Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:29, реферат
Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран
назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год
неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые
темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания
экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов
роста.
Введение ……………………………………………………………………… 2
1. Основные черты переходной экономики и особенности ее
функционирования ………………………………………………………… 4
1.1. Основные черты переходной экономики ………………………. 4
1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции
развития переходной экономики …………………………………………… 4
2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения …………. 9
3. Структура переходной экономики …………………………………….. 11
4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике….. 15
5. Модели и разновидности переходной экономики ………………………. 16
5.1. Градуализм ………………………………………………………… 16
5.2. «Шоковая терапия» ………………………………………….. 17
6. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как страны с
переходной экономикой ………………………………………………… 21
Заключение ……………………………………………………………… 25
Список литературы ……………………………………………………….. 26
экономических решений.
Это ведет к принципиальным изменениям положения государства в
экономике. Оно имеет три основных аспекта.
Первый аспект состоит в
такому положению, при котором государство, будучи источником экономического
законодательства, действует согласно установленным им же законам. Это
значит, что после принятия закона все государственные органы должны
руководствоваться законом и в случае нарушения подвергаться санкциям -
подобно частным компаниям и гражданам. Если иное не оговорено в законе, то
государственные органы и государственные предприятия должны действовать по
тем же правилам, что и остальные субъекты рынка. Например, при нарушении
условий поставки товара потребителю государственные предприятия должны
нести такие же санкции, как и частные компании.
Включенность государства наряду с гражданами и организациями в
правовую систему, регулирующую жизнь всего общества - одно из величайших
достижений западной цивилизации, обеспечившее независимость субъектов
рынка, а тем самым - полноценное функционирование рыночного механизма.
Вторым аспектом изменения
нового инструментария для воздействия государства на экономику. Конечно, в
любой, даже самой либеральной экономике, государство не должно оставаться
пассивным наблюдателем. Но если в плановой системе экономическое управление
осуществлялось за счет принудительных и адресных распоряжений, то в
рыночной системе государство располагает гораздо более мощным и гибким
инструментарием финансового регулирования. Речь идет о том, чтобы
воздействовать на поведение всей массы субъектов рынка с помощью денежных,
налоговых, валютных и иных финансовых регуляторов. Сила этого типа
регулирования состоит в том, что оно в принципе допускает гораздо меньше
льгот и исключений, чем план.
Третьим аспектом является необходимость компенсации фиаско, или
провалов, рынка.
Раз есть общие для всех переходных экономик формы и проявления
кризиса, то логично допустить и существование общих направлений в
преобразовании экономических систем, которые можно было бы назвать
закономерностями
постсоциалистического
закономерности есть. Их три: макроэкономическая (финансовая) стабилизация,
приватизация и интеграция в мировое хозяйство.
В обстановке стремительной инфляции, без твердой денежной единицы
экономика обречена на глубокий кризис. Например, производители избегают
инвестировать средства в производство, потому что не могут рассчитывать на
получение прибыли в условиях быстрого роста цен, хаоса и неопределенности в
денежно-финансовой сфере.
Второй неотъемлемый элемент трансформации - приватизация. Возможен ли
рынок без частной собственности? Некоторые ученые дают утвердительный
ответ. Они ссылаются на размывание границ между формами собственности в
современной рыночной экономике. Не приходится спорить, например, с тем, что
ведущей организационно-правовой формой в развитых странах выступают
акционерные общества, в которых объединены десятки, сотни, а то и тысячи
владельцев. В их число могут входить и государственные компании, и
партнерства, и кооперативы, и другие экономические организации.
Не вдаваясь в тонкости этой научной дискуссии, отметим, что без
частной собственности рынок всё же невозможен. Конечно, в последние
десятилетия получили большое распространение компании со смешанным
капиталом. Но в основе рыночных отношений лежит именно частная
собственность. Ведь по своей природе рынок требует децентрализованного
принятия решений. Для этого нужны независимые собственники, действующие в
конкурентной среде и стремящиеся к максимизации прибыли.
Наконец, третья
это интеграция в мировое хозяйство. Искусственная изоляция советской
экономики от мирового рынка явилась одной из главных причин отставания
нашей промышленности по качеству и технологическому уровню продукции.
Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуществами
международного разделения труда. Закрытость экономики сопровождалась
автаркией, т. е. формированием самодостаточной экономической системы, в
которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие
виды продукции было дешевле купить за рубежом. Советские предприятия не
сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению
качества и расширению ассортимента своей продукции. Закрытость экономики
всегда ведет к упадку промышленности и экономической отсталости. В
современном мире нет ни одной развитой страны, которая была бы изолирована
от мировой экономики.
Мировой опыт развития XX века, включая опыт бывших социалистических
стран, позволяет выявить ряд устойчивых закономерных тенденций, которые
проявились в экономике различных и, прежде всего, развитых государств в
настоящее время.
1. Рыночная экономика, рыночное распределение ресурсов и оценка их
эффективности еще раз доказали свою ключевую роль в развитии общества. Тот
факт, что все попытки отказаться от товарно-денежных отношений, принизить
их роль, предпринятые в бывших социалистических странах и в некоторых
других государствах, не увенчались успехом — яркое свидетельство уникальной
роли рынка и рыночной системы хозяйства. Несмотря на то, что в XX веке
произошли значительные изменения в рыночной системе, ее основные элементы и
свойства сохранились и в современных условиях. Это, во-первых, независимое,
обособленное положение субъектов рынка, которые осуществляют инициативную
предпринимательскую деятельность и развитие на этой основе
капиталистической тенденции. Во-вторых, рыночная система предполагает
наличие целой системы рынков, которые взаимно дополняют друг друга. В-
третьих, рыночная система не может функционировать без целостной системы
институтов рынка, включая правовое обеспечение рыночной деятельности.
Рыночная экономика, как единство микро- и макроуровней экономической
системы, включает в себя все данные элементы в единстве. Недооценка любого
из них может привести к тому, что потенциал рыночного хозяйства страны
будет недоиспользован. Отсюда перед переходной экономикой стоит особая
задача — создание рыночной системы как основы экономики.
2. Объективная потребность в сознательном регулировании всего
народного хозяйства стала фактом экономической жизни всех развитых стран с
рыночным хозяйством. Опыт государственного регулирования экономики, функции
государства в обеспечении социальной и экономической стабильности в
обществе, научно-технического прогресса и т.д. свидетельствует о том, что
речь идет не просто о воздействии на ход воспроизводства, что имело место и
ранее, а о новом явлении, когда сознательно и постоянно регулируется все
общественное хозяйство.
Из сказанного можно сделать вывод, что объективная необходимость
постоянного и сознательного регулирования всего общественного хозяйства
фактически подтверждается экономической практикой и уже превратилась в
повседневный факт экономической жизни. Эта тенденция должна быть
реализована и в переходной экономике.
3. Экономика современных
тенденция настойчиво проявляла себя на протяжении всей истории развития
различных государств, однако лишь в XX веке она стала господствующей во
внешнеэкономической деятельности. Причины открытости экономики вытекают из
ее рыночной основы, когда в конкурентные отношения на мировых рынках
вступают не только отдельные государства, но и все основные субъекты
экономики. Открытость экономики все более и более обогащается
интеграционными процессами, что создает новые возможности для переплетения
внутренних рынков различных государств, свободного движения ресурсов между
ними. Следовательно, перед переходными экономиками возникает сложная
проблема формирования открытой экономики и одновременно поиска модели
национального воспроизводства.
2. Главные задачи переходной
Создание экономической
прежней командно-плановой и обеспечивающей рост эффективности
хозяйствования, — довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только
грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы,
но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений,
обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.
Эти кризисные явления (резкое сокращение промышленного производства,
рост безработицы, усиление инфляции и др.) в определенной мере обусловлены
деформацией функционирующего в условиях плановой системы хозяйственного
механизма. В их основе лежат глубочайшие противоречия, накапливаемые в
плановой экономике в течение десятилетий. Отказ от централизованного
планирования, от твердых цен на продукцию и "выплеснул" наружу противоречия
и несоответствия. Поскольку кризисные явления образуют элемент содержания
переходной экономики, это существенно усложняет ее задачи, ибо требует
принятия чрезвычайных мер по преодолению кризисной ситуации и стабилизации
экономики.