Особенности фискальной политики Республики Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:05, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрыть понятие и сущность бюджетно-налоговой политики, выявить особенности проведения бюджетно-налоговой политики в переходной экономике Республики Беларусь, а также в развитых странах.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи исследования:
проанализировать и обобщить теоретические основы бюджетно-налоговой политики;
раскрыть особенности проведения фискальной политики в Республике Беларусь;
выявить проблемы существующие в бюджетно-налоговой сфере Беларуси и представить возможные пути их решения;
проанализировать особенности проведения фискальной политики в зарубежных странах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 5
1 Теоретические основы бюджетно-налоговой политики ……………………... 7
1.1 Кейнсианская теория фискальной политики, направленная на совокупный спрос …………………………………………………………………………...…… 7
1.2 Теория экономики предложения ………………………...……………………. 9
1.3 Проблемы эффективности бюджетно-налоговой политики …….………… 10
2 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь на современном этапе ………………………………………………………………………….……..13
2.1 Анализ развития бюджетно-налоговой политики Беларуси на период 2008 – 2011 гг. ………………………………………………………………………...……13
2.2 Проблемы реализации фискальной политики Республики Беларусь на современном этапе …………………………………………………………….…. 18
2.3 Зарубежный опыт проведения бюджетно-налоговой политики……...……. 20
3 Совершенствование бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь...25
Заключение………………………………………………………………………… 28
Список использованных источников……………………………….…………..... 30
Приложение А. Воздействие инструментов фискальной политики на экономи-ку…………………………….…………………………………….……………..… 33
Приложение Б. Кривая Лаффера ………………………………...………………. 35
Приложение В. Структура консолидированного бюджета Республики Беларусь 2008 – 2011 гг. ……………………………………………………...………….….. 36

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ!!!!.docx

— 743.55 Кб (Скачать документ)

      Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. В стране действуют около 25 государственных и 30 местных налогов. Основу бюджета составляют прямые налоги, которым отдается очевидное предпочтение. Самый высокий доход государству приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений.

     Несмотря на незначительный удельный вес местных налогов  в совокупном доходе бюджета, местное налогообложение является составной частью системы налогообложения Японии. Вся система финансирования производственной и социальной инфраструктуры, подготовки и переподготовки рабочей силы, коммунально-жилищно-бытового обслуживания осуществляется через местные органы власти.

      Несмотря на высокие ставки налогов, государство предоставляет значительный необлагаемый минимум, который учитывает семейное положение человека. От уплаты налогов освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительные льготы имеют многосемейные. В современной Японии приветствуются семьи, в которых работают оба супруга примерно с одинаковыми доходами, поэтому пары, где работает только один супруг, несут более тяжелое налоговое бремя [22].

     Социальное обеспечение включает разные виды денежных выплат (пенсии, пособия) и оказание льготных услуг нетрудоспособным и безработным. В зависимости от источников финансирования социальное обеспечение подразделяется на социальное страхование — обеспечение нетрудоспособных за счет бюджетных средств и на производственное страхование — за счет фондов, создаваемых на предприятиях для выплаты пенсий и пособий.

      Источниками финансирования социального обеспечения являются автономные фонды государственного социального страхования, средства государственного и местных бюджетов, пенсионные фонды предприятий.

      Фонды государственного социального страхования создаются за счет взносов трудящихся, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета. Ресурсы этих фондов дополняются также доходами, получаемыми от инвестиций самого фонда.

      В Японии существует довольно хорошо развитая система поощрений как национальных, так и иностранных инвестиций, основные цели которой можно свести к созданию благоприятных условий для дальнейшего развития осуществляемой в рамках национальной экономики структурной перестройки, а также для ускорения экономического роста относительно менее развитых регионов страны. Для иностранной предпринимательской деятельности в Японии наиболее важное значение имеет система поощрения инвестиций в периферийных районах страны. Многие иностранные предприниматели, имеющие значительный опыт работы на японском рынке, знают, что организация производственной деятельности в таких районах требует не только намного меньших затрат, но может быть осуществлена в более сжатые сроки и относительно проще [17].

     Из всех вышеперечисленных характеристик бюджетно-налоговой системы особое внимание нашему правительству следует обратить на укрепление финансов местных органов самоуправления, рассмотреть вопрос о тяжести налогового бремени, а также разработать программы и мероприятия по созданию и укреплению инвестиционного климата страны, с целью привлечения иностранных инвестиций. Основными средствами поощрения инвестиций, желательных с точки зрения содействия решению стоящих перед страной экономических задач, являются налоговые льготы, субсидии и финансовые льготы.

      В заключение этой главы следует сказать, что изучение зарубежного опыта проведения бюджетно-налоговой политики имеет важное значение в условиях переходной экономики, когда многие стороны общественно-экономической жизни предстоит еще реформировать. Важно правильно оценить возможности использования этого опыта в осуществлении налогового реформирования. Несомненно, что простое копирование бюджетно-налоговой системы какой-либо высокоразвитой страны не принесет желаемых результатов, так как любая система должна строиться с учетом всех особенностей условий ее функционирования. Но отдельные элементы, способные прижиться в условиях Республики Беларусь и поднять бюджетно-налоговую систему страны на качественно более высокий уровень, могут и должны быть учтены и использованы при решении вопросов реформирования системы налогообложения, для того чтобы устранить существующие в ней проблемы. 
 
 
 
 
 

  1. Совершенствование бюджетно-налоговой  политики Республики Беларусь
 

     Представленные  в предыдущей главе недостатки бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь обусловливают необходимость поэтапного реформирования фискальной системы по следующим направлениям.

     С целью совершенствования налогообложения  в Республики Беларусь можно предложить следующие меры:

       • Следует больше внимания  уделять стимулирующей функции  налогообложения, расширению налоговой  базы. Постепенно снижая налоговую  нагрузку и обеспечивая тем  самым стабилизацию экономической  ситуации в республике необходимо  последовательно сокращать количество  налогов с оборота и смещать  акценты на прямое налогообложение;

     • Представляется возможным отмена отчислений в государственные целевые фонды, включаемые в цену или себестоимость, а необходимость осуществления  целевых мероприятий и программ может финансироваться за счет формирования в бюджете отдельных фондов исходя из общего объема бюджетных ресурсов.

       • Необходимо упорядочить предоставление  льгот особенно в отношении  налогов и сборов, которые напрямую  сказываются на уровне конкурентоспособности предприятий-налогоплательщиков [24].

       В области расходов бюджета, в связи со значительным сокращением налоговой нагрузки, предполагается  соразмерное  уменьшение  го-сударственной  поддержки реального сектора экономики. Выделяемые средства могут быть перераспределены  на  стимулирование  экспорта  и создание новых инновационных производств.

     Средства,  которые  направляются  на  бюджетное  субсидирование  организаций  ЖКХ, необходимо увязать  с повышением  тарифов на жилищно-коммунальные  услуги  для  населения. При этом тарифную политику на услуги

ЖКХ важно серьезно изменить, введя дифференцированную оплату коммунальных услуг, которая будет зависеть от объема и времени их потребления. Доведение до себестоимости оплаты населением ряда услуг позволит создать конкурентную среду на рынке жилищно-коммунальных услуг, привлечь к их предоставлению частный бизнес и, в конечном итоге, будет способствовать сокращению затрат по их оказанию [11].

     Следующим направлением реформирования структуры расходов бюджета Республики Беларусь является оптимизация расходов на сельское хозяйство.

  Цель  реформирования  заключается  в  обеспечении  устойчивого  долгосрочного  роста сельского  хозяйства  за  счет  усиления  акцента  на  вопросах  производительности  и  рыночной конкурентоспособности. Такая  программа  реформ  должна  основываться  на  изменениях  как политики регулирования, так и бюджетно-налоговой политики. Основными мерами могут быть:

      • Сокращение государственного контроля и регулирования. Реформирование налогово-бюджетных аспектов системы поддержки сельского хозяйства невозможно осуществить в отрыве от тесно с ним связанных структурных реформ  в  данном  секторе.  Структурные  реформы  позволили  бы  создать условия  для  постепенного  отказа  от  государственного  контроля  на  протяжении  цепочки  создания добавленной стоимости в сельском хозяйстве, включая упразднение целевых показателей по объемам производства  и  обеспечению  занятости,  отмену  регулирования  заработной  платы  и  цен  (как  на производимую продукцию, так и на производственные ресурсы), повышение управленческой свободы хозяйств и возможную приватизацию балансовых активов хозяйств.

     • Сокращение субсидирования процентных ставок для сельскохозяйственных предприятий и ужесточение условий доступа к кредитам для хозяйств [9].

     • Изменение структуры расходования средств. Акцент необходимо сместить с прямого финансирования на оказание поддержки крупным инвестиционным проектам (строительство животноводческих объектов, инфраструктуры хранения, переработки и продвижения продукции на рынок) при помощи льготных кредитов банков на выбор партнеров.

     Предполагается,  что  реализация  предлагаемых  реформ  положительно скажется  на  бюджете  и позволит сформировать меньший по объему, но в целом более прозрачный и эффективный пакет мер  поддержки  сельского  хозяйства [20].

     Эксперты Всемирного банка делают акцент на необходимости  реформировать  тарифную  политику  с  целью повышения рентабельности оказываемых энергетических услуг и сокращения бюджетной нагрузки, обусловленной заниженными тарифами. Однако такие меры должны сопровождаться укреплением системы адресной  социальной  помощи,  чтобы  нейтрализовать  неблагоприятное  воздействие  на  домохозяйства  с низкими доходами, а также финансовой и технической помощью для повышения эффективности конечного использования энергии с целью смягчения негативных социальных последствий.

  Для дальнейшего прогресса потребуется также укрепление регуляторной среды энергетического сектора с целью создания более благоприятных условий для частных инвестиций и конкуренции. Приоритетные  реформы  должны  быть  направлены  на  предоставление  энергетическим  компаниям возможности привлекать финансирование на коммерческих условиях и повышать свою эксплуатационную, управленческую и финансовую эффективность.

     Экономия  бюджетных  средств в  результате  предлагаемого  повышения  тарифов  оценивается  в  размере  1,4–3,3 % ВВП,  в зависимости от года и сценария изменения цен на газ [11].

     Также следует обратить внимание на реформирование пенсионной системы Беларуси. Основной задачей пенсионной системы в нашей стране является обеспечение долговременной финансовой устойчивости в условиях прогнозируемых демографических изменений при одновременном создании возможностей для финансово ответственного снижения ставки взноса. Варианты реформирования предусматривают oсуществление пакета параметрических реформ, призванных обеспечить возможности для финансово ответственного снижения ставок взносов, включая следующие меры: 1) отмена досрочного выхода на пенсию; 2) повышение пенсионного возраста на 6 месяцев в год для женщин и на 3 месяца в год для мужчин с доведением до 65 лет для обоих полов в 2030 году; 3) индексация пенсий на более высокий параметр: рост потребительских цен или рост номинальной заработной платы минус 3 процента; 4) постепенное снижение ставки взноса на пенсионное страхование с 29 процентов в 2010 году до 24 процентов в 2015 году; 5) введение условно-накопительных пенсионных счетов для усиления взаимосвязи между индивидуальными размерами пенсий и взносов.

  Фактически, все пять вариантов обеспечат значительный профицит пенсионного  фонда,  создавая  финансовые возможности  для  потенциального  снижения ставки  взноса. Прогнозируемая  экономия средств (разница между базовым вариантом и сценарием реформ) в течение следующих десяти лет находится в диапазоне от 1,3 до 3,4 процента ВВП в среднем в год [8].

     Также следовало бы пересмотреть расходную часть бюджета на социальную сферу в целях экономии средств бюджета. В частности, необходимо провести рационализацию категориальных льгот: отмена или сокращение неадресных пособий для экономии бюджетных средств. Вначале предусматривается сокращение регрессивных льгот при сохранении пособий с прогрессивным распределением. Что приведет к экономии расходов бюджета в объеме 0,23-0,3 процента ВВП [11].

     Исследование  недостатков фискальной политики Республики Беларусь и причин их обусловивших позволило в этой главе разработать рекомендации по повышению эффективности функционирования бюджетно-налоговой сферы, основными из которых являются: реформирование системы налогообложения с целью снижения налоговой нагрузки; реформирование системы поддержки сельского хозяйства; реформирование тарифной политики энергетических услуг; реформирование пенсионной системы с целью экономии средств бюджета. Предложенные направления реформ позволят усовершенствовать бюджетно-налоговую политику Республики Беларусь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   

  1. Фискальная политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования. Фискальную политику можно определить как совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию государственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей, главной из которых является обеспечение устойчивого экономического развития. В зависимости от механизмов регулирования фискальная политика делится на дискреционную и автоматическую. Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику.
  2. Оценивая эффективность фискальной политики можно выделить следующие положительные стороны: эффект мультипликатора, отсутствие внешнего лага, наличие автоматических стабиизаторов. Среди отрицательных характеристик можно отметить: временные проблемы, эффект вытеснения, неопределенность, дефицит бюджета.
  3. Анализ бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь показал, что в целом фискальная политика осуществляется успешно. Результатом реализации являются рост ВВП, постепенное снижение налоговой нагрузки на предприятия. Однако несмотря на это фискальная политика, проводимая нашим государством имеет ряд проблем, основными из которых являются: ее фискальный характер, сдерживающий производственно–инвестиционную активность товаропроизводителей; высокая налоговая нагрузка; высокие налоговые ставки и неравномерное распределение налогового бремени; высокая доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете; нерациональная поддержка сельского хозяйства; несправедливые энергетические субсидии; масштабная система социальной помощи.
  4. Опыт мировой фискальной политики показал, что формирование эффективной бюджетно-налоговой системы должно, с одной стороны, основываться на фискальных принципах, а с другой – учитывать социально-экономическое положение страны и модель макроэкономического регулирования, которую поддерживает правительство. Из бюджетно-налоговых систем рассмотреных стран (Великобритания, Франция, Япония) особое внимание правительству следует обратить на укрепление финансов местных органов самоуправления, рассмотреть вопрос о тяжести налогового бремени (особенно юридических лиц), а также разработать программы и мероприятия по созданию и укреплению инвестиционного климата страны, с целью привлечения иностранных инвестиций. Привлечение инвестиций является необходимым условием успешного развития страны. На полученные от инвесторов средства правительство может решить целый ряд общегосударственных проблем: содействие развитию малого бизнеса, промышленного и аграрного секторов экономики и др.
  5. Исследование недостатков фискальной политики в Беларуси позволило определить основные направления ее реформирования: реформирование системы налогообложения с целью снижения налоговой нагрузки; реформирование системы поддержки сельского хозяйства; реформирование тарифной политики энергетических услуг; реформирование пенсионной системы с целью экономии средств бюджета.

Информация о работе Особенности фискальной политики Республики Беларусь на современном этапе