Особенности фискальной политики Республики Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:05, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрыть понятие и сущность бюджетно-налоговой политики, выявить особенности проведения бюджетно-налоговой политики в переходной экономике Республики Беларусь, а также в развитых странах.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи исследования:
проанализировать и обобщить теоретические основы бюджетно-налоговой политики;
раскрыть особенности проведения фискальной политики в Республике Беларусь;
выявить проблемы существующие в бюджетно-налоговой сфере Беларуси и представить возможные пути их решения;
проанализировать особенности проведения фискальной политики в зарубежных странах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 5
1 Теоретические основы бюджетно-налоговой политики ……………………... 7
1.1 Кейнсианская теория фискальной политики, направленная на совокупный спрос …………………………………………………………………………...…… 7
1.2 Теория экономики предложения ………………………...……………………. 9
1.3 Проблемы эффективности бюджетно-налоговой политики …….………… 10
2 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь на современном этапе ………………………………………………………………………….……..13
2.1 Анализ развития бюджетно-налоговой политики Беларуси на период 2008 – 2011 гг. ………………………………………………………………………...……13
2.2 Проблемы реализации фискальной политики Республики Беларусь на современном этапе …………………………………………………………….…. 18
2.3 Зарубежный опыт проведения бюджетно-налоговой политики……...……. 20
3 Совершенствование бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь...25
Заключение………………………………………………………………………… 28
Список использованных источников……………………………….…………..... 30
Приложение А. Воздействие инструментов фискальной политики на экономи-ку…………………………….…………………………………….……………..… 33
Приложение Б. Кривая Лаффера ………………………………...………………. 35
Приложение В. Структура консолидированного бюджета Республики Беларусь 2008 – 2011 гг. ……………………………………………………...………….….. 36

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ!!!!.docx

— 743.55 Кб (Скачать документ)

     Важным  недостатком налоговой системы  Республики Беларусь является высокий  уровень налогообложения субъектов  хозяйствования. Современная налоговая  система Республики Беларусь до сих  пор оказывает угнетающее воздействие на производственный сектор экономики. Многие предприятия вынуждены использовать различные нелегальные схемы ухода от налогов, связанные с обращением наличных денег.

     Еще одной проблемой белорусской  налоговой системы является большое  количество налогов и сборов, а  также их нестабильность, что усложняет механизм налогообложения в целом, порождает излишний документооборот и увеличивает затраты, связанные с взиманием налогов, ведет к многократному обложению одной и той же налоговой базы (в частности, фонда заработной платы), к инфляционному повышению цен. Особенно негативно отражается на неконкурентоспособности белорусских предприятий многочисленные налоги, исчисляемые на фонд заработной платы и включаемые в себестоимость продукции. Эти налоги выступают мощным фактором роста цен, что ведет к трудностям сбыта, замедлению оборачиваемости капитала, уменьшению прибыли и другим негативным последствиям для предприятий [34].

     Одной из проблем существующей налоговой  системы является применение различных внебюджетных (целевых бюджетных) фондов. Mножественность целевых налогов даже при умеренных ставках по каждому виду в сумме приводит к значительному усилению налогового бремени. Кроме того, используемый механизм включения отчислений в целевые бюджетные фонды в цену продукции влечет увеличение стоимости продукции и, как следствие, неконкурентоспособность белорусской продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

     Требует существенной доработки вопрос предоставления налоговых льгот. В большинстве  случаев они нарушают принцип  справедливости и равнозначности налогообложения по отношению к участникам экономической деятельности, не пользующихся налоговыми привилегиями, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает увеличение налоговой нагрузки для других. Льготы по косвенным налогам по отдельным видам деятельности или продукции не достигают конечного потребителя, не вызывают желаемого социального эффекта к снижению цен, которые независимо от предоставляемых льгот достигают уровня спроса [10].

     Анализ  бюджетно-налоговой системы свидетельствует, что в Беларуси высока доля централизации  финансовых ресурсов в государственном  бюджете. Экономическая  модель  Беларуси  предусматривает  ведущую роль  государства  и основанная  на  незавершенной  реструктуризации  сектора  предприятий  и  широком  перераспределении доходов, что находит свое выражение в значительных расходах бюджета на различные трансферты и субсидии домашним хозяйствам и предприятиям. Кроме этого нерациональными и неэффективными являются субсидии в энергетическом секторе, сельском хозяйстве и некоторых других отраслях экономики.

     Сельское  хозяйство в нашей стране является в значительной мере нерентабельным и характеризуется наличием предприятий со стремительно растущим уровнем задолженности, что создает значительные фискальные риски. "Не реформированное и не эффективно функционирующее сельское хозяйство Беларуси является бременем для государственного бюджета. Удельный вес сектора в ВВП составляет 8%; при этом он получает до 5% ВВП в виде государственной поддержки" – отмечают эксперты Всемирного банка [9].

     Эксперты  также рекомендуют пересмотреть несправедливые, по их мнению, энергетические субсидии. По данным Всемирного банка, бюджетные расходы в результате заниженных энергетических тарифов составляют в Беларуси около 2% ВВП на фоне роста стоимости импорта энергоресурсов из России [11].

     Также отмечается, что в Беларуси функционирует одна из наиболее масштабных систем социальной помощи в регионе. Социальная составляющая расходов бюджета превышает 50 %. Существующий категориальный механизм социальной помощи приводит к тому, что значительную часть пособий получают домашние хозяйства, которые не являются малообеспеченными.

  Эксперты Всемирного банка также подчеркивают необходимость реформирования пенсионной системы в Беларуси, что обусловлено высокой ставкой взносов на социальное страхование. Взятые вместе, максимальные предельные ставки налогов на фонд оплаты труда достигают  величины  свыше  40  процентов.  Постепенное  и  неуклонное  повышение  пенсий  в  связи  с  их индексацией на рост заработной платы не позволяет понизить высокие предельные ставки налогов на фонд оплаты труда, что создает отрицательные стимулы для предпринимателей и формирует заинтересованность в неполном раскрытии доходов [6].

  Завершая рассмотрение данного вопроса следует еще раз подчеркнуть основные проблемы, которые характерны для нашей страны при проведении фискальной политики: преимущественно фискальный характер, который сдерживает производственно-инвестиционную активность товаропроизводителей; сильный налоговый пресс; неравномерное распределение налогового бремени; высокая доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете; нерациональные расходы на сельское хозяйство; несправедливые энергетические субсидии; масштабная система социальной помощи. Указанные недостатки отражают необходимость дальнейшего совершенствования бюджтно-налоговой системы Республики Беларусь и проведения комплекса реформ бюджета в целях сокращения государственных расходов и снижения налоговой нагрузки. 
 

2.3 Зарубежный опыт проведения бюджетно-налоговой политики

     Во  всем мире фискальные меры достаточно схожи: с помощью фискальной политики государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит, бюджетную политику.

     Зарубежный   опыт   свидетельствует,   что   с   изменением   экономической  ситуации,   должна   изменяться   и   роль   государства   в   рыночном   механизме  хозяйствования,   следовательно   –   и   направления   целенаправленного  использования   государством   рыночных   рычагов,   в   том   числе   налоговой   и бюджетной систем как инструментов рыночного хозяйствования.

     Особенности бюджетно-налоговой политики могут  быть изучены на опыте зарубежных стран. Выбор страны и модели фискальной политики зависит от государственного устройства (федерация, унитарное государство) и социально-экономической ситуации, складывающейся в стране. Для Беларуси наибольший интерес представляет бюджетно-налоговая политика, проводимая в унитарных государствах.

     Одним из высокоразвитых государств Западной Европы является Великобритания. Страна является родиной науки о налогообложении. Становление и реформирование бюджетно-налоговой системы занимают два столетия. Великобритания имеет развитую налоговую систему. Время подтвердило ее стойкость и жизнеспособность [6].

      Разнообразные виды налогов обеспечивают государственным органам возможность контроля над каждым плательщиком налога (физическим и юридическим лицом), а, следовательно, над производством, обращением, распределением и потреблением. Законодательство Великобритании предусматривает благоприятные условия обложения инвестиций. Данный опыт важен для Беларуси в области привлечения иностранных инвестиций для поднятия производства, повышения качества жизни населения.

       Налоги играют основную роль (около 90%) в формировании доходной части английского государственного бюджета. Основным среди прямых налогов является подоходный налог, который дает 2/3 поступлений от прямых налогов. В Великобритании действует шедулярная форма построения подоходного налога, которая предполагает деление дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода (жалованье, дивиденды, рента и т.п.). Каждая из шести шедул облагается особым порядком. Такое раздельное обложение доходов преследует цель «настигнуть доход у источника» [30].

  В настоящее время в Великобритании действуют 3 ставки подоходного налога – 20%, 25% и 40%. Важное место занимают взносы на нужды социального страхования, расходуемые на выплату пенсий и пособий. Среди налогов на потребление все большую роль играет налог на добавленную стоимость. Он занимает по доле в доходах второе место после подоходного налога и формирует примерно 17% бюджета страны.

     Относительно  расходной части бюджета можно  отметить следующее: в связи с быстрым ростом расходов государства по регулированию экономики в интересах монополистического капитала, с каждым годом растут расходы на  содержание государственного аппарата, на научно-исследовательские цели в перспективных отраслях, на субсидии и кредиты местным органам власти.

     На  сегодняшний день принято направление  на повышение статей расходов для  более эффективного использования  государственных средств как  центральным, так и местным правительством. В качестве приоритетных были названы расходы на образование, профессиональное обучение, создание новых рабочих мест и здравоохранение [31].

     В целом можно заключить, что британская бюджетно-налоговая система, являясь довольно сложной, однако она определяет более льготные условия налогообложения по сравнению с Беларусью и большинством других европейских стран за счет значительно более низких обязательных социальных налогов при стимулировании добровольных пенсионных взносов и сбережений и несколько более низких ставок НДС и подоходных налогов с корпораций и физических лиц [21].

     Также представляет интерес рассмотреть  бюджетно-налоговую систему Франции. Превалирующую роль в доходах бюджета Франции играют налоги. На них приходится 90% всех доходов бюджета. Налоговая система включает прямые и косвенные налоги и взносы на социальное страхование. Косвенные налоги играют ведущую роль [32].  В настоящее время налоговая система Франции обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направлений экономико-социальной политики государства.

     Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог  на добавленную стоимость. НДС составляет 50% от косвенных налогов. Налоговая система нацелена в основном на обложение потребления. Налоги на доходы и на собственность являются умеренными. Отличительная черта налоговой системы Франции – высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН). Так, сумма взносов в ФСН в структуре обязательных отчислений составляет 43,3 %, что значительно превосходит крупнейшие развитые страны (в Германии – 37,4 %, Великобритании - 18,5%, США - 29,7 %). Основной налог, дающий большую часть поступлений НДС - 45 %.

     Также налоговая система Франции характеризуется  эластичностью, которая заключается в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюнктуры законодательно уточняются ставки налогов. Правила же применения налогов обычно стабильны в течение ряда лет [27].

      В течение ряда последних лет наблюдается тенденция снижения ставок с одновременным расширением базы за счет отмены льгот и привилегий. Налогоплательщику предоставляется право выбора налога или налоговой ставки. Льготы по НДС имеют предприятия, делающие инвестиции. Они заключаются в вычете из НДС сумм, направляемых на инвестиции. В целом, французский НДС представляет собой более гибкую структуру, нежели в Беларуси. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Но при всей своей гибкости французский НДС обеспечивает 45% всех налоговых поступлений, что говорит о его эффективности.

     Cтатьи расходов государственного бюджета Франции и Беларуси схожи по приоритетным направлениям, таким как: социальная политика, образование, ЖКХ [32].

      Особый интерес для изучения зарубежной бюджетно-налоговой политики унитарных стран представляет налоговая система Японии. Налоговая система Японии сложилась еще в XIX веке. Действующая в настоящее время налоговая система Японии сформировалась в 1950-е годы, претерпев в последующий период незначительные организационные и законодательные изменения [13].

     Доходная часть бюджета Японии состоит из налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока. Но в последние годы в Японии была провозглашена политика снижения налогового бремени.

      В Японии более 64 % всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, остальные – за счет местных налогов. Значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. Распределение налогов – это как бы зеркальное отражение их сбора: примерно две трети финансовых ресурсов расходуется на местные нужды, а остальные средства идут на выполнение общегосударственных функций.

       Доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строятся не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют около 85% и неналоговые средства – 15%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. Сюда входят: арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года [17].

Информация о работе Особенности фискальной политики Республики Беларусь на современном этапе