Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 12:20, реферат
Предметом исследования данной курсовой работы является анализ влияния ассортиментной политики предприятия на результаты его экономических показателей, управление ассортиментом и организация выпуска новой продукции.
Объектом исследования курсовой работы является предприятие ООО «СМП-397», занимающееся выпуском тротуарных плит, изучение его ассортимента, ведение планирования ассортимента и влияние изменения ассортимента на укрепление позиций предприятия на рынке.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Ассортимент и его роль в деятельности предприятия………………… 4-15
0. Ассортиментная политика. Основные виды стратегий………………...4
1.2. Формирование и управление ассортиментом…………………………...7
1.3. Риск, связанный с разработкой новой продукции..................................14
2. Анализ ассортимента продукции ООО «СМП-397»………………………16-23
0. Краткая характеристика деятельности предприятия…………………..16
0. Анализ ассортимента продукции предприятия………………………...18
0. Анализ способов увеличения ассортимента продукции на
предприятии……………………………………………………………………..23
3. Регулирование ассортимента продукции………………………………… 24-28
0. Увеличение ассортимента продукции. Выпуск новой продукции……24
0. Изменение режима работы предприятия……………………………….26
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………………..30
Приложение……………………………………………………………………...32
Содержание.
Введение……………………………………………
1.2.
Формирование и управление
1.3.
Риск, связанный с разработкой
новой продукции...............
предприятии…………………………………………………
Заключение………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..30
Приложение………………………………………
Введение.
Политика
ассортиментов товара - одно из самых
главных направлений
Предметом исследования данной курсовой работы является анализ влияния ассортиментной политики предприятия на результаты его экономических показателей, управление ассортиментом и организация выпуска новой продукции.
Объектом исследования курсовой работы является предприятие ООО «СМП-397», занимающееся выпуском тротуарных плит, изучение его ассортимента, ведение планирования ассортимента и влияние изменения ассортимента на укрепление позиций предприятия на рынке.
Я выбрал эту тему из-за её актуальности. Я считаю, что предприятие, занимающееся выпуском или реализацией продукции должно уделять не меньшее внимание ассортименту продукции, как и качеству.
Ассортиментная политика на предприятии
должна стать одной из главных составляющих
всей политики предприятия. Только в этом
случае предприятие может улучшать свои
экономические показатели и быть конкурентоспособным.
I. Ассортимент и его роль в деятельности предприятия.
1.1. Ассортиментная политика предприятия. Основные виды стратегий.
В
общих чертах планирование ассортимента
продукции заключается в планировании
всех видов деятельности, направленных
на отбор продукции для будущего производства
и сбыта, разработки спецификаций и характеристик
этой продукции в соответствие с требованиями
Потребителей.
Под ним
подразумевается политика и стратегия
предприятия в области разработки (проектирования),
маркировки, упаковки и установления цены
продукции и услуг, которые рассматриваются
и решаются только в комплексе, поскольку
они неразрывно связаны между собой и
служат для потребителя "образцом"
продукции или услуги.
Планирование
ассортимента является непрерывным процессом,
продолжающимся в течение всего жизненного
цикла продукции, начиная с зарождения
замысла о создании нового изделия и кончая
снятием его с производства. Иначе говоря,
предприятие не может сколь угодно долго
поставлять на рынок одну и ту же продукцию1.
Постоянное
новаторство в выпуске продукции - обязательное
условие выживания предприятия в условиях
рынка.
Следовательно,
приступая к разработке новых видов продукции,
надо больше внимания уделять её концепции,
а не самому производственному циклу.
Концепция продукции должна постоянно
пересматриваться и уточняться с учётом
результатов пробного маркетинга и замечаний
потребителей.
Любое предприятие-изготовитель, решившееся
на инновацию, может выбрать один из следующих
вариантов по поиску замысла новой продукции:
- купить информацию о новых видах продукции
у внешних источников;
- изобрести самостоятельно новый вид
продукции, используя информацию и аналитические
материалы службы маркетинга;
- усовершенствовать конструкцию или внешнее
оформление ранее выпускаемой продукции;
- привлечь другого партнёра к разработке
новой продукции.
Необходимость
действий в одном из этих направлений
связана с тем, что, как уже указывалось,
каждый вид продукции имеет свой жизненный
цикл. Однако время от времени появляются
неординарные виды продукции, которые
имеют исключительно высокую продолжительность
жизненного цикла. В этом случае необходимо
тщательно продумать систему её разработки.
Стадиями такого анализа могут быть, например:
- принятие долгосрочных решений о стратегии
технологических инноваций или действиях
в случае непредвиденных событий;
- проведение фундаментальных исследований,
открывающих возможность прорыва в сфере
технологии;
- проведение прикладных исследований,
обеспечивающих практическое использование
прикладных исследований применительно
к потребностям выявленных групп потребителей;
- конструирование и разработка новых
видов продукции, как на основе прикладных
исследований, так и непосредственно на
основе изучения рынка.
Таким
образом, рассмотренная система в высшей
степени "открыта" для взаимодействия
с возникающими время от времени идеями
создания новой продукции, которые будут
предметом дальнейшего творческого развития
в целях организации её производства и
внедрения на рынок2.
Основные
виды стратегий по разработке новой продукции
фактически сводятся к проведению работ
в следующих направлениях:
- разработка принципиально новой продукции,
отличающейся от продукции конкурентов
существенной новизной, защищенной патентами;
- разработка продукции с улучшенными
характеристиками относительно ранее
выпускаемой;
- разработка новых видов использования
ранее выпускаемой продукции за счет ее
модернизации или дополнительных приспособлений;
- сокращение ассортимента выпускаемой
продукции или снятия с производства продукции,
не пользующейся спросом.
Приступая
к планированию ассортимента и разработке
новой продукции, следует всегда помнить,
что никакие, самые хорошо продуманные
планы сбыта и рекламы не могут компенсировать
ошибки, допущенные ранее при планировании
ассортимента продукции, т.е. при отборе
и оценке продукции, его техническом испытании,
изучении рынка и проведении пробной продажи.
Потенциальные трения между производственными
подразделениями и службой маркетинга
могут свести на нет лучшие намерения
и тех и других, и привести к принятию неудачного
компромиссного решения.
Планирование
ассортимента продукции предполагает
координацию целого ряда взаимосвязанных
видов деятельности: научно-технических
исследований и разработок, исследований
рынка, организации товародвижения, стимулирования
сбыта и рекламы. Максимальная эффективность
достигается не столько за счёт оптимизации
каждого элемента в отдельности, сколько
суммой составных частей.
Если ответственность
за различные элементы маркетинга будет
возложена на различные узкоспециализированные
отделы, возникает опасность того, что
каждый отдел будет рассматривать свою
собственную деятельность как наиболее
важную и требующую преимущественного
права использования ресурсов предприятия.
Такое положение
приводило, да порой и сейчас нередко приводит
к тому, что когда отдел сбыта, получал
продукцию, созданную с соблюдением всех
норм по защите коммерческой тайны, на
основе спецификаций, которые полностью
удовлетворяли разработчиков и производственников,
оказывалось, что она больше удовлетворяет
амбициям последних, нежели потребности
конечного потребителя. Это противоречит
самой сути концепции маркетинга3.
Любой замысел
новой продукции, прежде всего, должен
быть протестирован на её значимость группой
потенциальных потребителей с точки зрения
его полезности и наличия самой потребности,
а так же уровня цены, по которой она может
быть реализована.
Если
замысел встречает благоприятный отклик,
он должен быть воплощен в "предложение"
Потребителю. Задача планирования ассортимента
заключается, прежде всего, в том, чтобы
подготовить потребительскую спецификацию
на изделие, передать её проектному отделу,
а затем проследить, чтобы опытный образец
был испытан, при необходимости модифицирован
и доведён до товарного состояния.
Как
бы логично ни звучало всё изложенное,
необходимо признать, что подобная организация
планирования ассортимента продукции
пока применяется только на отдельных
предприятиях. Основные этапы разработки
нового вида продукции представлены на
рис. 1.1.1.4
1.2 Формирование и управление ассортиментом.
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.
Номенклатура, или товарный ассортимент, — это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара (автомобиль, трактор, металлообрабатывающий станок) делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Например, предприятие производит холодильники и стиральные машины. Холодильники представлены одно-, двух- и трех камерными моделями и морозильными камерами. Последние имеют несколько марок, отличаются объемом и некоторыми техническими данными.
Товарный
ассортимент характеризуется
Формирование ассортимента — проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами и или лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками5.
Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития производственного ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся: разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей); уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношения цен на товары данного вида и др. Цель ассортиментных концепций — сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей.
Подкрепленная
мерами организационного и иного
характера по обеспечению выпуска
продукции в предусмотренных
структуре и наборе ассортиментная
концепция может
Достижение соответствия между структурно-ассортиментным предложением товаров предприятием и спросом на них связано с определением и прогнозированием структуры ассортимента. Прогноз структуры ассортимента на долгосрочный период, в котором были бы учтены такие важные для потребителя признаки товара, как эстетические характеристики, точные размеры, конкретная цена, маловероятен. Дело не в детализации ассортимента по потребительским свойствам (например, по цветовой гамме, размерам изделий, соотношению цен), а, к примеру, в оптимальном разнообразии ассортимента по определенным признакам (типы телевизоров, наборы предметов кухонного обихода, целесообразные градации цен и т.д.) с расчетом на конкретные группы (сегменты) потребителей. Прогнозируется лишь тенденция развития ассортимента (а более точно — ассортиментная структура спроса и товарного предложения). Так, можно определить, какое разнообразие телевизоров будет отвечать требованиям различных групп потребителей, но нереально дать прогноз потребности в конкретных моделях с набором конкретных свойств на перспективу. Указанные прогнозы, учитывая влияние фактора взаимозаменяемости товаров, необходимо рассматривать во взаимосвязи.
Прогноз тенденции развития ассортимента должен показывать такую траекторию развития процесса, которая позволит обеспечить достижение намечаемого соответствия товарного предложения предприятия меняющейся в перспективе ассортиментной структуре спроса на рынке.
Итак, суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы6.
Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:
1. Определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках.
2.
Оценка существующих аналогов
конкурентов по тем же
3. Критическая оценка выпускаемых предприятием изделий в том же ассортименте, что и в пунктах 1 и 2, но уже с позиции покупателя.
4.
Решение вопросов, какие продукты
следует добавить в
5.
Рассмотрение предложений о
6. Разработка спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей.
7.
Изучение возможностей
8.
Проведение испытаний (
9. Разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений предприятия относительно качества, фасона, цены, наименования, упаковки, сервиса и т.д. в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик изделия или предопределивших необходимость их изменения.
10. Оценка и пересмотр всего ассортимента. Планирование и управление ассортиментом — неотъемлемая часть маркетинга. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента.