Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:45, курсовая работа
Цель курсовой работы – сформировать оптимальный ассортимент вы-пускаемой продукции, применив один из методов отбора наиболее эффективных в отношении рентабельности видов продукции, так, чтобы добиться максимизации прибыли.
В данной работе на практическом примере используется метод операционного рычага, чтобы выявить убыточные и наиболее прибыльные виды товарных групп, благодаря чему осуществляется оптимальное планирование ассортимента продукции.
Введение…………………………………………………………………………….3
I. Теоретические аспекты ассортиментной политики……………………………5
1.1. Понятие ассортимента и классификация……………………………..….5
1.2. Формирование и управление ассортиментом……………………….......9
II. Методы планирования ассортимента…………………………………………14
2.1. Метод операционного рычага …………………………………………..14
2.2. Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ….. 16
2.3. Метод линейного программирования…………………………………. .20
III. Обоснование ассортимента на предприятии………………………………..23
3.1. Характеристика торгового предприятия ООО «Восход»………….23
3.2. Расчет оптимального ассортимента торгового предприятия методом операционного рычага……………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………. 30
Список источников………………………………………………………………. 31
Однако слабеющие дойные коровы, которые перемещаются в нижний правый угол квадранта дойных коров, могут стать кандидатами на снятие урожая и постепенное "сокращение", если жесткая конкуренция или возросшая потребность в капиталовложениях (вызванная новой технологией) приведут к тому, что дополнительный приток наличных средств иссякнет или, в худшем случае, станет отрицательным.
«Трудные дети»
«Трудные дети» имеют низкую долю на рынке и высокие темпы роста продаж. Поддержка со стороны потребителей незначительна, ведущее положение на рынке занимают товары конкурентов. Для поддержания или увеличения доли на рынке в условиях сильной конкуренции нужны значительные средства. Компания должна решить, следует ли расширить расходы на продвижение, активнее искать новые каналы сбыта, улучшить характеристики и снизить цены или уйти с рынка. Выбор стратегии зависит от того, верит ли фирма, что данное подразделение может успешно конкурировать при соответствующей поддержке, и во что обойдется такая поддержка.
Следование стратегии быстрого роста обязательно для привлекательного «Трудного ребенка». В таких случаях это приносит наибольший выигрыш при расширении доли рынка, что дает возможность соперничать с фирмами, имеющими более низкие издержки и более значительный накопленный производственный опыт и большую долю рынка. Чем больше накопленный опыт конкурентов с высокой относительной долей рынка, тем сильнее их преимущество по издержкам. Следовательно, как утверждает БКГ, пока «Трудный ребенок» не сможет успешно следовать стратегии быстрого роста и завоевать значительную долю рынка, он даже не может надеяться на то, что ему удастся стать конкурентоспособным по затратам в сравнении с фирмами, имеющими большие объемы реализации, равно как и накопленный опыт. Свертывание в таком случае остается единственно возможной долгосрочной альтернативой. Стратегия корпорации в управлении хозяйственными подразделениями на стадии «Трудные дети» следующая: изымать из продажи товары с низким потенциалом, усиленно инвестировать «Трудных детей» с высоким потенциалом и стараться вырастить из них «Звезды».
«Собаки»
«Определенные проблемы имеет фирма и с товарами «Собаки». Несмотря на достаточно длительное присутствие на рынке, ему не удалось привлечь к себе достаточное количество потребителей, и он существенно отстает от конкурентов по сбыту, образу, структуре издержек и т. д. Компания, имеющая такое подразделение, может попытаться выйти на специализированный рынок; извлечь прибыль посредством ликвидации до минимума обеспечивающего обслуживания или уйти с рынка.
Преимущества и недостатки матрицы "рост/доля".
изделия |
|
стоимость изделия | |||||
O1 |
O2 |
. |
. |
Om |
|||
P1 |
a11 |
a21 |
. |
. |
am1 |
с1 | |
P2 |
a12 |
a22 |
. |
am2 |
с2 | ||
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. | |
. |
. |
. |
. |
. |
. | ||
. |
. |
. |
. |
. |
. | ||
. |
. |
. |
. |
. |
. | ||
Pn |
a1n |
a2n |
. |
. |
amn |
сn | |
время использования |
b1 |
b2 |
. |
. |
bm |
Таблица 1. Параметры задачи об ассортименте продукции
Ограничения, связанные с возможной продолжительностью операций Oj (j = 1,2,…m), выражается системой неравенств
a11x1+ a12x2+…+ a1nxn=b1
a21x1+ a22x2+…+ a2nxn=b2 (2)
……………………………
am1x1+ am2x2+…+ amnxn=bm
Система ограничений (2) должна
быть дополнена естественными
x1 >=0, x2 >=0,…, xn >=0, (3)
которые означают, что количество изготовленных изделий каждого вида не может быть отрицательным.
Окончательная математическая формулировка задачи выглядит так: составить план изготовления изделий X = (x1, x2,…,xn), который удовлетворяет линейным неравенствам (2 – 3) и обеспечивает максимум прибыли – линейной функции цели (1), f(X) → max
Вывод: Для планирования ассортимента продукции существуют различные методы, основными из которых являются: метод операционного рычага, метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ, а также метод линейного программирования. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.
Таким образом, наилучшим
способом планирования ассортимента является
применение всех трех методов в совокупности,
так как они будут дополнять
друг друга. В итоге предприятие
будет иметь все шансы
Магазин расположен в г. Ульяновске, по ул. Пушкарева, 39. В лице руководителя предприятия выступает Иванов В.Н., магазин занимается торговой деятельностью по продаже продовольственных товаров. Магазин является смешанным, обслуживает контингент покупателей с различным уровнем дохода, а также разных половозрастных групп. Это и пожилые люди, военные, молодежь, дети. Но в основном магазин ориентирован на покупателей со средним уровнем достатка. Магазин работает в зимнее время с 8-00 до 20-00, в летнее время с 7-30до 20-30, без перерыва и выходных. Режим работы этого торгового предприятия хорошо продуман, т.к. он позволяет жителям этого микрорайона, т.е. потенциальным покупателям, совершать покупки в удобное для них время. Магазин имеет очень удобное место расположения, так как рядом две школы, поликлиника, почта, детский сад. Общая площадь предприятия 120 м2. Площадь торгового зала 50 м2. Отопление в магазине водное, центральная отопительная система. Источником тепла являются батареи. Вентилируется помещение за счет приточно-вытяжного циркулирования воздуха.
Форма торгового зала имеет прямоугольную конфигурацию с соотношением сторон 1:2. Эта форма удобна, т.к. позволяет рационально разместить торговое оборудование, организовать процесс подачи товара в торговый зал, предусмотреть движение покупательских потоков. Вся площадь торгового зала подразделяется на площадь для размещения торгового оборудования; движение покупателей; выкладки товаров; площадь для работы продавцов. Рабочие места продавцов расположены ближе к подсобным помещениям. Оборудование в торговом зале расположено вдоль стен и называется линейной планировкой.
В торговом зале используют пристенное оборудование, прилавки, прилавки-витрины, охлаждаемые витрины. В подсобных помещениях используют следующее оборудование: подтоварники для хранения товаров в упакованном виде (мешках, ящиках), стеллажи для хранения распакованных товаров, вешала для хранения продовольственных товаров. Все торгово-техническое оборудование, используемое в магазине, соответствует экономическим, эргономическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям.
В магазине имеется 3 отдела: Гастрономический, Бакалея, соки и Воды. Численность работников магазина – 12 человек.
По функциональному признаку весь персонал магазина подразделяется на следующие группы работников:
1. административно-управленческий персонал;
2. торгово-оперативный персонал;
3. обслуживающий персонал
Так же существует и квалификационное разделение труда, которое распределяет обязанности в соответствии с квалификацией работников. В связи с этим круг обязанностей работников разной квалификации, выполняющих одинаковые функции (продавец I и II категории) различен. Данное разделение труда в этом предприятии способствует рациональному использованию квалифицированных кадров и улучшению обслуживания покупателей.
В магазине предусмотрены душевые, комнаты отдыха. Комната отдыха предназначена для непродолжительного обеденного перерыва и отдыха продавцов. Руководство этого торгового предприятия большое внимание уделяет также мероприятиям, обеспечивающим в торговых, подсобных, административно-бытовых помещениях магазина оптимального микроклимата.
Структура аппарата управления
торгового предприятия
Для оценки ассортимента магазина необходима система показателей.
Основными показателями хозяйственной деятельности предприятия являются: товарооборот, издержки обращения, прибыль, рентабельность.
Исходные данные:
Таблица 2. Постоянные издержки предприятия.
Заработная плата АУП |
12500,0 |
Начисления на Фонд оплаты труда |
3750,0 |
Амортизационные отчисления |
5900,0 |
Прочие постоянные расходы |
1437,6 |
Итого постоянные издержки |
23587,6 |
Исходя из данных о постоянных издержках и объеме реализации находим удельные постоянные издержки, которые равны 4,36 руб. (23587,6 : 5410).
По полученным данным таблицы 3 видно, что предприятие имеет очень низкие показатели прибыли и рентабельности – 18973,4 и 5,25, соответственно.
На основе данных таблицы рассчитываем остальные показатели, требуемые для анализа и планирования ассортимента.
Находим точку безубыточности:
Т.б. = постоянные издержки / КВП
Т.б. = 23587,6 / 0,12 = 200212,2 (тыс.р.)
Т. о., предприятие должно сделать минимальный товарооборот в сумме 200212,2 рублей, чтобы покрыть все постоянные расходы.
Операционный рычаг:
ОР = Маржинальная прибыль / Прибыль
ОР = 42561/18973,4 = 2,24
Т.е., при изменении выручки на 1% прибыль изменится на 2,24 %.
Следующим этапом находим запас финансовой прочности предприятия:
ЗФП = 1 – Т.б./Прибыль
ЗФП = 1 – 200212,2/361259 = 44,58 %
Из полученных данных видно, что предприятие может снизить объем продаж на 44,58% и только тогда достигнет критического объема.
Таблица 3.
То-вар |
Цена, руб. |
Объем реализации, шт. |
Структура ТО, % |
Выручка от реализации, руб. |
Структура в стоим., руб. |
Уд. перем. изд., руб. |
Уд. пост. изд., руб. |
Перем.изд. на объем продаж, руб. |
Пост.изд. на объем продаж, руб. |
Общ.изд. на объем продаж, руб. |
Прибыль, руб. |
Рентабельность, % |
Маржинальная прибыль, руб. |
Коэф. вклада на покрытие (КВП) |
1 |
57,00 |
250 |
4,62 |
14 250,00 |
3,94 |
45,50 |
4,36 |
11 375,00 |
1090,00 |
12 465,00 |
1785,00 |
12,53 |
2 875,00 |
20,18 |
2 |
26,00 |
300 |
5,55 |
7 800,00 |
2,16 |
21,00 |
4,36 |
6 300,00 |
1308,00 |
7 608,00 |
192,00 |
2,46 |
1 500,00 |
19,23 |
3 |
90,00 |
120 |
2,22 |
10 800,00 |
2,99 |
76,90 |
4,36 |
9 228,00 |
523,20 |
9 751,20 |
1048,80 |
9,71 |
1 572,00 |
14,56 |
4 |
37,00 |
570 |
10,54 |
21 090,00 |
5,84 |
32,00 |
4,36 |
18 240,00 |
2485,20 |
20 725,20 |
364,80 |
1,73 |
2 850,00 |
13,51 |
5 |
25,50 |
450 |
8,32 |
11 475,00 |
3,18 |
18,90 |
4,36 |
8 505,00 |
1962,00 |
10 467,00 |
1008,00 |
8,78 |
2 970,00 |
25,88 |
6 |
45,80 |
700 |
12,94 |
32 060,00 |
8,87 |
40,20 |
4,36 |
28 140,00 |
3052,00 |
31 192,00 |
868,00 |
2,71 |
3 920,00 |
12,23 |
7 |
30,20 |
920 |
17,01 |
27 784,00 |
7,69 |
28,00 |
4,36 |
25 760,00 |
4011,20 |
29 771,20 |
-1987,20 |
-7,15 |
2 024,00 |
7,28 |
8 |
15,00 |
1100 |
20,33 |
16 500,00 |
4,57 |
9,00 |
4,36 |
9 900,00 |
4796,00 |
14 696,00 |
1804,00 |
10,93 |
6 600,00 |
40,00 |
9 |
350,00 |
130 |
2,40 |
45 500,00 |
12,59 |
310,00 |
4,36 |
40 300,00 |
566,80 |
40 866,80 |
4633,20 |
10,18 |
5 200,00 |
11,43 |
10 |
200,00 |
870 |
16,08 |
174 000,00 |
48,16 |
185,00 |
4,36 |
160 950,00 |
3793,20 |
164 743,20 |
9256,80 |
5,32 |
13 050,00 |
7,50 |
Итого |
- |
5410 |
100,00 |
361 259,00 |
100,00 |
- |
- |
318 698,00 |
23587,60 |
342 285,60 |
18973,40 |
5,25 |
42 561,00 |
11,78 |