Перспективы и проблемы развития рынка потребительских товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание

Цель этой работы заключается в изучении рынка потребительских товаров на примере рынка безалкогольных напитков, его функций и значений. Основные задачи этой работы:

- дать понятие рынка потребительских товаров и его элементов;

- объяснить сущность и значение рынка потребительских товаров;

- рассмотреть спрос на безалкогольные напитки на рынке потребительских товаров и факторы, влияющие на спрос;

- рассмотреть предложение безалкогольных напитков и факторы, влияю-щие на него;

- проанализировать торговлю как организатора рынка потребительских товаров;

- оценить перспективы развития рынка потребительских товаров;

- определить проблемы в развитии рынка потребительских товаров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Рынок потребительских товаров………………………………………….5
1.1Сущность, функции и значение рынка потребительских товаров….....5
1.2Элементы рынка потребительских товаров……………………………11
1.3 Факторы, влияющие на развитие рынка………………………………15
Рынок безалкогольных напитков………………………………………...17
2.1 Спрос на безалкогольные напитки. Факторы, влияющие на формирование спроса……………………………………………………………17
2.2 Предложение безалкогольных напитков. Факторы, влияющие на формирование предложения…………………………………………………….23
2.3 Анализ торговли как организатора рынка безалкогольных напитков………………………………………………………………………….28
3. Перспективы и проблемы развития рынка потребительских товаров
Заключение

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ РПТ.doc

— 330.50 Кб (Скачать документ)

     Рынок потребительских товаров выполняет функцию регулятора производства. Через отношение спроса и предложения рыночный механизм перераспределяет капитал между отраслями в соответствии с потребностями общества. В сфере рынка через ценообразование осуществляется  сведение затрат с общественно необходимыми и определяется степень их соответст-вия. На рынке возмещаются затраты производства и формируются условия для непрерывного воспроизводства.

     Последняя функция  – санирующая. Рынок является санитаром, который удаляет с рынка недобросовестных поставщиков, производителей и потребителей.

     Все выше названные функции определяют роль рынка потребительских товаров: 1) удовлетворять потребности населения в товарах и услугах; 2) оп-тимизация объема структуры товаров, соответствующих платежеспособному спросу населения, на потребительском рынке; 3) способствовать ликвидации предприятий (как производящих, так и обеспечивающих их продвижение в сферу потребления), деятельность которых не отвечает общественным интересам по экономической эффективности и общественной полезности.

     Рынок потребительских товаров имеет определенную структуру (рисунок 1) и занимает центральное место в хозяйственной системе как жизнео-беспечивающая система всего рыночного механизма.

   Рисунок 1. Классификация структуры рынка потребительских товаров 

       Потребительский рынок – центральное звено рыночной экономики, так как экономические интересы общества и каждого индивида направлены на удовлетворение потребностей людей в товарах и услугах, а « потребность  - движущая сила в экономике и побудительный мотив экономической деятельности».5 Потребительский рынок, т. е. рынок продовольствия, одежды, обуви, автомашин и других предметов потребления, имеет огромное экономическое значение, выделяющее его среди всех остальных рынков: 

   - прямо или опосредованно выражает  экономические отношения между  производителями и населением;

   - это наиболее массовый рынок  по численности субъектов и  количеству объектов;

   - структурно связан со всеми  рынками;

   - от его развития зависит жизнеобеспечение  населения;

   - выражает экономические отношения  между субъектами, объектами на  всей пространственной и временной  протяженности.

     Удовлетворение потребностей тесно связано с торговлей. Торговля и рынок не могут существовать друг без друга. Рынок – определенная система экономических отношений между продавцами и покупателями6, а торговля – жизненно-обеспечивающий механизм рынка. С точки зрения торговли рынок – это совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров. Именно в торговле, в результате реализации товара потребителю, выделяются место и роль каждого конкретного товара в удовлетворении его потребности.

     Торговля способствует развитию конкурентоспособности участников рын-ка и выявляет изменения в структуре потребления. А значит, торговля стиму-лирует производство и задает ему конкретное направление.   Рынок потреби-тельских товаров наиболее подвержен колебаниям спроса и предложения, денежного обращения, инфляции и имеет большее социальное значение. 
 

1.2. Элементы рынка  потребительских  товаров. 

      Для рынка потребительских товаров как системы товарно-денежных отношений характерны: во-первых, экономическая обособленность произво-дителей; во-вторых, преимущество прямых связей между производителями, их экономичность; в-третьих, реальная возможность выбора партнеров и добровольный характер выбора; в-четвертых, конкуренция и связанный с ней предпринимательский риск в принятии решений, непредсказуемость, стихий-ность хозяйственных отношений. В современной литературе рынок потреби-тельских товаров рассматривается как «некий экономический механизм, основанный на триединстве товарного предложения, покупательского спроса и цены. Каждый из этих элементов развивается во взаимозависимости и взаимосвязи с другими».7

     В  рыночном хозяйстве все  имеет свою цену. Цена – это  количество денег, которое производитель  хочет получить за единицу  товара, а покупатель готов заплатить.  Цена – это наиболее эффективный  способ распределения ограниченных ресурсов потребительских товаров между конкурирующими пользователями. Цены на рынке устанавливаются в зависимости от спроса и предложения. Рынок и цена – категории, обусловленные товарным производством, причем первичным является рынок.

     Развитие рынка должно характеризоваться сбалансированностью его эле-ментов, хотя в сложившейся ситуации на российском потребительском рынке добиться этой сбалансированности пока еще трудно. Взаимодействие и взаи-мосвязь его основных элементов раскрывает механизм рынка. Механизм рынка помогает всем участникам конкурентного процесса быть материально заинтересованными в удовлетворении потребностей, которые выражаются через спрос. Этот механизм создает предпосылки для капиталовложений, снижения затрат, повышения качества, расширения ассортимента товаров и услуг, а также с помощью механизма рынка экономика освобождается от дефицита товаров и услуг. Рынок позволяет создать экономику, ориентиро-ванную на человека. Он обеспечивает взаимосвязь производства и потре-бления, гарантирует общественную оценку результата труда, создает условия для высокой эффективности производства, предоставляет свободу выбора товара потребителям, удовлетворяет потребности покупателе.

      Потребности людей почти бесконечны, но ресурсы для их удовлетворе-ния ограничены. Человек будет выбирать те товары, которые максимально приближены к его желаниям и при этом находятся в рамках его финансовых возможностей. На рынке проявление потребностей в каком-либо товаре явля-ется  спрос, и не просто как желание иметь то или иное благо, а платежеспо-собный спрос. Потребительский спрос – это количество товара, которое пот-ребители готовы и в состоянии купить по известной цене в определенный промежуток времени. По-другому, спрос – это потребность, подкрепленная покупательской способностью. Являясь формой выражения потребностей, спрос населения в своем движении подчиняется тем же законам, которые управляют развитием потребностей, и прежде всего закону возвышения пот-ребностей( потребность и спрос увеличиваются не только в количестве, но и в качестве). Спрос способен раскрыть сущность не только отдельных эконо-мических проблем, но и функционирования всего рынка потребительских товаров. Его изучение необходимо как для товаропроизводителей, продавцов конкретного товара, так и для потребителей.

     Среди факторов влияющих на  величину, структуру и динамику  спроса, важное значение имеет  цена товара и покупательская  способность потреби-теля (его предпочтения и возможности). На спрос влияют и такие факторы как состав семьи, местно проживания, реклама, мода и так далее.

    Спросу противостоит предложение производителей товаров и услуг. Производители со своей стороны пытаются сформировать связь между производимой продукцией и нуждами людей. Товарное предложение – это совокупность товаров и услуг, которые представлены на рынке. Объем предложения напрямую зависит от цен. С повышением цен возрастает и товарное предложение, и наоборот - это явление в экономической литературе носит название «закон предложения». Именно цена диктует производителям, какие товары в настоящее время следует выпускать и в каком количестве. На объем предложения имеют влияние и такие факторы, как себестоимость производства, количество товаропроизводителей на рынке потребительских товаров, изменение спроса.

     Предложение, покупательский спрос  и цена, являясь главными элемен-тами рынка – отражают действие экономического закона спроса и предло-жения. Основное требование этого закона – соответствие спроса и предложения по объему и структуре.

     Изменение соотношения между  спросом и предложением приводит  к изменению рыночных цен. Через  эти изменения устанавливается  тот уровень цен, при котором  обеспечивается равновесие спроса  и предложения и в конечном  итоге равновесие производства  и потребления. Рыночной экономи-ке присущи тенденция устанавливать определенное соответствие между спросом и предложением, называемое рыночным равновесием. Основу рыночного равновесия составляет цена равновесия, при которой количество товара находящегося на рынке равно количеству товара, на который предъявлен спрос.

   От того, насколько потребительский рынок насыщен товарами, во многом зависят уровень потребления, устойчивость денежного обращения, обеспе-ченность и уровень жизни населения. Если этот рынок не развивается, то теряется общественный смысл отношений обмена, а население обрекается на жизнь в условиях дефицита, очередей и прочих подобных условий. Главной чертой потребительского рынка является его ориентированность на удовлетворение потребностей населения.

     Триединство товарного предложения, спроса и цены дает возможность рыночному механизму решить три основные экономические задачи: что производить, как производить и для кого производить.

   Рынок потребительских товаров , как хозяйственная  деятельность, как система экономических, организационно-правовых действий, связанных с продвижением товара от производства к потребителю обеспечивает:

   а) емкость рынка, то есть максимально возможный объем реализации товаров при данном уровне цен;

     б) сбалансированность рынка – соотношение между спросом, предложением и ценой (по стоимостным и натуральным показателям);

     в) конъюнктуру рынка – совокупность  условий, определяющих в каждый  данный момент соотношение спроса  и предложения. 

   1.3 Факторы, влияющие на развитие рынка 

   Цена, спрос, предложение способствуют установлению равновесия на рынке. Экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуе-мая уровнями спроса и предложения, ценами, а также динамикой производ-ства и потребления называется конъюнктурой рынка.. Изучение конъюнкту-ры рынка включает в себя обработку, анализ и систематизацию количес-твенных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени..

   К постоянно действующим факторам, влияющим на развитие коньюктуры рынка относится государственное регулирование экономики, научно-техни-ческий прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

   Факторы, воздействующие на конъюнктуру периодически, называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

   В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цик-личность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизнен-ными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.

   Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных  факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.

     При повышающейся и высокой конъюнктуре происходит превышение спроса над предложением товаров, что сопровождается ростом цен и увеличением количества заключенных сделок. При понижающей и низкой конъюнктуре происходит обратное: превышение предложения товаров над спросом. Это сопровождается снижением уровня цен, сокращением количества заключенных сделок и приводит к пассивности субъектов рынка, а далее – к снижению и последующей стабилизации цен, что соответствует интересам покупателей.

   На конкретных рынках отмеченные  факторы действуют с неодинаковой

интенсивностью, причем  один и тот же фактор влияет по-разному на одном и том же рынке в разные моменты времени . Возникновение  , силу и дли-тельность воздействия временных факторов на  конъюнктуру рынка трудно предсказать , что осложняет анализ, вносит некоторую вероятность в прогноз. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Рынок безалкогольных  напитков 

   В целом Россия повторяет развитие зрелых рынков, где потребители всерьез озабочены вопросами сохранения молодости и здоровья и где наб-людаются высокие темпы роста продуктов, позволяющих поддерживать хо-рошее самочувствие и форму. Эту тенденцию как нельзя лучше иллюстри-рует российский рынок безалкогольных напитков.

     Особой популярностью на рынке России в последнее время пользуются безалкогольные напитки – за счет своей способности утолять жажду, радо-вать потребителей приятным вкусом и не оказывать вредного влияния на человеческий организм. На протяжении последних нескольких лет российс-кий рынок безалкогольных напитков  демонстрирует высокие и устойчивые темпы роста. Такой успех связан с наблюдаемой в последнее время тенден-цией смещения потребительских предпочтений в сторону напитков более полезных для здоровья, чем привычная газировка, а именно – минеральной воды и соков. В средствах массовой информации все чаще встречаются статьи и передачи, преподносящие вопрос потребления качественных безал-когольных напитков как необходимое условие для долгой и здоровой жизни. Если раньше минеральную воду покупали в основном в целях утоления вне-запной жажды, то в настоящее время ее все чаще выбирают в качестве основного напитка дома, на работе, при занятиях спортом, используют для приготовления пищи дома и на загородных участках.  

Информация о работе Перспективы и проблемы развития рынка потребительских товаров