Перспективы и проблемы развития рынка потребительских товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание

Цель этой работы заключается в изучении рынка потребительских товаров на примере рынка безалкогольных напитков, его функций и значений. Основные задачи этой работы:

- дать понятие рынка потребительских товаров и его элементов;

- объяснить сущность и значение рынка потребительских товаров;

- рассмотреть спрос на безалкогольные напитки на рынке потребительских товаров и факторы, влияющие на спрос;

- рассмотреть предложение безалкогольных напитков и факторы, влияю-щие на него;

- проанализировать торговлю как организатора рынка потребительских товаров;

- оценить перспективы развития рынка потребительских товаров;

- определить проблемы в развитии рынка потребительских товаров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Рынок потребительских товаров………………………………………….5
1.1Сущность, функции и значение рынка потребительских товаров….....5
1.2Элементы рынка потребительских товаров……………………………11
1.3 Факторы, влияющие на развитие рынка………………………………15
Рынок безалкогольных напитков………………………………………...17
2.1 Спрос на безалкогольные напитки. Факторы, влияющие на формирование спроса……………………………………………………………17
2.2 Предложение безалкогольных напитков. Факторы, влияющие на формирование предложения…………………………………………………….23
2.3 Анализ торговли как организатора рынка безалкогольных напитков………………………………………………………………………….28
3. Перспективы и проблемы развития рынка потребительских товаров
Заключение

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ РПТ.doc

— 330.50 Кб (Скачать документ)

     Сегодня предложение безалкогольных  напитков на потребительском  рынке очень велико. Согласно таблице 2 объем рынка безалкогольных напитков с каждым годом увеличивается. Это связано с увеличением потребления безалкогольных напитков (рисунок 6).Потребление безалкогольных напитков за период с 2003 по 2007 увеличилось на 3910,5 миллионов литров.  

Таблица 2

Российский  рынок безалкогольных напитков

Объем рынка, 2005-2007гг.

Категория Объем рынка, млн дал Прирост,%
2005 2006 2007 2006 2007
Соки 227 257 282 13 10
Газированные  безалкогольные напитки 466 503 545 8 8
Минеральная и питьевая вода * 266 297 348 11 16
Холодный  чай 12 18,7 24,9 55 34
*Без  учета воды в кулерах
 

Рисунок 6. Потребление бутилированной воды и безалкогольных

 напитков  в 2003-2007 гг. (млн. л) 

     Российский рынок заинтересовал иностранные корпорации своей боль-шой емкостью, да и количество отечественных производителей безалко-гольных напитков растет не по дням, а по часам. Так , например, более 50% рынка в натуральном выражении контролируют два ведущих производителя - Coca-Cola и PepsiСо.14

     На рынке сладких вод львиная доля этого сегмента принадлежит компа-ниям Coca-Cola и PepsiCo рынок близок к насыщению и темпы его роста неуклонно снижаются. Таким образом, увеличение объема продаж возможно за счет увеличения доли рынка посредством вытеснения конкурентов, улуч-шения представленности в местах продаж с помощью рекламных материа-лов, выделяющих продукцию из общей массы. Это заметно в политике лиде-ров - компании стремятся занять наибольшее количество места на полках магазинов, размещают различные яркие ценники, плакаты и т.п., направлен-ные на привлечение внимания покупателя. В данном аспекте, по сути, идет борьба двух гигантов, отечественный производитель если и участвует, то крайне слабо. В итоге происходит перемещение напитков российских произ-водителей на худшие места, где их покупают исключительно приверженцы.  Важно отметить, что в большинстве случаев отечественный производитель выступает в нижнем ценовом сегменте, предлагая покупателям лимонады российских марок: «Дюшес», «Лимонад». «Буратино», «Колокольчик» и т. д. Суммарная доля рынка компаний Coca-Cola и PepsiCo - более 80 %. Успех компании, которая собирается конкурировать с интернациональными "монстрами", кажется сомнительным. Даже большая разница в цене не сможет коренным образом переломить ситуацию и изменить положение на рынке. Ведь модный продукт для подростков более привлекателен, чем аналогичный более дешевый, но немодный. 

    Подавляющее преимущество у отечественных производителей в сегменте кваса и квасных напитков. Доля рынка натурального кваса «Очаковский» (производитель - ЗАО "Московский пивобезалкогольный комбинат «Очаково») превышает 50 %. Говоря о гигантах рынка напитков, то ими этот сегмент практически не освоен Отечественный потребитель давно понял, чем квас отличается от квасных напитков и напитков со вкусом кваса, и в большинстве своем предпочитает квас.

    Еще один очень интересный и динамично развивающийся сегмент - это тонизирующие напитки, включающие холодные чай и кофе, энергетические и спортивные напитки. Предлагаемый ассортимент довольно широк. Причем здесь участвуют как производители напитков, так и производители соков и других видов товаров. Здесь прослеживается та же тенденция, что и на рынке сладких вод. Ведущие позиции занимают компании PepsiCo с раскручен-ными брэндами Adrenalin rush и Lipton в сегментах энергетиков и чая соответственно, Coca-Cola опережает всех в сегменте спортивных напитков с брэндом Powerade. Рынок холодного кофе практически не развит и представлен тремя марками Maccofe, Nescafe и Jacobs. Два последних опять же принадлежат Coca-Cola Compani и PepsiCo.

    Ситуация на рынке столовых и минеральных вод несколько отличается от ситуации на рынке сладких напитков. Во-первых, здесь нет такой раздроб-ленности в видах, можно выделить простую питьевую воду, искусственно минерализованную и минеральную. Во-вторых, количество производителей гораздо больше, во-вторых, обилие источников минеральных и лечебных вод, расположенных на территории нашей страны и сопредельных государств СНГ, и предприятий, работающих на них еще со времен СССР и завоевавших своих потребителей с тех пор, создают высококонкурентный уровень на рынке. По тем же причинам немного представлено импортной минералки. Сейчас это самый динамичный и привлекательный сегмент на рынке напитков.

     Основные сегменты сокового рынка - так называемый 100%-ный сок и нектары. На них приходится до 95 % физического объема продаж товаров соковой категории. Оставшуюся долю занимают различные сокосодержащие напитки. В настоящее время на российском рынке соков лидируют четыре компании - ЭКЗ «Лебедянский», «Мултон», «Вимм-Билль-Данн- Продукты Питания» и «Нидан Соки». «Мултон» и «Нидан Соки» принадлежат комп-ании Coca-Cola, а ЭКЗ «Лебедянский» принадлежит PepsiCo, таким образом, западные фирмы контролируют более половины российского рынка соков.

      На основании вышеописанных данных можно утверждать, что соперни-чество между продавцами, отражающее общее состояние конкурентной борьбы в отрасли безалкогольных напитков, весьма интенсивно.

     Например, в борьбе за выживание,  производители сладких газированных  напитков стараются максимально  расширить свой ассортимент за  счет завое-вания новых сегментов: энергетических напитков, содержащих кофеин, гуарану, кларнитин, спортивных напитков с витаминным комплексом, быст-роусвояемыми углеводами, фруктозой и глюкозой, детских сокосодержащих напитков с высоким содержанием сока (более 10%), ароматизированных минеральных вод, напитков на основе травных экстрактов и т.д. PepsiCo и Соса-Cоla ввели в свои ассортиментные ряды холодные сокосодержащие чаи, спортивные напитки («Гетерейд» и «Паурэйд»), энергетические напитки, холодный кофе. Кроме того эти гиганты начали производство кваса, что само по себе нонсенс, ведь этот напиток компании никогда не производили, так как в Америке не пьют квас и не знают, что это такое. Вслед за лидерами рынка и региональные компании стараются приятно удивить своего покупа-теля. Так к примеру, компания « Бест-Ботлинг»начала выпуск холодных чаев под именем «Доктор Ливси», «Тонус» решилась на выпуск соков «Для тебя», а компания «Ниагара» выпустила серию напитков под маркой «Таежные травы».

     При выборе напитка огромную роль играют потребитнльские предпочте-ния в отношении вкусовых линий. По мнению розницы, лидерами по вку-совым предпочтениям оказались: апельсин (62,2% упоминаний), лимон (50%), ананас (46,7%), яблоко (27,8%). Можно отметить, что лидирующие позиции заняли неокрашенные или слабоокрашенные воды (рисунок 7).     Опираясь на такую оценку вкусовых потребностей, производители безалко-гольных напитков предлагают на рынке потребительских товаров ассорти-мент продукции в соответствии с потребностями.

Рисунок 7. Популярность вкусовых линий безалкогольных напитков

.

     Ниже приведен краткий перечень  принципов создания и продвижения  напитков, продуктов питания:

  • продукты должны обладать легендой, сердцем и душой;
  • напитки должны быть источником приключений и желаний;
  • напитки должны быть направлены на четкую целевую группу;
  • напитки должны обладать как потребительской ценностью, так и событийностью.15

     Как правило для определения  товарного предложения необходимо  учитывать сочетание факторов, влияющих  на него.

    Во-первых, спрос является важнейшим фактором, влияющим на предло-жение. Покупательский спрос дает импульс для повышения или снижения объема выпуска. Например, сезонная продажа и климат. С наступлением лета объемы продаж безалкогольных напитков возрастают. Это в свою очередь требует увеличения выпуска продукции во столько раз, во сколько увеличился спрос.

     Во-вторых, на предложение влияет  регион и численность. Расположение  региона может отражать различие  в доходе и других потребительских  факто-рах. Численность и плотность населения, выявляет количество продукции для обеспечения товарного предложения и удовлетворении спроса.

     Возраст часто используют в  качестве фактора, влияющего на  товарное предложение. В зависимости  от возраста производители разрабатывают ассортимент  выпуска продукции для определенной возрастной группы. Но в этом есть свой минус: люди одной возрастной категории не всегда придержи-ваются единых пристрастий и поведения.

     На предложение безалкогольных  напитков влияет также цена. Сегодня нам предлагаются производителями напитки в разной ценовой категории. Так, например, в Екатеринбурге поллитровая бутылка минеральной стоит от 20 до 40 рублей за бутылку, литровая упаковка сока – от 30 до 60 рублей, газированная вода – от 15 до 30 рублей, питьевая вода – от 20 до 40 рублей за литр, квас – от 30 до 40 рублей за литр.  Цена зависит от категории, продукции, от класса, от состава, от места выработки. Платежеспособность населения также влияет на предложение. С понижением платежеспособности населения производители начинают производить продукцию с более низкими ценами, и наоборот. 

2.3 Анализ торговли как организатор рынка безалкогольных напитков 

     Один из способов удовлетворения потребностей – поход в магазин и приобретение необходимого продукта. Следовательно, удовлетворение индивидуальных потребностей человека происходит через торговлю.

     Торговля является неотъемлемой  частью рынка потребительских  товаров. Она дает импульс производителю  на то что производить и  как производить. С помощью  потребителя торговля определяет место и роль каждого конк-ретного товара, удовлетворяя  потребности покупателя. Торговля стиму-лирует производство и задает ему конкретное направление. И только через торговлю можно представить рынок напитков, как он подразделяется, и долю его потребления (рисунок 8)

Рисунок 8. Доля потребления напитков

     Сегодня многие крупные производители  являются только оптовыми про-давцами своих продуктов, организаторами сбытовых сетей, но и выходят на прямую связь с розничными продавцами, заинтересовывая их тем самым выгодными ценами и более широким ассортиментом своей продукцией (зачастую у оптовых предприятий присутствует не весь ассортимент того или иного производителя). Но и крупные сетевые торговцы диктуют сегодня условия, выставляют на полки и свой собственный товар — зачастую под маркой, идентичной названию торговой сети. В России сейчас собственные торговые марки есть практически во всех товарных группах такой товар попадает на самые лучшие места и пользуется наибольшим спросом, так как цена на него наиболее приемлемая для покупателей.16

      Например, при снижении объема продаж соков в 2008 г. на 40% по срав-нению с 2007 г. Производители соков переориентировали производственные мощности с натуральных соков на выпуск сокосодержащих и безалкоголь-ных напитков.

         В общем, как ни странно, оказалось, что в отношении импорта и эконо-мического роста развернувшийся в 2008 году широкомасштабный мировой финансово-экономический кризис не сделал российскую экономику менее прогнозируемой. Это, кстати, касается и потребительского поведения граж-дан. Экономисты предсказывали, что граждане будут с энтузиазмом тратить деньги, они и тратили, несмотря ни на какой кризис. В кризисном четвертом квартале ушедшего года оборот розничной торговли увеличился почти на 10% в годовом исчислении. Оборот розничной торговли продовольствен-ными товарами в январе-ноябре 2008 года составил 5595,0 млрд. рублей, что в товарной массе больше на 8,4% , чем за соответствующий период прошлого года (таблица 3), но в соотношении с ноября с октябрем оборот розничной торговли снизился и составил 97,7%. Исходя из этого следует вывод, что потребители стали меньше тратить на продукты или стали приобретать товары меньшей ценовой категории.

Таблица 3

Динамика  оборота розничной торговли

продовольственными  товарами 2007-2008 гг.

  2007 2008
млрд.

рублей     
 

в % к млрд.

рублей     
 

в % к
соответст-

вующему пе-

риоду пре-

дыдущего  года

предыдущему

периоду    

соответст-

вующему пе-

риоду пре-

дыдущего  года

предыдущему

периоду    

Январь 327,9 109,9 74,8      427,5 111,7 74,1
Февраль 333,1 113,2 100,8 436,4 111,3 100,4
Март 365,6 113,6 109,0 477,6 109,6 107,3
Апрель 373,4 113,7 101,4 473,7 104,9 97,1
Май 383,4 113,4 101,7 510,5 109,0 105,6
Июнь 393,6 113,6 100,9 514,7 107,7 99,7
Июль 405,1 112,4 101,5 530,3 109,2 103,0
Август 416,3 113,5 102,8 545,6 109,5 103,0
Сентябрь 421,1 112,1 100,1 550,0 109,4 100,1
Октябрь 444,1 110,8 102,1 567,5 108,8 101,6
Ноябрь 455,2 110,6 100,6 561,2 105,7 97,7
Январь-ноябрь 4318,8 112,4   5595,0 108,4  
Декабрь 566,1 112,7 123,0      
Итого 4884,9 112,4        

Информация о работе Перспективы и проблемы развития рынка потребительских товаров