Переходная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:29, реферат

Описание

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран
назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год
неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые
темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания
экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов
роста.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 2
1. Основные черты переходной экономики и особенности ее
функционирования ………………………………………………………… 4
1.1. Основные черты переходной экономики ………………………. 4
1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции
развития переходной экономики …………………………………………… 4
2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения …………. 9
3. Структура переходной экономики …………………………………….. 11
4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике….. 15
5. Модели и разновидности переходной экономики ………………………. 16
5.1. Градуализм ………………………………………………………… 16
5.2. «Шоковая терапия» ………………………………………….. 17
6. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как страны с
переходной экономикой ………………………………………………… 21
Заключение ……………………………………………………………… 25
Список литературы ……………………………………………………….. 26

Работа состоит из  1 файл

Переходная экономика.docx

— 81.46 Кб (Скачать документ)

собственности, противодействия  обороту незаконных платежных средств  (в  том

числе иностранной  валюты) и утечке капитала, борьбы с  коррупцией  и  других

действий  государства.  (Отметим,  что  вопреки  распространенному   мнению,

либеральное  государство  чрезвычайно  жестко  и  последовательно  в  защите

закона и прав граждан; его либеральная природа  проявляется не в  безвластии,

а в невмешательстве  в те  сферы  общественной  и  экономической  жизни,  где

предпочтительна частная инициатива).

      Программа «шоковой терапии»  предлагает следующий пакет мер:

     1. Реформа  цен и рынка (либерализация  экономики):

      реформа   внутренних   цен;   либерализация   системы   распределения;

либерализация внешней  торговли; либерализация рынка рабочей  силы  и  системы

заработной платы; реформа банковской системы и  создание финансовых рынков.

      2. Развитие частного сектора —  приватизация:

      малая  приватизация  и  развитие  частного  сектора;  крупномасштабная

приватизация; структурная  перестройка, ликвидация монополий.

      3. Пересмотр роли государства:

      ограничение права государственной   собственности;  ограничение   прямой

хозяйственной  деятельности;  усиление  регулирующей  функции  в  социальной

сфере.

      4. Макроэкономическая стабилизация:

      новая  фискальная  политика,  изменение   денежно-кредитной   системы,

законодательная реформа; институциональная реформа; социальные гарантии.

      Содержание пакетов предлагаемых  реформ и преследуемые при   этом  цели,

по мнению разработчиков, коротко сводятся к следующему:

      Первый пакет мер — меры  по либерализации экономики связаны  с переходом

к конкурентным  рыночным  отношениям  и  соответствующей  реформой  цен.  На

первых порах  введение свободных цен приводит  к  бесконтрольному  расширению

рынков товаров  и  услуг,  что,  в  свою  очередь,  требует  демонополизации

торговли  и  транспорта.  Очень  важный   момент   в   комплексе   системных

преобразований  относится к созданию рынков  факторов  производства:  рабочей

силы и финансовых ресурсов.

      Второй  пакет  мер  предполагает  реформу  и  структурную   перестройку

производства и  предприятий. Первый шаг  в  этом  направлении  заключается  в

четкой формулировке прав государственной собственности  и разделении  функций

государства  как  органа  в  целом.  Важное  место  занимает   осуществление

программ   приватизации.    Оформление    гарантированных    прав    частной

собственности и  облегчение  процессов  создания  новых  частных  предприятий

имеют критически важное значение. Реформу производства  невозможно  провести

без  ликвидации  крупных  монополий,  перемещения  или  увольнения  излишков

рабочей силы,  прекращения  убыточного  производства,  перепрофилирования  и

ликвидации предприятий.

      Третий пакет мер требует переосмысления  роли государства в  экономике:

оно должно отказаться от прямой собственности и контроля за производством  и

заменить их косвенным  регулированием,  которое  бы  поощряло  экономическую

адаптацию  и  частную  экономическую  деятельность.  Другая  важная   задача

государства  —  реформировать  систему  социального  обеспечения  и  создать

гибкую  систему  социальной  поддержки,  позволяющую  смягчить   последствия

безработицы,   которая   будет   расти   по   мере   углубления   финансово-

экономического  кризиса.  Государство  должно   установить   соответствующие

юридические рамки  для коллективных сделок и деятельности частного сектора  и

сформировать  законодательные  институты,  обеспечивающие   их   соблюдение.

Необходимо  реформировать  основные  правительственные  институты,   включая

центральный  банк  и  налоговые  ведомства,  провести  корректировку  статей

бюджета, наладить систему контроля.

      Четвертый пакет мер — макроэкономическая  стабилизация пред- ' полагает

ужесточение налоговой  и кредитной  политики  по  отношению  к  предприятиям,

исправление различных  диспропорций, порожденных  «избытком»  денежной  массы

(т. е. накопленной  суммы  денег,  которую  просто  не  на  что  потратить   в

условиях дефицита). В результате на рынке  (прежде  всего,  потребительском)

должно   наступить   равновесие,   а   государственный   бюджет    достигнет

сбалансированности. Тем самым будет ликвидирован  инфляционный  потенциал  в

виде излишнего  количества денег у населения  и предприятий.

      Разработанная до деталей программа  вряд ли может  быть  с   одинаковым

успехом  применена  в  разных  странах.  Специфические  особенности  каждого

отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на  ход  преобразований,  и  на

достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков  этой  программы,

все  меры  должны  быть  взаимосвязаны,  и  очень  важно  с  самого   начала

сформулировать  долгосрочную стратегию, одновременно  приступая  к  действиям

на многих направлениях. Некоторые реформы  возможно  предпринимать  лишь  на

поздних этапах, когда  уже достаточно развиты рыночные механизмы. 
 
 

      6. Анализ экономического состояния  Республики Беларусь  как  страны  с

переходной экономикой.

      Сказать, что мы строим социально  ориентированную рыночную экономику, -

значит ничего не сказать.  Потому  что  экономика  всегда  социальна.  Но  с

древнейших времен и до наших дней  между  различными  слоями  общества  идет

борьба за то, чтобы  подчинить механизм общественного  производства  себе  на

пользу. Взглянем под этим углом на события в  Беларуси.

      Различные экономисты выделяют  три возможные модели развития  общества.

      1.  Охлократическая,  когда   общественная  жизнь  подчинена   интересам

"простых"  людей.  Такое  в  истории   не  раз  происходило.  Например,  когда

народные восстания  имели успех. К счастью, как  отмечал  Н.  Бердяев,  такие

ужасные периоды  в истории редки и быстро заканчиваются,

      С точки зрения распределения  общественного богатства,  "простые"  люди

заинтересованы  в распределении по труду, при  этом  имеются  в  виду  затраты

труда физического, то есть того "простого" труда, которым  они и  занимаются.

При  этом  талант  или  труд  духовный,  результаты  которого  могут   иметь

колоссальную  пользу  (или  вред)  для  общества,  не  ценятся.  Потому  что

распределение  "по  результатам  труда"  не  в  интересах  "простых"  людей.

Поэтому в обществе,  где  правит  масса,  доходы  талантливого  ученого  или

директора предприятия  от доходов пролетариев отличаются  незначительно.  Все

подогнано под  посредственность  ("охлократия"  в  переводе  с  греческого  -

власть худших).

      Политические  ценности   массы   в   большой   степени   соответствуют

"естественному"  устройству власти: иерархия  с   вождем  во  главе.  Ценности

демократии, восприятие которых  требует  умственных  усилий,  в  эту  модель

политического устройства не укладываются. Зачем власть  закона,  если  слово

вождя и есть закон? Еще одно отличие  от  демократии  -  игнорирование  прав

меньшинств.

      В  последние  4   года   мы   наблюдали   результаты   действительного

народовластия:  как  во  имя  интересов  "простых"  людей  экономические   и

политические   отношения   в   белорусском   обществе   приобретают    форму

охлократической модели.

      2.  Олигархическая   модель.   Распределение   доходов   и   богатства

осуществляется  в пользу относительно небольшой  группы лиц,  получающих  свои

доходы не в  конкурентной борьбе за предоставление товаров и услуг  обществу,

а за  счет  использования  отношений  власти.  Данная  модель  соответствует

интересам властных структур (бюрократии) и крупного бизнеса.

      3. Либерально-демократическая модель. Именно  эта  модель  преобладает

сегодня в экономически развитой части мира, обеспечив там  свободу и  высокий

уровень  жизни  граждан,  отсутствие  войн.  Эта  модель  отражает  интересы

среднего класса, Кто же он, этот третий класс?

      Воспользуемся белорусскими данными,  отметим,  что  к  среднему  классу

относят тех, кто  обеспечивает  свое  благосостояние  своим  умом,  талантом,

энергией, У сегодняшнего белорусского среднего класса,  например,  социологи

отмечают готовность к рынку, уверенность в  том,  что  из  сложной  ситуации

можно  найти  выход.  Их  главной   ценностью   является   личная   свобода,

возможность  самостоятельно  определять  свою  судьбу.   А   сильнее   всего

протестуют   "средние   русские"   против   необходимости    соответствовать

представлениям  консервативной части социальных групп.

      В общем, "средний гражданин" - это тот, чей талант, предприимчивость  и

энергия могут  дать обществу много. Но  он,  соответственно,  хочет  иметь  и

хороший доход, а  не зарплату "по количеству и качеству затраченного  труда". 

      Представитель  среднего  класса  не  может  существовать  в   условиях

охлократической модели. И, наоборот, появившись там, он взрывает эту  модель

изнутри.  Для  того,  чтобы   хорошо   зарабатывать   и   сохранять   личное

достоинство,   представителю   среднего   класса   не   нужно    "прикрытие"

госструктур, то есть ему не  нужна  "олигархическая'  модель.  Он  чувствует

себя уютно и  в конкурентной рыночной экономике.

      Среднему  классу  объективно  нужна  демократия.  Потому   что   любой

авторитарный режим  или  проводит  популистскую  политику,  что  продолжается

недолго,  или/и  перерождается  в  олигархию  с  ее  коррупцией,   всесилием

бюрократии ("вертикали")и  перераспределения доходов  в  свою  пользу  или  в

пользу тех  немногих,  кто  пользуется  ее  покровительством.  То  есть  для

среднего класса в авторитарной модели места нет.

Информация о работе Переходная экономика