Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:39, контрольная работа
Управление персоналом находит свое конкретное выражение в деятельности кадровых служб на предприятиях и в учреждениях, которые являются необходимым элементом административного и хозяйственного управления. Долгое время кадровая политика в бывшем СССР была областью деятельности КПСС на всех уровнях государственной власти и хозяйственных структур. Но и тогда работа отделов кадров подвергалась критике за низкую эффективность в борьбе с текучестью рабочей силы, за неудовлетворительный стиль делопроизводства и формализм. Низкий престиж кадровой службы объясняли отсутствием нужной оргтехники, нехваткой образованных специалистов и рутинными методами работы. Этому способствовал и сам статус отдела кадров в организации, который в командно-административной системе при жестком планировании и централизованном финансировании ограничивал свою работу лишь исполнительскими функциями. Занимаясь в основном организационно-оформительской работой, он в большинстве своем не имел права собственного голоса в решении стратегических и текущих задач, а зачастую даже и не знал о ближайших замыслах своего руководства. Сегодня ситуация резко меняется.
10.1. СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ: ОРГАНИЗАЦИЯ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10.2. ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
10.3. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ И ПРОЦЕДУРЫ
Всю деятельность по управлению персоналом организации осуществляет специальная кадровая служба. Она состоит из нескольких отделов: трудовых отношений, занятости, управления персоналом, заработной платы, условий труда и борьбы с травматизмом, обучения кадров, учета и делопроизводства. В составе службы работают квалифицированные специалисты-социологи, специалисты по управлению и трудовым отношениям, экономисты и др.
Кадровая служба, особенно в крупных организациях, реализует целый ряд программ, направленных на непрерывную подготовку и переподготовку различных категорий персонала, на разработку и реализацию всего комплекса мер по его мотивации. Например, такими целевыми программами могут быть:
индивидуальное планирование карьеры; схемы замещения ключевых должностей; раннее выявление работников с высоким потенциалом; планирование потребности в трудовых ресурсах; развитие трудовых ресурсов и др.
В практике организаций применяются самые разнообразные подходы к структуризации служб, не говоря уже о различной полноте набора выполняемых функций.
Большое влияние на построение
службы оказывает, в частности, фактор
наличия профсоюзов в организации,
когда выделяют в составе кадровой
службы сектор трудовых отношений, обязанный
вести дела с профсоюзами от имени
администрации. Реже (при остроте
трудовых отношений) возможно параллельное
существование служб управления
персоналом и трудовых отношений. Но
основная тенденция состоит в
том, что в зависимости от размеров
организаций состав подразделений
будет меняться: в мелких организациях
одно подразделение может выполнять
функции нескольких, а в крупных
функции каждой подсистемы, как правило,
выполняет отдельное
Функциональная организация кадровой службы представлена на рис. 10.1.4.
..............................
Рис. 10.1.4. Функциональная структура кадровой службы
Отдел кадров выполняет функции организации набора и отбора персонала, включая тестирование, а также осуществляет:
Отдел организации заработной платы проводит:
Отдел трудовых отношений с работниками отвечает за:
Отдел профессионального обучения и переподготовки контролирует:
Отдел социального развития сосредоточивает все функции, связанные с созданием и управлением внутрифирменной социальной инфраструктурой и предоставлением дополнительных социальных льгот работникам фирмы, а также их планированием, разработкой и экономическим обоснованием соответствующих систем, как, например:
Отдел безопасности труда и медицинской помощи выполняет необходимый комплекс работ для обеспечения безопасности на производстве:
Отдел исследований по персоналу проводит изучение вопросов кадровой политики и трудовых отношений, включая сбор внешней информации, обследует состояние морально-психологического климата в организации, а также осуществляет:
Структура аппарата службы персонала в компании среднего размера включает:
..............................
Рис. 10.1.5. Организация службы управления персоналом в компании средних
Построение службы управления
персоналом может быть специализировано
по категориям наемных работников.
Организованные таким образом подразделения
решают все вопросы в отношении
соответствующей
..............................
Рис. 10.1.6. Структура службы управления персоналом, ориентированная на руководителей
Такой вариант построения достаточно реален и объясняется тем, что работа с кадрами руководителей и специалистов в компаниях строится по значительно более развернутой схеме, чем управление рабочими. Многие нововведения в работе с кадрами ориентируются именно на управляющих и высокооплачиваемых специалистов. Ряд корпораций создал группы, непосредственно подчиненные президенту фирмы, т.е. выделенные из кадровой службы для более обстоятельной работы с высшим звеном управления. Так, в "Дженерал электрик" функция управления руководящими кадрами получила особый приоритет, подкрепленный статусом руководителя подразделения, - старший вице-президент по руководящим кадрам, чей аппарат включает 5-7 человек, но который подчиняется только председателю совета директоров. Ответственность этого руководителя распространяется примерно на 600 высших руководителей и более тысячи руководителей ближайшего резерва из более 10 тыс. управленческих работников разных уровней.
Представление о структуре управления персоналом на уровне организации дают рис. 10.1.7 и 10.1.8.
..............................
Рис. 10.1.7. Кадровая служба и совещательные органы по кадровой политике
..............................
Рис.10.1.8. Структура службы управления персоналом по горизонтали
С точки зрения организации
управления персоналом по вертикали
в крупных организациях кадровые
службы могут существовать на всех
уровнях, вплоть до отдельного самостоятельного
подразделения. При такой структуре
возникает проблема двойного подчинения
- вышестоящей кадровой службе и
руководителю подразделения. Но при
этом организации стремятся избегать
дублирования функций. Так, кадровые службы
штаб-квартиры выполняют главным
образом контрольно-
Для координации работы высшей
администрации в области
Разработанность кадровых служб по горизонтали зависит от того, насколько систематичен подход организации к процессу управления кадрами. Большинство из указанных на рис. 10.1.8 отделов являются традиционными, хотя имеются самые различные варианты их разукрупнения или объединения. Возникают и новые подразделения, отражающие усложнение процесса кадрового обеспечения производства: планирования развития, прогнозирования.
Следует учитывать, что наиболее
развитые подразделения постепенно
выделяются из кадровой службы, которая
курирует их. Это означает, что в
собственно кадровую службу входят только
руководители подотделов этого подразделения,
но через них как бы в "силовом
поле" службы находятся и подчиненные
им специалисты. Примером может служить
учебный центр, особая роль которого
связана не только с его значением
в процессе развития рабочей силы,
но и с тем, что в отличие
от других подразделений кадровой службы
он обслуживает дополнительно и
персонал других предприятий. В крупных
организациях учебный центр построен
таким образом, что охватывает все
этапы работы по развитию кадров - от
определения потребности в
В последние годы при построении
служб управления персоналом предлагается
учитывать характеристику преобладающего
типа деятельности при выполнении различных
функций управления персоналом. Кадровые
подфункции, характеризующиеся близким
характером деятельности, выделяют в
рамках кадровой службы в отдельное
подразделение (например, планирование
и подбор человеческих ресурсов, развитие
управленческого персонала и
организационно-кадровое развитие фирмы
могут быть сведены вместе, так
как в них преобладает
Следует также отметить расширение кадровых служб по мере увеличения круга плановых задач (рис. 10.1.9).
1. ИСХОДНЫЙ МОМЕНТ
Отдел кадров - Специалисты: