Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:29, реферат
Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран
назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год
неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые
темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания
экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов
роста.
Введение ……………………………………………………………………… 2
1. Основные черты переходной экономики и особенности ее
функционирования ………………………………………………………… 4
1.1. Основные черты переходной экономики ………………………. 4
1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции
развития переходной экономики …………………………………………… 4
2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения …………. 9
3. Структура переходной экономики …………………………………….. 11
4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике….. 15
5. Модели и разновидности переходной экономики ………………………. 16
5.1. Градуализм ………………………………………………………… 16
5.2. «Шоковая терапия» ………………………………………….. 17
6. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как страны с
переходной экономикой ………………………………………………… 21
Заключение ……………………………………………………………… 25
Список литературы ……………………………………………………….. 26
собственности, противодействия обороту незаконных платежных средств (в том
числе иностранной валюты) и утечке капитала, борьбы с коррупцией и других
действий государства. (Отметим, что вопреки распространенному мнению,
либеральное государство чрезвычайно жестко и последовательно в защите
закона и прав граждан; его либеральная природа проявляется не в безвластии,
а в невмешательстве в те сферы общественной и экономической жизни, где
предпочтительна частная инициатива).
Программа «шоковой терапии»
предлагает следующий пакет
1. Реформа цен и рынка (либерализация экономики):
реформа внутренних цен; либерализация системы распределения;
либерализация внешней торговли; либерализация рынка рабочей силы и системы
заработной платы; реформа банковской системы и создание финансовых рынков.
2. Развитие частного сектора — приватизация:
малая приватизация и развитие частного сектора; крупномасштабная
приватизация; структурная перестройка, ликвидация монополий.
3. Пересмотр роли государства:
ограничение права
хозяйственной деятельности; усиление регулирующей функции в социальной
сфере.
4. Макроэкономическая
новая фискальная политика, изменение денежно-кредитной системы,
законодательная реформа; институциональная реформа; социальные гарантии.
Содержание пакетов
по мнению разработчиков, коротко сводятся к следующему:
Первый пакет мер — меры
по либерализации экономики
к конкурентным рыночным отношениям и соответствующей реформой цен. На
первых порах введение свободных цен приводит к бесконтрольному расширению
рынков товаров и услуг, что, в свою очередь, требует демонополизации
торговли и транспорта. Очень важный момент в комплексе системных
преобразований относится к созданию рынков факторов производства: рабочей
силы и финансовых ресурсов.
Второй пакет мер предполагает реформу и структурную перестройку
производства и предприятий. Первый шаг в этом направлении заключается в
четкой формулировке прав государственной собственности и разделении функций
государства как органа в целом. Важное место занимает осуществление
программ приватизации. Оформление гарантированных прав частной
собственности и облегчение процессов создания новых частных предприятий
имеют критически важное значение. Реформу производства невозможно провести
без ликвидации крупных монополий, перемещения или увольнения излишков
рабочей силы, прекращения убыточного производства, перепрофилирования и
ликвидации предприятий.
Третий пакет мер требует
оно должно отказаться от прямой собственности и контроля за производством и
заменить их косвенным регулированием, которое бы поощряло экономическую
адаптацию и частную экономическую деятельность. Другая важная задача
государства — реформировать систему социального обеспечения и создать
гибкую систему социальной поддержки, позволяющую смягчить последствия
безработицы, которая будет расти по мере углубления финансово-
экономического кризиса. Государство должно установить соответствующие
юридические рамки для коллективных сделок и деятельности частного сектора и
сформировать законодательные институты, обеспечивающие их соблюдение.
Необходимо реформировать основные правительственные институты, включая
центральный банк и налоговые ведомства, провести корректировку статей
бюджета, наладить систему контроля.
Четвертый пакет мер —
ужесточение налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям,
исправление различных диспропорций, порожденных «избытком» денежной массы
(т. е. накопленной суммы денег, которую просто не на что потратить в
условиях дефицита). В результате на рынке (прежде всего, потребительском)
должно наступить равновесие, а государственный бюджет достигнет
сбалансированности. Тем самым будет ликвидирован инфляционный потенциал в
виде излишнего количества денег у населения и предприятий.
Разработанная до деталей
успехом применена в разных странах. Специфические особенности каждого
отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на
достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой программы,
все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала
сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям
на многих направлениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на
поздних этапах, когда
уже достаточно развиты рыночные
механизмы.
6. Анализ экономического
переходной экономикой.
Сказать, что мы строим
значит ничего не сказать. Потому что экономика всегда социальна. Но с
древнейших времен и до наших дней между различными слоями общества идет
борьба за то, чтобы подчинить механизм общественного производства себе на
пользу. Взглянем под этим углом на события в Беларуси.
Различные экономисты выделяют три возможные модели развития общества.
1. Охлократическая, когда общественная жизнь подчинена интересам
"простых" людей. Такое в истории не раз происходило. Например, когда
народные восстания имели успех. К счастью, как отмечал Н. Бердяев, такие
ужасные периоды в истории редки и быстро заканчиваются,
С точки зрения распределения общественного богатства, "простые" люди
заинтересованы в распределении по труду, при этом имеются в виду затраты
труда физического, то есть того "простого" труда, которым они и занимаются.
При этом талант или труд духовный, результаты которого могут иметь
колоссальную пользу (или вред) для общества, не ценятся. Потому что
распределение "по результатам труда" не в интересах "простых" людей.
Поэтому в обществе, где правит масса, доходы талантливого ученого или
директора предприятия
от доходов пролетариев
подогнано под посредственность ("охлократия" в переводе с греческого -
власть худших).
Политические ценности массы в большой степени соответствуют
"естественному" устройству власти: иерархия с вождем во главе. Ценности
демократии, восприятие которых требует умственных усилий, в эту модель
политического устройства не укладываются. Зачем власть закона, если слово
вождя и есть закон? Еще одно отличие от демократии - игнорирование прав
меньшинств.
В последние 4 года мы наблюдали результаты действительного
народовластия: как во имя интересов "простых" людей экономические и
политические отношения в белорусском обществе приобретают форму
охлократической модели.
2. Олигархическая модель. Распределение доходов и богатства
осуществляется в пользу относительно небольшой группы лиц, получающих свои
доходы не в конкурентной борьбе за предоставление товаров и услуг обществу,
а за счет использования отношений власти. Данная модель соответствует
интересам властных структур (бюрократии) и крупного бизнеса.
3. Либерально-демократическая
сегодня в экономически развитой части мира, обеспечив там свободу и высокий
уровень жизни граждан, отсутствие войн. Эта модель отражает интересы
среднего класса, Кто же он, этот третий класс?
Воспользуемся белорусскими
относят тех, кто обеспечивает свое благосостояние своим умом, талантом,
энергией, У сегодняшнего белорусского среднего класса, например, социологи
отмечают готовность к рынку, уверенность в том, что из сложной ситуации
можно найти выход. Их главной ценностью является личная свобода,
возможность самостоятельно определять свою судьбу. А сильнее всего
протестуют "средние русские" против необходимости соответствовать
представлениям консервативной части социальных групп.
В общем, "средний гражданин" - это тот, чей талант, предприимчивость и
энергия могут дать обществу много. Но он, соответственно, хочет иметь и
хороший доход, а
не зарплату "по количеству и качеству
затраченного труда".
Представитель среднего класса не может существовать в условиях
охлократической модели. И, наоборот, появившись там, он взрывает эту модель
изнутри. Для того, чтобы хорошо зарабатывать и сохранять личное
достоинство, представителю среднего класса не нужно "прикрытие"
госструктур, то есть ему не нужна "олигархическая' модель. Он чувствует
себя уютно и в конкурентной рыночной экономике.
Среднему классу объективно нужна демократия. Потому что любой
авторитарный режим или проводит популистскую политику, что продолжается
недолго, или/и перерождается в олигархию с ее коррупцией, всесилием
бюрократии ("вертикали")и перераспределения доходов в свою пользу или в
пользу тех немногих, кто пользуется ее покровительством. То есть для
среднего класса в авторитарной модели места нет.