы со стороны других фирм. Осуществление деятельности на основе лицензии или франшизы обычно постепенно лишает турагентства хозяйственной самостоятельности, поскольку их предоставление, как правило, сопровождается выдачей обязательства не вступать в деловые отношения с другими фирмами. Таким образом, большинство турагентств находится в сфере влияния крупных туристских оптовых фирм, авиационных компаний, гостиничных корпораций, торговых фирм. В последние годы в связи с усилением конкуренции со стороны монополий туристской индустрии и крупных туроператоров наблюдается процесс разорения мелких турагентств или поглощения их крупными фирмами.

     В развитых странах насчитывается  примерно 25 тыс. туристских агентств, в  том числе в США — 7,8 тыс., в  Англии — 4 тыс., в ФРГ и Италии — по 1 тыс., во Франции — 700. Примерно половина операций туристских агентств приходится на операции по международному туризму. Среди них особо выделяются операции по продаже инклюзив-туров и по реализации авиационных билетов индивидуальным туристам. Например, в США турагенты продают до 90% всех авиационных билетов, что составляет до 60% их оборота, в Англии — до 80%. Ориентировочно более половины всех международных туристов в той или иной мере ежегодно прибегает к услугам туристских агентств.

     Мелкие  и средние турагентства иногда объединяются в кооперативы или консорциумы с целью выработки общей политики и общих условий соглашений с туристскими оптовыми фирмами. Примером такого объединения в США может служить кооператив «Джайентс», включающий 210 розничных турагентств. Этот кооператив осуществляет централизованные исследования туристского рынка и совместную рекламу, а также бронирование мест в гостиницах, на транспорт, обмен клиентурой. Примером консорциума может служить «Селектур» (Франция), объединяющий 110 турагентств, которые приняли на себя обязательства выполнять совместно принятые условия сотрудничества с туроператорами.

     Среди международных кооперативных организаций  выделяются Всемирная ассоциация турагентств (ВАТА), объединяющая 240 турагентств разных стран. Она осуществляет свою деятельность на коммерческих началах и распределяет получаемую прибыль на принципах пула.

     Мелкие  гостиничные предприятия объединяются в «добровольные цепи», сохраняя при этом свою финансовую самостоятельность. Существует примерно 11 тыс. таких цепей, общий номерной фонд которых составляет 600 тыс.5

     Характерным для 90-х гг. является расширение сети различных туристских клубов и ассоциаций потребителей, которые продают туристские услуги. Особо выделяются автомобильные  клубы и ассоциации, основанные на индивидуальном членстве туристов, организующие в своем составе сбытовые подразделения на правах туристских агентств, которые ведут свою деятельность на обычной коммерческой основе. Например, Американская автомобильная ассоциация имеет 850 собственных сбытовых точек, где продаются все виды туристских услуг и инклюзив-туров. Аналогичные операции осуществляют коммерческие туристские компании автомобильной ассоциации Англии — «А.А. Трэвел сервис».

3.3. Туристские корпорации

     Туристские  корпорации — это крупные предприятия  туристского бизнеса, которые путем системы участия объединяют широкий круг фирм, предоставляющих различные виды туристских услуг. К ним относятся туристские гостиничные комплексы. Процесс концентрации и интернационализации капитала особенно усилился с середины 60-х гг., что привело к образованию туристских фирм-гигантов, представляющих собой по сфере и масштабам деятельности транснациональные корпорации. Они в значительной степени монополизировали туристские рынки своих стран и превратились в мощные межотраслевые производственно-хозяйственные комплексы, включающие предприятия самых различных отраслей промышленности, обслуживающих туристский бизнес, а также транспортные, банковские, страховые и другие компании. Оснащение самыми современными автоматизированными системами управления и связи позволяет им оперативно изучать и удовлетворять потребности и интересы туристов.

     Туристские  корпорации обычно имеют широкую  сеть туроператоров и турагентов в разных странах, через которых осуществляют реализацию инклюзив-туров и отдельных видов туристских услуг.

     Туристские  комплексы — это крупные многоотраслевые  концерны, занимающие господствующее положение в туристском бизнесе своей страны и обслуживающие международный рынок.

     Большинство таких гигантов образовалось в результате слияния, поглощения или объединения нескольких туроператорских фирм. Так, в Германии путем поглощения сначала трех, а затем и еще трех фирм образовался туристский гигант «ТУИ», состоящий из семи фирм. Одна из входящих в его состав фирм «Турона» создала во Франции филиал «Турона-Франс», а в Австрии — «Турона-Австрия».

     Другой  гигант туристской индустрии Германии был создан путем поглощения крупного туроператора «ГУТ» в 1977 г. В результате в Германии три крупнейшие туристские корпорации — «ТУИ», «Неккерман» и «ИТС» — сосредоточили в своих руках более 70% туристского рынка.

     Во  Франции в результате слияния  в 1983 г. крупнейшей гостиничной корпорации «Жак Борель интернасьональ» с другой крупной корпорацией «Новотель» был образован туристский гигант «Аккор», который впоследствии поглотил еще 15 туристских фирм. Еще раньше, в 1975 г., произошло слияние капиталов двух крупнейших туроператорских фирм Франции «Эртурс» и «Евро-7» в мощный туристский концерн.

     Во  Франции на долю 13 крупнейших туристских корпораций приходится 50% реализуемых  туров. Среди французских фирм выделяются гиганты — туристские ТНК. К их числу относится крупнейшая туристская фирма «Клоб медитерранс», владеющая 172 туристскими комплексами в 35 странах мира. Она предоставляет туристам пгирокий ассортимент услуг: разработку маршрутов, продажу туров, размещение и питание туристов и др.

     В Швейцарии туристская ТНК «Куони» имеет филиалы в 13 странах, а фирма «Отель-план», принадлежащая группе «Мигро», входящей в концерн «Нестле», имеет дочерние компании в девяти странах Западной Европы.

     В Голландии в результате слияния  восьми туристских фирм был образован  гигантский консорциум «Холланд интернэшнл-Трэвел» («ХИНТ»), сосредоточивший в своих руках значительную часть туристского рынка Голландии и имеющий широкую зарубежную туристскую сеть.6

3.4. Гостиничные комплексы

     Гостиничные комплексы в современных условиях предоставляют туристам услуги не только по их размещению, но и оказывают широкий комплекс других туристских услуг, в частности: питание в ресторане при гостинице, предоставление залов для проведения конференций и совещаний, приобретение билетов на транспорт, оформление автопроката и вызов такси, обеспечение театральными, экскурсионными и другими билетами, предоставление коммунально-бытовых услуг, организация спортивных игр и развлечений, предоставление туристской и другой информации, торговлю сувенирами и прочими товарами, приобретаемыми туристами.

     В результате концентрации, наблюдавшейся  в туристской индустрии, образовались крупшейшие гостиничные комплексы, которые посредством автоматизированной системы управления и распределения гостиничного фонда объединяют входящие в них фирмы в так называемые гостиничные цепи.

     Всего в мире насчитывается около 100 таких  гостиничных цепей с общим числом номеров 1,6 млн. Из них выделяются 19 крупнейших гостиничных комплексов, имеющих широкую сеть подконтрольных предприятий во многих странах мира. Среди крупнейших гостиничных корпораций ведущую роль играют американские — «Холидей иннз», «Уэст-Уэстерн», «Шератон», «Ромада», «Франдишшт», «Хилтон» и еще пяти менее крупных компаний; английская — «Траст хауз-Форте»; французские — «Федерасьон насьональ», «Клоб медитерране» и «Аккор»; швейцарская — «Супернэшнл»; голландская — «Голден тьюлип»; австрийская — «Флэг иннз» и западногерманская — «Эс Эр Эс хотел». На долю шести перечисленных выше американских гостиничных фирм приходится 55% общего номерного фонда 100 компаний, на долю семи западно-европейских — около 23%.

     Ведущие гостиничные компании по сфере и  масштабам своей деятельности являются транснациональными корпорациями. Самой  крупной гостиничной компании мира «Холидей инн уорлд вайд» принадлежит 1755 гостиниц в 50 странах с общим номерным фондом 386 тыс. Кроме того, она владеет производственными предприятиями самых различных отраслей, включая мебельные, пищевые, стекольные, имеет собственную сеть магазинов и даже свою авиакомпанию.

     Другая  американская гостиничная цепь «Шератон»  имеет 418 гостиниц в 52 странах и 130 тыс. номеров; английская ТНК «Траст хауз-Форте» владеет 810 гостиницами в 23 странах. Некоторые из крупнейших гостиничных корпораций являются смешанными по капиталу. Так, гостиничная цепь «Этап-отель», имеющая 170 гостиниц, из которых 79 находятся в разных странах мира, принадлежит французским и английским фирмам. По данным Международной гостиничной ассоциации, в мире насчитывается 308 тыс. гостиниц с числом номеров 11 млн. Доходы от мировой гостиничной индустрии в 1994 г. составили 247 млрд. долл., в ней занято 11,2 млн. человек.7

3.5. Компании других  отраслей в туристском  бизнесе

     Важная  особенность современного этапа  развития международного туризма и изменения его организационных форм — проникновение в туристский бизнес транспортных, торговых, промышленных, банковских, страховых и других компаний.

Информация о работе Организационные формы операций по международному туризму