Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрыть понятие и сущность бюджетно-налоговой политики, выявить особенности проведения бюджетно-налоговой политики в переходной экономике Республики Беларусь, а также в развитых странах.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи исследования:
проанализировать и обобщить теоретические основы бюджетно-налоговой политики;
раскрыть особенности проведения фискальной политики в Республике Беларусь;
выявить проблемы существующие в бюджетно-налоговой сфере Беларуси и представить возможные пути их решения;
проанализировать особенности проведения фискальной политики в зарубежных странах.
Введение…………………………………………………………………………… 5
1 Теоретические основы бюджетно-налоговой политики ……………………... 7
1.1 Кейнсианская теория фискальной политики, направленная на совокупный спрос …………………………………………………………………………...…… 7
1.2 Теория экономики предложения ………………………...……………………. 9
1.3 Проблемы эффективности бюджетно-налоговой политики …….………… 10
2 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь на современном этапе ………………………………………………………………………….……..13
2.1 Анализ развития бюджетно-налоговой политики Беларуси на период 2008 – 2011 гг. ………………………………………………………………………...……13
2.2 Проблемы реализации фискальной политики Республики Беларусь на современном этапе …………………………………………………………….…. 18
2.3 Зарубежный опыт проведения бюджетно-налоговой политики……...……. 20
3 Совершенствование бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь...25
Заключение………………………………………………………………………… 28
Список использованных источников……………………………….…………..... 30
Приложение А. Воздействие инструментов фискальной политики на экономи-ку…………………………….…………………………………….……………..… 33
Приложение Б. Кривая Лаффера ………………………………...………………. 35
Приложение В. Структура консолидированного бюджета Республики Беларусь 2008 – 2011 гг. ……………………………………………………...………….….. 36
Для
обоснования путей повышения
экономической эффективности
2 Особенности фискальной политики Республики Беларусь на современном этапе
2.1
Анализ развития бюджетно-налоговой
политики Беларуси на
период 2008–2011 гг
Республика Беларусь относится к странам с малой, но открытой экономикой, для которых в условиях трансформационного периода характерно усиление бюджетно-налоговых методов государственного регулирования в сочетании с поддержанием фиксированного обменного курса, политикой стимулирования развития экспортоориентированного производства и импортозамещения.
В Беларуси традиционно проводится умеренная фискальная политика, которая имеет следующие направления:
В 2008 – 2011 гг. бюджетно-налоговая политика была направлена в основном на инвестирование бюджетных средств в развитие экономики и социальной сферы. В этот период наблюдается общая тенденция роста доходов и расходов консолидированного бюджета (Приложение В). Только в 2009 году поступление доходов сократилось по сравнению с 2008 годом, что было обусловлено влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики [3].
При проведении бюджетно-налоговой политики, большое внимание белорусскими органами власти уделяется работе по увеличению государственных доходов и изысканию дополнительных источников финансирования государственных расходов. Одной из главных экономических задач современного этапа является поиск резервов увеличения доходной части бюджета за счет привлечения дополнительных неналоговых доходов, так как традиционные налоговые источники нельзя увеличивать бесконечно. Такими источниками в рассматриваемый период были часть прибыли Национального банка Республики Беларусь доходы за пользование банками средств республиканского бюджета; доходы по бюджетным займам; доходы на доли акций, находящихся в республиканской собственности; часть прибыли республиканских унитарных предприятий; доходы от конфискованного имущества [22].
Основными
доходными источниками консолидированного
бюджета в рассматриваемый период были
НДС, доходы от ВЭД, налог на прибыль и
акцизы. Их доля в бюджете составляет в
среднем 45 % (рис.1).
Рисунок 1 –Структура налоговых доходов консолидированного бюджета за 2010 – 2011 гг.
Большое значение имеет повышение эффективности государственных расходов и сокращение уровня расходов по отношению к ВВП (рис. В.2., В.3., приложение В). В бюджете на 2008 – 2011 гг. сохраняется социальная направленность расходов бюджета. Доля расходов на образование составляет в среднем 15 % ВВП, на здравоохранение и социальную политику соответственно 12 % и 8,5 %. Практически не изменился удельный вес расходов на культуру и искусство, кинематографию, на СМИ, физическую культуру и спорт.
В области социальной политики намечен ряд приоритетов, на реализацию которых придется задействовать средства республиканского бюджета. Это ограничение роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги; рост заработной платы работников бюджетной сферы; рост пенсий; рост стипендий; поддержка малообеспеченных и многодетных семей и т.д [32].
В структуре консолидированного бюджета расходы на национальную экономику и социальные расходы являются наиболее крупными статьями функциональной классификации, составляя 31 и 37% от общих расходов, соответственно. В разрезе по статьям экономической классификации, наиболее крупными статьями расходов являются заработная плата, субсидии и трансферты, и капитальные расходы, на финансирование которых суммарно приходится около 80% всех расходов консолидированного бюджета (рис. 2).
Одним из факторов, который ранее приводил к дисбалансам в белорусской экономике и к увеличению отрицательного сальдо, являлось значительное повышение заработных плат. В 2010 году повышение заработной платы и пенсий в общей сумме составило 50 процентов нарастающим итогом за год, включая повышение на 30 процентов с 1 ноября 2010 года. Влияние этой меры сказалось и на бюджете 2011 года, когда расходы на заработную плату составили 23,6 трлн. руб., или 29,7 % от общего объема бюджетных расходов. С целью удержания государственных расходов на приемлемом уровне, в среднесрочной перспективе Правительство Беларуси планирует сохранять расходы на заработную плату на уровне 2011 года. [12].
Примечание — Источник: [15].
Несмотря
на некоторое сокращение объемов
финансирования по статье субсидий и
трансфертов в течение последних
нескольких лет, их объем
в скорректированном
В свете предпринимаемых правительством мер по консолидации бюджета улучшению его сбалансированности, а также в целях более эффективной защиты наиболее уязвимых слоев населения в условиях прогнозируемой высокой инфляции и снижения реальных доходов, структура государственной поддержки по данной статье несомненно, должна быть пересмотрена. В первую очередь, должны быть улучшены адресные помощи. В соответствии с анализом, проведенным МВФ, в настоящее время получателями средств, распределяемых в рамках данной статьи, являются, в основном домохозяйства, не относящиеся к категории бедных. Во вторых, субсидирование предприятий как по объемам, так и по категориям предприятий, вероятно, требует дополнительного анализа и подтверждения рациональности продолжения поддержки. В первую очередь, это касается субсидий сельскому хозяйству. Стоит отметить, что субсидирование ЖКХ и транспорта (составляющих в сумме около 1% ВВП) показывает явную тенденцию к сокращению за счет постоянного повышения тарифов для населения на эти услуги [11].
Отличительной особенностью бюджетно-налоговой политики Беларуси в рассматриваемый период является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне – в пределах 2– 3 % ВВП (рис.3). Благодаря высоким темпам роста экономики и соответствующе высоким доходам, бюджет сектора государственного управления был профицитным вплоть до кризиса 2009 года. Однако, политика стимулирования роста экономики, активно проводившаяся в 2009 – 2010 годах на фоне уже сформировавшихся дисбалансов, негативно отразилась на состоянии государственных финансов. В 2009 году дефицит бюджета составил 1,8 % ВВП, а в 2010 году он расширился до 2,6 % ВВП.
Для стабилизации макроэкономической ситуации и сокращения внешних дисбалансов, правительство Республики Беларусь приняло решение о сокращении дефицита бюджета сектора государственного управления в 2011 году с 3,4% ВВП, утвержденных ранее, до 1,4% ВВП за счет сокращения ряда расходов. Сокращению были подвергнуты капитальные расходы (на 20% в номинальном выражении, против утвержденного бюджета), и субсидии транспорту и ЖКХ (как результат планируемого повышения тарифов для населения) [14].
Рисунок 3 – Консолидированный бюджет в 2009 – 2011 гг., в % ВВП.
Примечание — Источник: Собственная разработка на основе источников [3,11].
Основной причиной возникновения дефицита государственного бюджета становится недостаточность объема финансовых ресурсов для покрытия многочисленных расходов. Особенностью финансового планирования Республики Беларусь является приоритет в определении расходов. Это означает, что сначала определяется размер необходимых финансовых расходов по предметно-целевому назначению, а затем изыскание финансовых ресурсов, способных их обеспечить.
В
бюджетной политике нашего государства
реализуется пассивная форма
дефицита. Это означает, что большая
часть бюджетных средств
Актуальной
остается проблема по снижению задолженности
перед бюджетом, а также весь комплекс
мер по ее принудительному взысканию.
Самое пристальное внимание работники
налоговых органов обращают на выявление
теневых оборотов и незарегистрированной
предпринимательской
Что же касается фискальной политики Беларуси, проводимой в текущем, 2012 году, то следует сказать, что правительство принимает все необходимые меры, чтобы бюджетно-налоговая политика носила характер сдержанного исполнения. Результаты показывают, что за первый квартал по доходам и республиканского бюджета и местных бюджетов исполнение идет в запланированных размерах. Правительству удалось сбалансировать бюджет с профицитом примерно в 800 млрд. руб., при наличии планового дефицита в 1,5 трлн. руб. То есть суммарный эффект, который оказал бюджет экономике, составил 2,3 трлн. руб. Тем самым удалось сократить внутренний спрос в экономике за счет только бюджетных мер .Таким образом, бюджет взял на себя серьезную роль в стабилизации макроэкономической ситуации в Беларуси.
Такие подходы к реализации бюджета будут продолжены и в дальнейшем в течение года. Министерство финансов обеспечит снижение дефицита бюджета с 3% до 1,5% к ВВП. Он уже выработал определенные шаги, как это будет достигаться. «Главные особенности будут связаны с тем, что местные бюджеты поставлена задача исполнить в запланированных размерах без направления на дополнительные расходы дополнительные получаемые доходы. Если в течение года местные бюджеты получат дополнительные ресурсы в рамках исполнения своих бюджетов, то это станет хорошим источником выполнения ранее взятых на себя обязательств перед банками, которые сегодня нуждаются в притоке ресурсов для финансирования и госпрограмм и экономики в целом», – отметил Министр финансов М.Л. Ермолович.
Что касается республиканского бюджета, то здесь правительство пойдет на серьезное сокращение бюджета. Планируется сокращение расходов на 1,7 трлн. руб. «Главным образом это произойдет за счет снижения расходов на инвестиционную деятельность, снижения капитальных расходов, связанных с проведением ремонта, в определенной степени пройдет сокращение и расходов на текущее содержание бюджетных организаций», – сообщил Министр. При этом он добавил, что тех ресурсов, которые будут направляться в бюджетные организации, будет вполне достаточно для устойчивого функционирования бюджетной сферы [18].
Представленный
выше анализ показал, что бюджетно-налоговая
политика проводимая в Беларуси характеризуется
как положительными, так и отрицательными
результатами. Негативные моменты свидетельствуют
прежде всего о несовершенстве данного
вида макроэкономической политики, что
вызывает необходимость выявления ее
проблем и нахождения основных путей реформирования.
2.2 Проблемы реализации фискальной политики Республики Беларусь на современном этапе
Как уже было отмечено ранее, проводимая в Беларуси бюджетно-налоговая политика недостаточна эффективна – она не содействует достижению макроэкономических целей, основными из которых являются: стабильный экономический рост, полная занятость ресурсов, стабильный уровень цен. Эти обстоятельства говорят о том, что фискальная политика сталкивается с серьезными проблемами, что обусловлено в большей мере структурными характеристиками экономической модели Беларуси.
Основным недостатками проводимой в настоящее время в нашей стране фискальной политики является ее преимущественно фискальный характер – особое внимание уделяется не расширению налоговой базы, а сбалансированности бюджета. Это сдерживает производственно–инвестиционную активность товаропроизводителей.
С позиции фискального значения важнейшую роль играют косвенные налоги. Однако известно неоднозначное влияние косвенных налогов на экономическую ситуацию. С одной стороны, они являются наиболее стабильным и гарантированным источником поступлений в бюджет, с другой - являются одним из значимых ценообразующих факторов. Для налоговой системы Республики Беларусь актуальна проблема увеличения удельного веса косвенных платежей. В республике снижается значение прямого налогообложения.
Усиление роли косвенных налогов усиливает социальную несправедливость, поскольку лица с высоким уровнем доходов могут значительную их часть обращать в накопление, а лица с низкими размерами доходов вынуждены полностью направлять их на покупку товаров первой необходимости.
Информация о работе Особенности фискальной политики Республики Беларусь на современном этапе