Перспективы и проблемы развития рынка потребительских товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание

Цель этой работы заключается в изучении рынка потребительских товаров на примере рынка безалкогольных напитков, его функций и значений. Основные задачи этой работы:

- дать понятие рынка потребительских товаров и его элементов;

- объяснить сущность и значение рынка потребительских товаров;

- рассмотреть спрос на безалкогольные напитки на рынке потребительских товаров и факторы, влияющие на спрос;

- рассмотреть предложение безалкогольных напитков и факторы, влияю-щие на него;

- проанализировать торговлю как организатора рынка потребительских товаров;

- оценить перспективы развития рынка потребительских товаров;

- определить проблемы в развитии рынка потребительских товаров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Рынок потребительских товаров………………………………………….5
1.1Сущность, функции и значение рынка потребительских товаров….....5
1.2Элементы рынка потребительских товаров……………………………11
1.3 Факторы, влияющие на развитие рынка………………………………15
Рынок безалкогольных напитков………………………………………...17
2.1 Спрос на безалкогольные напитки. Факторы, влияющие на формирование спроса……………………………………………………………17
2.2 Предложение безалкогольных напитков. Факторы, влияющие на формирование предложения…………………………………………………….23
2.3 Анализ торговли как организатора рынка безалкогольных напитков………………………………………………………………………….28
3. Перспективы и проблемы развития рынка потребительских товаров
Заключение

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ РПТ.doc

— 330.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Рынок потребительских товаров………………………………………….5
  2.   1.1Сущность, функции и значение рынка потребительских товаров….....5
  3.   1.2Элементы рынка потребительских товаров……………………………11
  4.   1.3 Факторы, влияющие на развитие рынка………………………………15
  5. Рынок безалкогольных напитков………………………………………...17
  6.   2.1 Спрос на безалкогольные напитки. Факторы, влияющие на формирование спроса……………………………………………………………17
  7.   2.2 Предложение безалкогольных напитков. Факторы, влияющие на формирование предложения…………………………………………………….23
  8.   2.3 Анализ торговли как организатора рынка безалкогольных напитков………………………………………………………………………….28
  9. 3. Перспективы  и проблемы развития рынка потребительских товаров

    Заключение

    Список использованных источников 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение. 

     На базе развития рыночной экономики главным вопросом является развитие рынка потребительских товаров. Сбалансированный эффективный рынок потребительских товаров определяет повышение уровня жизни насе-ления. Рынок потребительских товаров позволяет создать экономику, ориен-тированную на человека, развивает заинтересованность в труде, поощряет предприимчивость, деловитость, поиск.

      Проблемы стабилизации и развития  потребительского рынка России  и субъектов Федерации в современных  условиях приобретают особую значи-мость. Это обусловлено, прежде всего, местом и ролью потребительского рынка в системе воспроизводства, в обеспечении связи производства и потре-бления, сбалансированности предложения и спроса. За последние годы произошли существенные изменения в сфере потребительского рынка.

     Развитие процессов обращения потребительских товаров направляет и организует торговля, выполняющая функцию посредника между производи-телями и потребителями. От того насколько четко организованно продвиже-ние товара и успешно выполняет в сфере товарного обращения свою миссию торговля по доведению производственного продукта до потребителя, зависят в конечном счете удовлетворение спроса населения на товары и услуги, качество жизни населения и его желание трудиться.

     Рынок потребительских товаров наиболее подвержен колебаниям спроса и предложения, денежного обращения, инфляции и имеет наибольшее социаль-ное значение при выполнении своих функций. Рынок потребительских това-ров выступает как триединство - спроса, предложения и цены.

    В  этой работе исследуем рынок  потребительских товаров  на  примере  рынка безалкогольных  напитков, так как рынок безалкогольных напитков вплоть до последних месяцев входил в число наиболее быстрорастущих пот-ребительских рынков России. За последние годы можно отметить значитель-ное увеличение объемов потребления соков и минеральной воды – рыночное предложение по этим товарным группам выросло в несколько раз. Также идет увеличение потребления питьевой бутилированной воды. Основными причинами таких темпов роста является пропаганда здорового образа жизни и экологическая ситуация.

     Цель этой работы заключается в изучении рынка потребительских товаров на примере рынка безалкогольных напитков, его функций и значений. Основные задачи этой работы:

     - дать понятие рынка потребительских  товаров и его элементов;

     - объяснить сущность и значение  рынка потребительских товаров;

     - рассмотреть спрос на безалкогольные  напитки на рынке потребительских  товаров и факторы, влияющие на спрос;

     - рассмотреть предложение безалкогольных  напитков и факторы, влияю-щие  на него;

     - проанализировать торговлю как  организатора рынка потребительских  товаров;

     - оценить перспективы развития  рынка потребительских товаров;

     - определить проблемы в развитии рынка потребительских товаров.  

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Рынок  потребительских  товаров 

     Рынок потребительских товаров занимает важную роль в развитии рыноч-ной экономики страны, обеспечивает протекание воспроизводства. Правоме-рность рассмотрения рынка потребительских товаров, как самостоятельной экономической категории, подтверждают особенности его функций в системе общественного воспроизводства, которые в определенной степени совпадают с функциями рынка в целом. Основная особенность рынка потребительских товаров заключена в экономическом назначении потребительских товаров, как средства удовлетворения личных и коллективных потребностей, и содержанием услуг оказываемых покупателям субъектами потребительского рынка. 

    1.1Сущность, функции и значение рынка потребительских товаров 

   Ограниченные  ресурсы и неограниченные потребности  являются важней-шими условиями возникновения рынка, которые привели к общественному разделению труда и специализации. Углубление общественного разделения труда позволяет расширить производственные возможности, с помощью чего увеличивается ассортимент, отвечающий потребностям общества. Осознание потребности может происходить быстро и прямолинейно (человек загляды-вает в холодильник и обнаруживает, что продукт, который хочется, закон-чился), а может быть и неопределенным, как, например, желание попробо-вать чего-то новенького. Люди в процессе своей жизнедеятельности неизбежно вступают в многочисленные и разнообразные взаимоотношения, чтобы, с одной стороны, получить пищу, одежду, множество других благ, товаров, услуг, а с другой стороны, реализовать те товары, блага, которые они сами произвели или просто ими располагают. Основной выбор, который при этом делается человеком, заключается в том, чтобы обеспечить себя, максимально сохранив при этом имеющиеся ресурсы.

   Интерес экономистов к проблемам функционирования рынка объясняется тем, что рынок  — это система, в которой есть определенный порядок, отработанный механизм, координирующий деятельность людей. Рынок  важен, потому что он есть тот экономический механизм, который общество использует для производства, распределения и обмена. Существует множество определений рынка.

   Основное  понятие рынка :

   - это товарообменные операции  и товарно-денежные отношения;

     - это место, где продаются и покупаются товары и услуги;

     - это механизм, управляющий действиями  людей – как производителей, так  и потребителей, диктующий свои  решения, нормы поведения и  т. д.;

    - совокупность экономических отношений  между спросом и предложением, между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, промышленностью и торговлей, складывающихся в сфере производства и купли-продажи товаров, работ и услуг1.

     На рынке произведенная продукция и затраченный на нее труд доказы-вают свою социальную значимость, приобретают общественное, индивидуа-льное и групповое признание. Рынок выступает механизмом, регулирующим все экономические процессы в общественном производстве, определяет область наиболее выгодного приложения труда и капитала.

   Один  из способов удовлетворения потребностей – поход в магазин и приобретение необходимого продукта. Следовательно, удовлетворение индивидуальных потребностей человека происходит через торговлю. На основе этого формируется потребительский  рынок. Потребительский рынок – отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.

     Средством удовлетворения человеческой  потребности выступает товар.  В узком смысле под товаром  понимается продукт труда, произведенный для обмена. В широком – понимается все, что имеет потребительскую стоимость и может быть обменено на другой товар или деньги собственником этой пот-ребительской стоимости. Товар – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобрете-ния, использования, или потребления.2

     Существует немало определений рынка потребительских товаров:

  • это механизм, сводящий продавца и покупателя и основанный на удов-

летворение потребностей на добровольном  эквивалентно возмездном обмене товаров и денег;

  • это общественная форма организации движения товара, при которой

потребительские товары перемещаются из сферы производства в сферу потребления под воздействием закона РФ;

  • это сфера товарного обращения, совокупность условий, характеризу-

ющих  куплю-продажу потребительских товаров  по их вещественному составу и  стоимости3;

  • это сфера обращения, посредством которой реализуются товары

народного потребления, она обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи каждого человека.4

     В основе функционирования рынка  лежит действие экономических  за-конов товарного производства. Это закон стоимости, по которому производс-тво и обмен происходят на основе общественно необходимых затрат труда; закон спроса и предложения, который предусматривает необходимость единства стоимостных и натурально-вещественных связей в процессе производства и реализации товаров.

    Одно из условий существования рынка потребительских товаров при-сутствие на нем покупателя или потребителя приобретаемого товара. Роль потребителя для развития рынка и рыночных отношений исключительно велика, так как ею определяются объёмы продаж и производства, а также ассортиментный состав товаров, на который есть спрос.

     Существуют пять признаков рынка потребительских товаров:

    1) подлинный рынок предлагает свободный доступ в него и свободный выход из него, поэтому число участников рынок потребительских товаров ничем не ограничивается;

    2) на рынок потребительских товаров действует значительное число производителей товаров, поэтому цена, назначаемая на товары, оказывает незначительное влияние на общую рыночную цену;

    3) на рынке потребительских товаров предполагается наличие полной свободы перемещений материальных, финансовых и людских ресурсов;

   4) все участники рынка потребительских товаров обеспечиваются информацией о предложении, спросе, ценах спецификации и так далее;

     5) исключаются любые привилегии  для каких-либо продавцов.

     Рынок потребительских товаров преследует определенные цели: во-пер-вых,  обеспечение роста общественного производства, то есть рынок должен способствовать продаже товаров, а вырученные деньги направлять на произ-водство новых товаров (чем быстрее продаются товары, тем быстрее произ-водятся новые товары); во-вторых, получение максимальных результатов при минимальных затратах в сфере производства потребительских товаров; в-тре-тьих, достижение максимального уровня цен и исключение инфляционных процессов; в-четвертых, максимальная занятость населения и предоставление свободы выбора места работы; в–пятых, Стимулирование внедрения дости-жений научно-технического прогресса, ведущих к обновлению и увеличению производства потребительских товаров, расширению их ассортимента и улучшению качества.

     Сущность рынка потребительских товаров полностью раскрывается через его функции.

     Одна из важнейших функцийэто реализация части совокупного продукта, предназначенного для личного потребления, в результате которой возмещаются затраты труда на его производство и обращение.

     Следующая функция заключается в доведении товаров до конечных пот-ребителей и удовлетворение их потребностей в необходимых благах. А это значит, что рынок способствует возмещению затрат рабочей силы, удовлет-воряя платежеспособные физические, социальные, интеллектуальные потребности населения, личные и коллективные (питание, жилье, отдых, конкретные товары и тому подобное).

     Третья функция заключается в стимулировании экономической деятель-ности в обеспечении материальных стимулов к труду. При несоответствии спроса и предложения товаров происходит торможение в реализации денеж-ных доходов населения. В результате чего нарушается механизм распределе-ния по труду, снижается эффективность мер по стимулированию работников за труд .

Информация о работе Перспективы и проблемы развития рынка потребительских товаров