Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 17:08, курсовая работа
Системный подход актуален для специалистов по управлению экономическими объектами, особенно для тех, кто связан с созданием автоматизированных систем управления экономическими объектами.
Без системного подхода не обходится ныне ни одна сфера высокопрофессиональной деятельности. Можно с уверенностью констатировать, что многие ошибки в управлении государством вызваны тем, что государственные служащие и служащие местного самоуправления не владеют ни теорией систем, ни системным анализом. Важные решения принимаются нередко по принципу подброшенной монеты, без видения их воздействия на различные подсистемы сложного и взаимосвязанного общественного организма. Экономика и ее важнейшие составляющие бизнес и финансы отличаются незначительным инновационным тонусом, который сдерживается самим персоналом. Менеджеры, руководители фирм, директора предприятий, финансисты практически не знакомы с принципами управления сложными саморазвивающимися системами. Задачи, которые ставит перед ними жизнь, не решаются только потому, что они не могут понять их и сформулировать в системных категориях. Трагические последствия природных, экологических и техногенных катастроф в значительной мере обусловлены не просто непониманием системности, а неспособностью воплотить идеи в такие действия, которые не нарушали бы системные законы природы и общества.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА 4
1. 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМНЫХ ИДЕЙ 4
1. 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУКИ О СИСТЕМАХ 5
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СИСТЕМ 9
2. 1. ОСНОВНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ ВАРИАЦИИ ПОНЯТИЯ “СИСТЕМА” 9
2. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ СИСТЕМЫ 10
2. 3. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА 11
2. 4. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ 13
2. 5. СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ КЛАССИФИКАЦИИ СИСТЕМ 15
2. 6. СУЩНОСТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ 16
2. 7. СОСТАВ СИСТЕМЫ 21
2. 8. ПОНЯТИЕ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ 24
РАЗДЕЛ 3. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ 26
3. 1. МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА 27
3. 2. ВИДЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА 30
3. 3. СТРУКТУРА СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА 32
ВЫВОД 37
ЛИТЕРАТУРА 38
Рис.
2 Виды классификаций
систем
Предметная
классификация строится на основе выделения
всех видов конкретных систем. Такова,
например, классификация Стефана Бира,
которая представляет собой матрицу (табл.
4).
Таблица 4
Классификация
систем по Ст. Биру
Системы | Простые | Сложные | Очень сложные |
Детерминированные | |||
Вероятностные |
В клетки данной матрицы заносятся конкретные разновидности существующих систем (обычная оконная задвижка — простая детерминированная система, а общество — вероятностная очень сложная система).
Категориальные классификации выделяют системы по некоторым признакам, общим для всех систем. Такой подход был реализован Б. А. Гладких с соавторами на основе определения системы А. И. Уемовым в триаде “вещь” — “свойство” — “отношение” (табл. 5).
Таблица 5
Классификация
систем по Б. А. Гладких
Категориальные
характеристики |
Компоненты системы | ||
Свойства | Элементы | Отношения | |
Моно | |||
Поли | |||
Статические | |||
Динамические
(функционирующие) |
|||
Динамические
(развивающиеся) |
|||
Детерминистские | |||
Случайные | |||
Простые | |||
Сложные |
Отсюда выделяются такие типы систем:
• монофункциональная детерминистская простая (работа часового механизма, небольшого предприятия);
• монофункциональная случайная простая (те же примеры, только при наличии помех);
• монофункциональная вероятностная сложная (системы с обилием и сложностью случай-ных факторов);
•
моноразвивающаяся
•
моноразвивающаяся
•
моноразвивающаяся
• полифункциональная детерминированная простая;
• полифункциональная детерминированная сложная;
• полифункциональная вероятностная простая;
• полифункциональная вероятностная сложная;
•
полиразвивающаяся
•
полиразвивающаяся
•
полиразвивающаяся
•
полиразвивающаяся
В классификации В. Г. Афанасьева четыре класса систем:
• системы, существующие в объективной действительности, неживой и живой природе, обществе;
• системы концептуальные, идеальные, которые иногда называют абстрактными;
• искусственные, которые созданы человеком;
• смешанные, в которые входят системы и элементы предыдущих систем.
В основу любой классификации должна быть положена концепция, объясняющая классифицируемые явления. Классификация представляет собой многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. В результате создается система соподчиненных понятий: делимое понятие — род, новые понятия — виды, виды видов (подвиды) и т.д. Концептуальный подход к классификации делает ее сущностной (рис. 3).
Для построения сущностной классификации систем к ним, как это не покажется тавтологично, нужно подходить с системных позиций. Любая система характеризуется четырьмя основными параметрами: субстанцией, строением, функционированием и развитием (рис. 3).
При этом под субстанцией понимается сущностное свойство предмета как целостности, основание и центр всех его изменений, активную их причину и источник функционирования. Под строением системы подразумевается наличие в системе элементов, связей и организации. Функционирование рассматривается как процесс реализации системой своих функций, а развитие — как процесс качественных изменений системы. Тогда система — это структурно-функциональная развивающаяся субстанциональная целостность.
Каждая из четырех составляющих сущностной характеристики системы может быть представлена совокупностями основополагающих параметров, соответствующих их природе. Так, субстанция может быть представлена природой систем, их сложностью, масштабами, детерминацией, происхождением и способом бытия. Для строения свойственны элементы, связи, организация, структура и сложность. Функционирование выражается равновесием, целью, результатом и эффективностью. Развитие характеризуется адаптивностью, скоростью, воспроизводством, вектором и траекторией.
Таблица
6
Классификация
систем
Основание
классификации |
Система | |
Вид | Характеристика | |
Субстанциональный уровень системы | ||
Природа
системы |
Физическая Техническая Кибернетическая Химическая Биологическая Социальная Интеллектуальная |
Cовокупность физических
элементов, интегри-
рованных на физических законах (поезд, мост, космические объекты) Cовокупность
деталей, техническое (станок, конвейер, техническое устройство) Множество взаимосвязанных объектов — эле- ментов системы, способных воспринимать, за- поминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться информацией (автопилот, регулятор температуры в холодильнике, ЭВМ, человеческий мозг, живой организм, биологи- ческая популяция, человеческое общество) Множество элементов, взаимосвязанных хими- ческими связями (молекула, химическое соеди- нение) Организмы или их сообщества (растение, жи- вотное) Общество
или некоторая его развивающаяся как целое (государство, эконо- мика, законодательство) Знание, способы познания и мышления (методы научного познания, математика) |
Способ
существования системы |
Абстрактная Материальная |
Единство некоторых
символов или знаков (те-
ория, система исчисления) Совокупность материальных явлений (город, горная система) |
Характер
детерминации |
Стохастическая,
вероятностная Детерминированная |
Поведение носит
вероятностный характер (це-
нообразование, игра) Поведение предопределено (падение предме- тов) |
Происхождение
систем |
Естественная Искусственная Естественно- искусственная |
Возникает и развивается
естественно, без вме-
шательства человека Возникает и развивается благодаря человеку Возникает и
развивается естественно и вмешательства человека |
Масштабы | Микромасштабная Макромасштабная Метасистема Мегосистема |
Относительно
небольшое образование (малая
или контактная группа, вирусы) Значительное по размеру образование Сверхбольшое образование (общество, планета) Бесконечное по размеру образование (Вселен- ная) |
Уровень строения системы | ||
Количество
элементов |
Одноклеточная
Бинарная Тринарная Четырехэлементная Многоэлементная |
Состоит из одного
элемента (Земля, клетка)
Состоит из двух элементов (Земля — Луна) Состоит из трех элементов (системы треуголь- ники) Состоит из четырех элементов (футбольное поле) Состоит из многих элементов (план города) |
Степень
открытости |
Открытая Закрытая |
Открыта для
воздействия внешней среды (де-
мократическое общество) Закрыта для воздействия внешней среды (то- талитарное общество) |
Характер
взаимодействия элементов |
Координационная
Иерархическая Координационно- иерархическая |
Элементы отличаются
равноправием (дружба, отделы одного уровня
в системе управления)
Элементы соподчинены (система управления) Объединяет равноправные и неравноправные элементы (общество) |
Степень
организован- ности |
Недостаточно
орга-
низованная система, или хаос-система Суммативная Организованная Заорганизованная |
Переходная
экономика, реорганизуемое
предприятие, кризис Неразвитое взаимодействие между элемента- ми (империя Александра Македонского) Выраженные организационными структурами (правительство, предприятие) Однозначно предопределенное поведение элементов (армия, тюрьма) |
Степень
сложности системы |
Простая Сложная Сверхсложная |
Состоит из небольшого
числа элементов и
связей между ними (телефонный абонент) Включает в себя большое число простых сис- тем (телефонная станция) Включает в себя большое число сложных систем (телефонная связь) |
Тип структуры | Линейная Сотовая Иерархическая Смешанная |
Линейная структура
взаимосвязи элементов
(цепь, участок метро) Разветвленные связи, множество путей про- хождения информации (связь) Соподчинение элементов (власть) Наличие всех типов структуры (предприятие) |
Наличие
информации о строении системы |
“Черный
ящик”
“Серый
ящик” “Белый ящик” |
С неизвестным
строением
С наличием некоторой информации о ее строении С известным строением |
Уровень функционирования системы | ||
Характер
воспроизвод- ства |
Воспроизводимая
окружающей средой Воспроизводящая себе подобных |
Последствия любых
действий Животные, растения |
Количество
функций |
Монофункциональная
Полифункциональная |
Реализация
одной функции (контроль)
Реализация одновременно нескольких функ- ций (система управления) |
Характер
размещения |
Плоскостная
Трехмерно-простран- ственная система Многомерная |
Размещена в
плоскости (земельный участок)
Городская среда Социальная технология |
Равновесие | Равновесная
Неравновесная |
Сохранение
равновесия (рынок)
Нарушение равновесия (конфликт) |
Цель | Одноцелевая Многоцелевая |
Ориентирована
на достижение одной цели
(карьера, система обслуживания) Направлена на достижение нескольких целей (человек, многопрофильная фирма) |
Эффективность | Неэффективная Средней эффективности Эффективная |
Отличается
низкой эффективностью (погрузка
неподготовленными людьми) Свойственна выраженная эффективность (груз- чик) Со значительной эффективностью (автопогруз- чик) |
Результат | С
нулевым
результатом Результативная С высоким результатом |
Не имеет
результата (пассивный работник)
Отличается результативностью (активный ра- ботник) Высокий синергетический результат (работого- лик) |
Уровень развития системы | ||
Способность
приспосабли- ваться |
Адаптивная Неадаптивная |
Способность приспосабливаться,
не теряя своей
идентичности (успевающие студенты первого курса) Не обладает способностью приспосабливаться (неуспевающие студенты первого курса) |
Способность
к движению (скорость) |
Статическая Динамическая |
Статические, неменяющиеся
образования (скала)
Характеризуется изменяемостью (экономика наиболее развитых стран) |
Вектор развития | Восходящего
Развития Нисходящая Стабильная |
Свойственен рост
показателей развития с той
или иной скоростью (экономика периода подъе- ма, политики с нарастающими рейтингами) Присуще падение показателей развития с той или иной скоростью (кризисная экономика, по- литики с падающей поддержкой электората) Свойственно сохранение показателей (системы устойчивого развития) |
Способность
самовос- производства |
Неорганическая Органическая |
Неспособность
к самовоспроизводству (механи-
ческие, технические системы) Способность к самовоспроизводству (организмы) |
Этап развития | Система-
зародыш Детская Молодая Зрелая Кризисная Переходная Деградирующая |
Находится на стадии
возникновения (зароды-
ши) На стадии становления (ребенок, новое государ- ство) В процессе достижения зрелости (молодежь, мо- лодое государство) Соответствует всем качествам зрелости (чело- век среднего возраста, развитое демократичес- кое государство) В процессе падения показателей, разрушения и перестройки (кризисная экономика) Переходит из одного состояния в другое (укра- инская экономика) Доминирование процессов ухудшения показа- телей и разрушения (экономика Украины нача- ла 90-х годов) |
Траектория
развития |
Линейная Нелинейная |
Подчиняется линейной
функции развития (ли-
нейные зависимости) Подчиняется нелинейным функциям развития (население планеты) |
На основании выделенных параметров можно дать классификацию системы на субстанциональном уровне, уровнях строения, функционирования и развития (табл. 6)
Внутреннее устройство системы представляет собой единство состава, организации и структуры системы. Состав системы сводится к полному перечню ее элементов, т.е. это совокупность всех элементов, из которых состоит система. Состав характеризует богатство, многообразие системы, ее сложность. Природа системы во многом зависит от ее состава, изменение которого приводит к изменению свойств системы. Например, меняя состав стали при добавке в нее компонента, можно получить сталь с заданными свойствами. Состав как определенный набор частей, компонентов элементов составляет субстанцию системы.
Состав — необходимая характеристика системы, но, отнюдь, не достаточная. Системы, имеющие одинаковый состав, нередко обладают разными свойствами, поскольку элементы систем: во-первых, имеют различную внутреннюю организацию, а во-вторых, по-разному взаимосвязаны. Поэтому в теории систем есть две дополнительные характеристики: организация системы и структура системы. Нередко их отождествляют. Элементы представляют собой кирпичики, из которых строится система. Они существенно влияют на свойства системы, в значительной степени определяют ее природу. Но свойства системы не сводятся к свойствам элементов.
Элемент— это далее не разложимая единица при данном способе расчленения, входящая в состав системы. Наличие связей между элементами ведет к появлению в целостной системе новых свойств (эмерджентность), не присущих элементам в отдельности. В силу этого подмножества элементов системы могут рассматриваться как подсистемы (компоненты), что зависит от целей исследования. Следует подчеркнуть, что понятие “элемент” опирается на понятие “простота”, под которой подразумевается свойство множества, выступающего в другом множестве как элемент. Однако отождествлять простоту и элементарность неправомерно. Развитие науки доказывает, что попытки сведения всех систем к элементарным образованиям носят временный характер. Всякий раз через некоторый период времени установленное и, казалось бы, незыблемое, элементарное оказывалось состоящим из более элементарного. Элементарность очень тесно связана с принципом неисчерпаемости материи — одним из фундаментальных принципов мироустройства. Для элементов системы характерны некоторые свойства.
Свойство — это вхождение вещи, элемента в некоторый класс вещей, когда не образуется новый предмет; характеристика, присущая вещам и явлениям, позволяющая отличать или отождествлять их. Все элементы обладают двумя видами свойств: первое — это элементальность при данном способе расчленения; второе, точнее группа свойств, — это свойства природы элементов. Речь идет о том, что для химических элементов свойственны валентность, атомные веса, для живых организмов — место в иерархии видов, активность, для человека — система ролей, статусов, ценностей, интересов и т.п.
Многое в системе зависит от типов элементов. Поэтому в теории систем значительную методологическую роль играет построение классификации элементов. Заметим, что этой проблеме в теории систем уделяется мало внимания: идея целостности, доминирующая в системном подходе, что называется “застилает глаза” и мешает видеть влияния природы элементов на природу системы. Поэтому вторичность элементов по сравнению с целым оказывается слабо исследованной. Интересную классификацию элементов дает В. А. Карташов, которая представлена табл. 7.
Таблица 7
Элементы системы могут быть классифицированы по более многообразным основаниям: по степени родства — гомогенный и гетерогенный; по степени самостоятельности — программный, адаптивный, инициативный; по времени существования—постоянный, временный; по роли в системе — основной, неосновной; по активности в системе — активный, пассивный. По характеру воздействия на систему: определенные или предсказуемые и неопределенные или непредсказуемые; по характеру восприятия сигнала — на отторгающие сигнал, преобразующие сигнал и передающие сигнал; по количеству входов-выходов — на элементы с одним входом без выхода, с одним выходом без входа, с одним входом и одним выходом, элементы с несколькими входами и одним выходом, с одним входом и несколькими выходами, элементы с несколькими входами и несколькими выходами. Элементы в системе находятся не сами по себе, а связаны один с другим. Под связью понимается любого рода взаимоотношения между частями системы. Она выступает в виде качества, которое присуще материи и заключается в том, что все предметы, явления объективной действительности находятся в бесконечно многообразной зависимости и в многообразных отношениях.
Связь — взаимное ограничение объектов, создающее ограничение на их поведение, зависимость между ними, обмен между элементами веществом, энергией, информацией. Связи играют исключительно важную роль в системе. На них ложится значительная смысловая нагрузка в понимании природы систем. Без них принципиально невозможна система. Это подметил А. И. Уемов: “Поскольку связь выступает в виде системообразующего отношения, то можно утверждать, что если предметы не существуют вне связи друг с другом, то они не существуют и вне соответствующей системы”. Связи выполняют в системе несколько функций, наиболее важные из них:
• системообразующая — связи выступают основой архитектоники системы, обеспечивают взаимодействие элементов, их взаимное влияние, участие в общесистемных процессах;