Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:29, реферат
Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран
назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год
неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые
темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания
экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов
роста.
Введение ……………………………………………………………………… 2
1. Основные черты переходной экономики и особенности ее
функционирования ………………………………………………………… 4
1.1. Основные черты переходной экономики ………………………. 4
1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции
развития переходной экономики …………………………………………… 4
2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения …………. 9
3. Структура переходной экономики …………………………………….. 11
4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике….. 15
5. Модели и разновидности переходной экономики ………………………. 16
5.1. Градуализм ………………………………………………………… 16
5.2. «Шоковая терапия» ………………………………………….. 17
6. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как страны с
переходной экономикой ………………………………………………… 21
Заключение ……………………………………………………………… 25
Список литературы ……………………………………………………….. 26
этой связи данный элемент не может не быть производным от первых двух.
К числу производных следует отнести и формирование
предпринимательства. Последнее, несмотря на ключевую роль в развитии
экономики, может базироваться в смешанной экономике только на рыночной
системе отношений. Лишь на этой основе получает развитие и
капиталистическая тенденция. Вместе с тем переход к активному
предпринимательству предполагает, что имеется еще одно его основание —
структурные преобразования собственности. Поскольку последний элемент тесно
связан с основами формирования рынка, он может быть включен в становление
последнего.
Социальные преобразования, формирование социальной ориентации
экономики в известном смысле являются также производным элементом
переходной экономики, так как осуществляются на основе формирования новой
социальной структуры и новых условий, которые задаются рынком. Однако
вместе с тем, данный элемент обладает большей самостоятельностью, так как
социальное развитие детерминировано группой фактов, которые действуют
независимо от рынка (необходимость обеспечить минимальные гарантии,
пенсионное обеспечение и т. д.).
Совершенно особое место
хозяйства. Данный элемент преобразований не может не быть осуществлен
только рыночными методами. Требуется целенаправленная деятельность
государства по созданию новой структуры экономики, ликвидации отживших
отраслей и производств, а также преобразованию основных звеньев экономики.
При переходе от
правило, выделяются три основных направления становления рынка:
• Либерализация экономики;
• Структурные преобразования;
• Институциональные
Либерализация экономики — это система мер по освобождению от
ограничений огосударствленной экономики, направленная на создание условий
для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг,
предпринимательства, а также открытости экономики.
Структурные преобразования —
это изменения структуры
преодоления прежней огосударствленной структуры путем, прежде всего,
преобразования отношений собственности.
Институциональные
рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования
системы новых организаций и учреждений рыночного типа, создания новой
системы управления народным хозяйством и т.д.
Среди данных направлений
особое значение имеет либерализация. В переходной экономике задачи
экономической либерализации глубоки и обширны. Они связаны не только с
формированием рынка, но и с изменением самих принципов хозяйственного
поведения всех субъектов экономики. Охватывая все сферы хозяйственной
жизни, либерализация предполагает либерализацию цен, ликвидацию
государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности;
предоставление возможностей для осуществления предпринимательской
деятельности; снижение государственного контроля над обменными операциями;
отмену централизованного распределения ресурсов. Размах и сложность
реализации данных мероприятий обусловливают поэтапное проведение
преобразований, темпы и масштабы которых зависят от исходных условий и
особенностей хозяйственной системы страны.
Таким образом, формирование социально-ориентированной смешанной
экономики требует реализации следующих основных направлений и элементов:
1. Формирование системы рыночных отношений:
1.1 Либерализация:
цен;
хозяйственных операций;
внешнеэкономических отношений
1.2 Структурные преобразования:
разгосударствление;
приватизация;
демонополизация и создание
1.3 Институциональные
• создание рыночной инфраструктуры (банков, бирж, фондов и
т.д.);
• формирование нового
регулирующих поведение субъектов экономики в различных сферах (бюджета,
налогов, предпринимательства и т.д.);
• подготовка кадров для рынка.
2. Формирование социальной
• первоочередные меры помощи бедным слоям населения;
• создание новой системы
3. Преобразование структуры
конверсия;
стимулирование прогрессивных
программы структурного
Данные направления и элементы характеризуют лишь основные пути
преобразований. Приведенный выше их перечень не может охватить всю
сложность и многообразие конкретных направлений при формировании смешанной
экономики. Последующий анализ реальных экономических отношений переходной
экономики позволяет рассмотреть все многообразие форм и методов
формирования новой
экономической системы РБ.
4. Соотношение функций
Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является
изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В
плановой экономике государственное управление играло решающую роль в
определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике
основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Поэтому в
переходный период, с одной стороны, происходит уменьшение степени
государственного вмешательства в экономику и государственное регулирование
экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другой стороны,
меняются формы и методы государственного регулирования, ибо прежние,
сложившиеся в эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в
переходный период.
Однако в переходной экономике роль государственного регулирования
более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной
рыночной системе государство только поддерживает ауру для развития
экономики. В странах же, только ставших на путь формирования рыночных
систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности
еще недостаточно высоки.
Можно выделить две группы
регулирующих функций
группа функций по созданию условий эффективной работы рынка. Во-вторых, это
функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных
регуляторов.
К первой группе относится функция обеспечения правовой базы и создания
общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования,
а также функция стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей
силы в рыночной среде.
Ко второй группе относятся
функции регулирования
процессов и перераспределения доходов, корректировки результатов рыночных
процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования
экономического роста. Эти функции присущи как переходной, так и развитой
рыночной экономике.
Государству принадлежит важная роль в стимулировании и защите
конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким
уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода
реализация данной функции приобретает особое значение.
Переход к рыночной экономике сопровождается резким увеличением
дифференциации
доходов различных слоев
В тех сферах, где
рынок оказывается
обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в
"общественных товарах", государство берет на себя эту функцию.
Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и призвано
гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным
причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например
услуги образования.
5. Модели переходной экономики.
5.1. Градуализм.
В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две
противостоящие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм»
(от английского слова «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая
терапия». Выражение «шоковая терапия» заимствовано из медицины и не
является строгим научным термином для обозначения экономических процессов.
Однако оно удачно описывает характерные особенности радикальных рыночных
преобразований и поэтому широко употребляется в экономической литературе.
Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагает
проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную
роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для
создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-
административной
экономики рыночными
это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения