Особенности применения фундаментального анализа в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 08:39, контрольная работа

Описание

На сегодняшний день в России существует ряд проблем, прослеживаются на всех уровнях экономики. К примеру, при анализе макроэкономического состояния РФ, можно столкнуться с не совсем адекватной оценкой уровня инфляции в стране, на отраслевом уровне – показатель P/E нельзя воспринимать как достоверный. На уровне компаний основной проблемой является официальная отчетность: отчетность, составленная по РСБУ, значительно отличается от той, что публикуется по МСФО. По российским стандартам, к примеру, в отчетности не раскрывается такой показатель как деловая репутация. В балансе, составленном по РСБУ, возможно завышение стоимости отдельных активов из-за капитализации расходов за период.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
1 Теоретические аспекты фундаментального анализа ......................................5
1.1 Понятие и сущность фундаментального анализа, его особенности.......... 5
1.2 Инструментарий фундаментального анализа .............................................. 7
1.2.1 Макроэкономический анализ ............................................................. ……7
1.2.2 Анализ отрасли................................................................................... …….13
1.2.3 Анализ компании ............................................................................... …….15
1.2.4 Анализ (оценка) ценных бумаг......................................................... …….19
2. Условия эффективного применения фундаментального анализа ......... ….24
3 Рекомендации по повышению эффективности проведения
фундаментального анализа в условиях российской экономики ......... ………26
Заключение ...........................................................................................................28
Список использованной литературы ................................................................ 30

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по РБЦ.docx

— 84.97 Кб (Скачать документ)

1) Метод дисконтированных  денежных потоков (DCF). Является

основным методом доходного  подхода, поскольку может быть использован  в

случае неравномерного изменения  денежных потоков.

2) Метод капитализации. Стоимость компании в этом случае

рассчитывается как отношение  доходов компании к коэффициенту

капитализации. Такой расчет может использоваться в случае, если

существует стабильное изменение  денежных потоков, то есть они либо не

меняются, либо прирост является величиной постоянной. Применение

данного метода распространено в сфере оценки стоимости недвижимости, но

не бизнеса.

3) Методы, основанные на концепции экономической прибыли, а

именно:

a. EVA – метод экономической  добавленной стоимости

b. SVA – метод акционерной  добавленной стоимости

c. CVA – метод денежной  добавленной стоимости

d. MVA – метод рыночной  добавленной стоимости.

Несмотря на то, что доходный подход считается «эталонным»

подходом, помимо преимуществ, у него можно выделить и отрицательные

характеристики.

На основе выделенных преимуществ  и недостатков доходного подхода

можно выделить следующие  условия эффективного применения доходного

подхода:

1. Компания является  действующей – будет продолжать

существовать  в будущем. Это скорее даже не условие  эффективности

результатов доходного  подхода, а условие его применимости, так как без

будущих денежных потоков компании этот подход не осуществим. Сюда же можно отнести условия положительных текущих и будущих денежных

потоков, которые  генерирует компания.

2. Наличие достоверной  информации о будущих доходах  и расходах

компании. Результаты применения доходного подхода могут  быть

подвержены сильному искажению ввиду того, что нельзя точно определить,

какие показатели будет демонстрировать компания в будущем. Поэтому чем достовернее у инвестора информация о возможных будущих денежных

потоках, тем точнее будут полученные результаты.

Таким образом, доходный подход применим в следующих сферах:

1. Оценка действующего  бизнеса. Доходный подход не  используется в

целом для бизнеса, подверженного ликвидации.

2. Оценка инвестиционных  проектов. Инвестиционные проекты  всегда

оцениваются на предмет  рентабельности посредством доходного  подхода.

Более того, другие подходы в этом случае и неприменимы.

3. Оценка мажоритарных  и миноритарных пакетов ценных  бумаг.

Аналогично сравнительному подходу, доходный используется в ходе

определения стоимости  пакетов ценных бумаг. Однако, как  мы уже

упоминали, в этом случае сравнительный подход применяется  в целях

проверки полученных результатов по доходному подходу.

Что касается российских условий, то препятствием эффективности

доходного подхода  может служить высокая степень  неопределенности,

которой подвержены будущие потоки компаний. Иногда нельзя точно судить не то, чтобы о колебаниях в потоках, а о будущей непрерывности

деятельности. Также  причиной снижения эффективности результатов  может стать специфика составления отчетности, в частности, уже упомянутые проблемы с периодом отражения событий. И самым общим фактором является ограниченность представленной информации.

Затратный подход

«Это совокупность методов оценки объекта оценки, основанная на

определении затрат, необходимых для воспроизводства  либо замещения

объекта оценки с учетом износа и устаревания».

Базовые положения  затратного подхода:

1. Основан на  принципе замещения: рациональный  инвестор не

потратит на приобретение активов больше, чем он потратил на их создание.

2. Компания –  это имущественный комплекс. В  ходе использования

затратного подхода  компания раскладывается на составные  части, с точки зрения видов имущества.

3. Стоимость компании  рассчитывается как разность  между

стоимостью активов  и стоимостью обязательств.

Алгоритм затратного подхода варьирует в зависимости  от выбранного

метода. Все этапы  для каждого вида представлены в  приложении Б.

Принципиальный  алгоритм состоит в оценке стоимости  всех видов активов и обязательств компании, а затем определении стоимости компании как

разности между  ними.

Методы затратного подхода выделяются в зависимости  от того,

планирует ли компания продолжать свою деятельность. В связи  с этим

выделяют два  общих метода:

1. Метод чистых  активов. Используется, если компания  продолжит

существовать.

2. Метод ликвидационной  стоимости. Применим, компания завершает

свое функционирование.

Особенностью  затратного подхода является то, что  он может включать

в себя и другие подходы, к примеру, нематериальные активы в рамках него

могут оценивать  доходным подходом (метод избыточной прибыли, метод

освобождения  от роялти и т.д.).

Условия применимости затратного подхода:

1. Компания обладает  значительными материальными активами.

Поскольку базовым  положением является то, что компания является

имущественным комплексом, затратный подход более эффективен для

отраслей сельского  хозяйства или, к примеру, тяжелой  промышленности.

2. Компания может  быть прибыльной, убыточной или  прекратить

свое существование. Здесь я хотела показать, что в  отличие от остальных

подходов, затратный  применим в любых условиях, с точки  зрения

прибыльности  и функционирования.

3. Наличие достоверной  информации об активах и обязательствах

компании. Также  как и с остальными подходами, чем более доступна и

достоверна информация, тем эффективней будет результат.

Таким образом, сферами  применения затратного подхода являются:

1. Оценка действующего  бизнеса (метод чистых активов).

2. Оценка мажоритарных  долей (также метод чистых активов).

3. Оценка ликвидационной  стоимости.

4. Оценка реструктурированных  активов и обязательств.

В условиях российского  рынка аналитик, использующий затратный

подход может  получить не столь эффективный результат  ввиду того, что

информация об активах и обязательствах компании не всегда адекватно

отражена в  отчетности. Более того, детализация  по некоторым статьям, в частности по срокам кредиторской задолженности, не всегда раскрывается полно.

 

 

 

 

 

 

2. Условия эффективного применения фундаментального

анализа

Можно выделить ряд  условий эффективного применения

фундаментального  анализа:

1. Информационная  прозрачность рынка. Для того  чтобы аналитик

смог провести фундаментальный анализ эффективно, ему необходима

максимально полная информация о компании и факторах, которые могли бы

повлиять на нее. К этому условию добавляется  и необходимость

достоверности предоставляемой  информации. То есть для эффективного

анализа инвестор должен использовать только те показатели, которые

отражают реальную картину.

Однако нельзя говорить об абсолютной информационной

прозрачности  рынка, поскольку в этом случае все  участники будут в равных

условиях. Это  значительно усложнит процесс анализа, поскольку в этом

случае аналитик помимо профессионализма в анализе  должен будет суметь

первым заметить компанию с потенциалом. То есть в  условиях полной

информационной  прозрачности фундаментальный анализ не теряет своей

значимости, а  становится эффективней, но в то же время сложнее.

2. Профессионализм  аналитика. Эффективный фундаментальный

анализ невозможен без соответствующих знаний и  навыков аналитика в этой сфере. При этом от инвестора требуются разносторонние знания как в области экономического, факторного анализа, так и в сфере оценки

стоимости ценных бумаг.

3. Полнота учета  факторов, анализ причинно-следственных  связей.

Чем более полно  и правильно отражено влияние  всех возможных факторов

на акции рассматриваемой  компании, тем достовернее и полезней будут

результаты фундаментального анализа.

4. Неполная эффективность  рынка. Когда рынок эффективен,

внутренняя стоимость  ценной бумаги максимально приближена к рыночной

цене. Соответственно, в таких условиях фундаментальный  анализ будет

применяться в  целях прогнозирования будущих  цен, рассмотрения состояния

компаний, но не для  поиска значительно недооцененных  или переоцененных

компаний. Фундаментальный  анализ в условиях неполной эффективности

рынка позволяет  отыскать ценные бумаги со значительным разрывом между внутренней и реальной ценой, а также прогнозировать будущие изменения. В этой связи с некоторой долей условности можно говорить о том, что фундаментальный анализ более эффективен в условиях неполной

эффективности рынка.

5. Развитость  рынка ценных бумаг. Это более  общий фактор,

касающийся не только фундаментального анализа, но и  всего

инвестирования  в целом. Развитый рынок предполагает значительное число

игроков, активные действия инвесторов. На неразвитом рынке  эти факторы отсутствуют, хуже построена система регулирования деятельности эмитентов. Это может влиять на уровень раскрытия отчетности, ее достоверность, а соответственно, и на результаты фундаментального анализа.

6. Инвестор должен  быть ориентирован на долгосрочную

перспективу. Проведение фундаментального анализа требует  значительных

временных затрат, что не всегда целесообразно для  кратко- и среднесрочных перспектив. Понятно, что многие инвесторы, ориентированные на краткосрочные инвестиции, так или иначе, принимают во внимание текущие фундаментальные показатели, особенно с учетом того, что они публикуются многими аналитическими агентствами. Но мы в данной работе рассматриваем истинно фундаментальный анализ, в ходе которого осуществляются прогнозы на долгосрочные перспективы. Соответственно, подробный фундаментальный анализ эффективен из расчета на долгосрочный период.

7. Стабильность  условий. Также как и в случае  с развитостью рынка,

этот фактор носит  более общий характер. Стабильность экономики, отрасли и компании в какой-то степени обеспечивает эффективность

фундаментального  анализа, упрощая его в плане  отсутствия резких

непредвиденных  колебаний, необходимости введения поправочных

коэффициентов, отслеживания «горячих» новостей и т.д.

Таким образом, фундаментальный  анализ – это анализ, направленный

на изучение макроэкономических, отраслевых и микроэкономических

факторов, а также  оценку стоимости ценных бумаг компании. На каждом

уровне анализа  существует множество различных  показателей и подходов,

которые вместе способны дать аналитику детальное представление  о

сложившейся ситуации. Однако во многих показателях существует ряд

ограничений, которые  способны снизить эффективность  проводимого

анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Рекомендации по повышению эффективности проведения

фундаментального  анализа в условиях российской экономики

Проведенное исследование эффективности фундаментального анализа

показало ряд  проблем во всех его областях. В  связи с этим, помимо

рекомендаций  по проведению фундаментального анализа  для инвесторов,

целесообразно рассмотреть  рекомендации для государства и  компаний с тем,чтобы создать  более благоприятные условия  для анализа.

Рекомендации  для государства

Макроэкономический  анализ продемонстрировал основную проблему –

искажение статистических данных. Эта проблема формирует у  аналитиков неверное представление о состоянии российской экономики.

Пробелы в методике расчетов макроэкономических показателей

достаточно очевидны: инфляция считается усреднено, включая  в себя

совершенно несопоставимые товары и услуги на одном уровне, безработица

также усредняет  несопоставимые профессии и отрасли  при условии наличия высокого уровня скрытой безработицы и т.д.

С методологической точки зрения, инфляцию было бы правильно

считать с учетом того, какие группы товаров насколько  часто используются

потребителями, присвоив соответствующие удельные веса. Данный подход

требует детального изучения структуры доходов и  спроса населения.

Показатель безработицы  должен корректироваться на величину скрытой

безработицы, а  также учитывать специфику и  востребованность профессий.

С учетом того, что  проблемы искажения лежат на поверхности,

получается, что  фальсификация статистики проводится намеренно. Судя по данным, представленным в 3 главе исследования, статистические органы

формируют заведомо ложную более благоприятную картину  экономики

страны. Поэтому  основная рекомендация для государства  должна состоять не в том, как правильно считать показатели, а в том, чтобы было проведено улучшение состояния экономики страны.

Если макроэкономические показатели окажутся на более достойном

уровне, то не будет  необходимости их скрывать посредством  очевидных

пробелов в  методиках расчета.

Рекомендации  для компаний

Как показало исследование эффективности фундаментального анализа

на уровне компании, со стороны фирмы анализ затрудняется в основном:

a) недостоверными  или неоднозначными данными;

b) недоступностью  информации.

Информация о работе Особенности применения фундаментального анализа в России