Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 08:39, контрольная работа
На сегодняшний день в России существует ряд проблем, прослеживаются на всех уровнях экономики. К примеру, при анализе макроэкономического состояния РФ, можно столкнуться с не совсем адекватной оценкой уровня инфляции в стране, на отраслевом уровне – показатель P/E нельзя воспринимать как достоверный. На уровне компаний основной проблемой является официальная отчетность: отчетность, составленная по РСБУ, значительно отличается от той, что публикуется по МСФО. По российским стандартам, к примеру, в отчетности не раскрывается такой показатель как деловая репутация. В балансе, составленном по РСБУ, возможно завышение стоимости отдельных активов из-за капитализации расходов за период.
Введение.................................................................................................................3
1 Теоретические аспекты фундаментального анализа ......................................5
1.1 Понятие и сущность фундаментального анализа, его особенности.......... 5
1.2 Инструментарий фундаментального анализа .............................................. 7
1.2.1 Макроэкономический анализ ............................................................. ……7
1.2.2 Анализ отрасли................................................................................... …….13
1.2.3 Анализ компании ............................................................................... …….15
1.2.4 Анализ (оценка) ценных бумаг......................................................... …….19
2. Условия эффективного применения фундаментального анализа ......... ….24
3 Рекомендации по повышению эффективности проведения
фундаментального анализа в условиях российской экономики ......... ………26
Заключение ...........................................................................................................28
Список использованной литературы ................................................................ 30
позднее время, очевидно, сказался на выручке поставщиков и
производителей алкоголя.
4) Политические риски
Фактор политических рисков обязательно должен быть учтен,
поскольку нестабильная/непризнанная политическая система в стране в
любой момент может спровоцировать нестабильность в экономике, в
частности, и на фондовом рынке. В наше время фондовый рынок реагирует
практически на любые политические новости.
Для того чтобы фундаментальный анализ был эффективен, нужно
принять во внимание намечающиеся в стране грандиозные политические
события, такие как, выборы, смена партий, заключение новых межстрановых
соглашений, внутренние и международные конфликты и т.д. В то же время,
должны учитываться и прошлые политические события, поскольку они могут
влиять на текущую ситуацию в стране. Яркий пример тому – проведенная в
90-е годы в России приватизация, которая сохраняет свой эффект в
экономике страны и по сей день.
Основные сложности, на мой взгляд, состоят в том, чтобы, во-первых,
определить все возможные политические риски, а во-вторых, правильно
оценить их потенциальное влияние на экономику, отрасль и деятельность
компании. При этом необходимо провести сопоставление сроков
инвестирования и
5) Мировая конъюнктура
В ходе анализа приходится учитывать спрос и предложение на товары
и услуги и на международной арене, особенно это важно, если инвестор
планирует работать с ценными бумагами предприятий, которые занимаются
экспортом продукции.
Также с целью повышения эффективности фундаментального анализа
стоит рассмотреть основные тенденции в мировой экономике, основные
движущие силы. Необходимо
анализировать состояние
от которых зависит
экономика анализируемой
страны-экспортеры определенных товаров, страны-потребители,
формирующие спрос на продукцию рассматриваемого государства, а также
страны, в чьей валюте находятся государственные резервы.
6) Природные и прочие риски
Здесь в первую очередь имеется в виду возможная сезонность
производства, а также существующие природные ресурсы (месторождения,
почвы и проч.). Они должны приниматься во внимание в случае, если
существует взаимосвязь между ними и изучаемой отраслью.
К прочим рискам мы относим форс-мажорные обстоятельства.
Аналитик обязан принимать во внимание географическое
месторасположение страны, возможные катастрофические риски и их
возможное влияние на деятельность компаний, которые он изучает. Ярким
примером географического риска является катастрофа в Японии, которая
нанесла значительный урон многим отраслям производства.
Отдельно стоит отметить следующий момент. Как уже упоминалось, в
книге «Анализ ценных бумаг» авторы после экономического анализа
выделяли анализ рынков капитала. На мой взгляд, в отдельный блок эт
исследование выделять необязательно, то есть можно проанализировать
рынок акций (если планируются инвестиции в акции) и в ходе
макроэкономического анализа.
Здесь следует обратить на капитализацию рынка акций (в сравнении с
ведущими и сопоставимыми странами), объем торгов, количество эмитентов
и их доля в капитализации рынка, виды инвесторов, а также количество
новых эмитентов.
Таким образом, фундаментальный анализ на макроэкономическом
уровне является очень многогранным и характеризуется наличием множества
аспектов для изучения. Поэтому прежде чем браться за исследование, на мой
взгляд, необходимо определить состав двух групп факторов: общие факторы,
которые позволять составить
впечатление о состоянии
специфические, которые способны оказать влияние на состояние
анализируемой отрасли и компании. При этом нужно учитывать, что
методология расчета некоторых из них построена таким образом, что
реальная картина может быть искажена. Подробнее эти показатели мы
рассмотрим по ходу работы.
1.2.2 Анализ отрасли
Вторым этапом фундаментального анализа является изучение отрасли.
Как и в случае с макроэкономическим анализом, исследование отрасли
возможно исходя из множества разнообразных характеристик и факторов.
Рассмотрев подходы различных аналитиков и инвесторов, я выделила, на мой
взгляд, основные факторы, которые стоит принять во внимание при изучении
отрасли компании.
1) Основные экономические показатели, характеризующие
состояние отрасли
Как и в любом виде анализа, в анализе отрасли существует
бесчисленное множество расчетных показателей. Среди основных, которые
позволят составить общую картину о положении дел в отрасли, можно
выделить следующие:
a. Размер рынка (его емкость). Емкость рынка можно оценить по
объемам продаж за определенный период времени.
b. Информативным будет анализ вклада отрасли в ВВП страны, в
производительность труда, в занятость и прочие наиболее
распространенные
c. Прибыль отрасли, ее рентабельность, а также темпов роста.
d. Показатель P/E. Данный коэффициент в последнее время
пользуется особой популярностью среди инвесторов. И этот фактор должен
быть весьма информативен для аналитика, потому как он, по сути, выражает
рыночную стоимость единицы прибыли компании. Однако в литературе
существуют разногласия
по поводу правомерности его
частности в российских условиях. Во многом это связано с величиной
прибыли, с тем, как она должна быть оценена для адекватности показателя.
Подробнее остановимся на этом показателе в последующих главах.
Очевидно, что существуют многие другие показатели состояния
отрасли. Однако мы привели наиболее распространенные, но в то же время
позволяющие понять ситуацию в отрасли. И как было отмечено, на
отраслевом уровне так же существуют проблемы эффективности показателей
оценки.
2) Стадия/этап развития отрасли
Традиционно выделяют четыре этапа развития отрасли: зарождение,
быстрый рост, стадия «зрелости», спад. Сложно, с точки зрения
инвестирования, однозначно выделить наиболее удачный момент в
жизненном цикле отрасли. Этап «быстрого роста» привлекателен, поскольку
осуществляется рост игроков, мало вероятно их падение. Удачным
вариантом для инвестирования является стадия «зрелости», когда в лидеры
вырываются поистине победители, однако истории известны случаи
успешного инвестирования в компании отраслей, находящих на четвертом
этапе. То есть анализировать этап жизненного цикла необходимо в разрезе
вида отрасли, ее перспектив и положения компании в этой отрасли.
3) Значимость отрасли
Значимость отрасли можно рассматривать с точки зрения уже
упомянутых выше показателей вклада в макроэкономические показатели.
Помимо этого, необходимо определить наличие поддержки со стороны
государства у данной отрасли и госзаказов. Также стоит обратить внимание,
не относится ли отрасль к тем, что занимаются экспортом товаров.
4) Специфика отрасли
По сути, здесь предполагается рассмотрение тех факторов, которые
свойственны именно рассматриваемой отрасли. Это может быть
определенная сезонность продаж, зависимость от климатических условий, а
также постоянства спроса на продукцию. Важным фактором является
целевая аудитория отрасли, скажем, отрасль розничных продаж измеряется
иными показателями, нежели чем тяжелая промышленность.
5) Конкурентная среда
В первую очередь, стоит обратить внимание на вид существующей
конкуренции на рынке. Очевидно, монополия или олигополия не являются
очень привлекательными для инвестирования. Множество игроков на рынке
порождает более здоровую конкуренцию, а значит, повышает шансы найти
интересную компанию. Наличие слишком большого числа конкурентов
примерно одного уровня развития
также может оказаться
фактором.
В ходе изучения конкурентной среды достаточно важным аспектом
является правильный конкурентный анализ. К сожалению, универсальной
методологии его проведения не существует. Более того, разные показатели
могут совершенно по-разному характеризовать конкурентную ситуацию.
Поэтому эффективность фундаментального анализа во многом зависит от
того, насколько выбранные
параметры будут адекватно
отрасль.
6) Движущие силы и угрозы отрасли
Анализ движущих сил и угроз отрасли необходим, во-первых, потому
что он позволяет оценить дальнейшее движение отрасли в рамках
жизненного цикла. Во-вторых, их мониторинг в целом способен позволить
аналитику предвосхищать изменения цен акций. Скажем, если реализуются
угрозы отрасли, к примеру, введение административных барьеров при входе
на рынок, развитие может замедлиться.
7) «Отрасли-потребители»
Под «отраслями-потребителями» мы будем понимать те отрасли,
которые используют достижения других отраслей. К примеру, в свое время
были изобретены сканеры для считывания штрих-кодов с продуктов.
Компании-производители не оказались в сильном плюсе от этого
изобретения (в виду высокой конкуренции новинка быстро распространилась
среди производителей). А вот ритейлеры, напротив, ускорили свою работу,
что вызвало рост выручки, а соответственно, и рост цен на акции. Такие
отрасли полезно знать и наблюдать за ними, чтобы успеть во время
переключиться на них, если это станет выгоднее.
Рассмотрев основные моменты фундаментального анализа отрасли,
можно сделать вывод о том, что он не сильно отличается от
макроэкономического анализа, как, с точки зрения обширного числа
показателей, так и, к сожалению, с точки зрения факторов, способных
снизить эффективность его проведения.
1.2.3 Анализ компании
Анализ компаний, на мой взгляд, является самым интересным, но в то
же время, противоречивым этапом исследования.
1) Анализ
экономических показателей,
деятельность компании
С одной стороны, существует множество книг по экономическому
анализу. Авторы этих книг предлагают к анализу огромное разнообразие
коэффициентов и показателей. В частности, рассматривается вертикальный и
горизонтальный анализ баланса, анализ отчета о движении денежных средств
прямым и косвенным методом, анализ отчета о прибылях и убытках; расчет
коэффициентов ликвидности, платежеспособности, деловой активности,
рентабельности; выявление излишка/недостатка собственных оборотных
средств и т.д. Методика расчета основных финансовых показателей
рассмотрена в приложении А.
Все эти показатели характеризуют деятельность компании с разных
сторон и, безусловно, позволяют составить полную картину о ней. Но есть
два отрицательных момента: трудоемкость и большие временные затраты. В
связи с этим инвесторы, как правило, вырабатывают свои подходы к анализу
финансового положения компании, то есть выбирают определенный круг
показателей, на которые стоит обратить внимание.
Проанализировав подходы нескольких преуспевших инвесторов,
хотелось бы за базу взять следующую методику анализа.
a. Анализ баланса. В балансе предлагается к рассмотрению такой
показатель, как денежная позиция – сумма денег и денежных эквивалентов и
ликвидных ценных бумаг. Денежная позиция сравнивается с долгосрочными
обязательствами, ее превышение – хороший признак. Краткосрочные
обязательства не принимаются во внимание, поскольку предполагается, что
стоимость прочих активов компании (запасов и т.д.) способна их покрыть.
Путем вычитания из денежной позиции долгосрочных обязательств
определяется чистая денежная позиция.
Чистая денежная позиция, деленная на количество акций, дает так
называемый «скрытый возврат денег»10. Эту величину полезно сравнить с
ценой акции. Если цена акции превысит эту величину в 2-3 раза, эти ценные
бумаги привлекательны.
Полезно посмотреть и структуру капитала. Хорошим соотношением
считается 75% капитала – на собственный капитал и 25% – на заемный. В
структуре заемного капитала стоит обратить внимание на долю банковских
кредитов и облигационных займов. Банковский кредиты предусматривают
возврат по требованию, поэтому являются для компании менее выигрышной
формой заимствования.
К сожалению, нормы РСБУ таковы, что компания отражает все
события по факту получения документов, а не по факту их фактического
наступления. То есть, если по полученным в конце года кредитам документы
пришли в организацию лишь в январе, то годовой отчет о финансовом
состоянии будет искажен на величину этих обязательств. По МСФО все
события отражаются по факту их совершения. Поэтому инвестор должен в
ходе анализа отчетности учитывать существующие риски.
Аналитик обязан следить за динамикой запасов компании. К примеру,
их рост, превышающий темп роста продаж, – плохой признак. В то же время
их уменьшение у компании, которая находится в кризисе, можно
рассматривать как сигнал того, что ее дела начинают налаживаться.
Информация о работе Особенности применения фундаментального анализа в России