Планирование товарооборота по общему объему, по видам и структуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 10:51, курсовая работа

Описание

Целью изучаемой темы является комплексное изучение сущности и видов товарооборота, таких как оптовый и розничный, товарооборот по собственной продукции и по покупным товарам. Особое внимание уделяется методам и этапам планирования, таким как: планирование на основе численности потребителей, планирование на основе мощности кухни и планирование по пропускной способности торгового зала.

Содержание

Введение

1.Товарооборот – основной показатель деятельности предприятия
2.общественного питания.
1.1. Понятие, значение и виды товарооборота предприятия

общественного питания;

1.2. Факторы, влияющие на формирование товарооборота;

1.3. Методика планирования товарооборота предприятия

питания;

1.4. Пути повышения объема товарооборота и улучшение его

структуры.


2. Планирование товарооборота по общему объему, по видам и структуре.

2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия.

2.2. Планирование товарооборота по видам и по общему объему.

2.3. Планирование товарооборота по структуре.

Заключение

Список используемых источников.

Работа состоит из  1 файл

курсовая юля.docx

— 75.43 Кб (Скачать документ)

     Содержание

    Введение

  1. Товарооборот – основной показатель деятельности предприятия
  2. общественного питания.

        1.1. Понятие, значение и виды товарооборота предприятия

общественного питания;

        1.2. Факторы, влияющие на формирование товарооборота;

        1.3. Методика планирования товарооборота предприятия

 питания;

        1.4. Пути повышения объема товарооборота и улучшение его

 структуры. 

2. Планирование  товарооборота по общему объему, по видам и структуре.

        2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия.

        2.2. Планирование товарооборота по видам и по общему объему.

         2.3. Планирование товарооборота по  структуре.

Заключение

Список используемых источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Общественное  питание по своему экономическому содержанию - это сфера товарного обращения, поэтому предприятия общественного  питания входят в систему торговли и важнейшим показателем качества их деятельности является товарооборот. Товарооборот общественного питания - это выручка от реализации продуктов общественного питания населению и др. По отношению к нему учитываются, анализируются и планируются все остальные показатели, такие как рентабельность, расходы и доходы предприятия, поэтому очень важно знать методы расчета и планирования товарооборота.

     Целью изучаемой темы является комплексное  изучение сущности и видов товарооборота, таких как оптовый и розничный, товарооборот по собственной продукции и по покупным товарам. Особое внимание уделяется методам и этапам планирования, таким как: планирование на основе численности потребителей, планирование на основе мощности кухни и планирование по пропускной способности торгового зала.

     А чтобы предприятие успешно существовало на рынке и смогло составить конкуренцию другим предприятиям питания необходимо иметь большие доходы. Увеличение этих доходов прямо пропорционально росту товарооборота. Для этого необходимо учитывать и как можно более рационально использовать основные пути увеличения товарооборота в современных условиях. В основном это касается ассортимента продукции, культуры обслуживания и расширения рынков сбыта.

     Товарооборот  и его планирование играет не малую  роль в существовании предприятия общественного питания. Только правильное и четкое применение этой экономической составляющей предприятия питания обеспечит высокую конкурентоспособность, устойчивое положение на рынке и даст возможность успешно развиваться. 
 

     1.1.Понятие,  значение и виды  товарооборота предприятия  общественного питания. 

     Механизм  экономического обоснования объема и структуры товарооборота предприятий питания включает в себя определение приоритетных целей, обеспечение связи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, эффективности действующего законодательства. Методы планирования зависят от объекта планирования, типа предприятия питания и временного фактора. При этом учитывают следующие экономические предпосылки:

     - данные о развитии деятельности  предприятия:

     численность населения и состав контингента  потребителей; перспективы изменения этих показателей; обеспеченность населения сетью общественного питания; наличие других предприятий общественного питания, число мест в них, их тип и ассортимент предлагаемой продукции, т.е. конкурентное окружение и возможные перспективы его изменения;

     - результаты экономического анализа  товарооборота и выпуска продукции в предприятии за ряд предшествующих лет;

     - перспективы изменения материально  - технической базы самого предприятия:  состав и структура сети (открытие  новых мест реализации или  их закрытие, изменение режима  работы или числа мест); внедрение  нового оборудования, форм организации  производства и обслуживания; предлагаемая система снабжения (качество поступающего сырья, доля полуфабрикатов, быстрозамороженной продукции);

     - результаты изучения микроспроса;

     - прогнозируемый индекс цен;

     При планировании товарооборота используют данные статистической отчетности и  данные первичного оперативного учета  выпуска и реализации товаров  на предприятии.

     Товарооборот  общественного питания выражает экономически отношения, возникающие при реализации собственной продукции, покупных товаров, оказании услуг по организации питания и состоит из двух основных частей:

     - реализации продукции собственного  производства;

     - продажи покупных товаров.

     Основным  показателем деятельности предприятия  общественного питания является валовой товарооборот, включающий в себя продажу товаров индивидуальным потребителям, учреждениям, организациям и другим предприятиям питания для переработки или перепродажи.

     Валовой товарооборот является ведущим показателем, характеризующим общий объем производственно-торговой деятельности предприятия. Вместе с тем, исходя из того, кому проданы товары, валовой товарооборот общественного питания подразделяют на оптовый и розничный.

     Оптовый товарооборот - это продажа готовой  продукции или полуфабрикатов одними предприятиями питания другим для дальнейшей доготовки и перепродажи.

     Розничный товарооборот - это продажа продукции  собственного производства и покупных товаров непосредственно потребителям через обеденные залы, буфеты. Выпуск всей продукции кухней в стоимостном выражении является оборотом продукции собственного производства. В свою очередь, продукцию собственного производства подразделяют на обеденную и прочую.

     К обеденной продукции относят  первые, вторые, третьи блюда, холодные и горячие закуски. В прочую продукцию включают полуфабрикаты, кулинарные, кондитерские, мучные изделия, напитки собственной выработки.

     Покупные  товары - это товары, приобретаемые  предприятием питания со стороны  и продаваемые потребителям без  обработки (хлеб, молоко, табачные изделия и другие).

     Роль  и значение товарооборота как  экономического показателя заключается в следующем:

     - товарооборот является объемным  показателем, характеризующим масштабы  деятельности предприятия;

     - по удельному весу товарооборота  предприятия питания в товарообороте региона, отрасли можно судить о доле предприятия на рынке;

     - товарооборот в расчете на  душу населения характеризует  один из аспектов жизненного уровня населения;

     - по доле товарооборота предприятия  питания в товарообороте региона  определяется предприятие-монополист (оно считается таковым, если  удельный вес товарооборота предприятия в товарообороте региона превышает 30%);

     - по отношению к товарообороту  учитываются, анализируются и  планируются показатели, оценивающие эффективность деятельности предприятия (товарооборочиваемость, рентабельность, уровень издержек и др.). 
 

     1.2. Факторы, влияющие  на формирование  товарооборота. 

     Выполнение  плана по товарообороту и динамика основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия общественного питания зависят от трёх групп факторов:

     1) от обеспеченности товарными  ресурсами, правильности их распределения и использования;

     2) от обеспеченности трудовыми  ресурсами, эффективности использования рабочего времени, производительности труда работников общественного питания;

     3) от состояния, развития и использования  материально-технической базы предприятия  питания.

     Первая  группа факторов

     Главный фактор успешного развития товарооборота  и выпуска собственной продукции - обеспеченность и рационального использования товарных ресурсов. Анализ использования товарных ресурсов на предприятии общественного питания обычно начинают с изучения продуктового баланса. В ходе анализа определяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и развитие товарооборота в динамике. Товарооборот предприятия общественного питания зависит от поступления сырья и покупных товаров, состояния товарных запасов. На его объём оказывает влияние прочее выбытие продуктов. Эта зависимость может быть выражена формулой продуктового баланса:

     Зн + П = Р + В + Зк ,

     где Зн - товарные запасы на начало изучаемого периода;

     П - поступление сырья, полуфабрикатов и покупных товаров;

     Р - реализация продукции собственного производства и покупных товаров;

     В - прочее выбытие продуктов;

     Зк - товарные запасы на конец анализируемого периода.

     Влияние показателей товарного баланса  на развитие товарооборота можно  определить, применив следующую формулу:

     Р = Зн + П - В - Зк .

     Следовательно, на выполнение плана и динамику товарооборота  положительное влияние оказывают завышенные товарные запасы на начало изучаемого периода и рост поступления продуктов, а отрицательное - увеличение прочего выбытия продуктов и завышенные запасы сырья и покупных материалов на конец периода.

     Так как товарооборот планируют, учитывают  и анализируют в продажных ценах, то и все другие показатели включают в продуктовый баланс в аналогичной оценке. Данные по продуктовому балансу изучают в целом по предприятию питания, так как отсутствует необходимая информация для его составления в ассортиментном разрезе.

     Анализ  поступления сырья, полуфабрикатов и покупных товаров проводят по общему объёму, ассортименту, количеству, качеству, источникам поступления и отдельным поставщикам. Прежде всего, исходя из плана товарооборота и выпуска собственной продукции определяют потребность в товарных ресурсах и сравнивают с возможностями их закупки. Особое внимание уделяют выявлению, изучению и мобилизации дополнительных источников поступления сырья, полуфабрикатов и покупных товаров на льготных условиях. Закупки зелени, ранних овощей, ягод и фруктов на колхозных рынках, продовольственных товаров непосредственно у производителей расширяют и разнообразят ассортимент продукции собственного производства, повышают калорийность и качество выпускаемых блюд. Приобретение продуктов непосредственно у производителей, поступление сырья из подсобных хозяйств и пунктов потребительской кооперации, как правило, производятся дешевле, чем при их закупке через оптовых посредников, что является важным фактором снижения стоимости питания и повышения рентабельности хозяйствования. В связи с этим при анализе необходимо изучить, как предприятия питания используют возможности вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов из указанных выше источников и какие имеются резервы для их роста. Особое внимание уделяется изучению частоты и своевременности завоза продуктов.

     Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки сырья и покупных товаров отдельными поставщиками. В процессе анализа определяют степень выполнения договоров поставки по общему объёму, ассортименту и качеству продуктов, срокам их отгрузки, условиям транспортировки и упаковки и т.п.; выявить случаи нарушения договорных обязательств, если они имели место, и установить их причины. Нарушения в выполнении договоров поставки сырья и покупных товаров могут быть по вине поставщиков (из-за несвоевременного заключения договоров, согласования спецификаций; нарушения договорных обязательств по объёму, ассортименту и качеству поставляемых продуктов, срокам отгрузки и другим условиям их поставки) или по вине предприятий питания (несвоевременное заключение договоров и предоставление разнарядок и заявок поставщикам, отказ от заказанных продуктов, нарушение действующего порядка расчётов и др.). В первом случае необходимо проверить, приняло ли предприятие питания все необходимые меры воздействия на поставщиков, предусмотренные законом и договорами, по устранению и предупреждению недостатков в поставке сырья, полуфабрикатов и покупных товаров. Во втором случае следует установить причины и конкретных виновников, приведших к ухудшению снабжения продуктами.

Информация о работе Планирование товарооборота по общему объему, по видам и структуре